Медицинская транспортная шина для плечевого пояса

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, и может быть использовано в качестве шины для фиксации верхней конечности при повреждениях костей в области плечевого пояса (ключицы, суставного, акромиального отростков лопатки и хирургической, а также анатомической шеек плечевой кости) при транспортировке пострадавшего. Медицинская транспортная шина для плечевого пояса содержит фиксирующие ремни с пелотами и фиксатор-подъемник плечевого пояса. Фиксатор-подъемник плечевого пояса выполнен в виде втулки, уложенной свободно в оболочку из мягкого материала. Во втулке с обеих сторон установлены резьбовые стержни, на наружных концах которых неподвижно закреплены пластины, покрытые тканью велькро по их наружной поверхности, к которым с помощью велькро закреплен фиксирующий ремень. Второй фиксирующий ремень с Z-образным расположением зафиксирован к первому ремню посредством велькро. Пелоты из гибкого материала установлены на участках наибольшего давления ремней на кожу пациента. Пелот для подвешивания предплечья выполнен в виде желобообразного ложа. В результате репозиции костных отломков достигается обезболивающий эффект, что является надежной профилактикой травматического шока. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, и может быть использовано в качестве шины для фиксации верхней конечности при повреждениях костей в области плечевого пояса (ключицы, суставного, акромиального отростков лопатки и хирургической, а также анатомической шеек плечевой кости) при транспортировке пострадавшего.

Известна медицинская транспортная складная шина Петрушина-Шутака (Патент РФ №2140232, A61F 5/058, 1998 г.), содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности пострадавшего человека и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента. Последний выполнен в виде двух групп шарнирно соединенных между собой жестких плоских секций, выполненных из ПВХ. Однако шина не обеспечивает фиксацию и подъем плечевого пояса свойствами при переломах костей плечевого пояса (ключица, отростки лопатки и переломы проксимального отдела плечевой кости). Шиной не возможно вытяжение поврежденных элементов плечевого пояса и репозиция костных отломков, следовательно, не достигается обезболивающий эффект и профилактика болевого шока.

Наиболее близким к заявленному устройству является комплект лестничных шин для транспортировки пострадавших (КШЛ) фирмы ОМНИМЕД, состоящий из каркаса стальной проволоки в синтетической прокладке из ткани ВПХ и текстильных застежек, и стропы для фиксации конечностей. Однако эти шины не обладают свойствами подъема и фиксации плечевого пояса, т.е. исключена возможность сопоставления отломков поврежденных костей. Следовательно, нет репозиции костей и нет обезболивающего эффекта вследствие отсутствия вытяжения мягких тканей в этой области. Поэтому не достигается профилактика болевого шока.

Задачей настоящего изобретения является создание унифицированного устройства одного типоразмера, обеспечивающего фиксацию и щадящее вытяжение тканей плечевого пояса и репозицию костных отломков, при переломах ключицы, отростков лопатки и проксимального отдела плечевой кости.

Решение поставленной задачи достигается тем, что медицинская транспортная шина для плечевого пояса снабжена фиксатором-подъемником плечевого пояса, выполненного в виде втулки, уложенной свободно в оболочку из мягкого материала, во втулке с обеих сторон установлены резьбовые стержни, на наружных концах которых неподвижно закреплены пластины, покрытые тканью велькро по их наружной поверхности, к которым с помощью велькро закреплен фиксирующий ремень, второй фиксирующий ремень с Z-образным расположением зафиксирован к первому ремню посредством велькро, при этом пелоты из гибкого материала установлены на участках наибольшего давления ремней на кожу пациента, причем пелот для подвешивания предплечья выполнен в виде жолобообразного ложа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на Фиг.1 представлен общий вид медицинской транспортной шины;

на Фиг.2 - расположение фиксатора-подъемника на пациенте, вид сзади;

на Фиг.3 - расположение шины на пациенте, вид спереди.

Конструкция предлагаемого устройства состоит из фиксатора-подъемника 1, выполненного в виде втулки из легкого сплава или полимера, которая свободно вводится в оболочку 2 из мягкого материала, например пористой резины. Вовнутрь втулки с обеих сторон установлены резьбовые стержни 3, к наружным концам которых неподвижно закреплены пластины 4, например круглой формы, покрытые тканью велькро 5 по их наружной поверхности. Фиксирующие ремни выполнены из тканевого мягкого материала. На тех участках, где ремнями оказывается давление на кожу, расположены пелоты 6 у основания шеи из гибкого материала, ложе для предплечья выполнено в виде желообразного гибкого пелота 7, которое подвешено на ремне 8, имеющим Z-образный ход, на концах которого установлено велькро 9. Через пелот 6 перекинут ремень 10, концы которого закреплены к пластинам 4 в натянутом положении за счет велькро 5.

Медицинская транспортная шина применяется следующим образом. Шину накладывают поверх одежды или белья. На стороне повреждения костей плечевого пояса верхнюю конечность отводят в сторону на 30-40° и в подмышечную впадину укладывают фиксатор-подъемник 1 в мягкой оболочке 2. Последняя имеет разную толщину и она легко подбирается в зависимости от габаритов пострадавшего. В зависимости от объема грудной клетки в сагиттальной плоскости и передне-заднего размера плеча в области подмышечной впадины, выставляют размер, т.е. длину фиксатора-подъемника 1 путем вкручивания или выкручивания из втулки резьбовых стержней 3, удерживая за пластины 4 с велькро 5 пальцами руки. Затем у основания шеи на здоровое, т.е. неповрежденное надплечье укладывают пелот 6 и на него накладывают ремень 10, концы последнего закрепляют спереди и сзади подмышки к выступающим пластинам 4, за счет велькро 5 приподнимая плечевой пояс на стороне переломов, что способствует сопоставлению костных отломков за счет вытяжения мягких тканей и резкому снижению болей. Предплечье на поврежденной стороне помещают в желобообразный пелот 7 и подвешивают руку при помощи ремня 8 с Z-образным ходом, фиксируя его концы за счет велькро 9 к ремню 10 спереди и сзади. Таким образом, пострадавшего транспортируют для лечения в специализированное учреждение. При наступлении полной репозиции переломов плечевого пояса в медицинской транспортной шине после рентгеновского контроля пострадавшего направляют для амбулаторного лечения в травмпункт по месту жительства, а если показано хирургическое вмешательство, то пациента госпитализируют в стационар.

Медицинская транспортная шина для плечевого пояса обеспечивает надежную фиксацию плечевого пояса, щадящее вытяжение тканей плечевого пояса и сопоставление костных отломков при переломах ключицы, отростков лопатки и проксимального отдела плечевой кости. В результате репозиции костных отломков достигается обезболивающий эффект, что является надежной профилактикой травматического шока.

Медицинская транспортная шина для плечевого пояса, содержащая фиксирующие ремни с пелотами, отличающаяся тем, что она снабжена фиксатором-подъемником плечевого пояса, выполненным в виде втулки, уложенной свободно в оболочку из мягкого материала, во втулке с обеих сторон установлены резьбовые стержни, на наружных концах которых неподвижно закреплены пластины, покрытые тканью велькро по их наружной поверхности, к которым с помощью велькро закреплен фиксирующий ремень, второй фиксирующий ремень с Z-образным расположением зафиксирован к первому ремню посредством велькро, при этом пелоты из гибкого материала установлены на участках наибольшего давления ремней на кожу пациента, причем пелот для подвешивания предплечья выполнен в виде желобообразного ложа.