Устройство для соединения и разъединения трубопроводов бортового агрегата

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам для соединения и разъединения трубопроводов агрегатов, осуществляющих связь летательного аппарата с наземным комплексом. Устройство содержит бортовую и отрывную плиты. В трубопроводе бортовой плиты расположены запорный клапан, выполненный в виде седла, двух полудисков, каждый из которых снабжен пружиной и установленными на пальце седла проушинами, подпружиненный наконечник, выполненный с возможностью выступания за плоскость разделения плит и контактирования с пятой, расположенной в трубопроводе отрывной плиты, и втулка. Устройство снабжено приводным механизмом, выполненным в виде штока с гильзой и установленным в трубопроводе бортовой плиты, и направляющими. Шток установлен во втулке и соединен одним концом с дном гильзы, имеющей в боковой поверхности сквозные окна, а другим - с подпружиненным наконечником с возможностью регулировки их взаимного положения. Проушины полудисков расположены симметрично оси клапана. Внешняя проушина каждого из полудисков размещена с наружной стороны внутренней проушины другого и снабжена с внешней стороны штырем с цилиндрической поверхностью. Ось штыря параллельна оси пальца седла, расположена под острым углом к плоскости, проходящей через ось клапана и ось упомянутого пальца и направлена по ходу вращения полудиска при его открытии. Пружины полудисков расположены на пальце седла между их внутренними проушинами. Втулка снабжена фланцем с равномерно расположенными регулировочными винтами, установленными с возможностью контактирования с дном чашки для регулировки зазора между свободным торцем ее обечайки и цилиндрической поверхностью штыря. Направляющие установлены в одной и взаимодействуют свободной частью с поверхностью отверстия другой плиты. Величина выступания подпружиненного наконечника за плоскость разделения плит не больше величины выступания за нее направляющих. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и эксплуатационных возможностей конструкции. 8 ил.

Реферат

Предполагаемое изобретение относится к космической технике и может быть использовано для соединения и разъединения трубопроводов агрегатов, осуществляющих связь летательного аппарата с наземным комплексом.

Наиболее близким к предложенному устройству является устройство для соединения и разъема трубопроводов, содержащее бортовую и отрывную плиты, расположенные в трубопроводе бортовой плиты запорный клапан, выполненный в виде седла, двух полудисков, каждый из которых снабжен пружиной и проушинами, установленными на пальце седла, подпружиненный наконечник, выполненный с возможностью выступания за плоскость разделения плит и контактирования с пятой, расположенной в трубопроводе отрывной плиты, и втулку (патент Российской Федерации RU №2162983 C2 кл. F16L 37/38 от 16.03.1999).

Недостатком известного устройства является возможность повреждения выступающих элементов при стыковке и расстыковке, применение дополнительного оборудования и наличие ручных операций для перемещения стопора и приведения запорного клапана в открытое положение, что снижает надежность и эксплуатационные возможности конструкции.

Техническим результатом предполагаемого изобретения является повышение надежности и эксплуатационных возможностей конструкции.

Указанный результат достигается тем, что устройство для соединения и разъединения трубопроводов бортового агрегата, содержащее бортовую и отрывную плиты, расположенные в трубопроводе бортовой плиты запорный клапан, выполненный в виде седла, двух полудисков, каждый из которых снабжен пружиной и установленными на пальце седла проушинами, подпружиненный наконечник, выполненный с возможностью выступания за плоскость разделения плит и контактирования с пятой, расположенной в трубопроводе отрывной плиты, и втулку, в соответствии с предполагаемым изобретением снабжено приводным механизмом, выполненным в виде штока с гильзой и установленным в трубопроводе бортовой плиты, и направляющими, при этом шток установлен во втулке и соединен одним концом с дном гильзы, имеющей в боковой поверхности сквозные окна, а другим -с подпружиненным наконечником с возможностью регулировки их взаимного положения, проушины полудисков расположены симметрично оси клапана, при этом внешняя проушина каждого из полудисков размещена с наружной стороны внутренней проушины другого и снабжена с внешней стороны штырем с цилиндрической поверхностью, причем ось штыря параллельна оси пальца седла, расположена под острым углом к плоскости, проходящей через ось клапана и ось упомянутого пальца и направлена по ходу вращения полудиска при его открытии, пружины полудисков расположены на пальце седла между их внутренними проушинами, втулка снабжена фланцем с равномерно расположенными регулировочными винтами, установленными с возможностью контактирования с дном чашки для регулировки зазора между свободным торцем ее обечайки и цилиндрической поверхностью штыря, направляющие установлены в одной и взаимодействуют свободной частью с поверхностью отверстия другой плиты, а величина выступания подпружиненного наконечника за плоскость разделения плит не больше величины выступания за нее направляющих.

Предполагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства для соединения и разъединения трубопроводов бортового агрегата, на фиг.2, 3, 4 показаны в увеличенном масштабе соответственно выносные элементы А, Б, В, на фиг.5 изображен в увеличенном масштабе выносной элемент А при отстыкованной отрывной плите, на фиг.6 показан разрез Г-Г, на фиг.7, 8 изображены в увеличенном масштабе соответственно выносной элемент Д и разрез Е-Е.

Устройство для соединения и разъединения трубопроводов бортового агрегата, содержит соединяемые замковым устройством бортовую 1 и отрывную 2 плиты с трубопроводами 3, 4 соответственно. Трубопроводы герметизированы уплотнением 5. В трубопроводе 3 расположен запорный клапан с осью 6, выполненный в виде седла 7, на котором при помощи пальца 8, размещенного в стойках 9 и имеющего ось 10, внутренних 11 и наружных 12 проушин, расположенных симметрично оси 6, установлены полудиски 13. На пальце 8 между внутренними проушинами 11 полудисков 13 расположены пружины 14. Наружная проушина 12 каждого полудиска снабжена с внешней свободной стороны штырем 15 с цилиндрической поверхностью и осью 16. Ось 16 параллельна оси 10, расположена под острым углом а к плоскости, проходящей через оси 6,10, направлена по ходу вращения соответствующего полудиска при его перемещении для открытия запорного клапана. В трубопроводе 3 закреплена гайкой 17 втулка 18, в которой размещен шток 19, соединенный резьбовым соединением с подпружиненным относительно втулки наконечником 20, а другим - с дном 21 гильзы, имеющей сквозные окна, образованные дном 21, ребрами 22 и обечайкой 23. Обечайка 23 имеет нижнюю кромку 24. Втулка 18 выполнена с фланцем 25 и равномерно расположенными на нем регулировочными винтами 26. Трубопровод 4 выполнен с пятой 27. В отрывной плите 2 установлены направляющие 28, взаимодействующие свободной частью с поверхностью отверстия бортовой плиты 1 на величине δ1 большей величины δ2 выступания подпружиненного наконечника 20 за плоскость разделения плит.

Работает устройство для соединения и разъединения трубопроводов бортового агрегата следующим образом.

Положение гильзы, при котором между кромкой 24 ее обечайки 23 и цилиндрической поверхностью штыря 15 обеспечивается гарантированный зазор, предохраняющий их от несанкционированного взаимодействия друг с другом, устанавливается регулировочными винтами 26. Положение полудисков 13, определяющее необходимое проходное сечение, обеспечивается взаимным положением подпружиненного наконечника 20 и штока 19. Для соединения трубопроводов 3, 4 направляющие 28 отрывной плиты 2 входят в отверстия бортовой плиты 1, обеспечивая направление стыковки и исключая повреждение элементов трубопроводов. Пята 27 трубопровода 4, контактируя с подпружиненным наконечником 20, перемещает шток 19 с гильзой. Кромка 24 обечайки 23 взаимодействует с цилиндрическими поверхностями штырей 15, полудиски перемещаются вокруг оси пальца 10, отрывая проходное сечение. Уплотнение 5, выступающее за плоскость стыка, деформируясь, герметизирует трубопроводы. Плиты стягиваются замковым устройством. При расстыковке замковое устройство срабатывает, расфикси-руя плиты 1,2, которые отводятся друг от друга внешним устройством. Вместе с подпружиненным наконечником 20, следующим за пятой 27, смещается гильза с обечайкой 23. Пружины 14 возвращают полудиски 13 на седло. Направляющие 28 отрывной плиты 2 выходят из отверстий бортовой плиты 1.

Заявленное устройство при предохранении поступления внешнего атмосферного воздуха в трубопровод бортовой плиты и обеспечении сброса давления из него предохраняет выступающие элементы от повреждения, исключает применение дополнительного оборудования и ручных операций при стыковках и расстыковках, снижает количество взаимодействующих элементов, позволяет получать различные проходные сечения, что повышает надежность и эксплуатационные возможности.

Устройство для соединения и разъединения трубопроводов бортового агрегата, содержащее бортовую и отрывную плиты, расположенные в трубопроводе бортовой плиты запорный клапан, выполненный в виде седла, двух полудисков, каждый из которых снабжен пружиной и установленными на пальце седла проушинами, подпружиненный наконечник, выполненный с возможностью выступания за плоскость разделения плит и контактирования с пятой, расположенной в трубопроводе отрывной плиты, и втулку, отличающееся тем, что оно снабжено приводным механизмом, выполненным в виде штока с гильзой и установленным в трубопроводе бортовой плиты, и направляющими, при этом шток установлен во втулке и соединен одним концом с дном гильзы, имеющей в боковой поверхности сквозные окна, а другим - с подпружиненным наконечником с возможностью регулировки их взаимного положения, проушины полудисков расположены симметрично оси клапана, при этом внешняя проушина каждого из полудисков размещена с наружной стороны внутренней проушины другого и снабжена с внешней стороны штырем с цилиндрической поверхностью, причем ось штыря параллельна оси пальца седла, расположена под острым углом к плоскости, проходящей через ось клапана и ось упомянутого пальца, и направлена по ходу вращения полудиска при его открытии, пружины полудисков расположены на пальце седла между их внутренними проушинами, втулка снабжена фланцем с равномерно расположенными регулировочными винтами, установленными с возможностью контактирования с дном чашки для регулировки зазора между свободным торцем ее обечайки и цилиндрической поверхностью штыря, направляющие установлены в одной и взаимодействуют свободной частью с поверхностью отверстия другой плиты, а величина выступания подпружиненного наконечника за плоскость разделения плит не больше величины выступания за нее направляющих.