Ручная машина
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ручных машинах, преимущественно в угловых шлифовальных машинах. Ручная машина содержит корпус с фланцевой посадочной шейкой, защитное устройство, установленное на фланцевой посадочной шейке с возможностью проворачивания относительно корпуса в окружном направлении, и по меньшей мере одно устройство для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении. Устройство для блокировки проворачивания содержит по меньшей мере один упор и по меньшей мере один взаимодействующий с ним контрупор. Упор и контрупор выполнены с обеспечением при аварии во время работы ручной машины проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении до заданного углового положения. Защитное устройство при попадании в него фрагментов разрушенного рабочего инструмента поглощает их энергию, проворачиваясь сначала относительно корпуса ручной машины. В результате обеспечивается эффективное поглощение энергии осколков рабочего инструмента при использовании простых блокировочных средств, что исключает травмирование оператора ручной машины. 28 з.п. ф-лы, 34 ил.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к ручной машине, охарактеризованной в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.
Уровень техники
Из публикации DE 10343060 А1 известна ручная машина, выполненная в виде угловой шлифовальной машины. Угловая шлифовальная машина имеет корпус с выходящим из корпуса выходным валом и расположенным на корпусе фланцем, образующим фланцевую посадочную шейку. На фланцевой посадочной шейке установлено защитное устройство, проворачиваемое в окружном направлении. Для блокировки проворачивания защитного устройства в окружных направлениях предусмотрен стопорный рычаг, который в своем нормальном положении создает геометрическое замыкание с защитным устройством.
Раскрытие изобретения
Объектом изобретения является ручная машина, прежде всего угловая шлифовальная машина, имеющая корпус с фланцевой посадочной шейкой, защитное устройство, устанавливаемое на фланцевой посадочной шейке с возможностью проворачивания в окружном направлении, и по меньшей мере одно устройство для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении (ниже также называемое блокировочным устройством), которое содержит по меньшей мере один упор и по меньшей мере один взаимодействующий с упором контрупор.
В соответствии с изобретением упор и контрупор выполнены таким образом, чтобы при аварии во время работы ручной машины допускать проворачивание защитного устройства по меньшей мере в одном направлении только до заданного углового положения, так что защитное устройство при попадании в него фрагментов разрушившегося рабочего инструмента поглощает их энергию, сначала проворачиваясь относительно корпуса ручной машины.
Таким образом, при аварии во время работы ручной машины блокировочное устройство сначала позволяет защитному устройству провернуться относительно корпуса до соприкосновения упора и контрупора. В этой связи под "нормальной работой" ручной машины подразумевается режим ее работы, в котором воздействующая на защитное устройство энергия фрагментов и частиц, входящих в контакт с защитным устройством, не превышает некоторого заданного значения. Под "аварией" подразумевается режим работы ручной машины, в котором действующая на защитное устройство энергия фрагментов и частиц, входящих в контакт с защитным устройством, находится выше указанного заданного значения. Защитное устройство предпочтительно устанавливается таким образом, чтобы ограждать дискообразный вращающийся рабочий инструмент ручной машины, например угловой шлифовальной машины, благодаря чему защитное устройство во время работы ручной машины способно затормаживать искры и/или частицы материала и/или, что особенно важно, раскрученные и/или отбрасываемые наружу с большой силой фрагменты разорвавшегося во время работы круга, например шлифовального круга, отрезного круга и т.д., и уменьшать энергию, прежде всего кинетическую энергию таких частиц. Устройство для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении выполнено таким образом, чтобы защитное устройство при попадании в него фрагментов рабочего инструмента поглощало их энергию, сначала проворачиваясь, или совершая вращательное движение, относительно корпуса ручной машины. С помощью зажимного устройства между фланцевой посадочной шейкой и защитным устройством создается фрикционное замыкание за счет прессовой посадки (посадки с натягом). Это зажимное устройство целесообразно выполнить таким образом, чтобы приложение к защитному устройству импульса энергии задаваемого значения вызывало проворачивание защитного устройства относительно корпуса. Благодаря этому защитное устройство в нормальном режиме работы, т.е. при воздействии импульсов энергии ниже заданного значения, неподвижно связан с фланцевой посадочной шейкой, или с корпусом, и лишь при аварии, т.е. при воздействии импульса энергии выше задаваемого значения, проворачивается относительно фланцевой посадочной шейки, или корпуса ручной машины. После приложения импульса энергии при разрушении рабочего инструмента этот импульс преодолевает трение покоя между фланцевой посадочной шейкой и защитным устройством, и два этих элемента конструкции могут провернуться относительно друг друга на определенный угол. Благодаря этому происходит поглощение определенной части энергии и уменьшение скорости фрагментов, выходящих из защитного устройства.
Таким образом, защитное устройство обеспечивает эффективную защиту пользователя ручной машины от травмирования при возможном разрыве шлифовального круга на куски - в так называемом случае разрушения вращающегося круга, когда разрушившийся шлифовальный круг приводит защитное устройство во вращение. Предлагаемое в изобретении устройство позволяет при аварии, или в случае разрушения вращающегося круга, воспрепятствовать проворачиванию защитного устройства или остановить его в заданном месте с уменьшением энергии фрагментов. Упоры устанавливают крайнее угловое положение, которое может занять защитное устройство и которое является желаемым и безопасным с точки зрения направления вылета фрагментов рабочего инструмента, в частности шлифовального круга. Предлагаемое в изобретении выполнение ручной машины позволяет изготавливать простое и недорогое блокировочное устройство. Дополнительного отдельного блокировочного приспособления не требуется, поскольку предусмотреть нужно лишь необходимые для блокировки защитного устройства конструктивные элементы на частях ручной машины.
Упоры предлагается выполнить таким образом, чтобы блокировать проворачивание защитного устройства в одном направлении и допускать проворачивание защитного устройства в противоположном направлении. Это позволяет заблокировать проворачивание защитного устройства только в том направлении, в котором защитное устройство при аварии приводилось бы в неконтролируемое вращение. В противоположном направлении проворачивание защитного устройства, или его поворот с проскакиванием фиксированных положений (преодолением усилий фиксации), является возможным.
Кроме того, предлагается, чтобы упор был расположен неподвижно относительно защитного устройства, а контрупор - на ручной машине неподвижно относительно ее корпуса. Неподвижный относительно защитного устройства упор при движении защитного устройства относительно остальной части ручной машины совершает движение вместе с защитным устройством, тогда как неподвижный относительно корпуса упор остается неподвижным относительно ручной машины. Ниже по тексту неподвижный относительно корпуса упор называется "статическим", а неподвижный относительно защитного устройства упор называется "подвижным". Такое расположение упоров позволяет прервать движение защитного устройства относительно корпуса и использовать упоры в качестве предохранительного устройства на случай разрушения рабочего инструмента. Упоры допускают проворачивание защитного устройства относительно корпуса ручной машины до тех пор, пока "статический" упор на корпусе и "подвижный" контрупор на защитном устройстве не натолкнутся друг на друга. Таким образом, производитель получает возможность определять для предохранительных ограничителей подходящее и безопасное для пользователя положение. Это положение обеспечивает возможность проворачивания защитного устройства на максимально возможный угол, но при том условии, что при разрушении круга пользователь не получит травм. Если пользователю предоставляется возможность самостоятельно выбирать положение предохранительных ограничителей, то производителем может осуществляться кодирование допустимых положений таких упоров.
Упор предлагается предусмотреть на стяжном хомуте защитного устройства. Это делает возможным простое и недорогое изготовление при легкой доступности упора. Расположение упора на стяжном хомуте защитного устройства обеспечивает его оптимальное взаимодействие с расположенным на корпусе контрупором.
Экономия в отношении дополнительных элементов конструкции и монтажного пространства, уменьшение трудоемкости сборки и сокращение затрат могут достигаться в том случае, если упор по меньшей мере частично образован замыкающим элементом, например зажимным винтом, гайкой, зажимным рычагом и/или другими подходящими с точки зрения специалиста замыкающими элементами.
Кроме того, контрупор предлагается предусмотреть на фланце редуктора, на фланцевой посадочной шейке, на корпусе редуктора и/или на корпусном элементе. Это выгодно тем, что можно использовать уже имеющиеся элементы, например винты для крепления фланца редуктора на корпусе редуктора дополнительно могут быть выполнены в виде контрупора и могут одновременно использоваться в этом качестве. Кроме того, возможен также вариант, в котором контрупор выполнен за одно целое с фланцем редуктора, фланцевой посадочной шейкой, корпусом редуктора и/или корпусным элементом. Кроме того, для устройства для блокировки проворачивания, прежде всего контрупора этого устройства, предпочтительно возможность его последующего интегрирования в конструкцию на фланце редуктора, фланцевой посадочной шейке, корпусе редуктора и/или корпусном элементе ручной машины.
Далее предлагается выполнение корпусного элемента в виде элемента, предусмотренного на фланце редуктора или под ним, либо в виде элемента, устанавливаемого на фланцевой посадочной шейке. Преимуществом этого варианта является возможность реализации любого мыслимого положения упора со стороны корпусы.
Целесообразно, чтобы упор был установлен на защитном устройстве с возможностью перестановки, и/или контрупор был установлен на корпусе и/или на корпусном элементе с возможностью перестановки. Благодаря этому существует возможность определять для предохранительных ограничителей подходящее и безопасное для пользователя положение. Это положение обеспечивает возможность проворачивания защитного устройства на максимально возможный угол, но при том условии, что при разрушении круга пользователь не получит травм. Если пользователю предоставляется возможность самостоятельно выбирать положение предохранительных ограничителей, то производителем может осуществляться кодирование допустимых положений таких упоров, например с помощью обладающих заданными параметрами резьбовых отверстий под ввинчиваемый упорный штифт.
Кроме того, корпусный элемент может быть соединен с корпусом ручной машины с возможностью перестановки. Благодаря использованию переставляемого на корпусе корпусного элемента контрупор также автоматически становится переставляемым. Изменением положения упора можно управлять путем выбора положения на корпусе корпусного элемента, не совершая дополнительных операций. Предлагается реализовать соединение корпусного элемента с корпусом посредством выступов корпусного элемента и/или корпуса, входящих в выемки корпуса и/или корпусного элемента. После установки и закрепления защитного устройства на фланцевой посадочной шейке корпусный элемент зафиксирован на фланце редуктора. Интегрирование функции крепления в имеющиеся конструктивные элементы позволяет отказаться от использования дополнительных средств крепления, что удешевляет изготовление ручной машины. Кроме того, этот корпусный элемент может использоваться как деталь, используемая для дооснащения ручной машины.
Далее предлагается, чтобы устройство для блокировки проворачивания имело по меньшей мере одно демпфирующее устройство. Обычно после приложения импульса энергии этот импульс преодолевает трение покоя между фланцевой посадочной шейкой и защитным устройством, и два этих элемента конструкции могут провернуться относительно друг друга на определенный угол. Уже за счет этого происходит поглощение определенной части энергии и уменьшение скорости фрагментов, выходящих из защитного устройства. Демпфирующее устройство в этом случае действует как дополнительный поглотитель энергии.
Предлагается, чтобы контрупор и/или упор имел(-и) демпфирующее устройство и/или был(-и) выполнен(-ы) в виде демпфирующего устройства. Благодаря этому путем соответствующего выбора положения и/или материала и/или выполнения упора достигается оптимальное демпфирующее действие, а значит, и поглощение энергии. Если упор предусмотрен в виде основной части детали со сменным демпфирующим устройством, то демпфирующее устройство всегда может быть оптимально подобрано как производителем, так и потребителем под конкретный вариант применения.
Также предлагается выполнить упор в виде по меньшей мере одного выступа, входящего в выполненный в качестве контрупора паз. Этот вариант выполнения позволяет упростить и удешевить изготовление блокировочного устройства, поскольку в соответствующем конструктивном элементе ручной машины необходимо предусмотреть только лишь паз и выступ.
Кроме того, такой паз предлагается ограничить введенным в паз элементом, предусмотренным на дискообразном элементе язычком или предусмотренным на пластинчатом элементе выступом. Это варианты выполнения позволяют получить как жестко зафиксированный, так и переставляемый контрупор на корпусе.
Далее, неподвижный относительно корпуса контрупор предлагается дополнительно использовать в качестве держателя, удерживающего защитное устройство на ручной машине. Этот вариант выгоден тем, что один конструктивный элемент выполняет две функции.
В целесообразном усовершенствованном варианте осуществления изобретения предлагается, чтобы устройство для блокировки проворачивания содержало по меньшей мере один установочный узел, расположенный на фланце редуктора и предусмотренный для установки контрупора, чем достигается особенно выгодное, прежде всего устойчивое, расположение или крепление контрупора на фланце редуктора. При этом предпочтительно рассчитать установочный узел таким образом, чтобы для защиты оператора ручной машины он воспринимал усилия, передаваемые защитным устройством, пришедшим в движение в направлении проворачивания ввиду попадания в него фрагмента разорвавшегося рабочего инструмента через контрупор, или обеспечивал контрупору поддержку (реакцию опоры), противодействующую этим усилиям.
Далее установочный узел может иметь по меньшей мере одну выемку во фланце редуктора, предусмотренную для размещения контрупора, что позволяет реализовать конструктивно простое размещение контрупора на фланце редуктора. Предпочтительно, чтобы форма выемки точно подходила к форме контрупора, чем достигается, в частности, надежная посадка контрупора без люфтов.
Далее предлагается, чтобы установочный узел имел по меньшей мере один опорный элемент, поддерживающий контрупор по меньшей мере в одном направлении проворачивания. Это создает для контрупора прочную опору, прежде всего действующую в направлении вращения рабочего инструмента при столкновении упора с контрупором, и при этом позволяет, по меньшей мере частично, предотвратить повреждение контрупора. Конструктивно простым образом это достигается в случае, если опорный элемент образован ребром, проходящим в радиальном направлении.
Кроме того, установочный узел может иметь по меньшей мере один опорный элемент, поддерживающий контрупор по меньшей мере в одном радиальном направлении, чем достигается эффективная поддержка контрупора снаружи в случае разрушения рабочего инструмента ручной машины, а также восприятие центробежных сил, в частности прикладываемых в случае удара наружу в радиальном направлении, для защиты оператора.
Экономия в отношении дополнительных элементов конструкции и монтажного пространства, уменьшение трудоемкости сборки и сокращение затрат и к тому же особенно устойчивое расположение опорного элемента для поддержки контрупора в радиальном направлении и/или опорного элемента для поддержки контрупора по меньшей мере в одном направлении проворачивания на фланце редуктора могут достигаться в том случае, если опорный элемент для поддержки контрупора в радиальном направлении и/или опорный элемент для поддержки контрупора по меньшей мере в одном направлении проворачивания выполнен за одно целое с фланцем редуктора. В этой связи выражение "выполнены за одно целое" следует понимать, в частности, как образующие одну часть, единое целое, изготовленные из одной отливки и/или выполненные в виде одного конструктивного элемента.
Возможность замены контрупора на фланце редуктора обеспечивается в случае, если контрупор установлен на фланце редуктора привинчиваемым к нему. Если один винт предусмотрен для крепления контрупора к фланцу редуктора и одновременно для крепления фланца редуктора к ручной машине, или ее корпусу, это позволяет получить особенно компактное взаимное расположение деталей и, в частности, прочное крепление контрупора на фланце редуктора. В принципе же возможны и такие варианты, в которых контрупор предварительно смонтирован на фланце редуктора и устанавливается на ручной машине вместе с фланцем редуктора как одна сборочная единица и/или установлен на фланце редуктора с помощью других целесообразных с точки зрения специалиста средств крепления и/или, что особенно выгодно, выполнен за одно целое с фланцем редуктора.
Кроме того, контрупор предлагается выполнить из иного, чем фланец редуктора, материала, что позволяет согласовать свойства контрупора с характером передачи на контрупор энергии или усилий при наталкивании на него упора в случае разрушения рабочего инструмента. При этом контрупор может быть выполнен из материала, который сначала сам поглощает часть переданной контрупору энергии и передает на фланец редуктора и/или на ручную машину только часть этой энергии.
Далее предлагается выполнить контрупор с выемкой, расположенной в зоне его взаимодействия с упором, что позволяет создать в зоне взаимодействия гнездо для сопряжения с замыкающим элементом, прежде всего гайкой, навинчиваемой на зажимной винт, и к тому же обеспечить прохождение конца зажимного винта мимо контрупора.
Краткое описание чертежей
Другие преимущества изобретения раскрыты ниже в описании его осуществления, поясняемом чертежами. На чертежах представлен один вариант осуществления изобретения. Чертежи, описание и формула изобретения содержат множество признаков в определенной комбинации. Специалист, исходя из целесообразности, сможет рассматривать эти признаки и по отдельности и составлять из них другие рациональные комбинации. На чертежах показано:
на фиг.1 - покомпонентное изображение фрагмента ручной машины с защитным устройством, проворачиваемым в окружном направлении,
на фиг.2 - первый вариант предлагаемого в изобретении устройства для блокировки проворачивания защитного устройства по меньшей мере в одном направлении (блокировочное устройство), содержащего упор и контрупор,
на фиг.3 - блокировочное устройство во втором варианте его выполнения, в котором контрупором служит крепежный винт,
на фиг.4 - блокировочное устройство в третьем варианте его выполнения, в котором неподвижный относительно корпуса контрупор дополнительно служит держателем, удерживающим защитное устройство на ручной машине,
на фиг.5 - блокировочное устройство в четвертом варианте его выполнения, в котором контрупор предусмотрен на корпусном элементе, выполненном в виде пластинчатого элемента,
на фиг.6 - блокировочное устройство в пятом варианте его выполнения, в котором контрупор предусмотрен в виде отогнутой лапки у края корпусного элемент, выполненного в виде формованной детали из листового металла,
на фиг, 7 - блокировочное устройство в шестом варианте его выполнения, в котором корпусный элемент установлен на корпусе ручной машины с возможностью перестановки,
на фиг.8 - блокировочное устройство в седьмом варианте его выполнения, в котором имеющая контрупор вкладная деталь имеет выступы, входящие в выемки во фланце редуктора,
на фиг.9 - блокировочное устройство в восьмом варианте его выполнения, в котором имеющая контрупор вкладная деталь расположена под фланцем редуктора,
на фиг.10 - блокировочное устройство в девятом варианте его выполнения, в котором предусмотрено демпфирующее устройство,
на фиг.11 - альтернатива демпфирующему устройству, показанному на фиг.10,
на фиг.12 - еще одна альтернатива демпфирующему устройству, показанному на фиг.10,
на фиг.13 - блокировочное устройство в десятом варианте его выполнения, в котором упор, расположенный на стяжном хомуте, выполнен в виде демпфирующего устройства,
на фиг.14 - блокировочное устройство в одиннадцатом варианте его выполнения, в котором на фланцевую посадочную шейку надевается кольцевой элемент, имеющий контрупор,
на фиг.15 - блокировочное устройство в двенадцатом варианте его выполнения, в котором контрупор предусмотрен на торцевой стороне фланцевой посадочной шейки,
на фиг.16 - альтернатива упору, показанному на фиг.15,
на фиг.17 - альтернатива контрупору, показанному на фиг.15,
на фиг.18 - блокировочное устройство в тринадцатом варианте его выполнения, в котором контрупор установлен на торцевой стороне фланцевой посадочной шейки подпружиненным в направлении продольной оси,
на фиг.19 - блокировочное устройство в четырнадцатом варианте его выполнения, в котором выполненный в качестве упора выступ входит в выполненный в качестве контрупора паз, причем паз выполнен с ограничениями в окружном направлении,
на фиг.20 - вариант выполнения ограничения паза, показанного на фиг.19,
на фиг.21 - еще один вариант выполнения ограничения паза, показанного на фиг.19,
на фиг.22 - блокировочное устройство в пятнадцатом варианте его выполнения, в котором паз проходит в краевой области фланцевой посадочной шейки,
на фиг.23 - блокировочное устройство в шестнадцатом варианте его выполнения, в котором паз образован фланцевой посадочной шейкой и дискообразным элементом, надетым на фланцевую посадочную шейку,
на фиг.24 - блокировочное устройство в семнадцатом варианте его выполнения, в котором паз проходит во фланце редуктора,
на фиг.25 - блокировочное устройство в восемнадцатом варианте его выполнения, в котором паз образован фланцевой посадочной шейкой и пластинчатым элементом, надетым на фланцевую посадочную шейку и закрепленным на фланце редуктора,
на фиг.26 - блокировочное устройство в девятнадцатом варианте его выполнения, в котором упор расположен на корпусе редуктора,
на фиг.27а, 27б - блокировочное устройство в двадцатом варианте его выполнения, в котором контрупор расположен на фланце редуктора, на первом изображении в перспективе (фиг.27а) и на втором изображении в перспективе (фиг.27б),
на фиг.28а, 28б - контрупор, показанный на фиг.27а, 27б, на первом изображении в перспективе (фиг.28а) и на втором изображении в перспективе (фиг.28б).
на фиг.29а, 29б - участок фланца редуктора, показанного на фиг.27а, 27б, на первом изображении в перспективе (фиг.29а) и на втором изображении в перспективе (фиг.29б) и
на фиг.30а, 30б - блокировочное устройство, показанное на фиг.27а, 27б, с установленным защитным устройством.
Осуществление изобретения
На фиг.1 показан фрагмент ручной машины, В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения ручная машина представляет собой угловую шлифовальную машину 10. Угловая шлифовальная машина 10 имеет корпус 14, содержащий корпус 50 двигателя и корпус 32 редуктора, прифланцованный к корпусу 50 двигателя. Из корпуса 32 редуктора выступает выходной вал 52, на свободном конце которого закреплен дискообразный рабочий инструмент 54, например шлифовальный круг, приводимый во вращение вокруг оси 56 выходного вала 52.
Выходной вал 52 установлен с возможностью вращения в невидимом на чертеже подшипнике, который в рассматриваемых вариантах осуществления изобретения расположен в образованном корпусом 32 редуктора фланце 30 редуктора. Корпус 32 редуктора образует примыкающую к фланцу 30 редуктора, свободно (консольно) выдающуюся цилиндрическую фланцевую посадочную шейку 12, которая охватывает выходной вал 52. Фланцевая посадочная шейка 12 на своей внешней окружности служит опорой для защитного устройства 16, выполненного в виде защитного кожуха и устанавливаемого на фланцевой посадочной шейке 12 с возможностью проворачивания в окружном направлении 18, 20. Защитное устройство 16 имеет основу 58 и соединенный с основой 58 установочный борт 28, образующий центральное отверстие для свободного прохода выходного вала 52. Установочный борт 28 выполнен в виде цилиндрического элемента, проходящего параллельно фланцевой посадочной шейке 12. Основа 58 защитного устройства предусмотрена для защиты оператора ручной машины от искр и/или частиц материала, образующихся во время работы ручной машины. Для этого основа 58 образована тарелкообразным элементом 60, имеющим полукруглую форму, причем тарелкообразный элемент 60 ограждает рабочий инструмент 54 в секторе угловой протяженностью примерно 180°. Благодаря этому достигается особенно эффективное прикрытие оператора ручной машины 10, снабженной защитным устройством 16, от искр, частиц материала и/или фрагментов разорвавшегося рабочего инструмента, движущихся радиально наружу с высокой энергией, для чего движение искр и/или возможных частиц материала направляется вперед, в сторону от оператора. На тарелкообразном элементе 60 расположен защитный пояс 62, который сначала ориентирован перпендикулярно тарелкообразному элементу 60, а затем - параллельно тарелкообразному элементу 60.
В рассматриваемых ниже вариантах осуществления изобретения защитное устройство 16 крепится на фланцевой посадочной шейке 12 зажатием выполненного в виде стяжного хомута установочного борта 28 за счет фрикционного замыкания (на трении), аналогично зажатию хомута для крепления труб, причем может использоваться и любое другое средство крепления защитного устройства 16 на фланцевой посадочной шейке 12, целесообразное с точки зрения специалиста. Например, стяжной хомут также может использоваться в виде отдельной детали, устанавливаемой поверх установочного борта защитного устройства 16. Зажатие стяжного хомута 28 обычно осуществляют с помощью зажимного винта 64 или зажимного рычага. Для этого ручная машина 10 содержит стяжной хомут 28 и зажимной узел 66. Стяжной хомут 28 выполнен кольцеобразным и в предпочтительном варианте приварен к основе 58 защитного устройства, В принципе, могут использоваться и другие целесообразные с точки зрения специалиста средства соединения стяжного хомута 28 и основы 58. Кольцеобразный стяжной хомут 28 затягивают вокруг фланцевой посадочной шейки 12 с помощью зажимного узла 66, для чего кольцеобразный стяжной хомут 28 с помощью зажимного узла 66 увеличивают или сокращают в обхвате. В случае зажимного узла 66, используемого в рассматриваемом варианте осуществления изобретения, два конца 68 стяжного хомута 28 притягиваются друг к другу зажимным винтом 64.
При аварии во время работы ручной машиной, например при разрушении вращающего рабочего инструмента 54, образующиеся фрагменты с высокой кинетической энергией отбрасываются к кольцеобразной внутренней поверхности защитного устройства 16. При их ударе о стенку защитного устройства возникает действующее в тангенциальном направлении (по касательной) усилие, которое стремится сместить защитное устройство 16 из текущего углового положения и провернуть его в радиальном, или окружном, направлении 18, 20, несмотря на зажим защитного устройства на фланцевой посадочной шейке 12. Проворачиванием защитного устройства 16 относительно фланцевой посадочной шейки 12, или корпуса 14 ручной машины, на эмпирически определяемый угол обеспечивается поглощение некоторой части кинетической энергии фрагментов. Фрагменты разорвавшегося дискообразного рабочего инструмента 54 затормаживаются и выходят из открытой области 70 защитного устройства 16 с уменьшившейся скоростью.
Для того чтобы в случае разрушения рабочего инструмента воспрепятствовать проворачиванию защитного устройства 16 или остановить его в заданном месте с обеспечением уменьшения энергии вылетающих фрагментов, ручная машина 10 имеет устройство 22 для блокировки проворачивания по меньшей мере в одном направлении 18, 20 проворачивания. Согласно фиг.2-30б устройство 22 содержит в соответствии с изобретением по меньшей мере один упор 24 и по меньшей мере один взаимодействующий с упором 24 контрупор 26, причем упор 24 неподвижен относительно защитного устройства, а контрупор 26 на ручной машине расположен на ручной машине 10 неподвижно относительно ее корпуса. Проворачивание защитного устройства 16 может быть остановлено посредством неподвижного относительно защитного расположения упора 24, который наталкивается на неподвижный относительно корпуса контрупор 26.
В целесообразных вариантах осуществления изобретения по меньшей мере один упор 24 и по меньшей мере один контрупор 26, показанные на фиг.2-30б, выполнены таким образом, чтобы при аварии во время работы ручной машины 10 позволять защитному устройству 16 провернуться по меньшей мере в одном направлении 18, 20 проворачивания только до заданного углового положения.
В предпочтительном исполнении упоры 24, 26 выполнены таким образом, чтобы препятствовать проворачиванию защитного устройства 16 в одном направлении 18 или 20 проворачивания и допускать Проворачивание защитного устройства 16 в противоположном направлении 20 или 18 проворачивания.
В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения упор 24 предусмотрен на стяжном хомуте 28 защитного устройства 16, причем может использоваться и любое другое неподвижное относительно защитного устройства расположение упора 24, целесообразное с точки зрения специалиста. При этом ниже показаны различные варианты расположения упора 24 на стяжном хомуте 28, например расположение на наружной стороне 72 стяжного хомута 28, расположение на внутренней стороне 42 стяжного хомута 28, расположение на торцевой стороне 44 стяжного хомута 28 или еще один вариант, в котором упор 24 интегрирован в защитное устройство 16, или выполнен за одно целое с защитным устройством 16 таким образом, что упором 24 служат оба конца 68 стяжного хомута 28. Возможны и другие целесообразные с точки зрения специалиста варианты расположения упора 24 на стяжном хомуте 28. Упор 24 может быть выполнен как в виде отдельной детали, закрепленной на стяжном хомуте 28, так и за одно целое с защитным устройством 16.
В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения, представленных на фиг.2-30б, неподвижный относительно корпуса контрупор 26 прикреплен к различным элементам конструкции. Так, например, контрупор 26 предусмотрен на фланце 30 редуктора, на фланцевой посадочной шейке 12, на корпусе 32 редуктора и/или на отдельном корпусном элементе 34 ручной машины 10, неподвижном относительно ее корпуса. Контрупор 26 может быть выполнен как в виде отдельного элемента, закрепленного на соответствующем элементе 12, 30, 32, 34 конструкции, так и за одно целое с соответствующим элементом 12, 30, 32, 34 конструкции.
В рассматриваемых вариантах осуществления изобретения отдельный корпусный элемент 34, неподвижный относительно корпуса, выполнен в виде пластинчатого элемента 48, предусмотренного на фланце 30 редуктора или под ним, либо в виде кольцевого элемента, устанавливаемого на фланцевой посадочной шейке 12.
В целесообразных вариантах осуществления изобретения упор 24 может быть установлен на защитном устройстве 1,6 с возможностью перестановки, и/или контрупор 26 может быть установлен на корпусе 14 и/или на корпусном элементе 34 с возможностью перестановки. Кроме того, корпусный элемент 34 может быть соединен с корпусом 14 с возможностью перестановки. Соединение корпусного элемента 34 с корпусом 14 может быть реализовано посредством выступов 36 корпусного элемента 34 и/или корпуса 14, входящих в выемки 38 корпуса 14 и/или корпусного элемента 34.
Ниже более подробно рассматриваются двадцать вариантов выполнения предлагаемого в изобретении блокировочного устройства 22, изображенных на фиг.2-30б в перспективе и в несобранном состоянии:
На фиг.2 показано устройство 22а для блокировки проворачивания защитного устройства 16а по меньшей мере в одном направлении 18а, 20а проворачивания, в первом варианте его выполнения. В данном случае контрупор 26а предусмотрен на фланце 30а редуктора. Контрупор 26а выполнен за одно целое с фланцем 30а редуктора, причем фланец 30а редуктора предпочтительно изготовлен литьем. Соответствующий упор 24а на защитном устройстве 16а образует, при соударении с контрупором, "предохранительный ограничитель". В рассматриваемом варианте осуществления изобретения в качестве упора 24а предусмотрен конец 68а стяжного хомута 28а. Однако и в этом, и во всех других вариантах осуществления изобретения в качестве положения упора 24а не обязательно рассматривать конец 68а стяжного хомута 28а: вместо этого может быть выбрано и другое подходящее положение.
На фиг.3 показано блокировочное устройство 22b во втором варианте его выполнения. Обычно фланец 30b редуктора крепится на корпусе 32b редуктора винтами 76b. Во втором варианте осуществления изобретения по меньшей мере один из этих винтов 76b использован в качестве контрупора 26b, причем этот контрупор 26b выполнен "статическим" по отношению к "вращающемуся" защитному устройству 16b. Таким образом, винт 76b крепления фланца редуктора, выполненный в виде удлиненного, неподвижно расположенного стержня, выступая в качестве концевого ограничителя 26b вращения, препятствует вращению защитного устройства 16b. В случае разрушения вращающегося круга контрупор 26b сталкивается с расположенным на защитном устройстве 16b упором 24b.
На фиг.4 показано блокировочное устройство 22с в третьем варианте его выполнения. В данном случае контрупор 26с предусмотрен на изображенном лишь частично фланце 30с редуктора в виде крюка, взаимодействующего с упором 24с на стяжном хомуте 28с защитного устройства 16с, причем упором 24с служат оба конца 68с стяжного хомута 28с. Дополнительно стяжной хомут 28с на обращенной к фланцу 30с редуктора торцевой стороне 44с имеет отбортовку, или выдающийся перпендикулярно стяжному хомуту 28с, проходящий по меньшей мере по части окружности стяжного хомута 28с пояс 78с, который находится в зацеплении с расположенным поверх него плечом выполненного в виде крюка контрупора 26с. Благодаря этому неподвижный относительно корпуса контрупор 26с дополнительно служит держателем, который удерживает защитное устройство 16с на ручной машине, фиксируя защитное устройство 16с в рабочем положении посредством стопорного соединения (соединения с геометрическим замыканием) от осевого перемещения.
На фиг.5 показано изображенное частично блокировочное устройство 22d в четвертом варианте его выполнения. В этом варианте к фланцу 30d редуктора привинчен корпусный элемент 34d, выполненный в виде кольцеобразного пластинчатого элемента, причем вместо резьбового соединения может использоваться и любой иной целесообразный вид крепления. В этом пластинчатом элементе 34d по окружности с центром на оси 56d выходного вала расположено несколько резьбовых отверстий 80d, в которые может устанавливаться контрупор 26d, выполненный в виде резьбового стержня, причем крепление контрупора 26d на корпусном элементе 34d также может осуществляться иными средствами. Наличию резьбовых отверстий в различных местах позволяет пользователю выбирать положение предохранительного ограничителя. Таким образом, в случае разрушения вращающегося круга неподвижный относительно защитного устройства ответный упор, который на чертеже не показан, может быть остановлен в положении, заданном производителем или пользователем. В качестве альтернативы кольцеобразному пластинчатому элементу 34d, корпусный элемент также может быть выполнен в виде кольцевого сегмента 34е, показанного на фиг.6.
На фиг.6 показана часть блокировочного устройства 22е в пятом варианте его выполнения. В этом варианте в кольцевом сегменте 34е, выполненном в виде формованной детали из листового металла, выдавливанием по краю отогнута лапка 26е. Эта лапка после ее отгиба служит