Планетарная передача

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2) с внешними зубьями и отверстиями, неподвижное центральное колесо (3) с внутренними зубьями, щеки (4, 5, 6) с отверстиями, связанные соединительными стержнями (7) и втулками (8), и установленные в отверстиях сателлитов и щек свободно полые ролики (9). Щеки (4, 5, 6) выполнены со ступенчатыми отверстиями, меньший диаметр которых равен диаметру соединительного стержня (7), больший - превышает диаметр внешней поверхности полого ролика (9) на величину межосевого расстояния передачи и равен диаметру отверстий сателлита (2). Полые ролики (9) выполнены с внутренним диаметром, превышающим диаметр внешней поверхности соединительной втулки (8) на величину не менее межосевого расстояния планетарной передачи, и расположены на соединительных втулках (8) эксцентрично с гарантированным зазором. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механическим передачам с ограниченным радиальным размером, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Известна планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило, сателлит с внешними зубьями и отверстиями, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями, ведомый вал и механизм снятия момента с сателлита, состоящий из выполненного за одно целое с ведомым валом диска, осей и цевок, причем оси соединены жестко с диском, а цевки установлены на осях и расположены внутри отверстий сателлитов (Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М.-Л.: Машиностроение, 1966. - с.260, рис.146 а; с.265, рис.152).

Недостатками этой передачи являются низкий коэффициент полезного действия и низкая износостойкость из-за наличия трения скольжения в сопряжении ось - цевка.

Известна также планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило, два сателлита с внешними зубьями и отверстиями, центральное колесо с внутренними зубьями, механизм снятия момента, состоящий из жестко соединенных стержнями и втулками щек с отверстиями, соответствующими отверстиям сателлитов, и установленных в этих отверстиях свободно, подвижно роликов (пат. №2445529 С1 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача/ Плеханов Ф.И., Молчанов С.М., Сухоруков В.Г. Опубл. 20.03.2012, Бюл. №8) (прототип).

Недостатками ее являются низкая прочность и малая жесткость при ограниченном радиальном размере, что вызвано параллельным расположением роликов и соединительных стержней в сателлитах и щеках механизма снятия момента, а следовательно, низким количеством тех и других по отдельности.

Задачей данного изобретения является повышение прочности и жесткости планетарной передачи с ограниченным радиальным размером.

Для решения этой задачи в планетарной передаче, содержащей ведущее эксцентриковое водило, два сателлита с внешними зубьями и отверстиями, центральное колесо с внутренними зубьями, механизм снятия момента, состоящий из жестко соединенных стержнями и втулками щек с отверстиями, соответствующими отверстиям сателлитов, и установленных в этих отверстиях свободно, подвижно полых роликов, щеки механизма снятия момента выполнены со ступенчатыми отверстиями, меньший диаметр которых равен диаметру соединительного стержня, больший - превышает диаметр внешней поверхности полого ролика на величину межосевого расстояния передачи и равен диаметру отверстий сателлита, а полые ролики выполнены с внутренним диаметром, превышающим диаметр внешней поверхности соединительной втулки на величину более межосевого расстояния планетарной передачи, и расположены на соединительных втулках эксцентрично с гарантированным зазором.

Повышение прочности и жесткости механизма снятия момента и передачи в целом обеспечивается за счет того, что соединительные стержни и втулки расположены внутри полых роликов. Это позволяет увеличить количество полых роликов и соединительных стержней, установленных в щеках заданного ограниченного радиального размера, или увеличить диаметры полых роликов и соединительных стержней при заданном их количестве.

На фиг.1 показан общий вид передачи в разрезе, на фиг.2 - вид по А-А на фиг.1.

Передача содержит ведущее эксцентриковое водило 1; два сателлита с внешними зубьями и отверстиями 2; центральное колесо с внутренними зубьями 3; щеки механизма снятия момента 4, 5, 6; соединительные стержни 7; соединительные втулки 8; полые ролики 9; подшипники ведущего эксцентрикового водила 10; подшипники сателлитов 11; подшипники ведомого вала 12.

Щеки механизма снятия момента 4, 5, 6 имеют ступенчатые отверстия, меньший диаметр которых равен диаметру соединительного стержня 7, больший - превышает диаметр внешней поверхности полого ролика 9 на величину межосевого расстояния передачи и равен диаметру отверстий сателлита 2. Щека 4 выполнена за одно целое с ведомым валом. Полые ролики 9 выполнены с внутренним диаметром, превышающим диаметр внешней поверхности соединительной втулки 8 на величину более межосевого расстояния планетарной передачи.

Соединительные стержни 7 запрессованы в отверстия малых диаметров щек механизма снятия момента 4, 5, 6. Соединительные втулки 8 надеты на соединительные стержни 7. Полые ролики 9 установлены на соединительные втулки 8 эксцентрично с гарантированным зазором и одновременно расположены в отверстиях сателлитов 2 и отверстиях большего диаметра щек механизма снятия момента 4, 5, 6.

Сборка передачи осуществляется следующим образом.

Щека механизма снятия момента 5 надевается на ведущее эксцентриковое водило 1 и располагается в средней его части. На посадочные поверхности ведущего эксцентрикового водила 1 устанавливаются с двух сторон сателлиты 2 в сборе с их подшипниками 11.В отверстия сателлитов 2 и щеки 5 вставляются полые ролики 9 с расположенными в них соединительными втулками 8. Затем на ведущее эксцентриковое водило 1 сажаются подшипники 10, а на них - щеки механизма снятия момента 4, 6. После этого в отверстия щек механизма снятия момента 4, 5, 6 вставляются соединительные стержни 7, их торцы развальцовываются. Затем собранный таким образом блок сателлитов вводится в зацепление с центральным колесом с внутренними зубьями 3 и устанавливаются подшипники ведомого вала 12, а также корпусные детали.

Планетарная передача работает следующим образом.

Вращательное движение от ведущего эксцентрикового водила 1 передается сателлитам 2, а от них через полые ролики 9 щекам механизма снятия момента 4, 5, 6 и жестко связанному с ними выходному валу. При этом полые ролики 9 перекатываются по поверхностям сателлитов 2 и щек механизма снятия момента 4, 5, 6, не касаясь поверхностей втулок 8.

Так как соединительные стержни 7 установлены внутри полых роликов 9, то в каждом отверстии сателлита 2 располагаются одновременно и полый ролик 9, и соединительный стержень 7, поэтому число соединительных стержней 7 и полых роликов 9, воспринимающих нагрузку, больше, чем при параллельном расположении стержней 7 и роликов 9, что благоприятно сказывается на прочности и жесткости механизма.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М.-Л.: Машиностроение, 1966. - с.260, рис.146а; с.265, рис.152.

2. Пат. №2445529 С1 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Молчанов С.М., Сухоруков В.Г. Опубл. 20.03.2012, Бюл. №8) (прототип).

Планетарная передача, содержащая ведущее эксцентриковое водило, два сателлита с внешними зубьями и отверстиями, центральное колесо с внутренними зубьями, механизм снятия момента, состоящий из жестко соединенных стержнями и втулками щек с отверстиями, соответствующими отверстиям сателлитов, и установленных в этих отверстиях свободно, подвижно полых роликов, отличающаяся тем, что щеки механизма снятия момента выполнены со ступенчатыми отверстиями, меньший диаметр которых равен диаметру соединительного стержня, больший - превышает диаметр внешней поверхности полого ролика на величину межосевого расстояния передачи и равен диаметру отверстий сателлита, а полые ролики выполнены с внутренним диаметром, превышающим диаметр внешней поверхности соединительной втулки на величину не менее межосевого расстояния планетарной передачи, и расположены на соединительных втулках эксцентрично с гарантированным зазором.