Транспортное средство со сменным кузовом для перевозки легковесных сельскохозяйственных грузов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к транспорту, а именно к транспортным средствам, оборудованным механизмом с крюковой рамой для замены сменных кузовов, приспособленных для перевозки легковесных сельскохозяйственных грузов, с устройством для уплотнения в процессе загрузки. Изобретение включает шасси (1), оборудованное механизмом (2) с крюковой рамой (3) для замены сменных кузовов, которые снабжены замком (4) для крепления лонжеронов (5) сменных кузовов к раме механизма (2), и сменный кузов со сцепной скобой (7). Сменный кузов (6) выполнен в виде передней (9) и задней (10) секций, телескопически соединенных между собой. Уплотнение груза достигается возвратно-поступательным движением секции (9) по отношению к секции (10), неподвижно закрепленной замком (4) на раме механизма (2). Изобретение направлено на повышение производительности при перевозке легковесных грузов, а также увеличение массы перевозимого груза. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат
Изобретение относится к транспорту, а именно к транспортным средствам, оборудованным механизмом для замены сменных кузовов крюкового типа, приспособленных для перевозки легковесных сельскохозяйственных грузов (сена, соломы, половы, зеленой травяной массы и др.), с устройством для уплотнения растительной массы в процессе загрузки.
Известно транспортное средство со сменным кузовом для перевозки сельскохозяйственных грузов, в том числе легковесных (Проспект фирмы Fliegl - транспортное средство с толкающей стенкой), содержащее шасси, сменный кузов, имеющий толкающую стенку с гидроприводом для выгрузки загружаемой массы и уплотнения рыхлых грузов малой плотности. Выгрузка происходит под воздействием толкающей стенки в горизонтальном положении кузова.
Недостатком известного транспортного средства является то, что силовой привод толкающей стенки является составной частью сменного кузова и приводит к увеличению его снаряженной массы и, соответственно, стоимости.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является выбранное в качестве прототипа транспортное средство со сменным кузовом увеличенного объема для перевозки легковесных грузов (проспекты Всероссийского института механизации сельского хозяйства ВИМ и Московского завода опытных конструкций МЗОК - транспортные средства для работы со сменными кузовами), включающее шасси, оборудованное механизмом с крюковой рамой для замены сменных кузовов, имеющим замок для крепления лонжеронов сменных кузовов к раме механизма, и сменный кузов со сцепной скобой, закрепленной на переднем борту кузова для соединения с крюковой рамой.
Сменный кузов затаскивается с земли на шасси и сталкивается на землю механизмом замены кузовов крюкового типа путем захвата крюком сцепной скобы, закрепленной на переднем борту сменного кузова. Выгрузка грузов происходит самосвальным способом при открытом заднем борту.
Недостаток транспортного средства с таким сменным кузовом при работе с легковесными грузами заключается в более чем 40-процентной недогруженности шасси и соответственно в потере производительности.
Задачей изобретения является повышение производительности транспортных средств, оборудованных механизмами замены кузовов крюкового типа, увеличение массы перевозимого легковесного груза путем его уплотнения.
Техническая задача достигается тем, что в транспортном средстве со сменным кузовом для перевозки легковесных сельскохозяйственных грузов, включающем шасси, оборудованное механизмом с крюковой рамой для замены сменных кузовов, имеющим замок для крепления лонжеронов сменных кузовов к раме механизма, и сменный кузов со сцепной скобой, закрепленной на переднем борту кузова для соединения с крюковой рамой, согласно изобретению, сменный кузов снабжен устройством уплотнения груза с приводом от крюковой рамы.
Кроме того, устройство уплотнения груза выполнено в виде передней и задней секций, телескопически соединенных между собой с возможностью возвратно-поступательного движения передней секции, при этом задняя секция снабжена автоматической защелкой фиксации взаимного перемещения секций с приводом ее открывания от замка; защелка установлена на передней части лонжерона задней секции кузова и выполнена в виде направляющего цилиндра с подпружиненным ползуном, а привод ее открывания выполнен в виде двуплечего рычага с плечами, размещенными по концам вала, расположенного вдоль лонжерона кузова, при этом переднее плечо рычага соединено с ползуном, находящимся под действием возвратной пружины в крайнем положении в зацеплении с передней секцией, а заднее плечо расположено в месте включения замка; возвратная пружина выполнена в виде торсиона, жестко соединенного одним концом соосно с валом, а другим - с лонжероном кузова.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 представлен общий вид транспортного средства в виде тракторного полуприцепа, оборудованного механизмом замены кузовов в агрегате, со сменным кузовом, снабженным устройством уплотнения легковесных грузов в раздвинутом (а) положении и задвинутом (b) положении; на фиг.2 схематически представлена работа того же транспортного средства по установке сменного кузова с устройством для уплотнения груза на шасси перед подачей под загрузку легковесным грузом; на фиг.3 схематически представлено транспортное средство со сменным кузовом для перевозки легковесных грузов в процессе заполнения кузова легковесным грузом в момент начала уплотнения; на фиг.4 - то же в момент окончания уплотнения; на фиг.5 - то же в продолжении загрузки в пустое место кузова, образовавшееся после первого уплотнения и последующего выдвигания передней секции из задней для следующей порции груза; на фиг.6 - то же в момент перевода кузова из положения загрузки в транспортное положение; на фиг.7 - то же в момент самосвальной разгрузки; на фиг.8 - пример выполнения автоматической защелки для фиксации взаимного перемещения передней и задней секций кузова с управлением от замка крепления лонжерона сменного кузова к раме механизма смены кузовов.
Транспортное средство со сменным кузовом для перевозки легковесных сельскохозяйственных грузов включает шасси 1, оборудованное механизмом 2 с крюковой рамой 3 для замены сменных кузовов, имеющим замок 4 для крепления лонжеронов 5 сменных кузовов к раме механизма 2, и сменный кузов 6 со сцепной скобой 7, закрепленной на переднем борту 8 кузова 6.
Сменный кузов 6 выполнен в виде передней 9 и задней 10 секций, телескопически соединенных между собой с возможностью возвратно-поступательного движения передней секции по отношению к задней и приведением ее в действие от крюковой рамы 3, соединенной со сцепной скобой 7, закрепленной на переднем борту 8 передней секции 9, при этом задняя секция 10 снабжена автоматической защелкой 11, установленной на передней части лонжерона 5 задней секции 10.
Автоматическая защелка 11 фиксации между собой секций кузова содержит направляющий цилиндр 12 и перемещающийся вдоль него подпружиненный ползун 13.
Привод открывания защелки 11 выполнен в виде двуплечего рычага с плечами, размещенными по концам длинного вала 14, расположенного вдоль лонжерона 5 кузова, при этом переднее плечо 15 рычага соединено с ползуном 13, находящимся под действием возвратной пружины 16 в крайнем положении в зацеплении с секцией 9, а заднее плечо 17 рычага расположено в месте включения замка 4.
Возвратная пружина 16 выполнена в виде торсиона 18, жестко соединенного одним концом соосно с валом 14 в месте, расположенном за задним плечом 17 рычага, а другим 19 - с лонжероном 5 кузова от поворота вокруг продольной оси вала 14.
Устройство работает следующим образом.
Сменный кузов 6 стоит на земле, а передняя секция 9 вдвинута в заднюю секцию 10 и зафиксирована с ней от взаимного перемещения защелкой 11. Шасси 1, оборудованное механизмом 2 замены кузовов, подъезжает к кузову и крюковой рамой 3 зацепляет кузов за скобу 7, поднимает его переднюю часть и затаскивает на раму шасси 1. После установки кузова в горизонтальное положение включают замок 4, который соединяет заднюю секцию 10 кузова с рамой механизма 2 и открывает защелку 11. Передняя секция 9 выдвигается из задней секции 10 при помощи крюковой рамы 3 на максимальную величину хода ее гидроцилиндра. В этом положении транспортное средство подъезжает под загрузку легковесным грузом.
Уплотнение достигается возвратно-поступательным движением секции 9 по отношению к секции 10, неподвижно закрепленной замком 4 на раме механизма 2. После первого уплотнения секция 9 выдвигается и занимает исходное положение, при этом в кузове образуется пустота для заполнения следующей порцией груза.
При достижении грузом необходимой плотности выключают замок 4, который открывает защелку 11, автоматически фиксирующую между собой секции 9 и 10 кузова 6. Затем кузов 6 переводят в транспортное положение, показанное на фиг.6, и включают замки 4 для крепления кузова при движении. Рабочий цикл заканчивается снятием груженого кузова с шасси транспортного средства.
Ползун 13 находится под постоянным непосредственным воздействием возвратной пружины 16 или торсиона 18 через вал 14 и плечо 15 рычага. Отключение защелки производится включением замка 4, который нажимает на заднее плечо 17 рычага и, преодолевая сопротивление пружины 16 или торсиона 18, поворачивает переднее плечо 15 рычага, которое отодвигает ползун 13 из зацепления с секцией 9.
Применение данного транспортного средства позволит увеличить плотность перевозимого груза, что даст соответствующий рост производительности на перевозке легковесных грузов.
1. Транспортное средство со сменным кузовом для перевозки легковесных сельскохозяйственных грузов, включающее шасси, оборудованное механизмом с крюковой рамой для замены сменных кузовов, имеющим замок для крепления лонжеронов сменных кузовов к раме механизма, и сменный кузов со сцепной скобой, закрепленной на переднем борту кузова для соединения с крюковой рамой, отличающееся тем, что сменный кузов снабжен устройством уплотнения груза с приводом от крюковой рамы, при этом устройство уплотнения груза выполнено в виде передней и задней секций, телескопически соединенных между собой с возможностью возвратно-поступательного движения передней секции, при этом задняя секция снабжена автоматической защелкой фиксации взаимного перемещения секций с приводом ее открывания от замка.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что защелка установлена на передней части лонжерона задней секции кузова и выполнена в виде направляющего цилиндра с подпружиненным ползуном, а привод ее открывания выполнен в виде двуплечего рычага с плечами, размещенными по концам вала, расположенного вдоль лонжерона кузова, при этом переднее плечо рычага соединено с ползуном, находящимся под действием возвратной пружины в крайнем положении в зацеплении с передней секцией, а заднее плечо расположено в месте включения замка.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что возвратная пружина выполнена в виде торсиона, жестко соединенного одним концом соосно с валом, а другим - с лонжероном кузова.