Пусковая установка
Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано для высокоскоростного метания снарядов, пуль, капсул за счет энергии детонации топливной смеси. Пусковая установка установлена на транспортном средстве (ТС) и содержит ствол, лафет, свободно-поршневые двигатели (СПД) внутреннего сгорания, энергоаккумулятор, трубопроводы систем высокого давления, смазки, охлаждения и подачи топлива. СПД содержит кинематически связанные с энергоаккумулятором поршни в цилиндрах, цилиндры соединены головкой с окнами для обеспечения направленного выхода энергии детонации топливной смеси на снаряд, пулю или капсулу. Изобретение позволяет работать на жидком или газообразном топливе, используемом в ТС, в условиях детонации топливной смеси с заданной цикличностью. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к оружейной технике, метательным взрывным устройствам и может быть использовано для запуска снарядов, пуль, капсул.
Существующий уровень техники позволяет применять пружинные метательные приборы, высокоскоростные пневматические, пороховые и взрывные (с использованием химических взрывчатых веществ) метательные устройства.
Известен способ метания снаряда с высокой начальной скоростью при помощи сжатого газа [1].
Данный способ обеспечивает работу пневматической винтовки с пулями малой массы для спортивной стрельбы.
Имеется свободно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, способный работать при детонационном сгорании топливной смеси (воздух и жидкое или газообразное топливо) [2].
При определенной доработки его можно использовать как источник энергии газообразных продуктов горения и детонационной волны в пусковой установке.
Известно взрывное устройство для высокоскоростного метания (прототип) [3].
В данном устройстве используются заряд взрывчатого вещества, при инициировании которого образуется рабочий газ. К недостаткам прототипа можно отнести сложность подготовительных процессов для повторных циклов, необходимость соблюдения определенных мер безопасности.
Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в создании пусковой установки, работающей на жидком или газообразном топливе в условиях детонации топливной смеси. При этом она должна действовать с заданной цикличностью.
Это достигается тем, что система из свободно-поршневых двигателей внутреннего сгорания (далее - СПД), в количественном отношении определяемая в зависимости от требуемой мощности пусковой установки, снабжена лафетом и устанавливается на транспортном средстве. Цилиндры СПД объединены одной головкой с окнами, через которые энергия взрыва топливной смеси поступает в ствол, устанавливаемый в зависимости от калибра боеприпаса, и производит работу по выталкиванию снаряда или пули с большой скоростью. При замене ствола на меньший калибр и избытке мощности можно отключать необходимое количество цилиндров СПД за счет блокирования на них служб обеспечения рабочего процесса.
Системы обеспечения рабочего процесса СПД функционируют от ДВС транспортного средства по трубопроводам. Нерасходная система высокого давления обеспечивается баллоном и трубопроводами. Система питания оружия пулями или снарядами обычная для подобных устройств.
На Фиг.1 показан общий вид пусковой установки. Приняты следующие обозначения позиций: ствол 1, головка 2, СПД 3, трубопровод системы высокого давления 4, лафет 5, трубопровод системы смазки 6, трубопровод системы охлаждения 7, трубопровод топливной системы 8.
На Фиг.2 изображены в разрезе основные узлы сборки.
Приняты следующие обозначения позиций: ствол 1, снаряд (пуля) 9, головка 2, окно 10, трубопровод системы охлаждения 7, поршень 11, энергоаккумулятор 12, трубопровод топливной системы 8.
Предлагаемая пусковая установка работает следующим образом. С помощью системы питания оружия снаряд (пуля, капсула) 9 поступает в ствол 1 (Фиг.2). В зависимости от вида топлива в баке транспортного средства приготавливается соответствующая топливная смесь и по трубопроводам топливной системы 8 поступает в головку 2, единую для каждого цилиндра (Фиг.2). Из баллона сжатый газ или воздух соответствующего давления по трубопроводам системы высокого давления 4 (Фиг.1) сжимает поступившую в головку 2 топливную смесь до ее детонации посредством энергоаккумулятора 12 и кинематически связанного с ним поршня 11 (Фиг.2). Энергия взрыва каждого СПД через окна 10 в головке переходит в ствол 1 и совершает работу по высокоскоростному выталкиванию снаряда или пули 9 из ствола 1 (Фиг.2). Система поршень 11 - энергоаккумулятор 12 сглаживает силу реакции от выстрела (Фиг.2), возвращает воздух или газ в баллон высокого давления. Система смазки 6 уменьшает трение между поршнем 11 и энергоаккумулятором 12 (Фиг.1, Фиг.2) и цилиндром, частично отводит тепло, обеспечивая длительный срок службы механизма. Аналогично система охлаждения 7 отводит тепло от головки 2 (Фиг.1, Фиг.2) и цилиндра.
Повторные выстрелы из пусковой установки сопровождаются вышеизложенными подготовительными процессами.
Недостатком в предлагаемой пусковой установке является относительная сложность механизма. Компенсируется это возможностью применения технологий обычного ДВС, установки готовых деталей и узлов.
К преимуществам относится возможность менять мощность установки количеством подключенных СПД, заменять стволы различной длины под калибр снаряда или пули. Регулируемая степень сжатия позволяет применять в качестве топлива бензины всех марок, газ, дизельное топливо, керосин. Мобильность пусковой установки - это возможность установки ее на любом транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания. Снижение стоимости боеприпасов (отпадает необходимость в порохе, гильзах). Более безопасное хранение и транспортировка боезапаса.
Источники информации
1. Реферат. Дата публикации заявки: 10.03.2005.
2. Патент RU №2107831, кл. F02B 71/00, F03G 3/00, 1998 г.
3. Патент RU №2056613, кл. F41F 1/00, F41B 1/00, 1996 г.
Пусковая установка, содержащая свободно-поршневые двигатели внутреннего сгорания, включающие размещенный в цилиндре поршень, кинематически связанный с энергоаккумулятором, систему клапанов, снабженные системами обеспечения рабочего процесса, отличающаяся тем, что цилиндры связаны головкой с окнами, обеспечивающими выход энергии детонации топливной смеси для воздействия на снаряд, пулю или капсулу в стволе соответствующего калибра, снабжена системой высокого давления, механизм установлен на лафете и транспортном средстве с возможностью использования топлива и систем обеспечения рабочего процесса транспортного средства для нужд пусковой установки.