Антенно-мачтовое устройство для радиорелейной станции

Изобретение относится радиотехническим системам, а именно к антенно-мачтовым устройствам для радиорелейных станций, работающих в полевых условиях. Техническим результатом является обеспечение устойчивости работы устройства в различных климатических условиях и сокращение времени развертывания мачты. Антенно-мачтовое устройство для радиорелейной станции, содержит основание, выполненное из стали в виде опорной плиты, ствол телескопической мачты, состоящий из одной неподвижной и четырех подвижных секций, выполненных из дюралюминиевых труб различного диаметра, стопор и шкалу отсчета на опорной плите, встроенную в неподвижную секцию перепускную лебедку с приводом и намотанным на ее барабане двойным силовым стальным тросом, вращающиеся кольца с тремя утками, выполненные в верхней части неподвижной секции и каждой из четырех подвижных секций, закрепленная на вершине четвертой подвижной секции консоль с установленным на ней антенным блоком, включающим в себя две антенны, крепление телескопической мачты, состоящее из шести тяговых лебедок, на оси каждой из которых размещены два изолированных друг от друга барабана, на каждом из которых намотан стальной трос соответствующей оттяжки, шесть стальных кольев, забиваемых в землю под небольшим углом, на каждом из которых закреплена соответствующая тяговая лебедка, на стволе мачты закреплен с помощью скоб фидерный кабель, подключенный через антенный блок к первой и второй антеннам. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к конструктивному исполнению элементов радиотехнических систем и может быть использовано в качестве антенно-мачтового устройства для радиорелейных станций, работающих в полевых условиях.

Известно, что в радиорелейных станциях используются различные антенно-мачтовые устройства, включающие в себя телескопические мачты различной высоты от 12 до 20 м и более, на которых размещаются как направленные, так и ненаправленные антенны. Такие мачты могут устанавливаться как на стационарных, так и на подвижных объектах.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению является антенно-мачтовое устройство (АМУ), описанное в [1], которое содержит быстро разворачивающуюся телескопическую мачту с закрепленной на ней консолью, на которой установлен антенный блок, состоящий из двух вертикальных логопериодических антенн, расположенных в вертикальной плоскости.

Основной недостаток известного антенно-мачтового устройства заключается в том, что в нем не предусмотрено крепление мачты на земле и отсутствует возможность складывания мачты для ее транспортирования. Это ограничивает возможность применения известного устройства в радиорелейных станциях, работающих в полевых условиях, так как отсутствие крепления мачты может привести к тому, что под действием ветра может быть нарушена ориентация антенн, установленных на мачте, ухудшится устойчивость связи и даже может быть полностью прекращена организованная по радиорелейной линии связь.

Целью изобретения является обеспечение устойчивости работы устройства в различных климатических условиях и сокращение времени развертывания мачты.

Поставленная цель достигается тем, что в антенно-мачтовом устройстве (АМУ) для радиорелейной станции, содержащем телескопическую мачту с закрепленной на ее вершине консолью, на которой установлен антенный блок, включающий в себя первую и вторую антенны, телескопическая мачта конструктивно выполнена составной, включающей в себя основание, выполненное из стали в виде опорной плиты, на которой с помощью шаровой опоры закреплен ствол мачты, состоящий из одной неподвижной и четырех подвижных секций, выполненных из дюралюминиевых труб различного диаметра, причем наибольший диаметр имеет неподвижная секция и наименьший диаметр - четвертая подвижная секция, что позволяет подвижным секциям свободно входить в неподвижную секцию при складывании мачты при ее свертывании, опорная плита содержит стопор для фиксации мачты при ориентации ее по азимуту и шкалу отсчета угла ориентации, в неподвижной секции встроена перепускная лебедка с приводом и намотанным на ее барабане двойным (подъемная и опускная ветви) силовым стальным тросом, второй конец которого закреплен в верхней части внутри четвертой подвижной секции, в верхней части неподвижной секции и в каждой из четырех подвижных секций выполнены вращающиеся кольца с тремя ушками каждое, предназначенные для крепления тросов соответствующих оттяжек, на вершине четвертой подвижной секции закреплена консоль, на которой установлен антенный блок, на стволе мачты с помощью скоб закреплен фидерный кабель, подключенный через антенный блок к антеннам; АМУ дополнительно содержит крепление телескопической мачты, состоящее из шести тяговых лебедок, на оси каждой из которых размещены два изолированных друг от друга барабана, на каждом из которых намотан стальной трос оттяжки, и шести стальных кольев, на каждом из которых крепится одна тяговая лебедка, при этом на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца неподвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на первых барабанах соответственно первой, третьей и пятой тяговых лебедок, на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца второй подвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на вторых барабанах соответственно первой, третьей и пятой тяговых лебедок, на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца третьей подвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на первых барабанах соответственно второй, четвертой и шестой тяговых лебедок, на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца четвертой подвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на вторых барабанах соответственно второй, четвертой и шестой тяговых лебедок, для обеспечения устойчивости телескопической мачты на земле тяговые лебедки разнесены на местности и расположены попарно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая лебедки) через 120 градусов по окружности диаметром 30 метров, а колья, на которых закреплены лебедки, забиваются в землю под небольшим углом (примерно 20 градусов) к вертикали в противоположном направлении от центра ствола мачты.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое антенно-мачтовое устройство для радиорелейной станции отличается наличием новых блоков и их выполнением: выполнением телескопической мачты, включающей в себя основание в виде выполненной из стали опорной плиты, ствола мачты, состоящего из одной неподвижной и четырех подвижных секций, выполненных из дюралюминиевых труб различного диаметра, встроенной в неподвижную секцию перепускной лебедки с приводом и намотанным на ее барабане двойным силовым стальным тросом, предназначенной для подъема секций мачты, крепления мачты, состоящего из шести однотипных тяговых лебедок, на которых установлены два изолированных друг от друга барабана с намотанными на них стальными тросами оттяжек, шести кольев для крепления тяговых лебедок, а также выполнением привода перепускной лебедки, выполненного в виде ручного привода, состоящего из съемного рычага с рукояткой, и полуавтоматического привода в виде электрической дрели, что способствовало существенному сокращению временных показателей подъема мачты и уменьшению усилий операторов, развертывающих АМУ в полевых условиях.

При изучении известных технических решений в данной области техники совокупность признаков и выполнение элементов устройства, отличающих заявляемое антенно-мачтовое устройство для радиорелейной станции, не была выявлена. Предлагаемое решение существенно отличается от известных на данный момент времени технических решений.

Таким образом, заявляемое антенно-мачтовое устройство для радиорелейной станции соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями показывает, что введенные блоки и элементы широко известны и дополнительного творчества по их реализации не требуется. Однако при их введении в указанной связи с остальными элементами конструкции в заявляемое устройство они проявляют новые свойства, что приводит к достижению поставленной цели.

Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию «существенные отличия».

Предлагаемое устройство конструктивно выполнено с использованием выпускаемых промышленностью материалов. Был изготовлен опытный образец антенно-мачтового устройства, который прошел испытания, на основании которых был сделан вывод о возможности промышленной реализации предлагаемого антенно-мачтового устройства.

На чертеже схематически изображено антенно-мачтовое устройство для радиорелейной станции в развернутом состоянии.

Антенно-мачтовое устройство (АМУ) для радиорелейной станции содержит основание, выполненное из стали в виде опорной плиты 1, ствол 2 телескопической мачты, состоящий из одной неподвижной секции 3, первой 4, второй 5, третьей 6 и четвертой 7 подвижных секций, выполненных из дюралюминиевых труб различного диаметра.

Опорная плита 1 содержит стопор 8 для фиксации мачты при ориентации ее по азимуту и шкалу 9 отсчета угла ориентации.

В нижней части неподвижной секции 3 встроена перепускная лебедка 10 с приводом 11 и намотанным на ее барабане двойным (подъемная и опускная ветви) силовым стальным тросом 12.

В верхней части неподвижной секции 3 выполнено вращающееся кольцо 13 с тремя ушками, а в верхней части первой 4, второй 5, третьей 6 и четвертой 7 подвижных секций установлены соответственно вращающиеся кольца 14, 15, 16 и 17 с тремя ушками каждое.

На вершине четвертой подвижной секции 7 закреплена консоль 18, на которой установлен антенный блок 19, включающий в себя первую 20 и вторую 21 антенны.

Антенно-мачтовое устройство содержит также крепление телескопической мачты, состоящее из первой 22 тяговой лебедки, на оси которой размещены изолированные друг от друга первый 23 барабан с намотанным на нем стальным тросом 24 оттяжки и второй 25 барабан с намотанным на нем стальным тросом 26 оттяжки; второй 27 тяговой лебедки, на оси которой размещены изолированные друг от друга первый 28 барабан с намотанным на нем стальным тросом 29 оттяжки и второй 30 барабан с намотанным на нем стальным тросом 31 оттяжки; третьей 32 тяговой лебедки, на оси которой размещены изолированные друг от друга первый 33 барабан с намотанным на нем стальным тросом 34 оттяжки и второй 35 барабан с намотанным на нем стальным тросом 36 оттяжки; четвертой 37 тяговой лебедки, на оси которой размещены изолированные друг от друга первый 38 барабан с намотанным на нем стальным тросом 39 оттяжки и второй 40 барабан с намотанным на нем стальным тросом 41 оттяжки; пятой 42 тяговой лебедки, на оси которой размещены изолированные друг от друга первый 43 барабан с намотанным на нем стальным тросом 44 оттяжки и второй 45 барабан с намотанным на нем стальным тросом 46 оттяжки; шестой 47 тяговой лебедки, на оси которой размещены изолированные друг от друга первый 48 барабан с намотанным на нем стальным тросом 49 оттяжки и второй 50 барабан с намотанным на нем стальным тросом 51 оттяжки.

АМУ дополнительно содержит также первый 52, второй 53, третий 54, четвертый 55, пятый 56 и шестой 57 стальные колья. При этом на первом 52 стальном колу закреплена первая 22 тяговая лебедка, на втором 53 - вторая 27 тяговая лебедка, на третьем 54 - третья 32 тяговая лебедка, на четвертом 55 - четвертая 37 тяговая лебедка, на пятом 56 - пятая 42 тяговая лебедка и на шестом 57 стальном колу закреплена соответственно шестая 47 тяговая лебедка.

Тяговые лебедки разнесены на местности и расположены попарно (первая 22 и вторая 27, третья 32 и четвертая 37, пятая 42 и шестая 47) через 120 градусов по окружности диаметром 30 метров. Колья, на которых закреплены тяговые лебедки, забиваются в землю под небольшим углом (примерно 20 градусов) к вертикали в противоположном направлении от центра ствола мачты 2.

На стволе мачты 2 с помощью скоб закреплен фидерный кабель 58, подключенный через антенный блок 19 к первой 20 и второй 21 антеннам.

Для обеспечения более надежного крепления мачты опорная плита 1 может быть закреплена на земле с помощью дополнительных кольев квадратного сечения через отверстия в плите (на чертеже они не показаны).

Телескопическая мачта 2 предназначена для подъема первой 20 и второй 21 антенн на высоту до двадцати метров.

Ствол мачты 2 трубчатый, телескопический состоит из одной неподвижной 3 и четырех (4, 5, 6 и 7) подвижных секций.

В нижней части труб первой 4, второй 5 и третьей 6 подвижных секций установлен замок, соединяющий секции между собой. Замок выполнен в виде сварного корпуса, внутри которого закреплена собачка с роликом и запорный рычаг с пружиной.

Внутри трубы четвертой 7 подвижной секции установлено натяжное устройство, при помощи которого подтягивается опускной конец силового стального троса 12 диаметром 4 мм.

Неподвижная секция 3 конструктивно выполнена из дюралюминиевой трубы диаметром 110 мм, а диаметр труб первой 4 и последующих подвижных секций уменьшается примерно на 12 мм, диаметр трубы четвертой 7 подвижной секции составляет не более 60 мм.

Перепускная лебедка 10 с приводом 11 служит для выдвижения и складывания подвижных секций телескопической мачты.

В качестве перепускной лебедки может быть использована лебедка, содержащая барабан, специальную гайку, штифт, ось тормоза, первую шестерню, храповое колесо, трос, пружину, собачку, ось собачки, вторую шестерню, первую шпонку, привод в виде съемного рычага с рукояткой для развертывания мачты, бронзовое кольцо, вторую шпонку, третью шестерню, конусную втулку и палец, при этом первая шестерня на торце со стороны специальной гайки имеет винтовую впадину, а гайка на торце со стороны первой шестерни имеет выступ, вторая шестерня закреплена на оси тормоза при помощи шпонки, первая шестерня, конусная втулка, храповое кольцо и бронзовое кольцо свободно посажены на ось тормоза, специальная гайка закреплена на оси тормоза при помощи штифта с зазором, образованным между винтовым выступом на ее торце и винтовой впадиной на торце первой шестерни, третья шестерня составляет одно целое с барабаном, на который наматывается двойной силовой стальной трос.

Перепускная лебедка 10 смонтирована в корпусе, укрепленном в нижней части неподвижной секции 3.

В качестве привода 11 перепускной лебедки 10 может быть использован ручной привод, состоящий из рычага и рукоятки, или полуавтоматический привод, выполненный в виде электрической дрели, в которой взамен сверла использована насадка, один конец которой вставляется в быстрозажимной патрон дрели, а второй конец закрепляется на валу перепускной лебедки 10. При этом в упомянутой дрели должны быть предусмотрены переключатель режимов работы и устройство реверса для обеспечения вращения вала перепускной лебедки в обратную сторону (против часовой стрелки).

В качестве электрической дрели может быть использована электродрель типа Makita 6410.

Указанная электродрель обеспечивает частоту вращения 2800 об/мин с питанием от сети переменного тока с номинальным напряжением 220 В и потребляемой мощностью 530 Вт. Она имеет переключатель режимов работы и устройство реверса, удобный и надежный выключатель.

В качестве электрического привода может быть использована также электродрель с питанием от источника постоянного тока с номинальным напряжением 28 В и потребляемой мощностью до 500 Вт.

В качестве первой антенны 20 антенного блока 19 может быть использована антенна, представляющая собой логопериодическую антенну, содержащую m (m≥5) вибраторов и предназначенную для направленного излучения и направленного приема радиосигналов в метровом диапазоне частот, а вторая антенна 21 антенного блока 19 представляет собой синфазную решетку, предназначенную для направленного излучения и направленного приема радиосигналов в дециметровом диапазоне частот, содержащую два излучателя типа Z, плоский рефлектор и делитель мощности.

Каждая из шести (22, 27, 32, 37, 42, 47) тяговых лебедок состоит из корпуса каркасного типа, на котором на осях вращаются два барабана. Каждый барабан вращается ручкой, которая может откидываться внутрь барабана и удерживаться спиральной пружиной. На каждом барабане закреплен конец троса оттяжки, на втором конце которого укреплен карабин для закрепления оттяжки к соответствующему ушку вращающегося кольца неподвижной секции 3 и каждой (4, 5, 6 и 7) из подвижных секций телескопической мачты 2.

Каждая тяговая лебедка закреплена на одном из кольев (52-57) с помощью приспособления (фиксатора). Для фиксации барабанов в рабочем положении на наружной поверхности щек имеются выступы, в которые входит зуб удерживающего рычага. На каждом барабане установлена поджимная пластина, предотвращающая самопроизвольное соскальзывание троса и обеспечивающая равномерную укладку его при наматывании. На барабанах должна быть маркировка яруса оттяжки, а карабины тросов оттяжек и ушки вращающихся колец должны быть окрашены в соответствующий цвет.

После присоединения тяговой лебедки к колу оттяжка свободно разматывается с барабана. После закрепления оттяжки на стволе мачты и выдвижения секций натяжного троса производится вращение рукоятки против часовой стрелки с одновременным удерживанием отведенного рычага. В этом случае зуб рычага не препятствует вращению барабана. По окончании натяжения оттяжки необходимо ввести рычаг в зацепление с выступами щек. Для сматывания оттяжек на барабаны (при свертывании АМУ) необходимо отвести рычаг и, вращая рукоятку против часовой стрелки, наматывать на барабан трос.

Оттяжки (24, 26, 29, 31, 34, 36, 39, 41, 44, 46, 49 и 51) изготовлены из стального троса диаметром 3 мм.

В качестве кольев 52-57 для крепления тяговых лебедок могут быть использованы колья, изготовленные из стали. При этом могут использоваться два типа кольев для различных условий эксплуатации антенно-мачтового устройства: зимние (короткие), длиной примерно 360 мм, и летние (длинные), длиной примерно 750 мм.

Работа при развертывании и свертывании антенно-мачтового устройства описана ниже.

Работа перепускной лебедки при подъеме секций.

При подъеме секций телескопической мачты 2 с помощью привода 11 обеспечивается вращение вала перепускной лебедки 10 по часовой стрелке. Первоначально при подъеме движется весь пакет подвижных секций, находящихся внутри неподвижной секции 3. Подъем продолжается до тех пор, пока рычаг с роликом не подойдет к окну неподвижной секции 3. Повернувшись в окно, рычаг с роликом соединит две секции - неподвижную 3 и первую 4 подвижную секцию. Одновременно освободится хвостовик второй 5 подвижной секции, что позволит начать ее выдвижение и т.д.

При этом ось лебедки 10 ввинчивается по резьбе шестерни-гайки и диски плотно зажимают храповое колесо. За счет трения оба диска начинают вращаться вместе и протягивать запасованный между ними силовой трос 12. Собачка при этом перескакивает по зубцам храпового колеса, вследствие чего в механизме лебедки прослушивается характерное пощелкивание. Если при подъеме прекратить вращение вала лебедки, то усилию подъема будет противодействовать сила, состоящая из веса поднимаемой части мачты и веса антенного устройства. Эта сила будет стремиться повернуть шестерню в обратную сторону, то есть повернуть ось против часовой стрелки. Так как храповое колесо удерживается собачкой, упирающейся во впадину храпового колеса, то механизм перепускной лебедки 10 вращаться не будет.

Работа перепускной лебедки 10 при опускании секций мачты.

При складывании ствола снижение начинает верхняя (четвертая 7 подвижная секция), так как она не имеет замка. При подходе хвостовика выше расположенной секции к запорному рычагу нижней секции происходит его перемещение вниз и освобождение рычага с роликом. Ролик рычага выталкивается из окна соединенной секции и тем самым обеспечивает разъединение смежных секций (замок открыт).

При опускании секций мачты вал лебедки вращается против часовой стрелки. Диски расходятся и растормаживают храповое колесо, образуя эксплуатационный зазор между ними. В этом случае собачка удерживает от вращения только храповое колесо, не препятствуя вращению дисков, а силовой трос 12 движется в обратном направлении.

Если при опускании секций прекратить вращение вала лебедки, то сила действия на трос 12 от веса поднятых секций и веса антенных устройств будет проворачивать шестерню-гайку против часовой стрелки. Диски зажмут храповое колесо. Дальнейшее вращение прекратится, так как собачка не дает вращаться храповику и плотно прижатым к нему дискам против часовой стрелки, то есть на спуск и в этом случае самопроизвольного опускания секций мачты не произойдет.

Развертывание телескопической мачты.

Развертывание мачты производится на площадке 30×30 м командой из четырех человек.

Первоначально необходимо определить место предполагаемой установки ствола мачты, обозначив его с помощью штыря. Затем определить места забивки кольев, удаленных от центра установки мачты по радиусу на 15 м и разнесенных через 120 градусов по окружности. Забить по два кола в каждой из трех определенных точек, причем колья следует забивать под небольшим углом (примерно 20 градусов) в противоположном направлении от центра ствола мачты. Закрепить на кольях барабаны с оттяжками, размотать тросы оттяжек по направлению к месту установки мачты, расправить их и уложить на землю.

Установить на мачту 2 опорную плиту 1 так, чтобы 0 (ноль) градусов на корпусе основания совпадал с риской на подставке мачты. Закрепить на мачте одну или две антенны, присоединить тросы оттяжек к ушкам вращающихся колец на неподвижной и подвижных секциях мачты, руководствуясь окраской, нанесенной на карабинах тросов и на ушках, обеспечивая их взаимное расположение с учетом направления последующего поворота ствола мачты. Мачту установить на землю вертикально, закрепить тросы (24, 34 и 44) первого яруса оттяжек. Мачта должна стоять так, чтобы буква «С», нанесенная на подставку мачты, была направлена на север.

Закрепить окончательно тросы оттяжек первого яруса, после чего барабаны тяговых лебедок, установленные на кольях, застопорить защелками, придав стволу мачты вертикальное положение. Присоединить привод 11 (рычаг с рукояткой или электродрель) к валу перепускной лебедки 10 и, вращая его по часовой стрелке, выдвинуть подвижные секции (4-7) телескопической мачты 2. При этом следует помнить, что усилие, прикладываемое к рукоятке подъемной лебедки 10, не должно превышать 20 кг.

Для надежного крепления и обеспечения возможности работы при сильных ветровых нагрузках, необходимо обязательно закреплять каждую выдвинутую секцию с оттяжками. Ствол мачты должен стоять строго вертикально, без прогибов.

Во время развертывания привод 11 лебедки вращается по часовой стрелке. При этом подъемная ветвь силового троса 12 перепускается через лебедку 10 и поднимает верхнюю секцию. Верхняя секция мачты сцеплена с остальными подвижными секциями с помощью замков, размещенных в нижних частях подвижных секций. В результате чего в начале развертывания мачты происходит подъем всех подвижных секций. При достижении крайнего верхнего положения первой (нижней) 4 секцией срабатывает замок, который фиксирует первую секцию 4 в верхнем положении и освобождает от зацепления следующую. Аналогично происходит выдвижение второй 5, третьей 6 и четвертой 7 подвижных секций.

Ориентирование антенн 20 и 21 на корреспондента производится поворотом ствола мачты 2 вокруг ее оси на 5-10 градусов в любую сторону до совмещения рабочего положения антенны с заданным направлением по азимуту.

Принцип работы при свертывании мачты.

При свертывании телескопической мачты 2 трубы подвижных секций входят внутрь неподвижной секции 3, начиная с первой 4 секции, вторая 5 секция входит внутрь первой 4, третья 6 секция внутрь второй 5, а четвертая 7 секция входит внутрь третьей 6. В свернутом состоянии телескопическая мачта имеет высоту от 4,9 до 5,2 м.

При вращении привода 11 лебедки 10 против часовой стрелки опускная ветвь силового троса 12 перепускается через лебедку и заставляет опускаться верхнюю секцию. Верхняя секция в конце своего хода нажимает на рычаг замка, расположенного в нижней части второй секции. Замок второй секции выходит из зацепления с первой секцией, входит в зацепление с верхней секцией и обе секции продолжают движение вниз.

При свертывании телескопической мачты 2 привод 11 вместе с валом перепускной лебедки 10 вращается против часовой стрелки, вследствие этого весь механизм вращается в сторону, противоположную той, которая указана стрелками (для случая развертывания мачты). При этом специальная гайка вершиной своего винтового выступа проходит к срезу винтовой впадины на первой шестерне. Между специальной гайкой и первой шестерней создается зазор, величиной 0,1-0,3 мм. Так как первая шестерня сидит свободно на оси, то она передвинется влево по этой оси и фрикционное сцепление прекратится. Первая шестерня начнет вращать третью шестерню с барабаном. С последнего будет сматываться трос. Одновременно с этим под действием собственного веса всех подвижных коленьев и антенного устройства трубы секций начнут входить одна в другую до тех пор, пока не сойдутся хомуты на них. После схождения хомутов вращение привода 11 вместе с валом лебедки 10 прекратится. Палец, перемещаясь в пазу барабана, упирается в выступы корпуса и ограничивает вращение привода 11 при свертывании мачты. После того как мачта будет полностью свернута, дальнейшее вращение привода 11 лебедки 10 против часовой стрелки станет невозможным. Это устраняет возможность запутывания силового троса 12 перепускной лебедки 10.

Если при свертывании мачты прекратить вращение рукоятки, то сила, действующая на силовой трос 12 при развертывании и свертывании мачты в одну и ту же сторону, заставит весь механизм лебедки 10 поворачиваться в обратную сторону. Благодаря давлению зубьев третьей шестерни, сцепленной с барабаном, на зубья первой шестерни последняя под действием винтового выступа сдвинется вправо и получится фрикционное сцепление. Собачка, упираясь во впадину храпового колеса, не даст возможности поворачиваться всему фрикционному тормозу, и механизм лебедки 10 вращаться не будет. В результате этого самостоятельного опускания секций мачты не произойдет.

Технический эффект от предлагаемого антенно-мачтового устройства для радиорелейной станции заключается в повышении устойчивости работы устройства в различных климатических условиях, сокращении временных показателей по развертыванию и свертыванию телескопической мачты, достигаемых за счет применения двух типов привода вала перепускной лебедки, используемых для подъема мачты - ручного и полуавтоматического, в том числе за счет использования электродрели со специальным приспособлением для вращения вала перепускной лебедки при подъеме секций мачты и возможности использования электродрели для ввинчивания кольев крепления мачты в землю.

Введение четырехярусной системы крепления мачты с использованием трех оттяжек в каждом ярусе позволило обеспечить устойчивую работу АМУ, а наличие опорной плиты, имеющей стопор для фиксации мачты при ориентации по азимуту и шкалу для отсчета угла ориентации, способствовало улучшению ориентации антенн на корреспондента и сокращению времени настройки радиорелейной линии связи. При этом предлагаемое антенно-мачтовое устройство обеспечивает устойчивую работу в условиях ветровой нагрузки до 30 м/с.

Как показали расчеты и опыт эксплуатации, время развертывания телескопической мачты при использовании полуавтоматического привода на основе электрической дрели составило примерно 10 мин вместо 20 мин для АМУ с ручным приводом.

Источники информации.

1. RU, патент на полезную модель №67780, кл. H01Q 21/06, 2007 (прототип).

1. Антенно-мачтовое устройство (АМУ) для радиорелейной станции, содержащее телескопическую мачту с закрепленной на ее вершине консолью, на которой установлен антенный блок, включающий в себя первую и вторую антенны, отличающееся тем, что телескопическая мачта конструктивно выполнена составной, включающей в себя основание, выполненное из стали в виде опорной плиты, на которой с помощью шаровой опоры закреплен ствол мачты, состоящий из одной неподвижной и четырех подвижных секций, выполненных из дюралюминиевых труб различного диаметра, причем наибольший диаметр имеет неподвижная секция и наименьший диаметр четвертая подвижная секция, что позволяет подвижным секциям свободно входить в неподвижную секцию при складывании мачты при ее свертывании, опорная плита содержит стопор для фиксации мачты при ориентации ее по азимуту и шкалу отсчета угла ориентации, в неподвижной секции встроена перепускная лебедка с приводом и намотанным на ее барабане двойным (подъемная и опускная ветви) силовым стальным тросом, второй конец которого закреплен в верхней части внутри четвертой подвижной секции, в верхней части неподвижной секции и в каждой из четырех подвижных секций выполнены вращающиеся кольца с тремя ушками каждое, предназначенные для крепления тросов соответствующих оттяжек, на вершине четвертой подвижной секции закреплена консоль, на которой установлен антенный блок, на стволе мачты с помощью скоб закреплен фидерный кабель, подключенный через антенный блок к антеннам; АМУ дополнительно содержит крепление телескопической мачты, состоящее из шести тяговых лебедок, на оси каждой из которых размещены два изолированных друг от друга барабана, на каждом из которых намотан стальной трос оттяжки, и шести стальных кольев, на каждом из которых крепится одна тяговая лебедка, при этом на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца неподвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на первых барабанах соответственно первой, третьей и пятой тяговых лебедок, на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца второй подвижной секций закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на вторых барабанах соответственно первой, третьей и пятой тяговых лебедок, на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца третьей подвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на первых барабанах соответственно второй, четвертой и шестой тяговых лебедок, на первом, втором и третьем ушках вращающегося кольца четвертой подвижной секции закреплены с помощью карабинов вторые концы тросов оттяжек, размещенных на вторых барабанах соответственно второй, четвертой и шестой тяговых лебедок, для обеспечения устойчивости телескопической мачты на земле тяговые лебедки разнесены на местности и расположены попарно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая лебедки) через 120° по окружности диаметром 30 м, а колья, на которых закреплены лебедки, забиваются в землю под небольшим углом (примерно 20°) к вертикали в противоположном направлении от центра ствола мачты.

2. Антенно-мачтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что в нижней части первой, второй и третьей подвижных секций телескопической мачты установлен замок, содержащий собачку с роликом и запорный рычаг, по средством которых осуществляется соединение (разъединение) секций между собой при развертывании (свертывании) телескопической мачты.

3. Антенно-мачтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что привод перепускной лебедки выполнен в виде ручного привода, состоящего из рычага с рукояткой для вращения вала лебедки, и/или полуавтоматического привода, выполненного в виде электрической дрели, в которой взамен сверла использована насадка, один конец которой вставляется в быстрозажимной патрон дрели, а второй конец закрепляется на входном валу перепускной лебедки, при этом в упомянутой электрической дрели предусмотрены переключатель режимов работы и устройство реверса для обеспечения вращения вала перепускной лебедки в обратную сторону (против часовой стрелки) при свертывании телескопической мачты.