Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению. Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящего из сотоблока и корпуса, установленного во внутреннем корпусе статора турбины. Во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези. В кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты. Фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе производят поворотом уплотнения относительно внутреннего корпуса статора турбины в направлении вращения ротора турбины, до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины. Изобретение позволяет повысить надежность и качество монтажа сотового уплотнения, технологичность сборки, ремонта, снизить трудоемкость изготовления и обеспечивает ремонтопригодность узла. 5 ил.
Реферат
Сотовое уплотнение статора турбины относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению.
Известно уплотнение статора турбины отдельными сегментами, состоящими из корпуса с припаянными поясами сотоблоков из жаропрочного материала, устанавливаемыми в кольцевые пазы наружного корпуса статора турбины. Фиксация от осевого перемещения осуществляется за счет минимального зазора между торцем сегмента и торцем соседней детали, от окружного перемещения - постановкой штифтов в пазы корпуса статора между сегментами (см. «Руководство по технической эксплуатации НК-86», 1988, раздел 72.50.00 стр. 5/6, рис.1, стр. 5а/6а, рис. 1, 2).
Недостатком является большая трудоемкость ремонта, заключающаяся в замене изношенных сотоблоков путем фрезеровки каждого сегмента в отдельности и припайки новых сотоблоков.
Известно уплотнение внутреннего корпуса статора турбины отдельными сотовыми вставками, состоящими из металлической подложки с припаянными сотами из жаропрочного материала, устанавливаемыми в паз корпуса статора, имеющий форму ласточкиного хвоста с фиксацией, от окружного перемещения отдельными замками закрепленными заклепками (см. «Руководство по технической эксплуатации НК-86», 1988, раздел 72.53.00 стр. 3/4, рис. 1).
Недостатками является небольшая площадь контакта боковых поверхностей вставок с пазом в корпусе, что может привести к выпадению вставки и повреждению деталей ротора турбины, большая трудоемкость изготовления, ремонта - при ремонте производится 100% замена на новые вставки.
Известно уплотнение статора турбины с отдельными сотовыми вставками, состоящее из обоймы с гребешками и припаянными сотовыми вставками, фиксирующееся пальцем-фиксатором в корпусе статора турбины (см. Патент RU №2150627, МПК F16J 15/447).
Основным недостатком является то, что фиксация каждой сотовой вставки в осевом и окружном направлениях осуществляется пальцем-фиксатором, в случае разрушения которого происходит смещение сотовой вставки и выпадение ее в проточную часть, что приведет к повреждению деталей ротора турбины.
Технической задачей изобретения является усовершенствование способа фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины.
Решаемая техническая задача достигается тем, что с целью усовершенствования способа фиксации сотового уплотнения статора турбины во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези, а в кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты, при этом фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе производят поворотом уплотнения относительно внутреннего корпуса статора турбины в направлении вращения ротора турбины до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины.
Технический эффект в части усовершенствования способа фиксации сотового уплотнения статора турбины заключается в реализации возможности установки кольцевого сотового уплотнения с фиксацией в окружном и осевом направлениях для повышения надежности и качества монтажа сотового уплотнения, повышения технологичности сборки, ремонта и снижения трудоемкости изготовления, что обеспечивает ремонтопригодность узла.
Изобретение поясняется следующими чертежами:
На фиг.1 представлена схема фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины.
На фиг.2 представлено сечение А-А внутреннего корпуса с сотовым уплотнением с фигурными пластинчатыми контровками 4.
На фиг.3 представлено сечение В-В внутреннего корпуса с сотовым уплотнением со штифтами 5.
На фиг.4 представлен вид Л (вид сверху на внутренний корпус с установленным сотовым уплотнением).
На фиг.5 представлено сечение Г-Г (установка фигурной пластинчатой контровки 4).
Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины, состоящий из цельного кольцевого корпуса 2 с припаянным ленточным сотоблоком 3 и приваренными штифтами 5 (фиг.3), которые устанавливают в кольцевой паз внутреннего корпуса 1 и поворачивают по поверхности специальных пазов 6 (фиг.4), выполненных во внутреннем корпусе 1, до упора штифтов 5, в направлении вращения ротора турбины, предварительно фиксируя сотовое уплотнение 2 в корпусе 1. Окончательную фиксацию положения сотового уплотнения производят фигурными пластинчатыми контровками 4 (фиг.2, 4, 5), установленными в проточке внутреннего корпуса 1 (фиг.5), до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения 2 (фиг.2) и по наружной поверхности внутреннего корпуса 1 статора турбины (фиг.4).
Возможность установки кольцевого сотового уплотнения с фиксацией в окружном и осевом направлениях повышает надежность и качество монтажа сотового уплотнения, повышает технологичность сборки, ремонта, снижает трудоемкость изготовления и обеспечивает ремонтопригодность узла.
Способ фиксации сотового уплотнения во внутреннем корпусе статора турбины газотурбинного двигателя, состоящий из сотоблока и корпуса, установленный во внутреннем корпусе статора турбины, отличающийся тем, что во внутреннем корпусе выполняют специальные пазы и сквозные прорези, а в кольцевом сотовом уплотнении устанавливают штифты, при этом фиксацию сотового уплотнения во внутреннем корпусе, производят поворотом уплотнения, относительно внутреннего корпуса статора турбины, в направлении вращения ротора турбины до упора штифтов, по поверхности специальных пазов, на внутреннем корпусе статора турбины и за счет контровки фигурными пластинчатыми контровками, установленными в проточке внутреннего корпуса до постановки сотового уплотнения, загибкой их по торцу корпуса уплотнения и по наружной поверхности внутреннего корпуса статора турбины.