Крепежное устройство на днище автомобиля
Иллюстрации
Показать всеИзобретения относятся к области транспортного машиностроения. Крепежное устройство на днище автомобиля предназначено для закрепления переключающего устройства на днище. Переключающее устройство имеет рычаг переключателя, выступающий в салон автомобиля, и закрыто центральной консолью, которая жестко соединяется с днищем с помощью одного держателя. Держатель закрепляется на днище. Между держателем и днищем расположен шумоизолирующий кожух. Шумоизолирующий кожух закрывает переключающее устройство и имеет отверстие для рычага переключателя. Достигается универсальность использования крепежного устройства. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к крепежному устройству на днище автомобиля, согласно ограничительной части п.1 формулы, а также к шумоизолирующему кожуху согласно п.11 формулы.
При так называемом рычажном переключении скоростей в автомобиле, в частности, в легковом автомобиле, предусмотрено переключающее устройство, которое имеет выступающий вверх рычаг переключателя и связано с коробкой передач автомобиля через элементы управления, проходящие по днищу или центральному туннелю.
В крепежном устройстве соответствующего типа переключающее устройство как таковое закрыто сверху центральной консолью, в то время как рычаг переключателя через стопорное кольцо выходит в салон автомобиля. Из DE 296 03 542 U1 также известно, что для лучшей шумоизоляции салона автомобиля над переключающим устройством дополнительно помещается шумоизолирующий кожух.
К днищу кузова автомобиля навесные детали привинчиваются до окончательной сборки. Таким образом, корпус переключателя переключающего устройства помещается с нижней стороны в образованный в днище центральный туннель и там крепится винтами. Кроме того, держатели или крепежные уголки центральной консоли, как и вышеупомянутый шумоизолирующий кожух, могут быть привинчены к днищу. Установка этих навесных деталей связана как с большими технологическими издержками, так и с высокой многокомпонентностью.
Задача изобретения состоит в том, чтобы предложить крепежное устройство указанного вначале типа, которое было бы универсальным и технологически дешевым в изготовлении, а также могло бы быть особенно просто, быстро установлено.
Решить эту задачу удается посредством крепежного устройства с признаками п.1 и п.11 формулы, соответственно. Другие предпочтительные и особенно целесообразные варианты осуществления изобретения описаны в зависимых пунктах формулы.
Согласно отличительной части пункта 1 формулы, для шумоизоляции предусмотрен шумоизолирующий кожух, закрывающий переключающее устройство и имеющий отверстие для рычага переключателя. Держатель для центральной консоли может быть при этом закреплен на днище автомобиля через шумоизолирующий кожух. Согласно изобретению, закрепление там держателя для центральной консоли производится поэтому не непосредственно на днище, а опосредованно, через шумоизолирующий кожух. Таким образом, на шумоизолирующем кожухе располагаются точки закрепления, по меньшей мере, для держателей, или крепежных уголков, центральной консоли. Таким образом, можно отказаться от дополнительных точек крепления непосредственно на днище, благодаря чему отпадает необходимость использования на днище приварных болтов или других сходных крепежных элементов, монтаж которых технически труден.
Для осуществления изобретения шумоизолирующий кожух может иметь, по меньшей мере, базирующие элементы для держателей, или крепежных уголков, для закрепления центральной консоли. Они могут быть вместе с переключающим устройством скреплены винтами с днищем или центральным туннелем. Таким образом, шумоизолирующий кожух является своего рода связующим звеном между переключающим устройством, с одной стороны, и держателями, или крепежными уголками, для закрепления центральной консоли, с другой, причем совместное закрепление переключающего устройства и шумоизолирующего кожуха является удобным при монтаже. Кроме того, можно отказаться от необходимости использования дополнительных крепежных средств для держателей, или крепежных уголков, на днище или образованном в нем центральном туннеле.
Шумоизолирующий кожух, сконструированный примерно в форме колпака, может иметь крепежный фланец, по меньшей мере, частично его окружающий. Крепежный фланец предпочтительно может охватывать раствор шумоизолирующего кожуха, в монтажном положении открытый снизу. Кроме того, на крепежном фланце могут располагаться дополнительные крепления для держателей и/или других навесных деталей.
Особенно предпочтительным является выполнение базирующих элементов для держателей в виде штекерных разъемов с дополнительным зажимным и/или резьбовым соединением. Наряду с возможной благодаря этому быстрой установкой держателей, при использовании универсального шумоизолирующего кожуха могут быть закрыты различные в зависимости от типа автомобиля держатели центральных консолей различных конструкций, причем концы штекерных соединений во всех случаях выполняются конструктивно идентичными.
Базирующие элементы для держателей, или крепежных уголков, предпочтительно могут быть расположены на торцевых стенках, расположенных в продольном направлении автомобиля, и/или на смежных с ними поверхностях фланца шумоизолирующего кожуха, и, таким образом, являться передней и задней точками закрепления для центральной консоли.
При этом по меньшей мере одно из штекерных соединений может быть реализовано технологически особенно дешево при выполнении его в виде телескопической направляющей с трубкообразным базирующим элементом, с одной стороны, и соответствующей ему вдвижной частью с другой стороны.
Альтернативно, или дополнительно к этому, по меньшей мере одно из штекерных соединений может быть реализовано с Т-образным базирующим элементом и вдвижной частью, охватывающей его U-образно.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения, дополнительно к штекерным соединениям крепежный уголок-базирующий элемент на боковых стенках и/или боковых поверхностях фланцев шумоизолирующего кожуха могут быть предусмотрены дополнительные держатели, например лапки-держатели, к которым посредством болтов могут быть прикреплены боковые стенки центральной консоли. Этим обеспечивается устойчивое крепление центральной консоли к соответствующим опорам шумоизолирующего кожуха на днище.
Кроме того, на стенках шумоизолирующего кожуха и/или на лапках-держателях могут быть предусмотрены дополнительные крепежные устройства для закрепления электрических проводов и/или элементов воздухопровода внутри центральной консоли. Такими крепежными устройствами могут быть, например, отверстия или приформованные цапфы для создания зажимных соединений.
Для достижения определенного, простого для монтажа расположения шумоизолирующего кожуха относительно днища или центрального туннеля на крепежном фланце шумоизолирующего кожуха могут быть расположены выступающие вниз центрирующие штифты, которые входят в соответствующие отверстия в днище или центральном туннеле.
Кроме того, в отверстие в крышке шумоизолирующего кожуха, предназначенное для рычага переключателя, может быть установлена обладающая эластичностью резины манжета, которая смягчает переключающие движения рычага переключателя и охватывает его, так что и в этой зоне вместе с манжетой в центральной консоли обеспечивается наличие двух стенок для шумоизоляции.
Шумоизолирующий кожух с приформованными базирующими элементами для крепежных уголков и, при необходимости, лапками-держателями и, при необходимости, центрирующими штифтами может быть технологически особенно просто изготовлен в виде цельной детали из пластмассы. То же самое касается крепежных уголков для закрепления центральной консоли, которые также могут быть изготовлены из пластмассы.
Для установления надежного, достаточно прочного резьбового соединения между шумоизолирующим кожухом и крепежными уголками для центральной консоли и/или резьбовых соединений между крепежными уголками и центральной консолью и/или резьбовых соединений между центральной консолью и лапками-держателями шумоизолирующего кожуха предлагается использовать вставки из листового металла или пружинные гайки из металла, которые надвигаются на части стенок деталей и стопорятся в них, а в них ввинчиваются самонарезающие винты, проходящие через отверстия в этих частях стенок деталей.
Наконец, в предпочтительном варианте осуществления изобретения центральная консоль может состоять из двух частей - нижней части, покрывающей шумоизолирующий кожух и имеющей боковые стенки, и верхней крышки, которой сверху закрывается нижняя часть, причем нижняя часть через крепежные уголки прочно соединена с шумоизолирующим кожухом, соответственно, с центральным туннелем, а верхняя крышка закрывает соответствующие резьбовые соединения. Среди прочего это дает хорошую возможность доступа при монтаже воздуховодов и электропроводки внутри центральной консоли, а также создает эстетически благоприятное покрытие всего конструктивного узла посредством верхней крышки.
Ниже детально разъяснены два примера осуществления изобретения и другие подробности. На приложенных схематических чертежах представлено:
фиг.1 - перспективный вид сверху переключающего устройства, расположенного в центральном туннеле днища легкового автомобиля, с выступающим вверх рычагом переключателя;
фиг.2 - пространственное изображение шумоизолирующего кожуха, надетого на переключающее устройство, соответственно, на центральный туннель, с обладающей эластичностью резины манжетой, через которую проходит рычаг переключателя переключающего устройства, и с передним и задним крепежными уголками для центральной консоли;
фиг.3 - соответствующий фиг.2 вид сбоку шумоизолирующего кожуха с приформованными лапками-держателями и выступающими вниз центрирующими штифтами;
фиг.4 - соответствующий фиг.2 и 3 модифицированный вариант шумоизолирующего кожуха с T-образным штекерным разъемом для заднего крепежного уголка;
фиг.5 - соответствующий фиг.4 вид сверху шумоизолирующего кожуха с задним штекерным разъемом, представленным в разрезе.
На фиг.1 изображен фрагмент днища 1 кузова легкового автомобиля с отформованным в нем центральным туннелем 2, в который снизу в соответствующий, примерно прямоугольный вырез 2b вставлен корпус переключателя 3a переключающего устройства 3, в данном случае имеющий форму коробки.
В соответствии с уровнем техники, переключающее устройство 3 является частью механизма рычажного переключения скоростей автомобиля и связано (не показанным здесь образом) через управляющие элементы (систему тяг, тросов и т.д.) со ступенчатой коробкой передач (не показана), которую можно переключать при помощи шарнирно установленного рычага переключателя 4 (или рычага переключения передач, или селектора передач), выступающего в салон автомобиля.
На верхней базовой панели 5 корпуса 3a механизма 3 переключения передач расположены четыре болта 6, которые выступают вверх через отверстия (не отмечены на чертежах) в центральном туннеле 2 и с помощью которых, одновременно с этим, может быть закреплен, как показано на фиг.2-4, шумоизолирующий кожух 7, закрывающий механизм 3 переключения передач.
На фиг.2 шумоизолирующий кожух 7 представлен в монтажном положении. На шумоизолирующем кожухе 7 закреплены крепежные уголки 19, 20, на которых крепится нижняя часть 27 центральной консоли 28. По причинам обзорности пунктирно нанесены лишь контуры центральной консоли 28. От нижней части 27 центральной консоли 28 показаны лишь передние разъемы для крепления к переднему крепежному уголку 19.
Шумоизолирующий кожух 7 (фиг.2 и 3) состоит по существу из двух боковых стенок 8, 9, двух торцевых стенок 10, 11 и крышки 12 и изготовлен в виде цельной детали из пластмассы с определенной толщиной стенки.
К торцевым стенкам 10, 11 прилегают выступающие спереди и сзади крепежные фланцы 13, 14, в которых выполнены отверстия 13a, 14a (видны только частично), соответствующие по расположению болтам 6. Для крепления шумоизолирующего кожуха 7 к центральному туннелю 2 первый насаживается на болты 6, закрывая расположенное под ним переключающее устройство 3, и закрепляется посредством гаек (не показаны).
Для установки шумоизолирующего кожуха крышки 7 в конструктивно предусмотренное положение по отношению к центральному туннелю 2, в центральном туннеле 2 предусмотрены отверстия 15 (фиг.1), расположенные соответственно приблизительно между передними и между задними болтами 6, в которые при установке шумоизолирующего кожуха 7 могут входить выступающие вниз центрирующие штифты 16 (фиг.3), приформованные к крепежным фланцам 13, 14.
На крепежных фланцах 13, 14 шумоизолирующего кожуха 7 расположены трубкообразные открытые сверху базирующие элементы 17, 18, которые служат для закрепления на шумоизолирующем кожухе 7 методом телескопического штекерного соединения крепежных уголков 19, 20, также изготовленных из пластмассы.
Согласно фиг.2, передний крепежный уголок имеет примерно вертикальную часть 19a и верхнюю поперечную траверсу 19b, которые являются полыми деталями. Согласно фиг.3, вертикальная часть 19a оканчивается снизу вдвижной частью 19c, которая по форме согласована с четырехгранным отверстием базирующего элемента 17. На вдвижной части 19c предусмотрены два расположенных друг напротив друга стопора 19d, которые заскакивают в соответствующие выемки 17a базирующего элемента 17, обеспечивая зажимное соединение при вставлении крепежного уголка 19 в базирующий элемент 17.
Задний крепежный уголок 20, изготовленный в виде примерно прямолинейной полой фасонной детали, таким же образом вставляется своей приформованной снизу вдвижной частью 20c в трубкообразный базирующий элемент 18 и, как описано выше, фиксируется с помощью предусмотренных, обеспечивающих зажимное соединение стопоров 20d, которые, в свою очередь, фиксируются в выемках 18a трубкообразного базирующего элемента 18.
К боковым стенкам 8, 9 шумоизолирующего кожуха 7 и к крепежным фланцам 13, 14 с обеих сторон приформованы выступающие спереди и сзади лапки-держатели (имеющие одинаковую ссылочную позицию 21), которые, согласно фиг.2 и 3, служат в данном примере осуществления изобретения для дополнительного закрепления центральной консоли (здесь на показана).
На лапки-держатели 21, равно как и на вертикально и горизонтально ориентированные участки 19e, 20e стенок крепежных уголков 19, 20, надвигаются и стопорятся вставки из листового металла или пружинные гайки 22 (для лучшей обзорности показаны лишь частично), посредством которых при их соединении с ввинчиваемыми самонарезающими винтами может быть установлено жесткое соединение с центральной консолью или вмонтированными внутренними элементами, такими как каналы воздухопровода и т.д. Таким образом, как видно, ориентация самонарезающих винтов в заднем крепежном уголке 20 является вертикальной, в то время как оба других резьбовых соединения являются горизонтальными.
Далее, в лапках-держателях 21 предусмотрены дополнительные крепежные элементы в виде отверстий 21a, в которых может быть закреплена, например методом зажимного соединения, центральная консоль 28 либо, например, воздухопровод, электропроводка и т.п. при установке внутренних элементов автомобиля внутри центральной консоли. Вместо отверстий 21a могут применяться также установочные штифты и другие подобного рода приспособления.
В крышке 12 шумоизолирующего кожуха 7 предусмотрено круглое отверстие (не показано на чертежах), в котором закреплена обладающая эластичностью резины манжета 23 и через которое насквозь рычаг переключателя 4 выводится из шумоизолирующего кожуха 7. Манжета 23 плотно охватывает рычаг переключателя 4 и, соответственно, смягчает возникающие движения переключения.
На фиг.4 и 5 показан модифицированный базирующий элемент 24 для заднего крепежного уголка 20 шумоизолирующего кожуха 7. Функционально одинаковые детали обозначены одними и теми же ссылочными позициями.
Базирующий элемент 24 имеет выступающую вверх T-образную стенку 24a (фиг.4) и ориентированный параллельно ей участок 24b стенки, на которые, обеспечивая штекерное соединение (фиг.5), насаживается имеющая вертикальный паз 20f вдвижная часть 20c крепежного уголка 20. Вдвижная часть 20c жестко скрепляется с базирующим элементом 24 с помощью резьбового соединения, далее не показанного. Резьбовое соединение (не показано) может быть осуществлено посредством пружинных гаек 22, вставленных в участок стенки 24b, и самонарезающих винтов, проходящих через вдвижную часть 20c.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ
1 - днище
2 - центральный туннель
2b - вырез
3 - переключающее устройство
3a - корпус переключателя
4 - рычаг переключателя
5 - базовая панель
6 - болт
7 - шумоизолирующий кожух
8, 9 - боковые стенки
10, 11 - торцевые стенки
12 - крышка
13 - передний крепежный фланец
13a - отверстия
14 - задний крепежный фланец
14a - отверстия
15 - центрирующие отверстия центрального туннеля
16 - центрирующие штифты шумоизолирующего кожуха
17 - базирующий элемент переднего крепежного уголка
17a - выемка
18 - задний базирующий элемент для крепежного уголка
18a - выемка
19 - передний крепежный уголок
19a - вертикальная часть
19b - траверса
19c - вдвижная часть
19d - стопор
19e - участок стенки
20 - задний крепежный уголок
20c - вдвижная часть
20d - стопор
20e - участок стенки
20f - продольный паз
21 - лапка-держатель
21a - отверстие
22 - пружинная гайка
23 - манжета
24 - задний базирующий элемент для держателя
24a - T-образная стенка
24b - участок стенки
25 - боковые стенки
27 - нижняя часть центральной консоли
28 - центральная консоль
1. Крепежное устройство на днище (1) автомобиля для закрепления переключающего устройства (3) на днище (1), причем переключающее устройство (3) имеет рычаг (4) переключателя, выступающий в салон автомобиля, и закрыто центральной консолью (28), которая жестко соединяется с днищем (1) с помощью, по меньшей мере, одного держателя (19, 20), отличающееся тем, что предусмотрен шумоизолирующий кожух (7), закрывающий переключающее устройство (3) и имеющий отверстие для рычага (4) переключателя, а держатель (19, 20) закрепляется на днище (1), причем между ними расположен шумоизолирующий кожух (7).
2. Крепежное устройство по п.1, отличающееся тем, что шумоизолирующий кожух (7) имеет, по меньшей мере, один базирующий элемент (17, 18; 24) для держателя (19, 20) центральной консоли (28).
3. Крепежное устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что корпус (3а) переключателя переключающего устройства (3) привинчен к нижней стороне днища (1), причем, в частности, корпус (3а) переключателя и шумоизолирующий кожух (7), расположенный на верхней стороне днища (1), закреплены в одних и тех же точках крепления (6).
4. Крепежное устройство по п.1, отличающееся тем, что базирующий элемент (17, 18; 24) для держателя (19, 20) выполнен в виде штекерного разъема с дополнительным зажимным соединением (19d, 20d) и/или резьбовым соединением у (24b).
5. Крепежное устройство по п.2, отличающееся тем, что базирующий элемент (17, 18; 24) для держателя (19, 20) расположен на торцевых стенках (10, 11), расположенных в продольном направлении автомобиля, и/или на прилегающих к ним крепежных фланцах (13, 14) шумоизолирующего кожуха (7).
6. Крепежное устройство по п.4, отличающееся тем, что штекерное соединение выполнено как телескопическая направляющая с трубкообразным базирующим элементом (17, 18) и взаимодействующей с ним вдвижной частью (19c, 20c).
7. Крепежное устройство по п.4, отличающееся тем, что штекерное соединение выполнено с Т-образным базирующим элементом (24) и вдвижной частью (20с), U-образпо охватывающей участки (24a, 24b) стенки.
8. Крепежное устройство по п.2, отличающееся тем, что шумоизолирующий кожух (7) дополнительно к базирующим элементам (17, 18; 24) имеет держатели (21), на которых посредством резьбового соединения закреплена центральная консоль (28).
9. Крепежное устройство по п.1, отличающееся тем, что на шумоизолирующем кожухе (7) дополнительно предусмотрены крепежные устройства (21a) для закрепления электрических проводов и/или элементов воздухопровода, пролегающих внутри центральной консоли (28).
10. Крепежное устройство по п.1, отличающееся тем, что шумоизолирующий кожух (7) имеет крепежный фланец (13, 14), по меньшей мере, частично его окружающий, на котором расположены базирующие элементы (17, 18; 24) и/или выступающие вниз центрирующие штифты (16), которые вставляются в соответствующие отверстия (15) центрального туннеля (2).
11. Шумоизолирующий кожух для крепежного устройства по одному из пп.1-10.