Виброизолирующая опора силового агрегата
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к машиностроению. Опора состоит из наружного корпуса с элементами крепления, имеющего цилиндрические и/или конические части, арматуры с элементами крепления и концентрично расположенного эластичного элемента, соединяющего две данные части. Арматура выполнена в виде втулки или многовтулочной конструкции с дном, имеющей цилиндрические и/или конические части, неразъемно соединена с эластичным элементом и располагается в верхней части опоры. Наружный корпус выполнен в виде двухвтулочной или более втулочной конструкции с дном и соединен с эластичным элементом за счет силы трения и/или якорного эффекта. Эластичный элемент в поперечном сечении имеет наклоненные от центра к наружной стороне мостики. Ограничитель хода в виде буфера сжатия расположен между мостиками и выполнен в форме конической и/или цилиндрической втулки или шайбы. Опора может иметь дополнительный верхний корпус, соединенный с наружным корпусом. Достигается улучшение виброизолирующих свойств опоры. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности конструированию и производству виброизолирующих опор, конструктивно выполненных в виде виброизолятора мостикового типа и применяемого для гашения вибраций, возникающих при работе силового агрегата автомобиля.
Известна виброизолирующая опора, состоящая из двух металлических цилиндрических втулок, наружной и внутренней, соединенных между собой привулканизованных к ним и расположенных под углом к друг другу двух мостиков из резины (с.23; ВАЗ 2108, ВАЗ 21081, ВАЗ 21083, ВАЗ 310831, ВАЗ 21091, ВАЗ 21093, ВАЗ 21093i, ВАЗ 21099, ВАЗ 21099i: Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2004, 184 с.).
Однако опоры данной конструкции имеют невысокую прочность связи резины с внутренней металлической втулкой и соответственно малый ресурс эксплуатации, особенно если они работают в режиме торцевого скручивания.
Известна виброизолирующая опора мостикового типа, содержащая корпус, внутри которого неразъемно смонтирован виброизолирующий элемент из эластичного материала, а также средство крепления опоры к элементам транспортного средства. Наружный корпус в поперечном сечении данной опоры имеет ковшеобразную форму, а внутренний имеет трапециевидную часть (Пат. RU №54120 U1, F16F 1/36, B60K 5/12 и пат. RU №60159 U1, F16F 7/00, 13/00, 15/00).
Однако опоры данной конструкции имеют неоднородную жесткость в радиальном направлении и очень низкую в осевом направлении.
Известны виброизолирующая опора для транспортного средства мостикового типа, содержащая цилиндрическую обойму, в которую неразъемно вмонтирован виброизолирующий элемент из эластичного материала, а также средство крепления опоры к элементам кузова автомобиля, которое в поперечном сечении имеет трапециевидную часть (Пат. RU №54117 U1, F16F 1/36, B60K 5/12).
Однако опора данной конструкции имеет те же недостатки, что и предыдущие.
Наиболее близким решением является виброизолирующая опора, состоящая из наружного пустотелого корпуса в форме конусной обоймы, внутренней арматуры в форме втулки, имеющей конусную часть и расположенной концентрично внутри пустотелого корпуса и эластичного элемента неразъемно соединяющего между собой корпус и арматуру опоры.
При этом в концентрично расположенном эластичном элементе, в его выпуклой части, имеются три углубления в форме неправильного эллипса, расположенные равномерно по окружности (Пат. RU №11283 U1, F16F 1/36).
Однако опора данной конструкции имеет не совсем удовлетворительные характеристики по осевой жесткости, что сказывается на ее виброзащитных свойствах.
Цель предлагаемого технического решения - улучшить жесткостные характеристики опоры и, соответственно, ее виброизолирующие свойства.
Технический результат достигается тем, что:
п.1. В виброизолирующей опоре силового агрегата мостикового типа, состоящей из наружного корпуса с элементами крепления, имеющего цилиндрическую(-кие) и/или коническую(-кие) часть, арматуру с элементами крепления и концентрично расположенным эластичным элементом, который соединяет две данные части, арматура выполнена в виде втулки или многовтулочной конструкции с дном, имеющем цилиндрические и/или конические части и которая неразъемно соединена с эластичным элементом и располагается в верхней части опоры, а наружный корпус выполнен в виде двухвтулочной или более втулочной конструкции с дном и соединен с эластичным элементом за счет силы трения и/или якорного эффекта, а эластичный элемент в поперечном сечении имеет наклоненные от центра к наружной стороне мостик(и) и ограничитель хода в виде буфера сжатия, расположенного между мостиками и выполненного в форме конического и/или цилиндрической втулки или шайбы, при этом опора при необходимости может иметь дополнительный верхний корпус, соединенный с наружным корпусом.
п.2. В виброизолирующей опоре по п.1 арматура выполнена в виде втулки, имеющей цилиндрические и/или конические поверхности.
п.3. В виброизолирующей опоре по п.1, или п.2 в основании мостика устанавливается дополнительная арматура в форме кольца, которая неразъемно соединена с эластичным элементом.
Сущность технического решения иллюстрируется чертежами, где
на фиг.1 - изображен поперечный разрез предлагаемой виброизолирующей опоры силового агрегата, состоящей из арматуры 1, с крепежными элементами 2, неразъемно соединенной с эластичным элементом 3, наружным корпусом 4, имеющего элементы крепления 2 и соединенной с эластичным элементом 3 за счет силы трения и/или якорного эффекта. Эластичный элемент 3 имеет концентрически расположенные мостик(и) 5 и буфер 6. На фиг.2 опора имеет дополнительную арматуру 7, выполненную в виде плоского кольца 7. Кольцо 7, в поперечном сечении может иметь Г-образную, П-образную, круглую или иную форму, как это представлено на фиг.4. На фиг.3 наружный корпус 4 имеет ушки 8, на которых выполнены отверстия 9, играющие роль крепежных элементов, данный корпус соединен с наружным корпусом 10 за счет точечного обжатия 11. На фиг.5 приведена опора, в которой на мостиках 5 эластичного элемента 3 выполнены углубления 12 и выпуклости 13, а на буфере сжатия 6 - оребрения 14.
За счет мостика 5 опора имеет низкую осевую жесткость при небольших осевых нагрузках, которая прогрессивно возрастает с увеличением нагрузки. При определенной величине деформации мостика, буфер сжатия 6 соприкасается с дном корпуса 4 и жесткость опоры начинает возрастать за счет восприятия части нагрузок буфером 6. Жесткость опоры возможно изменять путем подбора жесткости эластичного материала, наклона стенок арматуры 1 и корпуса 4, наклоном и сечением мостика 5, а также величиной оребрения или перфорации мостика (-ов) 5 и/или буфера 6.
1. Виброизолирующая опора силового агрегата мостикового типа, состоящая из наружного корпуса с элементами крепления, имеющего по меньшей мере одну цилиндрическую и/или коническую части, арматуры с элементами крепления и концентрично расположенного эластичного элемента, который соединяет две данные части, отличающаяся тем, что арматура выполнена в виде втулки или многовтулочной конструкции с дном, имеющей цилиндрические и/или конические части и которая неразъемно соединена с эластичным элементом и располагается в верхней части опоры, а наружный корпус выполнен в виде двухвтулочной или более втулочной конструкции с дном и соединен с эластичным элементом за счет силы трения и/или якорного эффекта, а эластичный элемент в поперечном сечении имеет наклоненные от центра к наружной стороне мостики и ограничитель хода в виде буфера сжатия, расположенного между мостиками и выполненного в форме конической и/или цилиндрической втулки или шайбы, при этом опора при необходимости может иметь дополнительный верхний корпус, соединенный с наружным корпусом.
2. Виброизолирующая опора по п.1, отличающаяся тем, что арматура выполнена в виде втулки, имеющей цилиндрические и/или конические поверхности.
3. Виброизолирующая опора по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в основании мостика устанавливается дополнительная арматура в форме кольца, которая неразъемно соединена с эластичным элементом.