Способ лечения компьютерной зависимости
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении компьютерной зависимости. На фоне психофармакотерапии проводят 8 этапов семейной психотерапии. 1 - борьба за структуру семьи и инициативу. 2 - выработка членами семьи единых целей и способов их достижения. 3 - отсоединение психотерапевта от семьи с передачей инициативы ее членам с восстановлением внутрисемейной иерархии и обязательным установлением принципа единоначалия в семейных отношениях во всем, что касается лечения больного. 4 - выработка директив: прямых или парадоксальных предписаний психотерапевта. 5 - контроль исполнения предписаний с фокусированием внимания членов семьи на патологических стереотипах внутрисемейного взаимодействия. 6 - подготовка семьи к возможному рецидиву расстройства методом парадоксального его предписания с вызыванием у членов семьи подсознательного сопротивления. 7 - купирование рецидива, по возможности без госпитализации, с закреплением у членов семьи навыков оказания помощи больному. 8 - переход к клиент-центрированной психотерапии с больным и членами его семьи. В процессе семейной психотерапии корригируют патологические стереотипы общения в семье больного парадоксальным методом дозированного усиления внутрисемейного кризиса, проводимым на фоне психофармакотерапии, не дающей решить этот конфликт развитием стандартной психопатической реакции Способ позволяет добиться равнодушного отношения к компьютерным играм, сформировать устойчивую запретно-поведенческую мотивацию и обеспечить психологический комфорт и взгляд на реальную жизнь. 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении больных нехимической зависимостью, в частности в комплексном лечении больных, страдающих компьютерной зависимостью.
Проблема зависимости, ввиду эпидемического характера распространения ряда ее форм и сложности ассоциированных медицинских, социальных и правовых проблем, в настоящее время рассматривается в качестве «вызова» современному обществу и социальной психиатрии (Дмитриева Т.Б., 2008). Особое внимание привлекает проблема компьютерной зависимости. Известно, что общее количество используемых компьютеров в России составляет более 31 млн штук. Более 30% семей в России имеют дома компьютер. Количество пользователей Internet в стране составляет порядка 35 млн человек и неуклонно возрастает (из выступления министра информационных технологий и связи РФ Л.Реймана). Широкая распространенность персональных компьютеров и облегченность доступа Internet, отражая реалии технического прогресса, создает угрозу формирования новой эпидемии нехимической зависимости - компьютерной, учитывая доказанный высокий аддиктивный потенциал этого вида деятельности. По литературным данным (Малыгин В.Л., 2010), распространенность компьютерной зависимости достигает 37,9% от числа пользователей. Столь широкое распространение компьютерной зависимости порождает значимые медицинские и социальные проблемы, что обуславливает насущную необходимость поиска адекватных методов помощи заболевшим.
Известен «Способ лечения компьютерной зависимости», разработанный в центре психотерапии профессора Малыгина (найдено по ссылке http://www.psypodderjka.ru/content/view/82).
Основой способа обозначена совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога.
Решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью, обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.
Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости проводится ее лекарственное лечение.
Основой лечения компьютерной зависимости, в рамках рассматриваемого способа, является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.
Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Компьютерная зависимость влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время лечения компьютерной зависимости важно оказывать помощь родственникам и близким человека, страдающего компьютерной зависимостью, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним.
Обращает на себя внимание полное игнорирование автором биологического компонента зависимости, отсутствие критериев выбора тактики лечения и статистических данных, позволяющих судить об эффективности предложенного способа. Не описано, как конкретно решается ключевой вопрос гармонизации отношений в семьях больных компьютерной зависимостью. Не предложено механизма создания в семье структуры, профилактирующей возможные рецидивы зависимости и тем самым обеспечивающей стойкость достигнутых результатов.
Известен «Способ лечения компьютерной зависимости», разработанный в клинике Бенихиса (найдено по ссылке http://www.benihis.ru/services/lzkigr). Основа способа - эмоционально-стрессовая психотерапия.
Цель лечения: добиться равнодушного отношения к компьютерным играм.
Задачи лечения: сформировать устойчивую запретно-поведенческую мотивацию. Обеспечить психологический комфорт и позитивный взгляд на реальную жизнь.
Преимущества (по мнению авторов рассматриваемого способа):
1. Метод не травматичен для психики, не вызывает депрессивного синдрома.
2. Устойчивый положительный результат при соблюдении плана лечения компьютерной зависимости и наблюдения.
Условия приема:
1. Желание лечиться от компьютерной зависимости.
2. В течение как минимум 24 часов до посещения клиники не должно быть приема алкоголя.
Форма работы:
- Индивидуальный прием у доктора клиники Бенихиса - стоимость 29200 р. (информация на 25.2.12).
- Индивидуальный прием у доктора Евгения Бенихиса - стоимость 42600 р. (сути приема, т.е. содержания эмоционально-стрессовой терапии, авторы не раскрывают; остается предполагать, что частью стрессовой терапии является стоимость приема - примечание авторов).
Лечение включает в себя обязательное 2-х разовое посещение с интервалом в неделю, продолжительность одного сеанса 1.5 часа и наблюдение в течение года.
Некоторый скепсис в отношении того, что от проблемы, которая формируется годами, можно избавиться за 2 сеанса, подкрепляется полным отсутствием статистических данных. Игнорируется как работа с семьей, являющаяся, по мнению множества специалистов, ключевым вопросом в терапии болезни зависимого поведения, так и диагностика и терапия биологических проблем, являющихся важной составной частью патогенеза расстройства. Обращает на себя внимание отсутствие дифференциального подхода, попытка шаблонного решения сложной и объемной проблемы.
Известен «Способ лечения компьютерной зависимости», применяющийся в КНР (найдено по ссылке http://gizmod.ru/2009/06/04/kitajtsy_lechat_internet-zavisimost_elektroshokom).
Суть способа состоит в госпитализации всех пациентов, страдающих компьютерной зависимостью, в психиатрическую клинику и проведении курса электросудорожной терапии. Другим видом терапии в клинике является «публичная самокритика, а также коленопреклоненное покаяние перед родителями».
Недостатками способа являются шаблонность подхода, терапия брутальным способом без достаточно изученных оснований, попытка решить проблему зависимости в отрыве от семьи, отсутствие данных об эффективности. Кроме того, признаваемая авторами важность гармонизации семейных отношений решается через примитивную попытку восстановления семейной иерархии без коррекции причин ее нарушения и налаживания обратной связи между членами семьи, являющихся обязательным условием эффективного функционирования любой сложной системы (в том числе семейной). Авторы данного способа совершенно не рассматривают необходимость коррекции индивидуальных проблем пациента - как психологического, так и биологического характера.
Известен «Способ лечения болезней зависимого поведения» (Бухановский А.О. и соавт. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. Ростов-на-Дону. 2002. 60 с.), выбранный нами в качестве прототипа.
Суть предлагаемого авторами метода состоит в комплексном подходе к терапии. Медицинская помощь включает биологические методы лечения (комплексная патогенетическая терапия по Г.Н.Крыжановскому, антиоксиданты, нейрометаболическая терапия) и психотерапию (приоритет отдан личностно ориентированной интегративной модели психотерапевтического воздействия).
Благодаря применению метода у больных, страдающих различными формами болезни зависимого поведения и лечившихся более одного месяца, объективно и субъективно улучшилось состояние, при лечении более 6 месяцев - существенно снизилась выраженность компульсивного влечения.
Однако при применении данного способа не происходит позитивной трансформации семейных отношений, грубую деформацию которых описывал Э. Берн («Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы» // - М., 2003, 226 с.), что препятствует полной реализации потенциала метода. Затруднительной оказывается мотивация пациентов на безусловный отказ от патологических форм поведения, прием медикаментов и психотерапевтическую работу. Кроме того, эффективность психотерапии в большой степени зависит от личности психотерапевта, что приводит к слабой воспроизводимости результатов при внедрении методики.
Аналогов используемого нами метода, предусматривающих комплексное индивидуализированное этапное лечение компьютерной зависимости, в доступной литературе мы не обнаружили.
Целью изобретения является индивидуализация патогенетически ориентированной терапии компьютерной зависимости, повышение эффективности лечебно-диагностической помощи, снижение вероятности рецидивов.
Поставленная цель достигается тем, что после добровольного обращения пациента и получения от него информированного согласия на оказание консультативной помощи осуществляется диагностический процесс, который в обязательном порядке предусматривает применение следующих основных методов: клинический (беседа, наблюдение, сбор анамнеза), экспериментально-психологический, нейровизуализационный и электроэнцефалографический.
В проведении обследования, таким образом, участвует бригада, состоящая из врача-психиатра, психолога, электрофизиолога. После проведения обследования и уточнения клинической картины, закономерностей ее развития, предиспозиции к болезни (биологической, социальной, личностной) пациенту предлагается комплексная программа медицинской помощи. Она включает психофармакотерапию (которая назначается в зависимости от результатов обследования и включает применение нормотимиков, серотонинэргических антидепрессантов, небольших доз атипичных нейролептиков и комплексную патогенетическую терапию по Г.Н.Крыжановскому - см. «Комплексное применение бутирофенонов, бензодиазепинов и солей натрия в психиатрической практике: Методические рекомендации Минздрава СССР». М., 1989. - 45 с.) и психотерапию (индивидуальную и семейную), целью которой является коррекция патологических стереотипов общения в семье пациента за счет дозированного усиления внутрисемейного кризиса, делающего эти перемены неизбежными, и выработка навыков проблемно-решающего поведения. Психотерапия проводится с самого начала лечения, на фоне психофармакотерапии, и осуществляется в 8 этапов.
1. Борьба за структуру семьи и инициативу. Начинается с момента обращения семьи за помощью и имеет своей целью обеспечение присутствия на семейных занятиях всех членов семьи и выполнения ими всех указаний психиатра и психотерапевта. Тем самым, преодолевая типичные для членов семей больных компьютерной зависимостью раскол и образование коалиций, инициируется кризис внутрисемейных отношений.
2. Выработка членами семьи единых целей и способов их достижения. Проводится опрос всех членов семьи о том, какими они видят семейные проблемы (в том числе психическое заболевание родственника) и способы их решения. Вырабатываются единые подходы к решению проблем, включающие в обязательном порядке меры по обеспечению регулярности приема больным назначенного лечения, по совладанию силами членов семьи с нарушениями поведения больного и по обеспечению восстановления его на работе или учебе. Определяется конкретная ответственность всех членов семьи за выполнение данных договоренностей и последствия нарушения ими их обязательств. Служит усилению внутрисемейного кризиса за счет противодействия характерному для членов семей больных компьютерной зависимостью избеганию ясных договоренностей и ответственности.
3. Отсоединение психотерапевта от семьи с передачей инициативы ее членам. Психотерапевт подчеркивает, что он не является членом семьи и не может быть в ней главным, ставя вопрос о том, кто из членов семьи будет главой, и добиваясь восстановления внутрисемейной иерархии с обязательным установлением принципа единоначалия в семейных отношениях, ответственности главы семьи за результат лечения и четкого выполнения всеми другими членами семьи указаний главы в том, что касается лечения больного. Служит усилению внутрисемейного кризиса за счет противодействия характерной для членов семей больных компьютерной зависимостью запутанности иерархических отношений в семье.
4. Выработка директив (прямых или парадоксальных предписаний психотерапевта, включающих задания всем членам семьи, направленные на коррекцию патологических стереотипов внутрисемейного общения). Продолжает усиливать внутрисемейный кризис за счет того, что реализация прежних стереотипов внутрисемейного взаимодействия становится невозможной.
5. Контроль исполнения предписаний с фокусированием внимания членов семьи на патологических стереотипах внутрисемейного взаимодействия и переносом внимания с проблем больного на проблемы других членов семьи и методы их решения. Противостоит характерному для семей больных компьютерной зависимостью убеждению, что все проблемы являются лишь следствием болезни пациента, и создает условия для начала усвоения новых, более эффективных правил внутрисемейного взаимодействия.
6. Подготовка семьи к возможному рецидиву проблем методом парадоксального предписания рецидива. Стремясь вызвать у больного и членов его семьи подсознательную обратную реакцию с помощью парадоксального предписания, психотерапевт настаивает на том, что при данной болезни рецидив неизбежен, более того, он необходим, так как только во время рецидива члены семьи смогут проверить, насколько эффективны разработанные ранее меры по борьбе с заболеванием и, соответственно, чем скорее будет рецидив, тем лучше - для повышения качества работы. Это не только уменьшает шансы на развитие рецидива за счет подсознательного сопротивления членов семьи выполнению этого «предписания», но и позволяет легче справиться с привычными для больного и членов семьи реакциями страха и отчаяния. Если рецидив все же наступает, создает условия для быстрого и эффективного его купирования в амбулаторных условиях с минимальной социальной дезадаптацией пациента.
7. Купирование рецидива. Члены врачебной бригады стремятся к тому, чтобы члены семьи сами, спокойно и уверенно, с минимальной консультативной и психотерапевтической помощью, на основе знаний, приобретенных в процессе психообразования, как медикаментозно, так и поведенчески, по возможности без стационирования больного, сумели справиться с обострением.
8. Переход к клиент-центрированной психотерапии с больным и, при необходимости, членами его семьи, проводимой на фоне периодических совместных встреч всей семьи и продолжающейся поддерживающей психофармакотерапии.
Изобретение «Способ лечения компьютерной зависимости» является новым, так как оно неизвестно в области медицины при лечении этого вида зависимости.
Новизна изобретения заключается в том, что впервые у каждого конкретного больного в сопоставлении анализируются клинико-динамические характеристики развития расстройства. Изучение патогенетических механизмов развития болезни позволяет осуществить патогенетически ориентированную терапию зависимости. Созданная в ходе диагностического процесса структурно-динамическая модель развития болезни является основой для разработки комплексной терапии и профилактики болезни, программы реадаптации и реабилитации. Новизна изобретения также состоит в том, что впервые разработана состоящая из 8 этапов воспроизводимая методика семейной психотерапии больных компьютерной зависимостью, которая позволяет не только уменьшить выраженность, но и полностью устранить патологические стереотипы внутрисемейного общения. Кроме того, в отличие от известных методов, данная методика содержит в себе конкретные мероприятия по налаживанию контроля за приемом лекарств, профилактике нарушений поведения и социально-трудовой дезадаптации больных с введением ответственности за их выполнение со стороны членов семьи, что существенно повышает эффективность данных мероприятий и, соответственно, результаты лечения и их стойкость. В отличие от всех других известных способов лечения, делается акцент на восстановлении внутрисемейной иерархии с обязательным установлением принципа единоначалия во всем, что касается лечения больного, что значительно облегчает достижение регулярности приема больным назначенного лечения, совладание силами членов семьи с нарушениями поведения больного и обеспечение восстановления его на работе или учебе. Кроме того, новизна изобретения заключается и в том, что если в прототипе психотерапия проводится в режиме поддержки членов семьи, то здесь используется парадоксальный метод дозированного усиления внутрисемейного кризиса, проводимого на фоне психофармакотерапии, не дающей решить этот конфликт развитием стандартной психопатической реакции, что вынуждает семью вырабатывать новые, конструктивные формы реагирования и позволяет, за счет использования энергии подсознательного сопротивления членов семьи, добиться более быстрых, выраженных и стойких изменений внутрисемейного общения, обеспечивающих лучшие результаты лечения. Использование приема предписания рецидива и подготовки семьи к нему не только уменьшает страх членов семьи перед возможным обострением, что само по себе повышает качество и стойкость достигаемых результатов, но и способствует повышению мотивации членов семьи в обучении навыкам проблемно-решающего поведения, что также является одним из ключевых факторов стойкости достигнутых результатов терапевтического и реабилитационного процесса.
Кроме того, полноценное обследование комплексная коррекция расстройства, в отличие от иных известных методов, предусматривающих либо психологическое, либо биологическое воздействие, оказываются важными факторами эффективности предложенного метода лечения у пациента.
Таким образом, предложенный бригадный способ диагностики и лечения патологического влечения к компьютерной деятельности способствует индивидуализации медицинской помощи, увеличивает эффективность терапии, позволяет разработать программы реадаптации и реабилитации.
Изобретение «Способ лечения компьютерной зависимости» является промышленно применимым, так как может быть использовано в здравоохранении, медицинских учреждениях психиатрического профиля.
Пример конкретного применения «Способа лечения компьютерной зависимости» на больных.
Пациент Д.В.Н. (история болезни 87/11), 1992 г. р., обратился за помощью 20.05.11.
Наследственность отягощена зависимостью от компьютерных игр у родного дяди по отцовской линии, нейродермитом у матери.
Родился от первой, протекавшей без патологии, беременности. Роды путем кесарева сечения (вес 3750 г, рост 52 см); закричал сразу. С 2-х недель на искусственном вскармливании, ввиду полиаллергии. С 2-х до 7-ми лет проживал с семьей в Заполярье. Рос послушным, с новыми людьми сходился с трудом, вел себя с ними «осторожно», вместе с тем в рамках семьи был добрым, отзывчивым, веселым. До 4-х лет воспитывался дома, после пошел в ДОУ. Адаптировался легко, принимал участие в утренниках. Часто болел ОРВИ, вследствие чего в зимнее время находился дома под присмотром няни. С 4,5 лет появились заикание, дизартрия - занимался с логопедом. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции.
Первый опыт компьютерной игры - в 6 лет. Играл нерегулярно, преимущественно в компании родного дяди, который, со слов отца пациента, много времени проводил за компьютером. Длительность эпизода составляла не более 2-3 часов.
В 1999 г. (7 лет) семья переехала в Ростов-на-Дону, где пациент пошел в школу-пансион полного дня, в которой работали бабушка и мать. До 9 класса учился на «хорошо» и «отлично», с удовольствием. Активно принимал участие в жизни школы. 9-й класс окончил «отлично». В свободное от учебы время общался с друзьями, играл, гулял, много времени проводил вместе с родителями (походы, лыжный спорт). В 2004 г. (12 лет) перенес тяжелую пневмонию, без осложнений. Пубертатный период с 15 лет. Летом 2008 г. ездил с родителями на Байкал, работал на Ростсельмаше (курьером в течение 1.5 мес), настроение, со слов родителей, было ровным.
С 2007 г. (15 лет), стал играть on-line в ролевую игру «World of Workraft». Время, проводимое за компьютером, возросло до 6-8 часов в сутки. При этом испытывал чувство эмоционального подъема, «вдохновения», сохранявшееся и вне игры. Находясь в таком состоянии, с удовольствием увлеченно фантазировал, представляя себя «героем», придумывая разнообразные фантастические приключения с собственным участием. Замечания и другие попытки родителей ограничить время, проводимое за компьютером, к результату не приводили. Играл преимущественно в вечерне-ночное время, в ущерб сну. При пробуждении чувствовал вялость, сонливость. Разговоры с приятелями стали сводиться к обсуждению компьютерных игр. В 2008 г. (16 лет), по решению родителей, поступил в лицей при РАУ. С группой «не сошелся», предпочитал быть в одиночестве, около полугода «отношения были нейтральными», после сверстники стали задевать его, «делать всякие пакости». Родителям мотивировал, что «ребята - не его круга». Тогда же усилилось увлечение компьютерными играми, мог играть до 8-10 часов подряд (преимущественно ночью). К тому времени был увлечен несколькими компьютерными играми, однако главным увлечением оставалась «World of Workraft». Пропускал занятия (мог не посещать 3 недели, потом вернуться на месяц, затем снова пропуски), обманывал родителей - утверждал, что «в лицее все хорошо». Дома был пассивным, инициативы к домашним делам не проявлял. В 10-м классе успеваемость резко снизилась (преобладали удовлетворительные оценки). На этой почве стали возникать конфликты с родителями. В случае вынужденной невозможности использования компьютера постоянно думал об игре, испытывал выраженное желание к ней вернуться. Начал проявлять выраженные реакции оппозиции, «хамства», стал более «своевольным». Родители уговаривали сменить лицей на другую школу, однако принял решение остаться в лицее. Перешел в другой класс, где отношения со сверстниками были «терпимыми». По результатам хорошо сданного ЕГЭ, при поддержке родителей, летом 2009 г. поступил в ДГТУ, планируя «начать все по-нормальному». Проучился около 2-х месяцев без нареканий, легко. При этом продолжал активно играть, вследствие чего не высыпался (весной 2010 г. эпизодически употреблял энерготоники) - стал пропускать занятия, сначала эпизодически, затем регулярно; «забросил» учебу и в мае 2010 г. был отчислен, по поводу чего сильных переживаний не испытывал. Усилились и участились внутрисемейные скандалы. Очень много играл. В июле 2010 г. (17 лет) по собственной инициативе устроился официантом, был рад зарплате (со слов матери, был «окрылен» заработанными деньгами, легко их тратил), чувствовал себя независимым. В работе был организованным: с удовольствием посещал тренинги, старался выглядеть презентабельно (самостоятельно стирал свои вещи, следил за аккуратной прической), работал помногу, с удовольствием, продуктивно (занимал лидерские позиции среди коллег). Активно общался с друзьями, проводил время в компаниях; время использования компьютера несколько сократилось, однако ежедневный характер игр сохранялся. Поступил сам в ЮФУ. По собственным словам, «за лето изменился и думал, что все будет хорошо». Осенью 2010 г. на заработанные деньги купил дорогой компьютер, обновил гардероб, приступил к учебе, с намерением добросовестно посещать и получать знания. Студенческая группа понравилась, «всем был доволен», однако спустя уже неделю, когда родители уехали отдыхать, начал пропускать занятия, учился без энтузиазма, на занятиях был рассеян. Стал меньше внимания уделять внешнему виду. Много играл, испытывая выраженное влечение к продолжению компьютерной игры. Зимнюю сессию сдал с помощью родителей. Во втором семестре посещаемость несколько улучшилась, однако учиться было по-прежнему тяжело (трудно было осваивать новый материал, ввиду пробелов в знаниях из-за прежних пропусков). Утверждал, что занятия пропускал из-за лени («я не могу организовать свой день»), признавая существенную роль влечения к компьютерным играм. За помощью обратились в ЛРНЦ «Феникс».
Соматический статус: без особенностей.
Неврологический статус: ЧМН в норме. Реакция зрачков на свет живая, содружественная. Активные движения в полном объеме; сила несколько снижена в левых конечностях; сухожильные рефлексы S≤D; нарушений чувствительности нет. В позе Ромберга устойчив. Координаторные пробы выполняет правильно.
Психический статус. Сознание ясное. Ориентирован верно во всех сферах. Внешне опрятен. Держится напряженно, настороженно. Визуальный контакт поддерживает не всегда. Спустя некоторое время начинает вести себя более уверенно. Мимические реакции живые, адекватные ситуации. Пантомимика активная, движения угловатые. На вопросы отвечает в плане заданного. Речь грамматически правильная, в обычном темпе. Причиной обращения в ЛРНЦ считает «неспособность организовать свой день». При направленном расспросе выясняется, что около 3-х лет назад активно увлекся компьютерными играми, за которыми мог проводить до 8-12 часов в сутки. На занятиях не мог сосредоточиться, думал об игре. Персонажей игры описывает, делая акцент на их уникальности, на своих достижениях в их образах. В суждениях легковесный, поверхностный. В данный момент переживает о конфликте с родителями: «устал уже выслушивать морали». В будущем планирует получить диплом, в ближайшем будущем - устроиться на работу официантом. Фон настроения ровный. К состоянию формально критичен.
Результаты дополнительных исследований.
1. ЭПИ (23.05.11): признаки эмоционального инфантилизма.
2. РЭГ (22.05.11): физиологическая асимметрия кровенаполнения в обоих бассейнах.
3. ЭЭГ (22.05.11): Диффузные проявления пароксизмальной активности.
4. МРТ головного мозга (01.06.11): МРТ-признаки очага глиоза ствола мозга.
5. Суточная моча на гормоны (25.05.11): ДОФА - 77,37 нмоль/сут; дофамин - 360,01 нмоль/сут; норадреналин - 139,81 нмоль/сут; адреналин - 15,52 нмоль/сут.
6. Содержание серотонина в крови (23.05.11): общий 1,26 мкмоль/л; тромбоцитарный 0,96 мкмоль/л; свободный 0,3 мкмоль/л.
7. Кровь на литий (23.05.11): 5,87 мкг/дл.
02.06.2011 был проведен консилиум в составе профессора д.м.н. Солдаткина В.А., лечащего врача Дьяченко А.В. Установлен клинический диагноз: «Болезнь зависимого поведения (нехимическая зависимость - компьютерная зависимость, первичный вариант)». По МКБ-10: «Другие расстройства привычек и влечений F63.8».
Рекомендовано:
1. Лекарственная терапия:
- Депакин-хроно 500 мг в сутки, с возможным увеличением до 1000 мг;
- Сероквель - начать подбор индивидуальной дозы с 12,5 мг в сутки.
- Метаболическая терапия: кортексин, фенибут.
2. Семейная психотерапия - начать одновременно с началом лекарственной терапии, проводить этапно:
1 - борьба за структуру семьи и инициативу,
2 - выработка членами семьи единых целей и способов их достижения,
3 - отсоединение психотерапевта от семьи с передачей инициативы ее членам с восстановлением внутрисемейной иерархии и обязательным установлением принципа единоначалия в семейных отношениях во всем, что касается лечения больного,
4 - выработка директив: прямых или парадоксальных предписаний психотерапевта,
5 - контроль исполнения предписаний с фокусированием внимания членов семьи на патологических стереотипах внутрисемейного взаимодействия,
6 - подготовка семьи к возможному рецидиву расстройства методом парадоксального его предписания с вызыванием у членов семьи подсознательного сопротивления,
7 - купирование рецидива, по возможности без госпитализации, с закреплением у членов семьи навыков оказания помощи больному,
8 - переход к клиент-центрированной психотерапии с больным и членами его семьи.
В процессе комплексной терапии пациент отмечал заметную редукцию патологического влечения к компьютерной игре. Удалось добиться заметной трансформации семейных взаимоотношений. Несколько раз пациент пытался противостоять достигнутым договоренностям, встречая адекватно жесткий отпор семьи. Продолжал работать с психотерапевтом и принимать лекарственные препараты. Реализованы все этапы семейной психотерапии, в настоящее время получает клиент-центрированную психотерапию (8-й этап), продолжая принимать лекарственные препараты.
Предлагаемым способом пролечено 38 больных, страдающих компьютерной зависимостью.
Катамнестическое наблюдение за пациентами, получившими помощь, выполнено в сроках от 3 месяцев до 3 лет. Стойкой ремиссии, при которой пациент полностью воздерживался от компьютерных игр и других вариантов патологической деятельности, при этом не произошло перехода к иной зависимости (химической и нехимической), удалось добиться в 59% случаев. Следует отметить, что в тех случаях, когда пациент и его семья полностью выполняли рекомендации и минимум полгода работали с психотерапевтом, эффективность метода достигала 83%.
Технико-экономическая эффективность «Способа лечения компьютерной зависимости» заключается в том, что использование способа позволяет осуществить комплексную, индивидуализированную, этапную, патогенетически ориентированную терапию зависимости, что увеличивает эффективность лечебно-профилактических мероприятий, существенно снижает риск обострений расстройства.
Способ терапии компьютерной зависимости, включающий психофармакотерапию и психотерапию, отличающийся тем, что с самого начала лечения на фоне психофармакотерапии начинают проводить 8 этапов семейной психотерапии: 1 - борьба за структуру семьи и инициативу, 2 - выработка членами семьи единых целей и способов их достижения, 3 - отсоединение психотерапевта от семьи с передачей инициативы ее членам с восстановлением внутрисемейной иерархии и обязательным установлением принципа единоначалия в семейных отношениях во всем, что касается лечения больного, 4 - выработка директив: прямых или парадоксальных предписаний психотерапевта, 5 - контроль исполнения предписаний с фокусированием внимания членов семьи на патологических стереотипах внутрисемейного взаимодействия, 6 - подготовка семьи к возможному рецидиву расстройства методом парадоксального его предписания с вызыванием у членов семьи подсознательного сопротивления, 7 - купирование рецидива, по возможности без госпитализации, с закреплением у членов семьи навыков оказания помощи больному, 8 - переход к клиент-центрированной психотерапии с больным и членами его семьи; в процессе семейной психотерапии корригируют патологические стереотипы общения в семье больного парадоксальным методом дозированного усиления внутрисемейного кризиса, проводимым на фоне психофармакотерапии, не дающей решить этот конфликт развитием стандартной психопатической реакции, и вырабатывают навыки проблемно-решающего поведения.