Система для дистанционного контроля за мусорными контейнерами

Иллюстрации

Показать все

Изобретение может быть использовано для контроля за переполнением контейнеров, их возгоранием, несанкционированным доступом к ним, для контроля мест загрузки и опорожнения контейнеров. Изобретение обеспечивает повышение достоверности распознавания контейнеров, в том числе и «проблемных», путем их идентификации в ближней зоне. Система содержит блок идентификации, систему опознавания, взаимодействующую с бортовой системой идентификации мусоросборщика, расположенной на разгрузочном или засыпном устройстве с возможностью взвешивания на них мусора до и после процесса опорожнения, и измерительно-передающий блок. Последний расположен в гнезде, выполненном во фланцевом элементе или выступе корпуса блока индентификации. Система содержит также приемник и блок управления, подключенный к блоку преобразования информации, и центральный пункт контроля, расположенный в зоне приема сигналов и состоящий из ЭВМ с устройствами ввода и отображения информации, передатчиком сигнала, дуплексером, связанным с приемопередающей антенной, и приемником сигнала, подключенным к ЭВМ. Каждый передатчик выполнен в виде последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, первого смесителя, второй вход которого соединен с первым выходом первого гетеродина, усилителя первой промежуточной частоты и первого усилителя мощности, выход которого соединен с входом дуплексера. Каждый приемник выполнен в виде последовательно подключенных к выходу дуплексера второго усилителя мощности, второго смесителя, усилителя второй промежуточной частоты, перемножителя, полосового фильтра и фазового детектора. Причем второй вход фазового манипулятора центрального пункта соединен с выходом ЭВМ, а второй вход фазового манипулятора каждого контейнера соединен с выходом блока преобразования информации. Передатчик центрального пункта контроля выполнен с возможностью излучения сигналов с фазовой манипуляцией на частоте ω1г2, а приемник - с возможностью приема сигналов на частоте ω2г1. Передатчик каждого контейнера выполнен с возможностью излучения сигналов с фазовой манипуляцией на частоте ω2, а приемник - с возможностью приема сигналов на частоте ω1. Частоты ωг1 и ωг2 первого и второго гетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ωг2г1пр2. При этом бортовая система снабжена сканирующим устройством, состоящим из последовательно включенных задающего генератора, дуплексера, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, первого усилителя мощности, фазового детектора, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, линии задержки, сумматора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, фазового манипулятора и второго усилителя мощности, выход которого соединен с вторым входом дуплексера. К выходу генератора последовательно подключены перемножитель, вторым входом соединенный с выходом генератора, и узкополосный фильтр, выход которого соединен с вторым входом манипулятора. Датчик системы опознавания блока идентификации снабжен радиочастотной меткой в виде пьезокристалла с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным встречно-штыревым преобразователем поверхностных акустических волн, связанным с микрополосковой приемопередающей антенной и набором отражателей. Преобразователь содержит две гребенчатые системы электродов, соединенных друг с другом шинами, связанными с антенной. 12 ил.

Реферат

Предлагаемая система относится к коммунальному хозяйству и может использоваться для дистанционного контроля за переполнением мусорных контейнеров, их возгоранием, несанкционированным доступом к ним, а также контроля мест загрузки и опорожнения контейнеров при сборе мусора как на автомобили-мусоросборщики с помощью засыпных устройств, так и при транспортировке контейнеров с мусором на автомобилях в места утилизации мусора.

Известны способы и устройства для уборки мусора, регистрирующие вес мусора, в частности бытового и промышленного мусора, а также снабженные блоками идентификации и кодовыми замками (авт. свид. СССР №№1.000.547, 1.252.468, 1.776.744; патенты РФ №№2.002.020, 2.037.046, 2.040.452, 2.186.919, 2.240.414, 2.269.821, 2.381.162; патенты США №№4.831.860, 5.209.088; патенты Великобритании №№2.141.774, 2.261.254; патенты Франции №№2.197.406, 2.559.193, 2.692.309; патенты Германии №№3.407.128, 3.907.326; патенты Японии №№59-192.167, 60-29.912; Дикарев В.И. «Безопасность, защита и спасение человека», СПб., 2007, с.204-236 и другие).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемой системе является «Система для дистанционного контроля за мусорными контейнерами» (патент РФ №2.381.162, B65F 1/14, 2008), которая и выбрана в качестве прототипа.

В условиях крупного мегаполиса в ряде случаев необходима оперативная информация в центральном пункте контроля о состоянии и местоположении мусорных контейнеров.

Указанная система обеспечивает дистанционное определение местоположения мусорных контейнеров путем установления дуплексной радиосвязи между мусорными контейнерами и центральным пунктом контроля с использованием двух частот и сложных сигналов с фазовой манипуляцией. При этом на центральном пункте контроля производится с помощью ЭВМ математическая экспресс-обработка в реальном времени всех параметров контролируемых мусорных контейнеров и в случае отклонения их за допустимый предел у какого-либо контролируемого мусорного контейнера ЭВМ выдает сигнал тревоги с указанием номера контролируемого мусорного контейнера для принятия экстренных мер, например, в случае опорожнения контейнера при транспортировке в неразрешенном месте, а также при поиске похищенных контейнеров.

Дистанционное определение местоположения мусорных контейнеров, в том числе и «проблемных», т.е. мусорных контейнеров, которые опорожнились в неразрешенных местах, и похищенных, осуществляется с точностью 50-100 м.

Для обнаружения и идентификации мусорных контейнеров, в том числе и «проблемных», в ближней зоне могут быть использованы радиочастотные метки, которыми оснащаются мусорные контейнеры, и сканирующие устройства, которые устанавливаются на автомобилях-мусоросборщиках.

Технической задачей изобретения является повышение достоверности распознавания мусорных контейнеров, в том числе и «проблемных», путем их идентификации в ближней зоне.

Поставленная задача решается тем, что система для дистанционного контроля за мусорными контейнерами, содержащими, в соответствии с ближайшим аналогом, блок идентификации, имеющими корпус с фланцевым элементом жесткости или выступом и датчиком системы опознавания, взаимодействующей с бортовой системой идентификации автомобиля-мусоросборщика, расположенной на разгрузочном или засыпном устройстве, опорожняемыми с помощью разгрузочных или засыпных устройств в автомобиль-мусоросборщик с возможностью взвешивания на разгрузочном или засыпном устройстве до и после процесса опорожнения для определения веса содержащегося в контейнере мусора, измерительно-передающий блок, включающий в себя сигнальные датчики, приемник GPS-сигналов, блок преобразования информации, блок управления, дуплексер, приемопередающую антенну, передатчик и приемник электромагнитного сигнала, а также автономный источник питания, при этом во фланцевом элементе жесткости или внутри корпуса выполнено гнездо для размещения в нем датчика опознавания с возможностью закрытия последнего со всех сторон, для размещения измерительно-передающего блока использовано гнездо, выполненное во фланцевом элементе жесткости или выступе корпуса, выходы сигнальных датчиков и приемника GPS-сигналов соединены с входами блока преобразования информации, к выходу которого последовательно подключены передатчик, дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, приемник и блок управления, подключенный к блоку преобразования информации, и центральный пункт контроля, расположенный в зоне уверенного приема электромагнитных сигналов и состоящий из ЭВМ с устройствами ввода и отображения информации и последовательно подключенными к ее выходу передатчиком электромагнитного сигнала, дуплексером, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, и приемников электромагнитного сигнала, выход которого подключен к ЭВМ, при этом каждый передатчик электромагнитного сигнала выполнен в виде последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, первого смесителя, второй вход которого соединен с первым выходом первого гетеродина, усилителя первой промежуточной частоты и первого усилителя мощности, выход которого соединен с входом дуплексера, каждый приемник электромагнитного сигнала выполнен в виде последовательно подключенных к выходу дуплексера второго усилителя мощности, второго смесителя, второй вход которого соединен с первым выходом второго гетеродина, усилителя второй промежуточной частоты, перемножителя, второй вход которого соединен с вторым выходом первого гетеродина, полосового фильтра и фазового детектора, второй вход которого соединен с вторым выходом второго гетеродина, а выход является выходом приемника, причем второй вход фазового манипулятора центрального пункта контроля соединен с выходом ЭВМ, а второй вход фазового манипулятора каждого контролируемого мусорного контейнера соединен с выходом блока преобразования информации, передатчик центрального пункта контроля выполнен с возможностью излучения сложных сигналов с фазовой манипуляцией на частоте ω1г2, а приемник - с возможностью приема сигналов на частоте ω2г1, передатчик каждого контролируемого мусорного контейнера выполнен с возможностью излучения сложных сигналов с фазовой манипуляцией на частоте ω2, а приемник - с возможностью приема сигналов на частоте ω1, частоты ωг1 и ωг2 первого и второго гетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ωг2г1пр2, отличается от ближайшего аналога тем, что бортовая система идентификации автомобиля-мусоросборщика снабжена сканирующим устройством, представляющим собой последовательно включенные задающий генератор, дуплексер, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, первый усилитель мощности, фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, линию задержки, сумматор, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, фазовый манипулятор и второй усилитель мощности, выход которого соединен с вторым входом дуплексера, причем к выходу задающего генератора последовательно подключены перемножитель, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, и узкополосный фильтр, выход которого соединен с вторым входом фазового манипулятора, датчик системы опознавания блока идентификации мусорного контейнера снабжен радиочастотной меткой, представляющей собой пьезокристалл с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным встречно-штыревым преобразователем поверхностных акустических волн, связанным с микрополосковой приемопередающей антенной, и набором отражателей, причем встречно-штыревой преобразователь содержит две гребенчатые системы электродов, электроды каждой из гребенок соединены друг с другом шинами, связанными с микрополосковой приемопередающей антенной.

На фиг.1 изображен мусорный контейнер, предназначенный для взаимодействия с бортовым разгрузочным или засыпным устройством автомобиля-мусоросборщика, общий вид; на фиг.2 - узел 1, изображенный на фиг.1, с приспособлением для идентификации согласно изобретению; на фиг.3 - вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 - установка блока идентификации, встроенного по-иному, чем на фиг.2; на фиг.5 представлена структурная схема системы для дистанционного контроля за мусорными контейнерами; на фиг.6 изображена структурная схема передатчика и приемника центрального пункта контроля; на фиг.7 изображена структурная схема передатчика и приемника каждого контролируемого мусорного контейнера; на фиг.8 показана частотная диаграмма, поясняющая преобразование сигналов по частоте; на фиг.9 и 10 изображены временные диаграммы, поясняющие работу системы; на фиг.11 представлена структурная схема сканирующего устройства; на фиг.12 представлена функциональная схема радиочастотной метки.

На фиг.1 показан мусорный контейнер 1, в котором емкость 2 для мусора сверху закрывается откидной крышкой 3. Снизу емкость 2 оборудована двумя ходовыми колесами 4 (показано только одно), расположенными по задней кромке.

Шарнирное соединение между крышкой 3 и емкостью 2 снабжено двумя ручками 5, которые позволяют перемешать при необходимости контейнер 1 с помощью колес 4.

По верхней стороне емкости для мусора предусмотрен фланцевый элемент жесткости или выступ 6 для зацепления засыпного устройства. В первую очередь, этот элемент жесткости, т.е. выступ 6, служит для взаимодействия мусорного контейнера с разгрузочным или засыпным устройством автомобиля-мусоросборщика, которое, как правило, представляет собой подъемник-опрокидыватель.

Разгрузочное или засыпное устройство автомобиля-мусоросборщика захватывает контейнер 1 за выступ 6 на емкости 2 и производит разгрузку, включающую подъем, опрокидывание и опускание контейнера.

Теперь все чаще предъявляется требование последовательно фиксировать при разгрузке контейнера 1 в автомобиль-мусоросборщик вес брутто и тары, чтобы на основании этого определять вес нетто мусора, находящегося в соответствующем контейнере 1. Вместо обычной для настоящего времени округленной оплаты уборки мусора будет введена оплата в зависимости от веса мусора, что должно стимулировать уменьшение количества выбрасываемого мусора.

Для реализации такой оплаты уборки мусора в зависимости от его веса необходимо оборудовать не только автомобиль-мусоросборщик системой взвешивания отходов, но и снабдить мусорные контейнеры системой идентификации. Условием функционирования системы идентификации является оборудование каждого отдельного мусорного контейнера блоком идентификации, который позволил бы через систему идентификации автомобиля-мусоросборщика включать систему взвешивания отходов и одновременно приводить в действие разгрузочное или засыпное устройство, снабженное такой системой взвешивания.

Блок идентификации при этом должен располагаться на мусорном контейнере так, чтобы при манипуляциях с контейнером обеспечивалась связь блока с системой идентификации автомобиля-мусоросборщика. Необходимо также сделать так, чтобы блок идентификации было трудно удалить из контейнера или отделить от него. Блок идентификации должен быть выполнен так, чтобы при постоянном использовании он оставался нечувствительным к возникающим нагрузкам и отсутствовала возможность изменения его кода.

Блок идентификации на каждом мусорном контейнере 1 имеет датчик 7 системы опознавания, который размещается в гнезде 8 фланцевого элемента жесткости 6 на емкости 2 для мусора. При этом важно, чтобы датчик системы опознавания был защищен от ударов, например путем размещения в мягкой обивке или с зазорами от окружающих его со всех сторон стенок гнезде 8 в закрытом со всех сторон состоянии.

Гнездо 8 может представлять собой стакано- или ваннообразную выемку, которая находится во фланцевом элементе жесткости (выступе для захвата засыпным устройством) 6 между ребрами жесткости 9, которые предназначены для усиления фланцевого элемента жесткости 6.

После установки датчика 7 в гнездо 8 последнее может быть закрыто крышкой 10. При этом крышка может быть приварена, приклеена, привинчена или поставлена на заклепки, чтобы удаление или замену датчика 7 можно было осуществлять только путем повреждения крышки 10 и/или фланцевого элемента жесткости 6.

Бортовая система идентификации автомобиля-мусоросборщика снабжена сканирующим устройством 54, представляющим собой последовательно включенные задающий генератор 55, дуплексер 56, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 57, первый усилитель 58 мощности, фазовый детектор 59, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора 55, линию 60 задержки, сумматор 62, второй вход которого соединен с выходом генератора 61 модулирующего кода, фазовый манипулятор 65 и второй усилитель 66 мощности, выход которого соединен с вторым входом дуплексера 56, причем к выходу задающего генератора 55 последовательно подключены перемножитель 63, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора 55, и узкополосный фильтр 64, выход которого соединен с вторым входом фазового манипулятора 65.

Датчик 7 системы опознавания блока идентификации мусорного контейнера 1 снабжен радиочастотной меткой 67, представляющей собой пьезокристалл с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным встречно-штыревым преобразователем (ВШП) поверхностных акустических волн (ПАВ), связанным с микрополоской приемопередающей антенной 68, и наоборот 72 отражателей, причем встречно-штыревой преобразователь содержит две гребенчатые системы электродов, электроды 69 каждой из гребенок соединены друг с другом шинами 70 и 71, связанными с микрополосковой приемопередающей антенной 68.

На фиг.2 и 3 показан вариант фланцевого элемента жесткости 6, при котором гнездо 8 представляет собой стакано- или ваннообразную выемку с отверстием на нижней стороне фланцевого элемента жесткости 6, т.е. должно закрываться крышкой 10, устанавливаемой снизу. При этом крышка 10 жестко соединяется с краями гнезда 8 путем приклеивания и/или приваривания по всему периметру.

На фиг.4 стакано- или ваннообразная выемка, служащая гнездом 8 для датчика 7, выполнена во фланцевом элементе жесткости 6 с отверстием, открытым сверху. Отверстие также закрывается крышкой 10, устанавливаемой сверху. В этом случае крышка 10 жестко соединена с фланцевым элементом жесткости 6 с помощью заклепок 11.

Расположение датчика системы опознавания на мусорном контейнере 1 внутри фланцевого элемента жесткости 6 имеет то преимущество, что датчик может взаимодействовать с опрашивающим приемником расположенной на автомобиле системы идентификации, смонтированным непосредственно на захвате разгрузочного или засыпного устройства, который взаимодействует с фланцевым элементом жесткости.

Система для дистанционного контроля за мусорными контейнерами содержит центральный пункт контроля, состоящий из ЭВМ 12 с устройствами 13 и 14 ввода и отображения информации соответственно, передатчика 15 электромагнитного сигнала, приемника 16 электромагнитного сигнала, дуплексера 17 и приемопередающей антенны 18, и регистраторы I, II, i, k параметров, располагаемых на мусорных контейнерах (i - номер мусорного контейнера, который может принимать значения от 1 до k, где k - общее число контролируемых контейнеров).

Выход приемника 16, представляющий собой шину стандартного интерфейса связи, соединен с выходом ЭВМ 12. Передатчик 15 также соединен шиной стандартного интерфейса связи с выходом ЭВМ 12.

В состав регистраторов I, II, i, k, располагаемых на мусорных контейнерах, входят сигнальные датчики 21.i.l-21.i.n, где n - общее количество датчиков, устанавливаемых на i-ом мусорном контейнере, приемник 20.i GPS-сигналов, блок 22.i преобразования информации, передатчик 23.i электромагнитного сигнала, дуплексер 24.i, приемопередающая антенна 25.i, приемник 26.i электромагнитного сигнала, блок 27.i управления, автономный источник питания И.i, например аккумуляторная батарея, i=1, …, К, и радиочастотные метки 67.i.

Выходы датчиков 21.1.1-21.i.n и приемника 20.i GPS-сигналов, соединены с соответствующими входами блока 22.i преобразования информации, к выходу которого последовательно подключены передатчик 23.i, дуплексер 24.i, вход-выход которого связан с приемо-передающей антенной 25.i, приемник 26.i и блок 27.i управления, подключенный к блоку 22.i преобразования информации.

В качестве сигнальных датчиков используются контакты и кнопки, тензометрические и ультразвуковые датчики, которые фиксируют, например, погрузку-разгрузку контейнера, заполнение контейнера и возгорание мусора, вес контейнера до и после процесса опорожнения.

Основной функцией блока 22.i преобразования информации является преобразование аналоговых сигналов, соответствующих значениям измеряемых параметров, в последовательный двоичный код, который может модулировать излучаемый электромагнитный сигнал.

Приемник 20.i GPS-сигналов является неотъемлемым элементом глобальной радионавигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (РФ) или НАВСТАР (США), состоящих из группировок спутников (18-24) и управляемых из единых центров, выполняется съемным и выпускается промышленностью в стандартной упаковке (прибор SDS-221). С помощью указанных радионавигационных систем обеспечивается вычисление координат местоположения мусорных контейнеров с точностью до 1 метра.

Каждый передатчик выполнен в виде последовательно включенных задающего генератора 28 (41), фазового манипулятора 29 (42), первого смесителя 31 (44), второй вход которого соединен с первым выходом первого гетеродина 30 (43), усилителя 32 (45) первой промежуточной частоты и усилителя 33 (46) мощности, выход которого подключен к входу дуплексера 17 (24.i). При этом второй вход фазового манипулятора 29 центрального пункта контроля соединен с выходом ЭВМ 12, а второй вход фазового манипулятора 42 каждого контролируемого мусорного контейнера соединен с выходом блока 22.i преобразования информации.

Каждый приемник выполнен в виде последовательно подключенных к выходу дуплексера 17 (24.i) усилителя 34 (47) мощности, второго смесителя 36 (49), второй вход которого соединен с первым выходом второго гетеродина 35 (48), усилителя 37 (50) второй промежуточной частоты, перемножителя 38 (51), второй вход которого соединен с вторым выходом первого гетеродина 30 (43), полосового фильтра 39 (52) и фазового детектора 40 (53), второй вход которого соединен с вторым выходом второго гетеродина 35 (48). Выход фазового детектора 40 центрального пункта контроля подключен к входу ЭВМ 12, а выход фазового детектора 53 контролируемого мусорного контейнера подключен к блоку 27.i управления.

Для размещения измерительно-передающего блока мусорного контейнера использовано гнездо 8, выполненное во фланцевом элементе жесткости или выступе корпуса 6.

Предлагаемая система для дистанционного контроля за мусорными контейнерами работает следующим образом.

Рассмотрим в качестве примера два режима работы предлагаемой системы:

а) режим работы по запросу;

б) режим работы с общей синхронизацией.

На фиг.9 приведены временные диаграммы, иллюстрирующие первый режим работы, на фиг.10 - второй режим. По оси абсцисс на всех диаграммах отложено время. На диаграммах А условно показаны командные кодовые посылки, передаваемые по командной линии радиосвязи от центрального пункта контроля в аппаратуру каждого мусорного контейнера.

Для этого задающий генератор 28 формирует гармоническое колебание

UC1(t)=υc1(t)*Cos(ωct+φc1), 0≤t≤TC1,

где υc1, ωc, φc1, TC1 - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность колебания,

которое поступает на первый вход фазового манипулятора 29, на второй вход которого подается модулирующий код M1(t) с выхода ЭВМ 12. В качестве модулирующего кода M1(t) может использовать общий для всех мусорных контейнеров код или код i-го контролируемого мусорного контейнера. На выходе фазового манипулятора 29 формируется сложный сигнал с фазовой манипуляцией (ФМн)

U1(t)=υc1*Cos[ωct+φк1(t)+φc1], 0≤t≤TC1,

где φk1(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M1(t), причем φk1(t)=const при k*τэ<t<(κ+1)*τэ и может изменяться скачком при t=k*τэ, т.е. на границах между элементарными посылками (k=1, …, N);

τэ, N - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью TC1 (TC1=N*τэ),

который поступает на первый вход первого смесителя 31. На второй вход последнего подается напряжение первого гетеродина 30

UГ1(t)=υг1(t)*Cos(ωг1t+φг1).

На выходе смесителя 31 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 32 выделяется напряжение первой промежуточной (суммарной) частоты:

UПР1(t)=υпр1*Cos[ωпр1t+φκ1(t)+φпр1], 0≤t≤TC1,

где υпр1=1/2*υс1г1;

ωпр1сг1 - первая промежуточная (суммарная) частота (фиг.8);

φпр1с1г1.

Это напряжение после усиления в усилителе 33 мощности через дуплексер 17 поступает в приемо-передающую антенну 18, излучается ею в эфир на частоте ω1пр1, улавливается приемо-передающей антенной 25.i i-го контролируемого мусорного контейнера и через дуплексер 24.i и усилитель 47 мощности поступает на первый вход смесителя 49, на второй вход которого подается напряжение UГ1(t) гетеродина 48. На выходе смесителя 49 образуются напряжения комбинационных частот.Усилителем 50 выделяется напряжение второй промежуточной (разностной) частоты:

UПР2(t)=υпр2*Cos[ωпр2t+φκ1(t)+φпр2], 0≤t≤ТС1,

где υпр2=1/2*υпр2г1;

ωпр21г1 - первая промежуточная (разностная) частота;

φпр2пр1г1,

которое поступает на первый вход перемножителя 51. На второй вход перемножителя 51 подается напряжение гетеродина 43:

UГ2(t)=υг2(t)*Cos(ωг2t+φг2).

При этом частоты ωг1 и ωг2 гетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты (фиг.8):

ωг2г1пр2.

На выходе перемножителя 51 образуется напряжение:

U2(t)=υ2*Cos[ωг1t-φκ1(t)+φг1], 0≤t≤ТС1,

где υ2=1/2*υпр2г2,

которое выделяется полосовым фильтром 52 и поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 53. На второй (опорный) вход фазового детектора 53 подается напряжение Un(t) гетеродина 48. На выходе фазового детектора 53 образуется низкочастотное напряжение:

UH1(t)=υн1*Cosφκ1(t), 0≤t≤ TC1,

где υн1=1/2*υ2г1,

пропорциональное модулирующему коду M1(t). Это напряжение поступает в блок 27.i управления.

На диаграммах I, II, i, k показаны условно кодовые посылки, передаваемые по дуплексной радиосвязи от аппаратуры, расположенной на мусорном контейнере, в центральный пункт контроля. Каждой кодовой посылке, обозначенной на диаграммах арабскими цифрами, соответствует передаваемое значение измеряемого параметра. В этом случае задающим генератором 41 также формируется гармоническое колебание:

UC2(t)=υc2*Cos(ωct+φс2), 0≤t≤tC2,

которое поступает на первый вход фазового манипулятора 42, на второй вход которого подается модулирующий код M2(t) с выхода блока 22.i преобразования информации. В качестве модулирующего кода M2t) используются кодовые посылки, соответствующие номеру мусорного контейнера, его местоположению, весу контейнера до и после опорожнения и т.д.

На выходе фазового манипулятора 42 образуется сложный ФМн-сигнал:

U3(t)=υс2*Cos[ωc tκ2(t)+φс2], 0≤t≤TC2,

где φk2(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M2(t),

который поступает на первый вход смесителя 44, на второй вход которого подается напряжение UГ2(t) гетеродина 43. На выходе смесителя 44 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 45 выделяется напряжение третьей промежуточной (разностной) частоты:

UПР3(t)=υпр3*Cos[ωпр3t-φκ2(t)+φпр3], 0≤t≤T C2,

где υпр3=1/2*υг2c2;

ωпр3г2с - третья промежуточная (разностная) частота;

φпр3сг2.

Это напряжение после усиления в усилителе 46 мощности через дуплексер 24.i поступает в приемопередающую антенну 25.i, излучается ею в эфир на частоте ω2пр3, улавливается приемопередающей антенной 18 центрального пункта контроля и через дуплексер 17 и усилитель 34 мощности поступает на первый вход смесителя 36, на второй вход которого подается напряжение UГ2(t) гетеродина 35. На выходе смесителя 36 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 37 выделяется напряжение второй промежуточной (разностной) частоты:

UПР4(t)=υпр4*Cos[ωпр2t+φκ2(t)+φпр4], 0≤t≤ТС2,

где υпр4=1/2*υпр3г2;

ωпр4г22 - вторая промежуточная (разностная) частота;

φпр4г2пр3,

которое поступает на первый вход перемножителя 38, на второй вход которого подается напряжение UГ2(t) гетеродина 30. На выходе перемножителя 38 образуется напряжение:

UПР4(t)=υ4*Cos[ωг2t+φκ2(t)+φг2], 0≤t≤ТС2,

где υ4=1/2*υпр4г1;

ωг2пр2г1,

которое выделяется полосовым фильтром 39 и поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 40. На второй (опорный) вход фазового детектора 40 подается напряжение UГ2(t) гетеродина 35. На выходе фазового детектора 40 образуется низкочастотное напряжение:

UH2(t)=υн2*Cosφк2(t), 0≤t≤ТС2,

где υн2=1/2*υ4г2,

пропорциональное модулирующему коду M2(t). Это напряжение поступает на вход ЭВМ 12.

При режиме работы по запросу (фиг.9) все командные кодовые посылки имеют различные значения: каждому контролируемому мусорному контейнеру присваивается свой код. Запуск программы опроса сигнальных датчиков, измеряющих параметры в аппаратуре контролируемого мусорного контейнера, производится после принятия командного кода и его расшифровки (на временных диаграммах этот момент времени обозначен заштрихованными прямоугольниками). Частота опроса каждого контролируемого мусорного контейнера составляет 400-500 Гц. Достоинством данного режима работы является его гибкость: при желании можно опрашивать не все мусорные контейнеры, а часть из них, или даже один мусорный контейнер, но с более высокой частотой.

В случае применения режима с общей синхронизацией аппаратура всех контролируемых мусорных контейнеров настроена на один общий код, по которому производится одновременный запуск программных устройств аппаратуры всех контролируемых мусорных контейнеров (фиг.10). Эти программно-временные устройства настроены таким образом, что подключение каждого абонента к линии радиосвязи производится в определенный момент времени после приема синхронизирующего кода, поэтому отрезки времени передачи абонентами информации в центральный пункт контроля разнесены между собой во времени. Достоинствами данного режима работы являются более короткий цикл передачи информации и более высокая помехоустойчивость. К недостаткам его следует отнести значительно меньшую гибкость: в данном случае невозможно изменять программу подключения абонентов с центрального пункта контроля.

Далее производится в ЭВМ 12 математическая экспресс-обработка в реальном времени всех параметров контролируемых мусорных контейнеров, и в случае отклонения их за допустимый предел у какого-либо контролируемого мусорного контейнера ЭВМ 12 выдаст сигнал тревоги с указанием номера контролируемого мусорного контейнера для принятия экстренных мер, например, в случае опорожнения контейнера при транспортировке в неразрешенном месте, а также при поиске похищенных контейнеров.

Дистанционное определение местоположения мусорных контейнеров, в том числе и «проблемных», т.е. мусорных контейнеров, которые опорожнились в неразрешенных местах, и похищенных, осуществляется с точностью 50-100 м. в обычном режиме и с точностью 1-5 м. в дифференциальном режиме. Для реализации дифференциального режима необходим опорный пункт, жестко геодезически привязанный к местности, что не всегда можно технически реализовать на практике.

Для обнаружения и идентификации мусорных контейнеров, в том числе и «проблемных», в ближней зоне в предлагаемой системе используются радиочастотные метки, которыми оснащаются мусорные контейнеры, и сканирующие устройства, которые устанавливаются на автомобилях-мусоросборщиках.

Задающим генератором 55 формируется высокочастотное колебание

U4(t)=υ4*Cos(ω3t+φ4), 0≤t≤T4,

которое через дуплексер 56 поступает в приемопередающую антенну 57 и излучается ею в эфир, улавливается микрополосковой приемопередающей антенной 68 радиочастотной метки и поступает на вход встречно-штыревого преобразователя (ВШП), где преобразуется в акустическую волну. Последняя распространяется по поверхности пьезокристалла 67, отражается от набора 72 отражателей и опять преобразуется в электромагнитный сигнал с фазовой манипуляцией (ФМн)

U5(t)=υ5*Cos[ω3t+φκ3(t)+φ4], 0≤t≤T4,

где φk3(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с идентификационным номером мусорного контейнера М3(t).

При этом внутренняя структура сформированного ФМн-сигнала определяется идентификационным номером мусорного контейнера, который, в свою очередь, определяется топологией встречно-штыревого преобразователя, имеет индивидуальный характер и содержит всю необходимую информацию о мусорном контейнере.

Сформированный ФМн-сигнал U5(t) излучается микрополосковой антенной 68 в эфир, улавливается приемопередающей антенной 57 сканирующего устройства 54 и через дуплексер 56 и усилитель 58 мощности поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 59, на второй (опорный) вход которого подается гармоническое колебание U4(t) с выхода задающего генератора 55. В результате синхронного детектирования ФМн-сигнала U5(t) на выходе фазового детектора 59 образуется низкочастотное напряжение

UH3(t)=υн3*Cosφк3(t), 0≤t≤Т4,

где υн3=1/2*υ45,

пропорциональное идентификационному номеру мусорного контейнера М3(t). Это напряжение задерживается в линии 60 задержки на время τ34 и поступает на второй вход сумматора 62, на первый вход которого подается модулирующий код M4(t) с выхода генератора 61 модулирующего кода. При этом модулирующий код M4(t) отображает идентификационный номер автомобиля-мусоросборщика. На выходе сумматора 62 образуется суммарный модулирующий код

MΣ(t)=M4(t)+M3(t),

который поступает на первый вход фазового манипулятора 65.

Гармоническое колебание U4(t) с выхода задающего генератора 55 одновременно поступает на два входа перемножителя 63, на выходе которого образуется гармоническое колебание

U6(t)=υ6*Cos(2ω3t+2φ4)=υ6*Cos(ω2t+φ2), 0≤t≤T4,

где υ6=1/2*υ42;

ω2=2ωп3;

φ2=2φ4,

которое выделяется узкополосным фильтром 64 и подается на второй вход фазового манипулятора 65. На выходе последнего формируется ФМн-сигнал

U7(t)=υ6*Cos[ω2t+φк4(t)+φ2], 0≤t≤T4,

где φk4(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с суммарным модулирующим кодом MΣ(t),

который после усиления в усилителе 66 мощности через дуплексер 56 поступает в приемопередающую антенну 57, излучается ею в эфир, улавливается приемопередающей антенной 18 центрального пункта контроля и через приемник 16 электромагнитного сигнала поступает на вход ЭВМ 12. В ЭВМ 12 фиксируются все мусорные контейнеры, в том числе и «проблемные», которые снабжены радиочастотными метками и корреспондируются со сканирующим устройством бортовой системы идентификации автомобилей-мусоросборщиков, а также идентификационные номера автомобилей-мусоросборщиков, которые корреспондируются с мусорными контейнерами, снабженными радиочастотными метками.

При этом система обеспечивает определение местоположение мусорных контейнеров и установление дуплексной радиосвязи между контролирующими мусорными контейнерами и центральным пунктом контроля с использованием двух частот ω1, ω2 и сложных ФМн-сигналов.

Указанные сигналы обладают высокой энергетической и структурной скрытностью.

Энергетическая скрытность ФМн-сигналов обусловлена их высокой сжимаемостью во времени и по спектру при оптимальной обработке, что позволяет снизить мгновенную излучаемую мощность. Вследствие этого сложный ФМн-сигнал в точке приема может оказаться замаскированным шумами и помехами. Причем энергия сложного ФМн-сигнала отнюдь не мала, она просто равномерно распределена по частотно-временной области так, что в каждой точке этой области мощность сигнала меньше мощности шумов и помех.

Структурная скрытность сложных ФМн-сигналов обусловлена большим разнообразием их форм и значительными диапазонами изменений параметров, что затрудняет оптимальную или хотя бы квазиоптимальную обработку сложных ФМн-сигналов априорно неизвестной структуры с целью повышения чувствительности приемников.

Сложные ФМн-сигналы открывают новые возможности в технике передачи дискретных сообщений и их защиты от несанкционированного доступа. Указанные сигналы позволяют применять перспективный вид селекции - структурную селекцию. Это значит, что появляется возможность выделять сложные ФМн-сигналы среди других сигналов и помех, действующих в одной и той же полосе частот и в одни и те же промежутки времени. Данная возможность реализуется сверткой спектра сложных ФМн-сигналов.

Таким образом, предлагаемая система по сравнению с прототипом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение достоверности распознавания мусорных контейнеров, в том числе и «проблемных», путем их идентификации в ближней зоне. Для этого используются сканирующие устройства, устанавливаемые на автомобилях-мусоросборщиках, и радиочастотные метки, устанавливаемые на мусорных контейнерах. Причем сканирующие устройства излучают гармонические колебания на третьей частоте ω3, отличной от используемых частот ω1 и ω2. Это обеспечивает соответствующую частотную развязку. Радиочастотные метки настроены на третью частоту ω3.

Характерной особенностью радиочастотных меток являются малые размеры и отсутствие источников питания.

Мусорные контейнеры, в том числе и «проблемные», и пропавшие, фиксируются в центральном пункте контроля, где сосредотачивается вся необходимая оперативная информация о состоянии и местоположении мусорных контейнеров, что очень важно в условиях крупного мегаполиса.

Система для дистанционного контроля за мусорными контейнерами, содержащими блок идентификации, имеющий корпус с фланцевым элементом жесткости или выступом и датчиком системы опознавания, взаимодействующей с бортовой системой идентификации автомобиля-мусоросборщика, расположенной на разгрузочном или засыпном устройстве, опорожняемыми с помощью разгрузочных или засыпных устройств в автомобиль-мусоросборщик с возможностью взвешивания на разгрузочном или засыпном устройстве до и после процесса опорожнения для определения веса содержащегося в контейнере мусора, измерительно-передающий блок, включающий в себя сигнальные датчики, приемник GPS-сигналов, блок преобразования информации, блок управления, дуплексер, приемопередающую антенну, передатчик и приемник электромагнитного сигнала, а также автономный источник питания, при этом во фланцевом элементе жесткости или выступе корпуса выполнено гнездо для размещения в нем датчика опознавания с возможностью закрытия последнего со всех сторон, для размещения измерительно-передающего