Способ эвакуации пострадавших

Изобретение относится к способам эвакуации пострадавших из труднодоступных мест. Способ эвакуации пострадавших включает использование санитарных средств, в частности парусиновой ленты с парусиновой накладкой и металлическими полукольцами. Устанавливают на элементах оборудования рабочих мест датчики безопасного положения и амортизирующие приспособления. Устанавливают на сиденье оператора парусиновую ленту в виде чехла. Чехол снабжают ремнями крепления его к сиденью, ремнями безопасности оператора, жесткими вставками для предохранения жизненно важных органов от защемления, элементами подогрева, стыковки с внешними подъемными средствами и транспортировки, иммобилизирующим щитом. Элементы подогрева выполнены с возможностью их подключения к бортовой сети энергоснабжения машины. Открепляют чехол от сиденья, соединяют его верхнюю часть посредством полуколец и элементов стыковки с внешними подъемными средствами и предварительно натягивают ее ими, фиксируют голову пострадавшего относительно верхней части чехла. Укладывают руки пострадавшего вдоль его тела и стягивают их вместе с телом боковинами чехла, ремнями крепления и безопасности. Перемещают пострадавшего подъемными средствами к выходу (люку машины), выпрямляют его тело и иммобилизирующий щит, для чего увеличивают угол между его частями от (80-90)° до (170-180)°. После чего стопорят их между собой, извлекают пострадавшего посредством подъемных средств. Предложенный способ с использованием чехла и иммобилизирующего щита позволяет в 1.5-2 раза сократить время на эвакуацию пострадавшего из танка.

Реферат

Изобретение относится к военно-медецинской технике, а более конкретно к способам и средствам эвакуации пострадавших из труднодоступных мест: из боевых машин, отсеков кораблей, щелей, траншей, подвалов и др.

Опыт медицинского обеспечения личного состава войск, сил гражданской обороны и населения, а также мероприятий по ликвидации последствий землетрясения в Армении, катастроф в Арзамасе, Уфе и др., показывает, что наиболее характерными в боевых условиях, при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах являются черепно-мозговые травмы, переломы костей позвоночника, таза, конечностей, травма груди и живота, повреждения внутренних органов, синдром внутреннего сдавливания и т.п., являющиеся результатом механического воздействия. Наиболее сложными во всех случаях являются сочетанные и комбинированные травмы [1, 2], определяющие нормативы по оказанию медицинской помощи в пределах 30 мин - 1 час, снижающие вероятность смертельного исхода в три раза и определяющие проблему для спасения и эвакуации пострадавших.

Ситуация еще более усугубляется, если эвакуация и спасение людей производятся в условиях боевых действий, экологических и техногенных катастроф, где возможно сочетание огня противника, наводнений, пожаров, заражений и часто существует комбинация опасных факторов. Особенно, если эвакуация сопровождается извлечением раненых из труднодоступных мест: окопов, траншей, завалов, боевых машин и др. Такое извлечение из-за отсутствия специальных средств крайне медленно, опасно из-за огня противника, тяжело для санитаров, мучительно для раненых и нередко наносит последним дополнительные травмы.

Известен способ эвакуации пострадавших (раненых) с использованием лямок и носилок /3/. Лямка носилочная представляет собой парусиновую ленту с накладкой в средней части и металлической пряжкой на одном конце. Ее применяют сложенной «восьмеркой» или «кольцом». Лямки применяют на поле боя, в медицинских пунктах, в подразделениях и частях медицинской эвакуации. Если лямку применяют для эвакуации пострадавшего из боевой машины (танка), то санитар (член экипажа, оператор), находящийся внутри танка, после наложения лямки поднимает и направляет тело пострадавшего, а двое санитаров (членов экипажа), стоя на башне, осторожно тянут за лямку и элементы одежды. Один из стоящих на башне, становясь на колени, поддерживает бедра раненого, помогая придать ему горизонтальное положение, чтобы положить на носилки. Такой способ эвакуации пострадавших требует участия нескольких санитаров, что в современных человекомашинных системах (танках) из-за отсутствия свободного места для санитаров практически исключен.

Известен также способ эвакуации пострадавших, например операторов человеко-машинных систем из боевых и специальных машин /3/, включающий использование санитарных средств, в частности парусиновой ленты с парусиновой накладкой и металлическими полукольцами. Этот способ по технической сути является наиболее близким к заявляемому и принимается за его прототип.

Как и в предыдущем случае, этот способ имеет такие же недостатки. Его реализация в современных боевых машинах еще более затруднена из-за стесненного положения членов экипажа. Наложение лямки возможно только сверху, сопровождается перекосами, зацепами за оборудование, элементы одежды и тело пострадавшего. Последующее извлечение вручную из-за отсутствия специальных средств крайне медленно, тяжело для санитаров, мучительно для пострадавших и нередко наносит последним дополнительные травмы.

Известно, что эвакуация раненых из специальных и боевых машин с использованием лишь лямки медицинской специальной, которую необходимо предварительно одеть, что в условиях ограниченного пространства внутри машин очень тяжело выполнить без дополнительного травмирования человека, приводит к ухудшению его состояния - нередко к шоку [2, 3]. Кроме того, лямка не является штатным средством этих машин, требует привлечения санитаров, не позволяет переносить и перевозить раненого. Такая эвакуация раненых из специальных и боевых машин часто сопровождается задержками, производится через верхние люки, за верхнюю часть одежды, вручную, а перенос - также вручную, на подручных средствах, часто под огнем противника. Следствием этого является высокая степень вторичного травмирования раненых, увеличивающая тяжесть повреждений и сроки их лечения. Кроме того, сиденья этих машин не оборудованы ремнями безопасности, а оборудование рабочих мест операторов (рукоятки, углы, выступы и др.) не имеет амортизирующих приспособлений, что приводит к многочисленным повреждениям как здоровых членов экипажей в процессе выполнения ими своих функциональных обязанностей, так и пострадавших - при их извлечении.

Целью настоящего технического решения является повышение эффективности процесса эвакуации пострадавших из труднодоступных мест, в частности из боевых и специальных машин, а также снижение вероятности возникновения при этом вторичного травмирования и сокращения времени эвакуации.

Эта цель достигается тем, что в известном способе эвакуации пострадавших, например операторов человекомашинных систем, из боевых и специальных машин, включающем использование санитарных средств, в частности парусиновой ленты с парусиновой накладкой и металлическими полукольцами, в соответствии с изобретениемуменьшают травмоопасность операторов путем коррекции специальной одежды, установки на элементах оборудования рабочих мест датчиков их безопасного положения и амортизирующих приспособлений, увеличивают размеры парусиновой ленты в соответствии с выражениями

1,5Вc≤Впл≤2Вc,

1,2(Lcсп)≤Lпл≤1,5(Lcсп),

где - Вс - ширина сиденья, Впл - ширина парусиновой ленты, Lc - длина основания сиденья, Нсп - высота спинки сиденья, и устанавливают ее на сиденье оператора в виде чехла, который снабжают ремнями крепления его к сиденью, ремнями безопасности оператора, продольными ремнями с пряжками, накладками из парусины по количеству всех ремней, жесткими вставками для защиты жизненно важных органов от защемления и стыковки с внешними подъемными средствами и транспортировки, элементами подогрева с возможностью их подключения к бортовой сети энергоснабжения машины, иммобилизирующим щитом, состоящим из двух, шарнирно связанных между собой частей, обеспечивают возможности их крепления к тыльной стороне чехла, перемещения друг относительно друга в продольной плоскости сиденья и стопорения под углами между собой в нормальном рабочем режиме и в режиме эвакуации соответственно в диапазонах (80-90)° и (170-180)°, открывают при эвакуации пострадавшего оператора наружный выход, например люк машины, расстопаривают обе части иммобилизирующего щита, открепляют чехол от сиденья, соединяют его верхнюю часть посредством полуколец и элементов стыковки с внешними подъемными средствами и предварительно натягивают ее ими, фиксируют голову пострадавшего относительно верхней части чехла, укладывают руки пострадавшего вдоль его тела и стягивают их вместе с телом боковинами чехла, ремнями крепления и безопасности, медленно и осторожно перемещают пострадавшего подъемными средствами к выходу (люку машины), выпрямляют его тело и иммобилизирующий щит, для чего увеличивают угол между его частями от (80-90)° до (170-180)°, после чего стопорят их между собой, извлекают пострадавшего посредством подъемных средств и, используя чехол и иммобилизирующий щит в качестве медицинских носилок, доставляют его в безопасное место для оказания соответствующей помощи и (или) перекладывают пострадавшего в транспортное средство и доставляют его в медицинское учреждение.

Введение в известный способ эвакуации пострадавших новых существенных признаков позволяет уменьшить травмоопасность операторов человекомашинной системы в процессе выполнения ими своих функциональных обязанностей независимо от их состояния, повысить безопасность и надежность эвакуации, улучшить условия жизнеобеспечения пострадавших, ускорить эвакуацию и оказание им необходимой медицинской помощи.

В предлагаемом техническом решении обеспечивается получение существенного положительного эффекта, не предусмотренного ни в прототипе, ни в аналогичных технических решениях. Авторам не известны и другие технические решения, в которых решалась бы поставленная задача таким образом.

Все существенные признаки способа эвакуации пострадавших как известные, так и введенные просты в исполнении, могут быть реализованы в военной промышленности, а большинство из них и в войсковых условиях и в гражданских мастерских.

При эвакуации пострадавших, например операторов человекомашинных систем с ограниченными размерами внутреннего пространства и наружного выхода (например, боевых и специальных машин), элементы одежды используют для обеспечения высокой эффективности деятельности операторов в реальных условиях обитаемости (температурный режим, свобода движений, удобство и др.) и размещения оборудования на рабочих местах.

Уменьшают травмоопасность операторов путем коррекции одежды, например введения специализированной одежды (с зауженными рукавами, манжетами), комбинезонов (с внутренними пуговицами), головных уборов (типа беретов, пилоток и др. с дополнительными креплением и подкладками), шлемофонов (с датчиками и сигнализацией безопасности) и др., для исключения зацепов за оборудование конкретного рабочего места, путем уменьшения ее объема (особенно в зимнее время) без потерь основных характеристик и т.д., а также установки на элементах оборудования рабочих мест датчиков их безопасного положения и амортизирующих приспособлений. Например, на налобниках прицелов, приборов наблюдения, визиров, шлемофонов и др. устанавливают амортизирующие вставки, предохраняющие лица и глаза операторов при соударении с оборудованием от травм, с сигнализацией в поле зрения, предупреждающей о несвоевременности или готовности определенных действий (например, о готовности стрельбы, заряжания, начала движения машины и др.).

Уточняют размеры и положение санитарных средств, в частности увеличивают размеры парусиновой ленты (лямки санитарной) в соответствии с выражениями

1,5Вc≤Впл≤2Вc,

1,2(Lcсп)≤Lпл≤1,5(Lcсп),

где - Вс - ширина сиденья, Впл - ширина парусиновой ленты,

Lc - длина основания сиденья, Нсп - высота спинки сиденья, и устанавливают ее на сиденье оператора в виде чехла, который снабжают поперечными ремнями крепления его к задней части спинки и нижней части основания (подушки) сиденья, ремнями безопасности операторов и продольными ремнями с пряжками, укрепленными на чехле, накладками из парусины, жесткими вставками для защиты жизненно важных органов от защемления и стыковки с внешними подъемными средствами и транспортировки. Учитывают при этом размеры и конструкцию сиденья, удобство крепления к нему чехла и извлечения пострадавшего (из люка боевой машины), металлические полукольца для подсоединения к стропам при подъеме размещают подвижно на каждом продольном ремне с возможностью их продольного перемещения, а поперечное перемещение продольных ремней ограничивают верхней жесткой вставкой. В режиме обычной деятельности поперечные и продольные ремни застегивают сзади спинки и снизу основания сиденья, чтобы чехол не стеснял движения оператора, а при эвакуации их отстегивают от сиденья, стягивают поперечными ремнями и ремнями безопасности руки и тело оператора, а продольными ремнями присоединяют чехол с оператором через полукольца к подъемным средствам.

Для облегчения одежды оператора, уменьшения ее объема, повышения свободы действий, удобства и комфортности операторов (как при выполнении ими своих функциональных обязанностей, так и при эвакуации) чехол снабжают элементами подогрева с возможностью их подключения к бортовой сети энергоснабжения машины.

В случае эвакуации пострадавшего с повреждениями позвоночника или тазобедренного сустава обеспечивают совмещение чехла с иммобилизирующим средством в виде щита, который выполняют состоящим из двух шарнирно связанных между собой частей, обеспечивают возможность стопорения этих частей под углами между собой в нормальном (рабочем) режиме и в режиме эвакуации соответственно в диапазонах (80-90)° и (170-180)°. Шарниры обеспечивают перемещение верхней и нижней частей иммобилизирующего щита в продольной плоскости перемещения спинки сиденья члена экипажа боевой машины (оператора) относительно его подушки (основания). На верхней части иммобилизирующего щита укрепляют подголовник (с возможностью фиксации головы оператора), по бокам обеих частей иммобилизирующего щита размещают (как и у чехла) ручки для переноски пострадавшего вне боевой машины или зацепов для захвата носилок, а в нижней части иммобилизирующего щита укрепляют ее удлинитель для укладки ног пострадавшего при его переноске или транспортировке вне боевой машины.

При эвакуации пострадавшего оператора открывают наружный выход (например, люк боевой машины), расстопаривают обе части иммобилизирующего щита, открепляют чехол от сиденья и соединяют его посредством элементов стыковки (верхней жесткой вставки, полуколец) с внешними подъемными средствами (например, тросом лебедки), укладывают руки пострадавшего вдоль тела и стягивают их вместе с телом и боковинами чехла ремнями крепления и безопасности, медленно и осторожно перемещая пострадавшего, выпрямляют его тело и иммобилизирующий щит, увеличивая угол между его частями от (80-90)° до (170-180)°, после чего стопорят их между собой, извлекают пострадавшего посредством подъемного устройства и, используя чехол и иммобилизирующий щит в качестве медицинских носилок, перекладывают пострадавшего в транспортное средство и доставляют его в медицинское учреждение.

В настоящее время на основе предлагаемого способа для повышения безопасности экипажей боевых и специальных машин при их функциональной деятельности, а также в случаях их эвакуации, разработан и проходит предварительные испытания способ с использованием комбинированного чехла (с иммобилизирующим щитом) сиденья боевых и специальных машин [4]. Установлено, что способ обеспечивает безопасность и быструю эвакуацию раненых из машин без повторного травмирования: фиксацию членов экипажей на сиденьях машин ремнями безопасности с регулировкой положения и размеров их установки; эвакуацию раненых из машин и их доставку в ближайшее укрытие (пункт сбора раненых) для оказания неотложной помощи или перегрузки на транспорт лечебных учреждений с соблюдением медицинских требований; эвакуацию раненых подъемом из других труднодоступных мест (окопов, завалов, оврагов, ущелий, котлованов и т.д); переноску раненых с использованием ручек чехлов и иммобилизирующих щитов, а также плечевых ремней силами от 2-х до 6-ти человек с фиксацией туловища, головы и ног; перевозку раненых в различных (не специальных) транспортных средствах; предохранение сидений от пыли и грязи; использование в качестве гамака для отдыха личного состава. Ремни безопасности не препятствуют быстрому покиданию машины членами экипажей, а укладка чехла с иммобилизирующим щитом в походном положении не препятствует эксплуатации и обслуживанию механизмов машин. Чехол унифицирован для сидений различных машин, в том числе с изменяющимся положением и различными размерами сиденья (спинки и подушки), выполнен из прочных, износостойких и гигиенических материалов.

Особенности исполнения иммобилизирующего щита и его стыковки с сиденьем и комбинированным чехлом обеспечивают компактность всей конструкции и возможность ее установки на рабочих местах членов экипажей без конструктивных изменений штатных элементов боевых (специальных) машин. Комбинированный чехол может крепиться к внешним подъемным устройствам, что ускоряет процесс эвакуации: предложенный способ с использованием комбинированного чехла позволяет в 1.5-2 раза сократить время на эвакуацию пострадавшего из танка Т-80.

Литература

1. Жиляев Е.Г., Беленький В.М. Перспективы развития подвижных медицинских комплексов. Сборник научных трудов ГосНИИ ЭМПФ и МТ МО РФ/ Под обшей ред. Жиляева Е.Г. - М: Воентехиниздат, 1998. - 245 с.

2. Салтан В.И., Москалев С.Н., Беленький В.М. и др. Некоторые аспекты применения вертолетов для целей медицинской эвакуации. Сборник научных трудов ГосНИИ ЭМПФ и МТ МО РФ / Под обшей ред. Жиляева Е.Г. - М.: Воентехиниздат, 1998. - 245 с.

3. Под ред. Смирнова Е.И. «Энциклопедический словарь военной медицины», т.5, М.: Изд-во мед. литературы, 1948, с.438-446. - ПРОТОТИП.

4. Медведев В.Р., Ткаченко В.И., Ткаченко Н.В. и др. Особенности развития технологии медицинского обеспечения в опасных зонах. Материалы конференции XII Международного форума «Высокие технологии XXI века». - М.: Издательство ЛКИ, 2011, с.442-446.

Способ эвакуации пострадавших, например операторов человеко-машинных систем, из боевых и специальных машин, включающий использование санитарных средств, в частности парусиновой ленты с парусиновой накладкой и металлическими полукольцами, отличающийся тем, что уменьшают травмоопасность операторов путем коррекции специальной одежды, установки на элементах оборудования рабочих мест датчиков их безопасного положения и амортизирующих приспособлений, увеличивают размеры парусиновой ленты в соответствии с выражениями1,5Вс≤Впл≤2Вс,1,2(Lcсп)≤Lпл≤1,5(Lcсп),где Bc - ширина сиденья, Впл - ширина парусиновой ленты,Lc - длина основания сиденья, Нсп - высота спинки сиденья, и устанавливают ее на сиденье оператора в виде чехла, который снабжают ремнями крепления его к сиденью, ремнями безопасности оператора, продольными ремнями с пряжками, накладками из парусины по количеству всех ремней, жесткими вставками для предохранения жизненно важных органов от защемления, элементами подогрева с возможностью их подключения к бортовой сети энергоснабжения машины, элементами стыковки с внешними подъемными средствами и транспортировки, иммобилизирующим щитом, состоящим из двух шарнирно связанных между собой частей, обеспечивают возможности их крепления к тыльной стороне чехла, перемещения относительно друг друга в продольной плоскости сиденья и стопорения под углами между собой в нормальном рабочем режиме и в режиме эвакуации соответственно в диапазонах 80-90° и 170-180°, открывают при эвакуации пострадавшего оператора наружный выход, например люк машины, расстопаривают обе части иммобилизирующего щита, открепляют чехол от сиденья, соединяют его верхнюю часть посредством полуколец и элементов стыковки с внешними подъемными средствами и предварительно натягивают ее ими, фиксируют голову пострадавшего относительно верхней части чехла, укладывают руки пострадавшего вдоль его тела и стягивают их вместе с телом боковинами чехла, ремнями крепления и безопасности, медленно и осторожно перемещают пострадавшего подъемными средствами к выходу (люку машины), выпрямляют его тело и иммобилизирующий щит, для чего увеличивают угол между его частями от 80-90° до 170-180°, после чего стопорят их между собой, извлекают пострадавшего посредством подъемных средств и, используя чехол и иммобилизирующий щит в качестве медицинских носилок, доставляют его в безопасное место для оказания соответствующей помощи и (или) перекладывают пострадавшего в транспортное средство и доставляют его в медицинское учреждение.