Герметичный контейнер для плота спасательного комплекса
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к спасательным средствам на подводных лодках. Герметичный контейнер для плота спасательного комплекса выполнен из высокопрочного пластика. Контейнер состоит из двух частей, крепление которых друг к другу обеспечивается за счет вакуума, создаваемого в соединяемых фланцах. Контейнер выдвигается из ниши легкого корпуса подводной лодки под действием силы тяжести отстреливаемого щита. В процессе всплытия контейнера автоматически происходит потеря вакуума и приведение в действие пускового устройства. Достигается возможность обеспечения приведения плота в рабочее положение на поверхности моря при подводном и надводном положении аварийной подводной лодки. 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) военно-морского флота (ВМФ) и других подводных объектах.
Известны комплексы спасательные универсальные надводные (КСУ-Н), предусматривающие использование спасательных плотов для размещения личного состава аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении, (заявка №2002116631/11 от 20.06.2002 г.).
Технические предложения по изменению схемы расположения и использования комплекса на ПЛ с целью повышения надежности и эффективности изложены в заявках №2010103696/11(005156) от 03.02.2010 г. и №2010137450/20(053273) от 08.09.2010 г.
Целью данного изобретения является создание герметичного контейнера для спасательного комплекса, используемого из подводного или надводного положения аварийной ПЛ для обеспечения посадки личного состава в спасательные плоты после ее покидания.
Создание единого комплекса, используемого из подводного или надводного положений аварийной ПЛ, заметно расширит возможности поддержания жизнедеятельности подводников, вынужденных покинуть аварийную ПЛ, до подхода сил службы спасения ВМФ.
Данное изобретение актуально для всех типов ПЛ, оборудованных спасательным люком, обеспечивающим выполнение спасательных операций с глубин до 200 метров методом всплытия в снаряжении, оборудованном блоком подачи воздуха (БПВ). Реализация предлагаемых технических решений обеспечит приведение спасательного плота в рабочее положение на поверхности моря и его одержание над аварийной ПЛ до начала операции всплытия подводников. Для надводного положения схема использования комплекса аналогична схеме использования, указанной в выше перечисленных заявках.
Указанная цель достигается тем, что:
- плот размещается в герметичном контейнере, выполненном из высокопрочного стеклопластика и состоящего из двух частей, крепление которых друг к другу обеспечивается за счет вакуума, создаваемого в соединяемых фланцах;
- контейнер размещается в нише легкого корпуса ПЛ и его выдвижение в положение для всплытия может осуществляться под действием силы тяжести отстреливаемого щита, закрывающего нишу легкого корпуса, или с помощью пневмо/гидропривода;
- контейнер на поверхность всплывает за счет силы собственной плавучести, при этом в процессе всплытия автоматически происходит потеря вакуума и приведение в действие пускового устройства спасательного плота на поверхности моря;
- контейнер при всплытии и на поверхности одерживается с помощью фала, размещаемого на вьюшке, оборудованной фрикционным устройством;
- контейнер при всплытии и на поверхности одерживается с помощью фала, размещаемого на вьюшке, оборудованной специальным фрикционным устройством.
На чертеже (фиг.1) показана конструктивная схема герметичного контейнера спасательного комплекса. В состав контейнера входит корпус 1, состоящий из двух частей, спасательный плот 2, ложемент 3, преобразователь давления 4 и привод пускового устройства 5 системы газонаполнения плота.
Корпус контейнера 1 выполнен из прочного стеклопластика. На фланцах составных частей корпуса создается вакуумная камера 6, которая герметизируется с помощью уплотнений 7, размещаемых с внутренней и наружной стороны вакуумной камеры.
На чертеже (фиг.2) показана конструкция преобразователя давления, корпус 8 которого разделен перегородкой 9 на две полости. Внутри каждой полости размещены поршни 10, которые соединены в одно целое с помощью штока 11. Корпус преобразователя давления оборудован штуцерами 12, 13, 14 для нагнетания, выпуска и всасывания воздуха, а также соединения с вакуумной камерой.
Принцип работы преобразователя основан на том, что при подаче давления в одну полость при перемещении системы «поршень-шток» в другой полости образуется вакуум.
На чертеже (фиг.3) показана конструкция привода пускового устройства спасательного плота, который выполнен в виде короткоходового пнев-моцилиндра с одним поршнем 15 и сквозным штоком 16. Привод пускового устройства размещен внутри корпуса 1 контейнера. К концу штока 16, размещенного внутри корпуса контейнера, присоединен фал 17 пускового устройства плота, на другом конце штока, выходящего из корпуса контейнера, выполнено дроссельное устройство 18 в виде отверстий малого диаметра.
Перемещение поршня происходит под действием пружины 19. Удержание пружины в исходном сжатом состоянии обеспечивается за счет вакуума, создаваемого в данной полости привода, а в период его отсутствия - с помощью фиксатора 20, устанавливаемого совместно с пробкой специальной 21 (см. вид.Б фиг.3).
На чертеже (фиг.4) показано общее расположение преобразователя давления 4 и привода пускового устройства 5 системы газонаполнения плота в корпусе контейнера 1.
Отверстие корпуса контейнера, через которое выходит конец штока 16 с дроссельным устройством, закрыто пробкой специальной 21, выполненной с радиальными уплотнениями. К пробке подсоединен датчик давления 22 с кабелем, который обеспечивает контроль наличия давления (вакуума) в преобразователе давления 4.
При перемещении контейнера осуществляется выдергивание пробки и соединение нагнетательной полости преобразователя давления 4 с окружающей средой. Фиксатор 20 занимает положение, обеспечивающее перемещение штока 16. Дроссельное устройство обеспечивает заданную скорость падения давления в нагнетательной полости и потерю вакуума в полости разрежения.
На чертеже (фиг.5) показано общее расположение контейнера 23 в межбортном пространстве ПЛ. Контейнер 23 вместе с ложементом 3 устанавливается в направляющие 24 на поворотном фундаменте 25, оборудованном гидравлическим приводом 26. В исходном положении контейнер удерживается с помощью упора 27. Щит легкого корпуса 28 с помощью фала 29 соединен с ложементом 3. На отдельном фундаменте 30 устанавливается вьюшка 31, оборудованная фрикционным устройством, обеспечивающим выпуск фала на заданную длину в зависимости от глубины моря. Фал вьюшки 32 соединен с корпусом контейнера 1.
На чертеже (фиг.6) показана схема использования комплекса из подводного положения, в соответствии с которой предусмотрено:
- отстрел щита 28 с использованием пироболтов;
- выдвижение по направляющим ложемента 3 вместе с контейнером 23 под действием силы тяжести щита 28;
- отделение контейнера 23 от ложемента 3;
- всплытие контейнера 23 на поверхность;
- срабатывание пускового устройства 5 системы газонаполнения плота 2 и приведение его в рабочее состояние;
- одерживание плота 2 с помощью фала 33, соединенного с системой контейнер 1 - фал 32 - вьюшка 31.
Для надводного положения аварийной ПЛ после отстрела щита 28 контейнер 23 сбрасывается на воду, где приводится в рабочее состояние после срабатывания пускового устройства 5 системы газонаполнения плота 2. В связи с отсутствием на поверхности воды гидростатического противодействия процесс приведение плота в рабочее состояние протекает заметно быстрее.
Возможно создание комплекса спасательного, у которого контейнер в положение для всплытия будет выдвигаться из корпусной ниши с помощью пневмо/гидропривода.
Герметичный контейнер для плота спасательного комплекса, обеспечивающего эвакуацию личного состава с аварийной подводной лодки в спасательные плоты с целью поддержания их жизнедеятельности до подхода сил службы спасения, отличающийся тем, что контейнер, выполненный из высокопрочного пластика и состоящий из двух частей, крепление которых друг к другу обеспечивается за счет вакуума, создаваемого в соединяемых фланцах, выдвигается из ниши легкого корпуса подводной лодки под действием силы тяжести отстреливаемого щита, при этом в процессе всплытия автоматически происходит потеря вакуума и приведение в действие пускового устройства, что обеспечивает приведение плота в рабочее положение на поверхности моря при подводном и надводном положениях аварийной подводной лодки.