Компьютерный способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей

Изобретение может быть использовано для определения дымности отработавших газов (ОГ) дизелей и диагностирования их технического состояния. Способ определения дымности ОГ заключается в получении отпечатка дымности на белой бумаге. Отпечаток получают устанавливая лист бумаги на некотором расстоянии от среза выхлопной трубы. Внешний вид отпечатка фиксируют и вводят в компьютер. В компьютер вводят информацию о внешнем виде эталонных отпечатков ОГ, а также соответствующие ему данные о дымности и техническом состоянии двигателя. После чего сравнивают его при помощи компьютера с внешним видом эталонных отпечатков. Технический результат заключается в снижении трудозатрат по опеределению дымности и поиску неисправностей и отказов, влияющих на дымность. 1 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей автотранспортных и военных машин, в частности к способам определения дымности отработанных газов дизельных двигателей с применением компьютера.

Известен фотометрический способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей, который основан на применении дымомеров, например, Мета-01 МП [1].

Основным недостатком известного способа является то, что в случае получения предельных значений дымности проводят поиск неисправностей, влияющих на дымность. Это приводит к дополнительным затратам труда и средств, что существенно снижает эффективность данного способа.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей на основе осаждения несгоревших частиц на бумагу с последующим сравнением полученного отпечатка отработанных газов с эталонным отпечатком [2].

Недостатки указанного способа заключаются в следующем. Сравнение отпечатков производят визуально, что снижает достоверность результатов оценки дымности отработанных газов. При этом отсутствует возможность быстрого ввода информации в компьютер.

Задачей изобретения является повышение достоверности результатов оценки дымности отработанных газов, а также снижение затрат труда и средств как на определение дымности, так и на поиск неисправностей и отказов, влияющих на дымность.

Сущность изобретения заключается в следующем. После получения отпечатка оцениваемого отработанного газа на бумаге фиксируют его внешний вид с возможностью ввода полученной информации в компьютер. После чего сравнивают его при помощи компьютера с внешним видом эталонных отпечатков, предварительно введенных в компьютер таким же образом, как и отпечаток оцениваемого отработанного газа. Это позволяет повысить достоверность результатов оценки дымности отработанных газов. Для обеспечения возможности одновременного определения неисправностей и отказов эталонные отпечатки получают и описывают при различном техническом состоянии двигателя - при различных неисправностях и отказах конструктивных узлов и систем двигателя. Сравнивают отпечаток оцениваемого газа с эталонными отпечатками и при этом дополнительно определяют отказы и неисправности двигателя. Это позволяет снизить затраты труда и средств на поиск неисправностей и отказов, влияющих на дымность.

На практике предложенный способ определения дымности отработанных газов может быть осуществлен следующим образом. Получают внешний вид эталонных отпечатков отработанных газов и вводят их в компьютер. Для этого при одних и тех же условиях (при использовании одной и той же бумаги, при одном и том же режиме работы двигателя и т.д.) снимают отпечатки отработанных газов как исправного двигателя, так и двигателей, имеющих различные неисправности и отказы. К ним, например, относятся: попадание масла в камеру сгорания, неполнота сгорания топлива, засорение воздухоочистителя и другие неисправности и отказы. Для снятия отпечатков используют белую бумагу, несложный прибор в виде рамки с зажимом и часы с секундной стрелкой. Бумагу зажимают в прибор. При снятии отпечатка прибор в течение времени экспозиции устанавливают в поток газов таким образом, чтобы ось потока газов была нормальна к плоскости бумаги. Расстояние от бумаги до обреза выпускной трубы должно быть равно половине внутреннего диаметра этой трубы. Затем с помощью цифрового фотоаппарата или другого электронного средства фиксируют внешний вид каждого полученного отпечатка и вводят эту информацию, а также значение дымности и соответствующее техническое состояние двигателя в компьютер. В результате имеют в компьютере банк информации эталонных отпечатков отработанных газов. Таким же образом получают и вводят в компьютер информацию о проверяемом отпечатке отработанных газов. Компьютер из множества эталонных отпечатков выбирает тот отпечаток, который по информационной характеристике наиболее ближе подходит к проверяемому. Данные найденного эталонного отпечатка соответствуют данным проверяемого отпечатка. Полученная информация автоматически сохраняется и используется в дальнейшем для решения различных задач диагностирования.

Способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей с применением компьютера позволяет повысить достоверность результатов оценки дымности отработанных газов, а также снизить затраты труда и средств как на определение дымности, так и на поиск неисправностей и отказов, влияющих на дымность.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Технологическое руководство по диагностированию тракторов и самоходных сельскохозяйственных комбайнов / А.В. Колчин [и др.]; под научн. рук. В.И. Черноиванова. - М.: Росинформагротех, 2006. - С.46-63.

2. Веденяпин Г.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка: учебник для высш. проф. образования / Г.В. Веденяпин, Ю.К. Киртбая, М.П. Сергеев. - М.: Сельхозиздат, 1963. - С.139-141. - прототип.

1. Компьютерный способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей, при котором на белой бумаге фиксируют отпечаток отработанных газов, полученный отпечаток сравнивают с эталонными отпечатками, на основании чего определяют дымность отработанных газов, отличающийся тем, что после получения отпечатка оцениваемого отработанного газа на бумаге фиксируют его внешний вид с возможностью ввода полученной информации в компьютер и сравнивают его при помощи компьютера с внешним видом эталонных отпечатков, предварительно введенных в компьютер таким же образом, как и отпечаток оцениваемого отработанного газа.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что эталонные отпечатки получают при различном техническом состоянии двигателя, которое описывают в виде возможных неисправностей и отказов конструктивных узлов и систем двигателя, сравнивают отпечаток оцениваемого газа с эталонными отпечатками и при этом дополнительно определяют отказы и неисправности двигателя.