Очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится в присадкам к топливу, в частности к очищающим присадкам, а также к топливам, включающим их. Описана очищающая присадка к топливу, содержащая азотсодержащие органические вещества, растворитель и ферроцен и дополнительно содержащая диметилформамид, конденсированные гетероциклические соединения на основе бензотриазола или его солей и азот- и кислородсодержащие органические вещества, в качестве растворителей используют ароматический углеводородный растворитель и алифатический углеводородный растворитель с температурой начала кипения не ниже 90°C и температурой конца кипения не более 260°C; и топливо для двигателей внутреннего сгорания, содержащее вышеприведенную очищающую присадку в количестве от 1·10-4 до 30 об.%. Технический результат - повышение показателей эффективности, увеличение срока службы, расширение области применения. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится в присадкам к топливу, в частности к очищающим присадкам, а также к топливам, включающим их.
Известная очищающая присадка к топливу, содержащая азот- и/или кислородсодержащее поверхностно-активное вещество, в качестве которого используют соединение карбоновых кислот формулы R1-СООН, где R1 - содержит 12-18 атомов углерода с низкомолекулярными аминами формулы:
R2-N(-R3)2, где R2=H-; CH3-; C2H5-; R3=CH3-; C2H5-; С3Н7-; С4Н9- в сочетании с жидкими азот- и/или кислородсодержащими веществами с молекулярной массой от 46 до 500 у.е., способными растворяться в воде при следующем соотношении компонентов, масс.%:
Карбоновые кислоты - 20-60;
Низкомолекулярные амины жидкие азот- и/или кислородсодержащие вещества - остальное (см. патент RU №2155212, М. кл. C10L 1/18, C10L 1/22, опубл. 27.08.2000 г.)
Техническим результатом, на решение которого направлена известная присадка, является значительное снижение количеств отложений не только в топливной системе, но и на поверхности деталей внутрицилиндрового пространства, в том числе и на поршневых кольцах.
Однако, известный состав присадки в своем составе содержит карбоновые кислоты, которые не эффективны в двигателях, имеющих систему впрыска. А низкомолекулярные амины обладают повышенной летучестью, пары которых токсичны. Кроме того, низкомолекулярные амины имеют недостаточную стабильность.
Известна полиалкенаминная композиция, предназначенная в качестве присадки для топлива или смазочного материала, выбранная в качестве ближайшего аналога, содержащая, по меньшей мере, один полиалкенамин в растворителе, выбранном из группы, включающей смеси компонентов L1, L2, где L1 представляет собой, по меньшей мере, один n- или изо-С10-С14 - парафин, а L2 представляет собой, по меньшей мере, один С10 С14 - нафтен, причем L1 и L 2 взяты в соотношении от 10:90 до 90:10. Технический результат состоит в улучшении технологических свойств полиалкенаминовой композиции, в частности к применению данных композиций в качестве присадок для улучшения очищающего действия топлива во впускных системах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным зажиганием. Другой, обычной присадкой, добавляемой к топливу вместе с заявляемой присадкой в виде предварительно подготовленного композиции, являются металлоцены, такие как ферроцен (см. патент RU №2337116, М. кл. C08L 23/26, C10L 1/22 и др. опубл. 10.05.2006 г.).
Однако заявленная композиция имеет узкую область применения, она предназначена для карбюраторных двигателей и не предназначена для ее использования в системах впрыска топлива различной модификации и в дизельных двигателях.
Кроме того, она только в составе с другими присадками придает топливу необходимые очищающие свойства, то есть требуется наличие дополнительных присадок, дополнительное их смешивание, что ухудшает технологичность изготовления и требует дополнительных затрат.
В известной композиции используют полимерную основу, которая значительно снижает срок службы известной композиции - до 30 дней, что значительно ухудшает потребительскую составляющую данной присадки.
При этом, имеется вероятность несовместимости полимерной основы с некоторыми из многочисленных добавок в составе товарного бензина, что не исключает снижение температуры помутнения топлива при введении присадки в бензин неизвестного состава
Помимо этого, полимерный компонент известной присадки обладает полидисперсностью в очень широких пределах, что вызвано общими технологическими ограничениями на возможность контроля реакций полимеризаций и аминирования. В связи с этим, конечная композиция присадки, содержащая полиалкенамин, имеет нестабильность своих физических и химических параметров, что в конечном итоге приводит и к нестабильности показателей ее эффективности.
Используемые в известной композиции растворители являются продуктами последующей переработки продуктов первичной переработки нефти, что делает их менее доступными.
Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено заявляемое изобретение является создание очищающей присадки к топливам, имеющей широкую область применения, значительный срок службы, стабильные высокие показатели эффективности, совместимость с различными иными добавками и использующей доступное сырье для своего изготовления.
Еще одним техническим результатом, достигаемым с помощью заявляемого изобретения, является создание топлива, снабженного заявляемой присадкой, обеспечивающего более эффективное ремонтно-профилактическое воздействие на двигатель, имеющий отложения в топливной системе и на деталях внутрицилиндрового пространства, в том, числе на поршневых кольцах.
Указанный технический результат достигается тем, что очищающая присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания, содержащая азотсодержащие органические вещества, растворитель и ферроцен, согласно изобретению, дополнительно содержит диметилформамид, конденсированные гетероциклические соединения на основе бензотриазола или его солей общей формулы:
и азот- и кислородсодержащие органические вещества общей формулы R1C(O)N(R2)(R3), где R1 = углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода; R2=H; CH3; C2H5O; R3=H; CH3; C2H5O, в качестве азотсодержащих органических веществ используют вещества общей формулы (R1)(R2)N(CH2)x N(R3)(R4), где R1=H; CH3; R2=CH3, или углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода, R3=H; CH3; CH3C(О) R4=H; CH3; CH3C(О) x = не менее 2, а в качестве растворителей используют ароматический углеводородный растворитель общей формулы C6H3(R1)(R2)(R3), где R1=H; CH3; R2=H; CH3; R3=H; CH3 и алифатический углеводородный растворитель с температурой начала кипения не ниже 90°C и температурой конца кипения не более 260°C, при следующем соотношении компонентов, масс.%:
Другой технический результат достигается тем, что в топливе для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащего, по крайней мере, одну очищающую присадку, согласно изобретению, в качестве очищающей присадки оно содержит присадку, используемую для решения первого технического результата, в количестве от 1·10-4 до 30 мас.%
Заявителем экспериментально установлено, что дополнительное введение диметилформамида, конденсированных гетероциклических соединений на основе бензотриазола или его солей общей формулы
азот- и кислородсодержащих органических веществ общей формулы R1C(O)N(R2)(R3), где R1 = углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода; R2=H; CH3; C2H5O; R3=Н; CH3; C2H5O, и использование в качестве азотсодержащих органических веществ общей формулы (R1)(R2)N(CH2)x N(R3)(R4), где R1=H; CH3; R2=CH3, или углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода, R3=Н; CH3; CH3C(О) R4=H; CH3; CH3C(О) x = не менее 2, а в качестве растворителей ароматический углеводородный растворитель общей формулы C6H3(R1)(R2)(R3), где R1=H; CH3; R2=H; CH3; R3=H; CH3 и алифатический углеводородный растворитель с температурой начала кипения не ниже 90°C и температурой конца кипения не более 260°C способствую достижению указанных технических результатов.
Так расширение области применения заявляемой композиции обеспечивается за счет того, что благодаря заявляемому составу, она может использоваться не только для карбюраторных, но и для дизельных двигателей и для двигателей, имеющих систему впрыска топлива различных модификаций. При этом, срок хранения, без снижения очищающих и эксплуатационных свойств заявленной композиции составляет 3 года.
Заявляемая композиция обладает высокой стабильностью, что свидетельствует о значительной чистоте исходных компонентов и отсутствием нежелательных реакций между ними. Поверхностно-активные вещества, входящие в состав заявляемой композиции, обеспечивают высокую совместимость с различными добавками, находящимися в топливах, за счет чего они не изменяют температуру помутнения топлива и не приводят к нежелательным реакциям между добавками и присадкой.
Используемые в известной композиции растворители, являются продуктами первичной переработки нефти, что делает их более доступными.
Заявителем экспериментально подобран наиболее оптимальный количественный состав входящих в композицию ингредиентов, который подтвержден многочисленными испытаниями.
Технология производства заявляемой присадки.
1. В стальной резервуар с возможностью разогрева содержимого наливают алифатический углеводородный растворитель с температурой начала кипения не ниже 90°C и температурой конца кипения не ниже 260°C например, керосин 100% закладки. Включают разогрев и нагревают до температуры 80°C.
2. В разогретый керосин вносят 100% закладки азотсодержащих органических веществ общей формулы (R1)(R2)N(CH2)xN(R3)(R4), где R1=H; CH3; R2=CH3, или углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода, R3=Н; CH3; CH3C(О) R4=Н; CH3; CH3C(О) x = не менее 2 и 100% закладки азот- и кислородсодержащих органических веществ общей формулы R1C(O)N(R2)(R3), где R1 = углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода; R2=H; CH3; C2H5O; R3=Н; CH3; C2H5O.
3. Включают интенсивное перемешивание содержимого резервуара, поддерживая температуру 90-95°C.
4. По истечении 2 часов охлаждают получившийся раствор до температуры не более 30°C.
5. Аналогичным образом приготавливают раствор конденсированного гетероциклического соединения на основе бензотриазола или его солей общей формулы:
и ферроцена в ароматическом углеводородной растворителе общей формулы C6H3(R1)(R2)(R3), где R1=H; CH3; R2=H; CH3, например орто-ксилоле, или мета-ксилоле, или толуоле, или триметилбензоле.
6. При интенсивном перемешивании проводят смешивание приготовленных по п.4 и п.5 растворов.
7. При интенсивном перемешивании проводят смешивание приготовленного по п.6 раствора с диметилформамидом 100% закладки до получения однородного, прозрачного раствора.
8. Полученный конечный раствор разбавляют углеводородным топливом до требуемых значений концентрации присадки от 1·10-4 до 30 об.%. Оценка эксплуатационных показателей:
Процедура тестирования проводиться в два этапа:
Этап 1 заключается в пропускании через загрязненную подложку потока раствора очищающей присадки в топливе
Этап 2 - промывка подложки потоком бензина.
Оценка моющей способности производится по изменению массы подложки после очистки.
Испытание по оценке моющей способности заключается в очистке заявляемым составом специально загрязненных латунных калибровочных сеток с диаметром ячейки 0,2 мм, нарезанных кругами диаметром 48 мм, загрязнения на которых повторяли устойчивые, не смываемые бензином отложения в форсунках инжектора. Время испытаний: 10 минут работы, 10 минут выключение на замачивание и снова 10 минут работы, после чего жидкость сливают, заливают бензин и еще 30 минут - имитации работы двигателя в штатном режиме. После этого, сетку вынимают, в течение часа сушат на бумажном фильтре, после чего происходит взвешивание и визуальное изучение площади очистки на просвет. Далее с целью выявления несмываемых отложений, в течение 3 часов сетку замачивают в специальной агрессивной жидкости и вновь взвешивают и изучают на просвет. Взвешивание осуществляют на электронных весах с точностью до 0,01 г.
Данные испытания показали следующие результаты:
- уменьшение веса сетки после промывки на установке (в мг): 48 мг;
- площадь очищенной поверхности после промывки на установке (в % от общей поверхности): 93%;
- площадь несмываемых отложений (в % от общей поверхности): нет.
Эффективность очистки заявляемого состава на детали автомобиля
- форсунке.
Суть эксперимента заключается в следующем:
1. С двигателя с пробегом 80-100 тыс.км снимают форсунки.
2. Снятые форсунки распиливают и извлекают иглу запорного клапана. Игла клапана при таком пробеге покрыта большим количеством отложений.
3. Иглу помещают в прозрачный корпус, через который течет подогретая - жидкость для промывки инжектора заявленного состава.
4. Через стеклянную стенку прозрачного корпуса следят за растворением отложений на игле.
5. Результат:
- более 50% загрязнений удаляются на первой минуте контакта с жидкостью заявленного состава;
- более 90% загрязнений удаляются за 5 минут контакта с жидкостью заявленного состава.
- 30-ти минутного цикла промывки форсунок с помощью жидкости заявленного состава более чем достаточно для гарантированной чистоты форсунок. При этом, высокая эффективность состава, позволяет проводить промывку на щадящих и не требующих повышенных оборотов двигателя режимах.
В состав заявляемых присадок заложен метод «вымывного» воздействия на углеводородные отложения. Именно этот метод позволяет обеспечить полную безопасность действия присадки. Эффект «мягкой» очистки достигается не за счет снижения агрессивности состава, а за счет принципиально иного способа воздействия. Заявленный состав химически активных компонентов вначале изменяет молекулярную структуру отложений, превращает их из смолистого и твердого состояния в подобие рыхлого желе, а затем происходит постепенное вымывание отложений от верхнего слоя к нижнему. За счет такого подхода обеспечивается, во-первых, бережная и безопасная очистка, т.к. присадка полностью исключает отслоение крупных частиц грязи, которые, как раз и засоряют фильтры, жиклеры, и т.п.«тонкие» места, а во-вторых, достигается уникальный по результативности эффект очистки всех узлов топливной системы двигателя, начиная с топливного бака и заканчивая камерой сгорания от любых типов грязевых отложений.
Заявляемый состав является универсальным, так как:
- значительно повышает моющие свойства топлива;
- снижает нагарообразование в двигателе и на свечах зажигания до 50%;
- снижает скорость коррозии в 5 раз;
- снижает токсичность отработавших газов;
- предупреждает процессы обледенения;
- не отравляет катализатор;
- при регулярном использовании снижает расход топлива гарантированно на 4%, по отзывам отдельных автовладельцев - до 12%.
Примеры использования заявляемой присадки.
Очистка систем впрыска инжекторных, карбюраторных и дизельных двигателей. Присадку в количестве 0,02 л предварительно смешивают с 0,3 л любого углеводородного растворителя и вносят в топливный резервуар с 40-60 литрами бензина. Концентрация присадки при этом составляет от 3,33·10-2 до 5·10-2 об.%.
В отличие от большинства активных добавок, не вызывает засорения форсунок у инжекторных и карбюраторных двигателей загрязнениями, накопившимися в топливных баках, трубопроводах и фильтрах, так как активируется непосредственно в работающем двигателе. Быстро удаляет вредные отложения из распылителей и их фильтров, промывает управляющий редукционный клапан. Очищает впускные клапаны и детали камер сгорания. Связывает воду, предупреждая процессы коррозии и обледенения. Рекомендуется использовать каждые 1,5-3,0 тыс.км.
Очистка топливной системы. Присадку в количестве 0, 0025 л предварительно смешивают с 0,3 л. бензина и вносят в топливный резервуар с 40-60 л бензина. Концентрация присадки при этом составляет от 41,6×10-4 до 62,5×10-4 об.%.
Механизм комплексного воздействия моющих компонентов на отложения гарантировано исключает возможность засорения деталей топливной системы. Обеспечивает полное сгорание топливной смеси. Одинаково эффективна для карбюраторных и инжекторных двигателей. Рекомендуется для регуляторного использования при каждой заправке автомобиля.
Защита от образования новых отложений в топливной системе автомобиля
Присадку в количестве 0,01 л предварительно смешивают с 0,3 л. бензина и вносят в топливный резервуар с 10000 л бензина. Концентрация присадки при этом составляет 1×10-4 об.%.
Воздействие моющих компонентов предотвращает возникновение новых отложений и гарантировано исключает возможность засорения деталей топливной системы. Обеспечивается лучшее сгорание топливной смеси. Одинаково эффективна для карбюраторных и инжекторных двигателей. Рекомендуется для использования на нефтеперерабатывающих предприятиях в качестве функциональной добавке в составе товарных бензинов и дизельного топлива.
Промывка инжекторных систем. Используется как топливо. Концентрация присадки при этом составляет от 10 до 30 об.%. Используется на специальном оборудовании в автосервисах. Технология очистки:
отключается штатный подкачивающий насос, в топливную магистраль подключается пневмостанция (или другое устройство, способное подавать препарат под небольшим давлением, приблизительно 2,0-2,5 атм. Запускают двигатель непосредственно на препарате в качестве топлива и производят процедуру очистки в течение времени, пока не выработается вся порция препарата. Во время процедуры очистки рекомендуется делать небольшие перегазовки (до 2000-3000 об/мин). После процедуры очистки рекомендуется заменить свечи зажигания на новый комплект.
Для удобства фасовки, хранения и дозирования возможно предварительное разбавление заявляемой присадки любым углеводородным топливом до соотношения - присадка: топливо от 1:1 до 1:10000, как непосредственно перед внесением в топливо, так и заранее. Предварительное разбавление присадки в топливе не изменяет показатели допустимого срока хранения, показателей эффективности, стабильности и прочие функциональные характеристики.
Примеры составов заявляемой присадки приведены в таблице.
Ингредиенты (масс %) | Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | Пример 4 | Пример 5 | Пример 6 | Пример 7 | Пример 8 |
Азотсодержащие органические вещества, общей формулы (R1)(R2)N(CH2)xN(R3)(R4) | ||||||||
Duomeen CD(N-кокоалкил-1,3-диаминопропан) | 5 | 5 | ||||||
Duomeen N (N-таловыйалкил-1,3диаминопропан) | 7 | |||||||
Duameen HT Flake (Nгидрогенированныйталовыйалкил-1,3-диаминопропан) | 10 | 5 | ||||||
ACETADIAMIN T50 (N-таловыйалкил-1,3диаминопропан ацетат) | 30 | |||||||
Duomac Т (N-таловыйалкил-1,3-диаминопропан диацетат) | 25 | |||||||
TRIAMIN (N-таловыйалкил-этилендиамин) | 15 | |||||||
Азот- и кислородсодержащие органические вещества общей формулы R1C(O)N(R2)R3) | ||||||||
Диэтаноламиды жирных кислот пальмового масла | ||||||||
Comperlan LS | 15 | |||||||
Conco Emulsifier K | 35 | 35 | ||||||
Crillon CDY | 15 | |||||||
Ceclomide CD | 70 | |||||||
Liethanolamine, coconut fatty asids conensate | 80 | |||||||
Empilan 2502 | 5 | |||||||
Моноэтаноламиды жирных кислот пальмового масла | ||||||||
Loramine C212 | 5 | 45 |
Mackamide CMA | 5 | |||||||
Mackpeart DR 14V | 5 | 29 | ||||||
Ароматический углеводородный растворитель общей формулы C6H3(R1)(R2)(R3) | ||||||||
Орто-ксилол | 0,5 | 2,5 | ||||||
Мета-ксилол | 4,0 | 3,0 | ||||||
Толуол | 3,0 | 0,5 | 1,5 | |||||
триметилбензол | 5,0 | |||||||
Алифатический углеводородный растворитель с температурой начала кипения не ниже 90°C и температурой конца кипения не более 260°C | ||||||||
Керосин | 62,99 | |||||||
Уайт-спирит | 35,8 | 21,35 | 18,1 | |||||
Нефрас-С4-150/200 | 37,2 | 3,99 | ||||||
Нефрас-С3-94/99 | 11,9 | 7,98 | ||||||
Конденсированные гетероциклические соединения на основе бензотриазола или его солей общей формулы: | ||||||||
1Н-1,2,3-Бензотриазол | ||||||||
RusminnR | 1,5 | 2,0 | ||||||
Seetec ВТ | 3,0 | 4,0 | ||||||
Seetec BT-R | 5,0 | 0,5 | ||||||
Verzone Crista | 0,5 | 1,0 | ||||||
Ферроцен | 0,01 | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,15 | 0,02 | 0,01 | 0,4 |
Диметилформамид | 10 | 15 | 30 | 12 | 20 | 10 | 10 | 14 |
1. Очищающая присадка к топливу, содержащая азотсодержащие органические вещества, растворитель и ферроцен, отличающаяся тем, что дополнительно содержит диметилформамид, конденсированные гетероциклические соединения на основе бензотриазола или его солей общей формулы: и азот- и кислородсодержащие органические вещества общей формулы R1C(O)N(R2)(R3),где R1 = углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода;R2=H; CH3; C2H5O; R3=H; CH3; C2H5O,в качестве азотсодержащих органических веществ используют вещества общей формулы (R1)(R2)N(CH2)xN(R3)(R4),где R1=H; CH3; R3=CH3, или углеводородный остаток смеси предельных и непредельных жирных кислот, содержащий от 12 до 24 атомов углерода,R3=H; CH3; CH3C(O)R4=H; CH3; CH3C(O)x = не менее 2,а в качестве растворителей используют ароматический углеводородный растворитель общей формулыC6H3(R1)(R2)(R3), гдеR1=H; CH3;R2=H; CH3;R3=Н; CH3и алифатический углеводородный растворитель с температурой начала кипения не ниже 90°C и температурой конца кипения не более 260°C, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
азотсодержащие органические вещества | |
общей формулы (R1)(R2)N(CH2)xN(R3)(R4) | 5-30 |
азот- и кислородсодержащие органические | |
вещества общей формулы R1C(O)N(R2)(R3) | 20-80 |
диметилформамид | 10-30 |
ароматический углеводородный растворитель | |
общей формулы (R6 H3(R1)(R2)(R3) | 0,5-5 |
конденсированные гетероциклические соединения на основе бензотриазола или его солей общей формулы |
ферроцен | 0,01-0,5 |
алифатический углеводородный растворитель с температурой кипения не ниже 90°C | |
и температурой конца кипения не более 260°C | остальное |
2. Топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащее, по крайней мере одну очищающую присадку, отличающееся тем, что в качестве очищающей присадки оно содержит присадку по п.1 в количестве от 1·10-4 до 30 об.%.