Способ разработки лесных территорий трасс нефтегазопроводов и лэп

Иллюстрации

Показать все

Способ содержит операции: валку деревьев при помощи бензопилы в направлении от разработанной части трассы, обрезку сучьев, раскряжевку хлыстов и укладку сучьев на трассу будущей дороги при помощи сучкорезно-раскряжевочной машины, погрузку и транспортировку сортиментов лесовозным автопоездом с манипулятором. Лесовозный автопоезд заезжает, например, задним ходом по полосе уложенных сучьев на расстояние, равное длине набора пачки. На обратном пути лесовозный автопоезд, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляют вывозку погруженных сортиментов. Валку дерева на трассе будущей дороги осуществляют в направлении, параллельном ее оси. Обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева или справа рядом с будущей трассой. Валку дерева, располагающегося справа и рядом с трассой будущей дороги, осуществляют под углом от 0 до 25 градусов к оси будущей дороги. Обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева. Валку дерева, располагающегося справа на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги, осуществляют под углом от 25 до 45 градусов к этой дороге. Обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют путем захвата дерева грейферным захватом за вершинную часть, подтаскивания в приподнятом положении на расстояние, обеспечивающее захват манипулятором комлевой части дерева, при последующей укладке на сучкорезно-раскряжевочный стол. Полученные сортименты укладывают рядом с будущей трассой справа. Валку дерева, располагающегося рядом и слева с трассой будущей дороги, осуществляют под углом от 0 до 35 градусов. Обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева. Валку дерева, располагающегося слева на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги, осуществляют под углом от 35 до 60 градусов. Обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют путем подъезда задним ходом к поваленному дереву, захвата дерева грейферным захватом за вершинную часть, подтаскивания в приподнятом положении на расстояние, обеспечивающее захват манипулятором комлевой части дерева, при последующей укладке на сучкорезно-раскряжевочный стол. Полученные сортименты укладывают рядом с будущей трассой слева. Способ обеспечивает снижение энергоемкости и воздействие техники на лесную среду. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к технологии заготовки древесины и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве при разрубке трасс лесных дорог, а также в нефтяной, газовой и энергетической отраслях при разрубке лесных территориях под невтегазопроводы и ЛЭП.

Известен способ освоения лесосеки (Патент №873974 РФ, МКИ A01G 23/08, способ разработки лесосеки / А.П. Панычев; 2925391/29-15 от 12.05.1980), включающий срезание и укладку деревьев валочно-пакетирующей машиной на задний коник автопоезда и последующую укладку комлевой части дерева манипулятором автопоезда на передний коник прицепа. Таким образом, из технологического процесса исключается трелевка.

Известен способ освоения лесосеки (Патент №965397 РФ, МКИ A01G 23/08. Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществования / В.А. Горбачевский, В.В. Горбачевский; 2901310/29-15; Приоритет от 25.03.1980), включающий срезание и укладку деревьев валочно-погрузочной машиной на прицепное транспортное средство, которое затем задним ходом по колее, проложенной валочно-погрузочной машиной, транспортируется специальным тягачем или лебедкой к лесовозной дороге. Данный способ также исключает из технологического процесса трелевку древесины.

Недостатком указанных выше способов разработки лесосек является то, что в первом случае автопоезд, а во втором случае прицепное транспортное средство движутся по лесной целине, что затруднено на переувлажненных почвах.

Известен способ освоения лесосеки (Машинная обрезка сучьев на лесосеке / Вороницын К.И., Гуселев С.М. - М.: Лесн. пром-сть, 1989. - 272 с.) с одновременным строительством лесовозной дороги, включающий валку деревьев любым из известных способов, трелевку деревьев и укладку их в штабель вдоль трассы лесовозной дороги с последующей очисткой деревьев от сучьев сучкорезной машиной и укладкой сучьев по ширине этой трассы. Данный способ обеспечивает обустройство лесовозной дороги на переувлажненных грунтах. Его недостатком является наличие трелевки древесины, в результате чего увеличиваются энергозатраты.

Указанные недостатки устраняются тем, что при разработке лесных территорий трасс нефтегазопроводов и ЛЭП линейные объекты имеют незначительную ширину, что позволяет вести заготовку и вывозку древесины с этих территорий без трелевки древесины с одновременным обустройством внутри трассовой дороги, причем дорога имеет определенное смещение от оси трассы.

Техническим результатом изобретения является снижение энергоемкости и экологического воздействия на лесную среду лесозаготовительного процесса при разрубке трассы нефтегазопроводов и ЛЭП путем исключения из него трелевки с одновременным обустройством лесовозной дороги на переувлажненных грунтах, которая в дальнейшем будет использоваться для строительства и обслуживания нефтегазопроводов и ЛЭП.

Технический результат достигается тем, что способ разработки лесных территорий трасс нефтегазопроводов и ЛЭП содержит операции: валку деревьев при помощи бензопилы в направлении от разработанной части трассы, обрезку сучьев, раскряжевку хлыстов и укладку сучьев на трассу будущей дороги при помощи сучкорезно-раскряжевочной машины, погрузку и транспортировку сортиментов лесовозным автопоездом с манипулятором, который заезжает, например, задним ходом по полосе уложеных сучьев на расстояние, равное длине набора пачки, а на обратном пути, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляется вывозка погруженных сортиментов, причем валка и обработка сваленных деревьев зависят от расположения дерева по ширине разрубаемой полосы леса. Согласно изобретения валка дерева на трассе будущей дороги осуществляется в направлении, параллельном ее оси, а обрезка сучьев и раскряжевка СРМ осуществляется в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева или справа рядом с будущей трассой; валка дерева, располагавшегося справа рядом с трассой будущей дороги, осуществляется под углом 0 до 25 градусов к оси будущей дороги, а обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов СРМ осуществляется в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева; валка дерева, располагающегося справа на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги, осуществляется под углом от 25 до 45 градусов к этой дороги, а обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов СРМ осуществляется путем захвата дерева грейферным захватом за вершинную часть, подтаскивания в приподнятом положении на расстояние, обеспечивающее захват манипулятором комлевой части дерева, при последующей укладке на сучкорезно-раскряжевочный стол, при этом полученные сортименты укладывает рядом с будущей трассой справа; валка дерева, располагавшегося рядом и слева с трассой будущей дороги, осуществляется под углом от 0 до 35 градусов, а обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов СРМ осуществляется в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева; валка дерева, располагавшегося слева на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги, осуществляется под углом от 35 до 60 градусов, а обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов СРМ осуществляется путем подъезда задним ходом к поваленному дереву, захвата дерева грейферным захватом за вершинную часть, подтаскивания в приподнятом положении на расстояние, обеспечивающее захват манипулятором комлевой части дерева, при последующей укладке на сучкорезно-раскряжевочный стол, при этом полученные сортименты укладывает рядом с будущей трассой слева.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлена обработка сваленного дерева на трассе будущей дороги; на фиг.2 - обработка сваленного дерева, располагавшегося справа рядом с трассой будущей дороги; на фиг.3 - обработка сваленного дерева, располагавшегося справа на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги; на фиг.4 - обработка сваленного дерева, располагавшегося слева рядом с трассой будущей дороги; на фиг.5 - обработка сваленного дерева, располагавшегося слева на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги.

1 - сваленное дерево; 2 - сучкорезно-раскряжевочная машина; 3 - сортименты; 4 - сучья; 5 - ось будущей дороги; 6 - ось трассы ЛЭП или нефтегазопровода.

При валке деревьев бензомоторной пилой и обрезке сучьев и раскряжевке сучкорезно-раскряжевочной машиной (СРМ) работа осуществляется следующим образом. На трассе линейного объекта в первый прием осуществляется валка в объеме древесины, обеспечивающем нагрузку на рейс автопоезда - сортиментовоза. Для этого вальщик углубляется на расстояние, равное длине ленты набора пачки автопоезда - сортиментовоза. Деревья валятся в направлении от разработанной части просеки. Для выполнения условий предлагаемой технологии сталкивание дерева с пня осуществляется с учетом дальности расположения дерева от трассы будущей дороги под различными углами к ее оси, в зависимости от ширины разрубаемой трассы и высоты древостоя.

Работа СРМ осуществляется следующим образом.

Машинист СРМ задним ходом по трассе будущей дороги подходит к поваленным деревьям и останавливает машину. Переводит технологическое оборудование из транспортного положения в рабочее. Наводит грейферный захват на дерево, захватывает его за комлевую часть на расстоянии около 1,5 м от комля. Поднимет комель дерева и укладывает его на сучкорезно-раскряжевочный стол, ориентируя его по оси дерева. Дальнейшая обрезка сучьев и раскряжевка осуществляется в штатном режиме.

В зависимости от расположения сваливаемого дерева на ширине разрубаемой полосы леса, рассмотрим следующие 5 позиций.

1. Обработка сваленного дерева на трассе будущей дороги (фиг.1). В этой позиции валка деревьев 1 осуществляется на будущей трассе дороги по направлению движения СРМ, параллельно ее оси. Машинист, управляя СРМ 2, подъезжает задним ходом к поваленному дереву, манипулятором захватывает его за комлевую часть, укладывает в сучкорезно-раскряжевочный стол, осуществляет обрезку сучьев и раскряжевку в штатном режиме. Полученные сортименты 3 укладывает рядом с будущей трассой слева или справа, а сучья 4 укладываются на трассу будущей дороги с осью 5, отстоящей от оси трассы 6 на определенном расстоянии.

2. Обработка сваленного дерева, располагавшегося справа рядом с трассой будущей дороги (фиг.2). В этой позиции валка деревьев 1 осуществляется под углом от 0 до 25 градусов от оси будущей дороги. Технология обработки дерева СРМ аналогична той, которая применяется на фиг.1.

3. Обработка сваленного дерева, располагавшегося справа на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги (фиг.3). В этой позиции валка деревьев осуществляется под углом 25-45 градусов от оси будущей дороги. Технология обработки дерева СРМ следующая: машинист подъезжает задним ходом к поваленному дереву, захватывает его грейферным захватом за вершинную часть и, приподнимая, подтаскивает на расстояние, до тех пор, пока не достанет манипулятором комлевой части дерева, осуществляет перехват за комель, укладывает дерево в сучкорезно-раскряжевочный стол. Дальнейшая обрезка сучьев и раскряжевка осуществляется в штатном режиме. Полученные сортименты 3 укладывает рядом с будущей трассой справа, а сучья 4 укладываются на трассу будущей дороги.

4. Обработка сваленного дерева, располагавшегося рядом и слева с трассой будущей дороги (фиг.4). В четвертой позиции валка деревьев 1 осуществляется под углом от 0 до 35 градусов. Технология обработки дерева аналогична той, которая применяется на фиг.1, только полученные сортименты 3 будут располагаться справа по ходу движения СРМ.

5. Обработка сваленного дерева, располагавшегося слева на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги (фиг.5). На этой позиции валка деревьев 1 осуществляется под углом 35-60 градусов. Технология обработки дерева СРМ 2 следующая: машинист подъезжает задним ходом к поваленному дереву, захватывает его грейферным захватом за вершинную часть и, приподнимая, подтаскивает на расстояние, до тех пор, пока не достанет манипулятором комлевой части дерева, осуществляет перехват за комель, укладывает дерево в сучкорезно-раскряжевочный стол. Дальнейшая обрезка сучьев и раскряжевка осуществляется в штатном режиме. Полученные сортименты 3 укладываются рядом с будущей трассой слева, а сучья 4 укладываются на трассу будущей дороги.

Следующий отрезок лесной трассы нефтегазопровода осуществляется вышеописанным способом. Конечным результатом такой технологии будет разрубленная трасса нефтегазопроводов или ЛЭП, на которой располагаются уложенные на трассе будущей дороги сучья и разложенные слева и справа от нее кучи сортиментов. Оборудованный манипулятором лесовозный автопоезд заезжает, например, задним ходом по полосе уложенных сучьев на расстояние, равное длине набора пачки, а на обратном пути, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляется вывозка погруженных сортиментов.

В результате применения данного способа из технологического процесса исключается трелевка, снижается энергоемкость и количество лесозаготовительной техники, обустраивается дорога на переувлажненных грунтах для строительства и обслуживания трасс нефтегазопроводов и ЛЭП, снижается экологическое воздействие техники на лесную среду.

Способ разработки лесных территорий трасс нефтегазопроводов и ЛЭП, содержащий операции: валку деревьев при помощи бензопилы в направлении от разработанной части трассы, обрезку сучьев, раскряжевку хлыстов и укладку сучьев на трассу будущей дороги при помощи сучкорезно-раскряжевочной машины, погрузку и транспортировку сортиментов лесовозным автопоездом с манипулятором, который заезжает, например, задним ходом по полосе уложенных сучьев на расстояние, равное длине набора пачки, а на обратном пути, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляется вывозка погруженных сортиментов, причем валка и обработка сваленных деревьев зависят от расположения дерева по ширине разрубаемой полосы леса, отличающийся тем, что валку дерева на трассе будущей дороги осуществляют в направлении, параллельном ее оси, а обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева или справа рядом с будущей трассой; валку дерева, располагающегося справа и рядом с трассой будущей дороги, осуществляют под углом 0 до 25° к оси будущей дороги, а обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева; валку дерева, располагающегося справа на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги, осуществляют под углом от 25 до 45° к этой дороги, а обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют путем захвата дерева грейферным захватом за вершинную часть, подтаскивания в приподнятом положении на расстояние, обеспечивающее захват манипулятором комлевой части дерева, при последующей укладке на сучкорезно-раскряжевочный стол, при этом полученные сортименты укладывают рядом с будущей трассой справа; валку дерева, располагающегося рядом и слева с трассой будущей дороги, осуществляют под углом от 0 до 35°, а обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют в штатном режиме с укладкой полученных сортиментов слева; валку дерева, располагающегося слева на дальнем расстоянии от трассы будущей дороги, осуществляют под углом от 35 до 60°, а обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов сучкорезно-раскряжевочной машиной осуществляют путем подъезда задним ходом к поваленному дереву, захвата дерева грейферным захватом за вершинную часть, подтаскивания в приподнятом положении на расстояние, обеспечивающее захват манипулятором комлевой части дерева, при последующей укладке на сучкорезно-раскряжевочный стол, при этом полученные сортименты укладывают рядом с будущей трассой слева.