Способ изготовления подшипника скольжения
Изобретение относится к способу формирования изделий из полимерных композиционных материалов центробежным способом и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ заключается в том, что подшипник формуют послойно и в зависимости от слоя в металлическую втулку, предварительно обработанную антиадгезионным составом, поочередно загружают полимерную композицию на основе эпоксидного связующего и наполнителей, требуемых для данного слоя. Затем, выбрав режим формования, позволяющий равномерно распределить наполнитель по слою, формируют каждый слой подшипника. Антифрикционный слой формуется с применением бронзовой сетки. Толщина сетки должна быть не более 0,5 мм, а величина ячейки сетки должна находиться в пределах от 0,1 мм до 0,3 мм. В состав связующего для антифрикционного слоя входит только высокотемпературная эпоксидодиановая смола и фторопластовый наполнитель. Технический результат: повышение долговечности и надежности подшипника скольжения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к способу формирования изделий из полимерных композиционных материалов центробежным способом и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.
Известен способ изготовления подшипника скольжения, при котором загружают полимерную композицию в виде связующего и антифрикционных наполнителей в металлическую втулку и осуществляют формование антифрикционного покрытия при вращении металлической втулки с образованием слоев наполнителей по толщине антифрикционного покрытия (патент РФ №2257297 кл. В29D 31/02, В29С 41/04, 09.03.2004).
Недостатком данного способа является его крайняя неэффективность при изготовлении подшипников скольжения с высокой степенью армирования изделия волокнистыми материалами.
Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения, согласно которому подшипник формуют послойно, и в зависимости от слоя в металлическую втулку, предварительно обработанную антиадгезионным составом, поочередно загружают полимерную композицию на основе эпоксидного связующего и наполнителей, требуемых для данного слоя, затем выбрав режим формования, позволяющий равномерно распределить наполнитель по слою, формируют каждый слой подшипника (патент РФ №2421335, МПК7, В29D 33/00, В29С 41/04, Бюл. №17, Опубл. 20.06.2011).
Недостатком данного способа является то, что подшипник скольжения, полученный данным способом, работает в ограниченном диапазоне скоростей скольжения.
Технической задачей, на решение которой направленно предполагаемое изобретение, является повышение допустимой скорости скольжения подшипника.
Решение поставленной задачи достигается посредством того, что подшипник формуют послойно, и в зависимости от слоя в металлическую втулку, предварительно обработанную антиадгезионным составом, поочередно загружают полимерную композицию на основе эпоксидного связующего и наполнителей, требуемых для данного слоя, затем выбрав режим формования, позволяющий равномерно распределить наполнитель по слою, формируют каждый слой подшипника, согласно способу изобретения антифрикционный слой формуется с применением бронзовой сетки. Кроме того, толщина бронзовой сетки должна быть не более 0,5 мм. Кроме того, величина ячейки бронзовой сетки должна находиться в пределах от 0,1 мм до 0,3 мм. Кроме того, в состав связующего для антифрикционного слоя входит только высокотемпературная эпоксидодиановая смола и фторопластовый наполнитель.
Применение бронзовой сетки при формировании антифрикционного слоя позволяет подшипнику работать при повышенных скоростях скольжения.
Применение бронзовой сетки толщиной не более 0,5 мм позволит сократить разницу в жесткости полимерного материала и металла, что, в свою очередь позволит избежать расслоений в подшипнике, тем самым увеличит его надежность.
Применение бронзовой сетки с величиной ячейки от 0,1 мм до 0,3 мм обеспечит надежную фиксацию сетки в полимерном подшипнике скольжения.
Применение в составе связующего для антифрикционного слоя высокотемпературной эпоксидодиановой смолы позволяет надежно зафиксировать бронзовую сетку в антифрикционном слое, а применение фторопластового наполнителя позволит подшипнику надежно работать в условиях ограниченной смазки благодаря эффекту самосмазывания.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
На фиг.1 приведен разрез формы с готовым изделием.
Пример реализации способа. В металлическую втулку 1, предварительно обработанную антиадгезионным составом, загружают полимерную композицию для армирующего слоя (например, эпоксидную смолу и волокнистый наполнитель). Металлическая втулка 1 закрывается крышками 2, устанавливается в центра 3, обогревается и приводится во вращение с частотой, позволяющей равномерно распределить композицию по слою, а также удалить воздушные включения. Таким образом формируют армирующий слой 4 подшипника скольжения. По истечении времени формования, которое соответствует времени гелеобразования эпоксидного связующего при температуре формования, вращение металлической втулки 1 прекращают, достают из центров 3 и снимают одну из крышек 2. Далее в металлическую втулку 1, в которой уже имеется гелеобразный армирующий слой, устанавливают бронзовую сетку и заливают композицию, соответствующую антифрикционному слою 5. Металлическая форма 1 закрывается крышкой 2, устанавливается в центра 3, обогревается и приводится во вращение с частотой, позволяющей равномерно распределить композицию по слою, а также удалить воздушные включения. Таким образом формируют антифрикционный слой подшипника скольжения.
Техническим результатом предполагаемого изобретения является увеличение долговечности и надежности работы подшипника, что достигается за счет того, что предлагаемый способ позволяет получить комбинированный подшипник с сочетанием триботехнических свойств бронзы и полимерного материала, способный работать при повышенных скоростях скольжения в условиях ограниченной смазки.
1. Способ изготовления подшипника скольжения, согласно которому подшипник формуют послойно, и в зависимости от слоя в металлическую втулку, предварительно обработанную антиадгезионным составом, поочередно загружают полимерную композицию на основе эпоксидного связующего и наполнителей, требуемых для данного слоя, затем выбрав режим формования, позволяющий равномерно распределить наполнитель по слою, формируют каждый слой подшипника, отличающийся тем, что антифрикционный слой формуется с применением бронзовой сетки.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что толщина бронзовой сетки должна быть не более 0,5 мм.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что величина ячейки бронзовой сетки должна находиться в пределах от 0,1 мм до 0,3 мм.
4. Способ по п.2, отличающийся тем, что в состав связующего для антифрикционного слоя входит только высокотемпературная эпоксидодиановая смола и фторопластовый наполнитель.