Компактный управляемый боеприпас
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к боеприпасам, в частности к тактическим управляемым ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений. Компактный управляемый боеприпас содержит корпус, рулевые поверхности и полезную нагрузку. Боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Корпус боеприпаса в хвостовой части выполнен с сужением. Рулевые поверхности установлены в суженной части корпуса и не выходят за пределы цилиндрической поверхности, направляющая которой совпадает с периметром миделя корпуса, а образующие параллельны продольной оси корпуса. Достигается оптимизация габаритно-массовых характеристик боеприпаса. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к боеприпасам, в частности к тактическим ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений.
Из уровня техники известна управляемая ракета (международная заявка WO 2011019424 от 18.05.2010 г., МПК F42B 10/14), содержащая корпус, полезную нагрузку, расположенную в носовом обтекателе, крылья, складываемые внутри центральной" части корпуса, и стабилизаторы, складываемые внутри хвостовой части корпуса, при этом на определенных этапах полета управляемой ракеты стабилизаторы выполняют функции рулевых поверхностей.
Недостатками управляемой ракеты являются нерациональное использование располагаемого объема, а также отсутствие управляемости на начальном этапе полета.
Также из уровня техники известен управляемый снаряд (патент RU 2248518 от 20.03.2005 г., МПК F42B 15/00), наиболее близкий к предлагаемому изобретению и выбранный в качестве прототипа. Управляемый снаряд выполнен по аэродинамической схеме «утка», при этом размах рулей равен половине разности внутреннего диаметра контейнера и диаметра корпуса снаряда в месте установки рулей.
Недостатком управляемого снаряда является нерациональное использование располагаемого объема, что приводит или к недостаточной управляемости, или к снижению боевой эффективности.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является оптимизация габаритно-массовых характеристик, повышение управляемости, технологичности и надежности компактного управляемого боеприпаса.
Задача решается за счет того, что компактный управляемый боеприпас, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, содержит корпус, рулевые поверхности, полезную нагрузку, при этом корпус боеприпаса в хвостовой части выполнен с сужением, а рулевые поверхности установлены в суженной части корпуса и не выходят за пределы цилиндрической поверхности, направляющая которой совпадает с периметром миделя корпуса, а образующие параллельны продольной оси корпуса.
В частном случае осуществления изобретения задача решается за счет того, что компактный управляемый боеприпас дополнительно содержит складные крылья, установленные на корпусе, и механизм раскладывания складных крыльев.
В другом частном случае осуществления изобретения задача решается за счет того, что компактный управляемый боеприпас дополнительно содержит двигательную установку, расположенную внутри корпуса.
Техническое решение позволяет повысить надежность функционирования и технологичность за счет упрощения конструкции боеприпаса и того, что компактный управляемый боеприпас является управляемым сразу в момент запуска.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображен компактный управляемый боеприпас в варианте осуществления с крыльями, вид сбоку.
На фиг.2 изображен компактный управляемый боеприпас в варианте осуществления с крыльями, вид сверху.
На фиг.3 изображен компактный управляемый боеприпас в варианте осуществления с крыльями, вид сзади на хвостовую часть.
Компактный управляемый боеприпас содержит корпус 1 произвольного сечения, расположенную внутри корпуса 1 полезную нагрузку (не показано), установленные на корпусе нескладные рулевые поверхности 2, аппаратуру системы управления. Форма сечения корпуса 1 может быть различной, в частности, круглой, или такой, какая изображена на фиг.3, сложной и близкой к трапецеидальной. Также в рассматриваемом варианте осуществления изобретения корпус 1 на большей части своей длины имеет некруглую цилиндрическую форму, но в общем случае возможно отклонение от цилиндрической формы, имеет значение, как указано далее, только сечение миделя корпуса 1. В рассматриваемом варианте сечение миделя корпуса 1 может быть выделено в любом поперечном сечении цилиндрической части корпуса 1. В вариантах осуществления компактный управляемый боеприпас может содержать складные консоли крыла 3, двигательную установку, аппаратуру системы наведения. Компактный управляемый боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме.
Рулевые поверхности 2 выполнены с возможностью поворота относительно осей, перпендикулярных к корпусу 1 компактного управляемого боеприпаса, и не выходят за пределы гипотетической цилиндрической поверхности, направляющая которой совпадает с периметром миделя корпуса 1, а образующие параллельны продольной оси корпуса 1 независимо от формы сечения корпуса 1 (обозначена пунктирной линией на фиг.1 и фиг.2, совпадает с очертаниями корпуса 1 на фиг.3). Рулевые поверхности 2 установлены на корпусе 1 в хвостовой части, при этом в месте установки рулевых поверхностей 2 хвостовая часть корпуса 1 выполнена суженной. Количество и схема расположения рулевых поверхностей 2 могут быть различными, в частности, рулевых поверхностей 2 может быть четыре и они могут располагаться по стандартной крестообразной схеме. Либо, в другом частном случае, рулевых поверхностей может быть три и они могут располагаться так, как указано на фиг.3: одна из рулевых поверхностей 2 расположена вертикально в плоскости симметрии летательного аппарата, две другие - с небольшим углом наклона к горизонтали, симметрично относительно плоскости симметрии летательного аппарата.
Геометрические параметры корпуса 1 выбраны таким образом, чтобы обтекание хвостовой части было безотрывным, что позволяет обеспечить нормальное обтекание рулевых поверхностей 2, несмотря на их малое удлинение.
Консоли крыла 3 компактного управляемого боеприпаса в сложенном положении, аналогично рулевым поверхностям 2, не выходят за пределы цилиндрической поверхности, направляющая которой совпадает с периметром миделя корпуса 1, а образующие параллельны продольной оси корпуса 1 (примечание: на фиг. консоли крыла 3 тоже изображены складными, но щели в корпусе, в которые они убраны в сложенном положении, не указаны).
Компактный управляемый боеприпас работает следующим образом.
Размещают компактный управляемый боеприпас, например, в транспортно-пусковом контейнере или внутри фюзеляжа авиационного носителя. Производят пуск компактного управляемого боеприпаса с авиационного носителя во время выполнения летной программы. Осуществляют управление компактным управляемым боеприпасом с помощью рулевых поверхностей 2 непосредственно с момента пуска компактного управляемого боеприпаса.
В случае использования пусковой установки вместо авиационного носителя компактный управляемый боеприпас работает аналогично.
Компактный управляемый боеприпас предназначен для применения в условиях жестких габаритных ограничений, в частности, для пусковых установок, транспортно-пусковых контейнеров или внутрифюзеляжного размещения на авиационном носителе. Компактный управляемый боеприпас позволяет обеспечить компактность и управляемость с момента старта, а также повысить технологичность.
1. Компактный управляемый боеприпас, содержащий корпус, рулевые поверхности, полезную нагрузку, отличающийся тем, что боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме, при этом корпус боеприпаса в хвостовой части выполнен с сужением, а рулевые поверхности установлены в суженной части корпуса и не выходят за пределы цилиндрической поверхности, направляющая которой совпадает с периметром миделя корпуса, а образующие параллельны продольной оси корпуса.
2. Компактный управляемый боеприпас по п.1, дополнительно содержащий складные консоли крыла, установленные на корпусе, и механизм раскладывания консолей крыла, при этом консоли крыла в сложенном положении не выходят за пределы цилиндрической поверхности, направляющая которой совпадает с периметром миделя корпуса, а образующие параллельны продольной оси корпуса.
3. Компактный управляемый боеприпас по п.1, дополнительно содержащий двигательную установку, расположенную внутри корпуса.