Система контроля износа, транспортная установка с канатным приводом и способ контроля быстроизнашивающихся деталей такой транспортной установки

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к системе контроля износа деталей канатной дороги. Система (38) контроля износа для контроля износа и/или истирания по меньшей мере одной подверженной износу и/или истиранию, установленной с возможностью вращения и/или обращения детали (22, 48, 98, 100) установки содержит несущий, и/или тяговый, и/или подъемный канат (12), а также по меньшей мере один приводной узел (16, 106) транспортной установки (10) с канатным приводом. Система (38) содержит также устройство (50) измерения параметров для измерения фактической величины и/или зависящей от времени функции фактической величины по меньшей мере одного электрического и/или механического параметра по меньшей мере одной детали (22, 48, 98, 100) установки и/или приводного узла (16, 106) и анализирующее устройство (70) для определения отклонения параметра фактической величины в зависимости от времени или временного интервала от заданной величины, и/или функции фактической величины от зависящей от времени функции заданной величины по меньшей мере одного параметра, которому (отклонению параметра) соответствует состояние истирания и/или износа по меньшей мере одной детали (22, 48, 98, 100) установки. В результате повышается эксплуатационная надежность транспортной установки с канатным приводом. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 12 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к системе контроля износа для контроля износа и/или истирания по меньшей мере одной подверженной износу и/или истиранию, установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки имеющей несущий и/или тяговый канат и/или подъемный канат, а также по меньшей мере один приводной узел транспортной установки с канатным приводом.

Кроме того, настоящее изобретение относится к транспортной системе с канатным приводом по меньшей мере с одним канатом, по меньшей мере одним приводным узлом для приведения в движение по меньшей мере одного каната и по меньшей мере одной установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки для привода и/или направления по меньшей мере одного каната или других компонентов транспортной установки.

Наконец, настоящее изобретение относится к способу контроля износа и/или истирания по меньшей мере одной подверженной износу и/или истиранию, установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки имеющей несущий и/или тяговый канат и/или подъемный канат, а также по меньшей мере один приводной узел транспортной установки.

В транспортных системах с канатным приводом, например подвесных канатных дорогах в виде кресельных канатных подъемников или гондольных канатных дорог, несущие, тяговые и/или подъемные канаты транспортной установки направляются посредством установленных с возможностью вращения и/или обращения деталей установки, например канатных роликов или направляющих роликов, а также ведущих роликов.

Прежде всего, канатные ролики расположены, как правило, на опорах на земле, при этом несколько канатных роликов могут образовывать роликовую систему. Не только канатные ролики, но и, в принципе, все подвижные, прежде всего прямо или опосредовано взаимодействующие по меньшей мере с одним канатом детали установки, например закрепленные долговечно или временно на канате транспортные устройства для приема людей или грузов, например кресла или гондолы, прежде всего гондолы в виде кабин, подвержены износу и истиранию. Прежде всего, износ может возникать в виде затруднения хода вплоть до заедания подшипников установленных с возможностью вращения и/или обращения деталей установки. Износ и/или истирание может возникать, прежде всего, и в наполненных воздухом фрикционных колесах, которые используются для того, чтобы транспортные устройства, такие как, например, гондолы и кресла подвесной канатной дороги, которые закреплены на канате лишь временно, ускорять до скорости каната или тормозить для загрузки, или же посадки или высадки людей. Так, потеря давления в наполненных воздухом фрикционных колесах может уменьшить их тягу или препятствовать ей. Кроме того, установленные с возможностью вращения и/или обращения детали установки в виде трансмиссионных ремней, например клиновых ремней для привода роликов или фрикционных колес, могут быть подвержены износу или истиранию. Это выражается в их проскальзывании или превышении допустимой частоты вращения, в результате чего тяга, например в случае с фрикционными колесами, которые приводятся в движение трансмиссионными ремнями, может быть также уменьшена или парализована.

Нежелательным следствием практически неизбежного износа и/или истирания является то, что в зависимости от степени истирания или же износа постоянная эксплуатационная надежность транспортной установки с канатным приводом не обеспечивается.

Поэтому задача настоящего изобретения заключается в том, чтобы предложить способ и устройство или систему, с помощью которой может быть повышена эксплуатационная надежность транспортной установки с канатным приводом, а также соответственно усовершенствовать такую транспортную систему.

Согласно изобретению задача решена системой контроля износа вышеописанного вида, которая содержит устройство измерения параметров для измерения фактической величины и/или зависящей от времени функции фактической величины по меньшей мере одного электрического и/или механического параметра по меньшей мере одной детали установки и/или приводного узла и анализирующее устройство для определения отклонения параметра фактической величины в зависимости от времени или временного интервала от заданной величины и/или функции фактической величины от зависящей от времени функции заданной величины по меньшей мере одного параметра, отклонение которого соответствует состоянию истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки.

С помощью такой системы контроля износа, в принципе, для каждой установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки может быть простым образом установлено, насколько ухудшается ее функционирование, прежде всего, и в ходе времени, в результате истирания или же износа. Если определяется фактическая величина параметра, эта фактическая величина может быть определена в зависимости от времени, при этом ее отклонение от заданной величины в зависимости от времени становится тем больше, чем больше истирание и/или износ. Кроме того, величина и форма отклонения параметра фактической величины в зависимости от времени или же функции фактической величины относительно зависящей от времени функции заданной величины позволяет установить вид истирания и износа. Например, повреждение подшипника канатного ролика приводит при контроле его вращения к уменьшению частоты вращения вплоть до полной остановки и, тем самым, необычно большому отклонению параметра. Например, дисбалансы на контролируемой детали установки могут быть обнаружены по осциллирующим в ходе времени относительно циклов вращения отклонениям параметров. Предложенная система контроля износа очень проста по конструкции, так как она требует, например, только контроль механического параметра самой детали установки и/или электрического или механического параметра по меньшей мере одного приводного узла. Например, изменение на фрикционных колесах или трансмиссионных ремнях может быть косвенно обнаружено по токовой характеристике приводного тока по меньшей мере одного приводного узла. Проскальзывание ремней приводит к уменьшенной тяге и, тем самым, к более низкому требованию крутящего момента привода с последствием в виде уменьшенного потребления тока. Система контроля износа великолепно подходит для того, чтобы с небольшими затратами дооборудовать уже существующие транспортные системы с канатным приводом. Система контроля износа приводит к повышению эксплуатационной надежности транспортной установки с канатным приводом, так как определенное отклонение параметров может быть, прежде всего, использовано и для того, чтобы воздействовать на работу системы, например, понизить рабочую скорость или полностью отключить систему, если состояние истирания и/или износа по меньшей мере одной контролируемой детали установки становится настолько большим, что эксплуатационная надежность транспортной установки или ее частей уже больше не может быть обеспечена. Кроме того, изобретение позволяет устанавливать устройства измерения параметров, например, инициаторы или другие сенсорные устройства, защищенные от удара молнии, например, на канатных опорах, так как устройства измерения параметров не обязательно должны устанавливаться в непосредственной близости от каната, а, прежде всего, под ним и на расстоянии от образующегося вследствие удара молнии пути тока.

Является благоприятным, если устройство измерения параметров содержит устройство измерения кинематической величины для измерения фактической величины и/или функции фактической величины по меньшей мере одной определяющей механический параметр первой кинематической величины по меньшей мере одной детали установки. С помощью устройства измерения кинематической величины можно, например, простым образом определять частоты вращения, скорости, угловые скорости или ускорения детали установки и из их зависящего от времени характера изменения определять истирание и/или износ.

Конструкция системы контроля износа может быть простым образом упрощена тем, что устройство измерения кинематической величины выполнено для измерения фактической величины и/или функции фактической величины по меньшей мере одной второй, определяющей механический параметр кинематической величины по меньшей мере одной установленной с возможностью вращения и/или обращения эталонной детали установки транспортной установки. Прежде всего, фактическая величина и/или функция фактической величины по меньшей мере одной второй кинематической величины могут использоваться в качестве зависящей от времени заданной величины или же в качестве функции заданной величины. Другими словами, это означает, что фактическая величина или функция фактической величины первой кинематической величины по меньшей мере одной контролируемой детали установки могут быть сравнены с определяющими заданную величину или же функцию заданной величины, зависящими от времени фактическими величинами или же функцией фактической величины второй кинематической величины эталонной детали установки транспортной установки. Например, контролируемой деталью установки может быть канатный ролик, эталонной деталью установки - идентичный канатный ролик. Если подъемный канат или же тяговый канат транспортной установки движется с одинаковой скоростью по канатному ролику и эталонному ролику, то при идентичной нагрузке отношение определенных для обеих деталей установки фактических величин или же функций фактической величины параметра должно было бы развиваться одинаково во времени. Если же со временем возникают увеличивающиеся отклонения одного от другого, можно сразу сделать заключение об истирании в или на одной из обеих деталей установки, например, на той, у которой со временем повышается скорость вращения, что позволяет сделать заключение об истирании канатного ролика вследствие уменьшения диаметра. В качестве эталонной детали может быть использована, например, дополнительная, установленная с возможностью вращения и/или обращения деталь установки, например не требующийся для собственно эксплуатации транспортной установки, вращающийся отдельно и приводимый канатом эталонный ролик. Является благоприятным, если на эталонную деталь не действуют чрезмерные силы каната, так что она может приводиться в движение движущимся канатом, по существу, без нагрузки и, по возможности, без какого-либо достойного упоминания проскальзывания.

Является благоприятным, если анализирующее устройство выполнено для определения определяющего отклонение параметра отклонения кинематической величины фактической величины и/или функции фактической величины по меньшей мере одной первой кинематической величины и по меньшей мере одной второй кинематической величины друг от друга. Следовательно, анализирующее устройство пригодно для того, чтобы напрямую сравнивать друг с другом определенные величины первой и второй кинематической величины и, тем самым, определять привлеченное к приписыванию состояния истирания и/или износа отклонение параметра.

Предпочтительно, анализирующее устройство выполнено для определения изменения отклонения параметра в зависимости от времени эксплуатации или временного интервала эксплуатации транспортной установки, которому (изменению отклонения параметра) соответствует состояние истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки в зависимости от времени эксплуатации или временного интервала эксплуатации. Другими словами, является благоприятным, если определяется не только само отклонение параметра, но и зависящий от времени характер его изменения. Чем больше со временем отклонение параметра, тем более очевидным становится увеличивающееся истирание или же увеличивающийся износ на контролируемой детали установки.

Конструкция системы контроля износа является особо простой и может быть оснащена стандартными устройствами измерения параметров, если оно содержит устройство измерения крутящего момента, устройство измерения частоты вращения и/или устройство измерения угловой скорости для измерения механического параметра в виде крутящего момента, частоты вращения или угловой скорости. Таким образом, истирание отдельных деталей установки может быть определено, например, путем зависящего от времени сравнения частот вращения двух деталей установки, например контролируемой детали установки и эталонной детали. Например, эталонной деталью может быть канатный ролик, который в содержащей несколько роликов системе роликов расположен таким образом, что усилие каната, прежде всего, оказываемое на канатный ролик вследствие действующих на канат внешних боковых сил, например, сил ветра, поперечное усилие является минимальным. Для этого речь может идти, прежде всего, о загороженных входными и выходными роликами и, по возможности, другими соседними роликами внутренние канатные ролики роликовой системы, на которых истирание обычно бывает особо малым. Для контроля состояния эксплуатационной надежности является особо благоприятным, если контролируются входные и выходные ролики содержащих несколько канатных роликов систем роликов, так как, прежде всего, возникающие из-за ветра поперечные силы на этих канатных роликах приводят к прогрессивному истиранию. Другими словами, это означает, что входные и выходные ролики срабатываются сильнее всего, так что является разумным определять состояние их истирания и/или износа и определять состояние эксплуатационной надежности транспортной установки в зависимости от определенного состояния истирания и/или износа входных и выходных роликов.

Конструкция системы контроля износа может быть особо упрощена, если устройство измерения параметров содержит устройство измерения тока и/или напряжения для измерения по меньшей мере одного параметра в виде приводного тока и/или приводного напряжения приводного узла. Детали установки, которые прямо или опосредованно приводятся в движение по меньшей мере одним приводным узлом, оказывают прямое или же косвенное влияние на характеристики тока и/или напряжения приводного узла в зависимости от времени. Например, электрический параметр разумно может быть определен на приданном системе фрикционных колес приводном узле, для ускорения и торможения гондол транспортной установки для того, чтобы синхронизировать их со скоростью вращения обращающегося каната, так как истирание на фрикционном колесе приводит к изменению требуемой по меньшей мере одним приводным узлом мощности и, тем самым, к изменению характера изменения тока и/или напряжения приводного узла. Измерение по корреляции или же измерение по избыточности может быть дополнительно достигнуто посредством того, что дополнительно определяется, например, и механический параметр на одном или нескольких фрикционных колесах системы фрикционных колес.

Благоприятным образом по меньшей мере одна деталь установки выполнена в виде канатного ролика, канатного шкива, фрикционного колеса или приводного ремня. В принципе является возможным контролировать любую подвижную деталь установки и, тем самым, определять износ или истирание в любом месте транспортной установки.

Особо простой конструкция системы контроля износа является в том случае, если по меньшей мере одна эталонная деталь выполнена в виде канатного ролика, канатного шкива, фрикционного колеса или приводного ремня. Таким образом, могут применяться одни и те же устройства измерения параметров для того, чтобы определять фактические величины параметров на детали установки и на эталонной детали, при этом каждая используемая в качестве эталонной детали деталь транспортной установки может и сама быть контролируемой деталью установки.

Является благоприятным, если канатный шкив выполнен в виде направляющего шкива или ведущего шкива. Такие канатные шкивы применяются, прежде всего, в подвесных канатных дорогах и подъемниках. Они имеют то преимущество, что по сравнению с роликовыми системами для каната на опорах транспортной установки они имеют явно больший диаметр и поэтому явно меньшую частоту вращения в процессе эксплуатации транспортной установки. При этом, прежде всего, на ведущих или направляющих шкивах истирание бывает явно меньшим, чем на канатных роликах. Поэтому в качестве эталонных деталей великолепно подходят, прежде всего, канатные шкивы.

Является благоприятным, если предусмотрено устройство определения состояния истирания определения состояния истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки в зависимости от отклонения параметра и/или изменения отклонения параметра. Таким образом, с помощью устройства определения состояния истирания может быть непосредственно определено состояние истирания или износа.

Кроме того, является благоприятным, если предусмотрено устройство определения состояния эксплуатационной надежности для определения эксплуатационной надежности транспортной установки в зависимости от состояния истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки. Прежде всего, с его помощью может быть определено, является ли состояние эксплуатационной надежности транспортной установки таковым, что ее можно или нельзя надежно эксплуатировать дальше.

Предпочтительно, устройство определения состояния эксплуатационной надежности выполнено таким образом, что определенному устройством определения состояния истирания состоянию истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки является приписываемым одно состояние эксплуатационной надежности транспортной установки. Например, тогда, когда на одной детали установки состояние истирания и/или износа превышает определенную величину, транспортной системе может быть приписано или присвоено состояние эксплуатационной надежности, которое указывает на то, что надежная эксплуатация транспортной установки более не обеспечивается. Разумеется, также возможно делать данные по состояния эксплуатационной надежности классифицированными, то есть например, на шкале от 0 до 10, на которой, например, состояние высокой эксплуатационной надежности обозначено числом 10, а состояние минимальной эксплуатационной надежности обозначено цифрой 0. Разумеется, что определения состояния эксплуатационной надежности могут быть привлечены состояния истирания и/или износа нескольких деталей установки. Чем больше деталей установки контролируется, тем точнее может быть проведена диагностика неисправностей транспортной установки. Путем соответствующей корреляции определенных фактических величин или функций фактических величин различных деталей установки может быть особо хорошо ограничено положение неисправности системы. Соответственно, тогда могут быть предприняты и контрмеры, например путем выключения установки и индикации указания на дефектную деталь установки.

Чтобы сделать состояние эксплуатационной надежности наглядным для оператора, является благоприятным, если предусмотрена эталонная шкала для состояния эксплуатационной надежности, и если предусмотрено устройство формирования сигнала состояния эксплуатационной надежности для формирования сигнала состояния эксплуатационной надежности, который соответствует приписанной одному состоянию истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки величине состояния эксплуатационной надежности на эталонной шкале. Эталонная шкала может быть выполнена многообразно, например в виде цифровой шкалы от 0 до 10 или тому подобного, или же в виде соответствующей цветовой шкалы, при которой состояние эксплуатационной надежности, которое допускает надежную эксплуатацию транспортной установки, указывается, прежде всего, зеленым цветом, состояние эксплуатационной надежности, при котором транспортная установка не должна эксплуатироваться ни в коем случае, - красным цветом.

Для того чтобы при определении состояния эксплуатационной надежности можно было достигнуть высокой степени избыточности и надежности, является благоприятным, если устройство формирования сигнала состояния эксплуатационной надежности выполнено таким образом, что для формирования сигнала эксплуатационной надежности являются обрабатываемыми определенные отклонения параметров по меньшей мере двух деталей установки. Определение состояния эксплуатационной надежности становится тем точнее и эффективнее, чем больше деталей установки контролируется для определения их параметров.

Для того чтобы можно было выявить, на какой детали установки истирание наиболее велико, является благоприятным, если устройство формирования сигнала эксплуатационного состояния содержит узел определения максимальной величины, с помощью которого является определимым максимальная величина по меньшей мере двух определенных отклонений и/или изменений параметра. Прежде всего, это имеет то преимущество, что таким образом является определимым в целом самое большое отклонение или изменение параметра, так как в случае сомнения неважно изнашиваются ли детали установки, которые контролируются, равномерно, а важно определить, где возникает самое сильное истирание или самый сильный износ, так как эксплуатационная надежность транспортной установки может быть, прежде всего, поставлена под сомнение уже соответствующим повреждением или остановкой одной единственной детали установки. Выявление этой детали установки явно упрощается с помощью устройства определения максимальной величины.

Для того чтобы оператор транспортной установки мог просто и надежно определить, можно ли эксплуатировать систему дальше, или лучше выключить ее, является благоприятным, если предусмотрено оптическое и/или акустическое индикаторное устройство отображения сигнала состояния эксплуатационной надежности. Например, оно может быть выполнено в виде монитора и/или громкоговорителя, так что эталонная шкала и определенное рабочее состояние могут быть отображены или акустически отображены.

Для того чтобы сигнализировать оператору, что состояние эксплуатационной надежности достигло критической величины, следствием которой является уменьшение рабочей скорости или отключение транспортной установки, является благоприятным, если предусмотрено устройство аварийной сигнализации для формирования аварийного сигнала и/или сигнала отключения, если величина сигнала состояния эксплуатационной надежности превышает по меньшей мере одну предельную величину.

Для того чтобы простым образом можно было отрегулировать чувствительность системы, является благоприятным, если по меньшей мере одна предельная величина является устанавливаемой фиксировано и/или индивидуально изменяемой. Кроме того, предельная величина может также служить для того, чтобы соответственно задавать время реакции системы. При этом может быть благоприятным, если предельная величина устанавливается так, что возможные колебания, которые могут возникать при определенных устройством измерения параметров фактических величинах или функциях фактических величин, через определенный временной интервала определяются и, при необходимости, усредняются для предотвращения нежелательных сбоев, то есть, прежде всего, формирование сигналов отключения, которые возникают только вследствие эксплуатационно обусловленных колебаний транспортной установки, а не в результате собственно контролируемого истирания или же износа отдельных деталей установки.

Для того чтобы оператор сразу знал, когда транспортная установка достигла критического состояния эксплуатационной надежности или же, лучше всего, сразу должна быть отключена, является благоприятным, если предусмотрено оптическое и/или акустическое аварийное сигнализационное индикаторное устройство для индикации аварийного сигнала и/или сигнала отключения. Например, оно может быть выполнено в виде сигнальной лампы, предпочтительно мигающей лампы, а также соответствующего громкоговорителя или системы громкоговорителей.

Согласно одному предпочтительному варианту осуществления изобретения может быть предусмотрено, что устройство аварийной сигнализации выполнено таким образом и взаимодействует с управляющим и/или регулирующим устройством по меньшей мере одного приводного узла транспортной установки так, что вследствие формирования аварийного сигнала или сигнала отключения является уменьшаемой скорость привода транспортной установки и/или является отключаемым по меньшей мере один приводной узел транспортной установки. Таким образом управление транспортной системой может быть полностью автоматизировано. Независимо от того, воспринимает ли оператор аварийный сигнал или сигнал отключения, работа транспортной установки может быть немедленно остановлена, если системой контроля износа определяется критическая эксплуатационная ситуация.

Например, чтобы можно было непосредственно сравнивать фактические и заданные величины, является благоприятным, если устройство измерения параметров выполнено таким образом, что одновременно являются определяемыми два или более электрических и/или механических параметра. Прежде всего тогда, когда заданные величины или функции заданных величин определяются путем определения фактических величин и функций фактических величин на эталонных деталях, таким образом может быть прямо установлено отклонение параметра, например прямо посредством образования разности установленных величин.

Предпочтительно, устройство измерения параметров выполнено таким образом, что фактическая величина по меньшей мере одного параметра является определяемой в зависимости от времени. Так, просто и надежно определяются изменения отклонений параметров в ходе времени эксплуатации транспортной установки и/или через заданные временные интервалы.

Чувствительность системы контроля износа может быть отрегулирована, прежде всего, за счет того, что продолжительность временного интервала является задаваемой и/или изменяемой. В качестве временного интервала, прежде всего, могут быть выбраны и целочисленные кратные циклов эксплуатации по меньшей мере одной детали установки или эталонной детали, например, определенное число оборотов канатного ролика или канатного шкива. Продолжительностью временного интервала может быть также задано определенное время реакции системы контроля износа, когда величины в качестве средних величин определяются через временной интервал и обрабатываются дальше.

Благоприятным образом, устройство измерения параметров выполнено для бесконтактного измерения по меньшей мере одного параметра. Таким образом, может быть просто и надежно предотвращен дополнительный износ в результате измерения параметров деталей установки.

Особо простой конструкция устройства измерения параметров становится, если оно содержит соединяемый без возможности поворота по меньшей мере с одной деталью установки, кинематическая величина которого должна быть определена, элемент задания такта и по меньшей мере один датчик для обнаружения вращения элемента задания такта.

Просто и надежно определяется, как частота вращения, так и угловая скорость по меньшей мере одной детали установки, когда команды выдает элемент задания цикла в виде тактового диска с множеством расположенных равномерно по контуру тактового диска тактовых элементов, движение которого может быть просто и надежно обнаружено соответствующими датчиками.

Конструкция тактового диска становится особо простой, если тактовые элементы выполнены в виде радиально наружу отстоящих выступов, которые образуют равномерный зубчатый венец. Таким образом, зубчатый венец может быть выполнен в виде внешнего или внутреннего зубчатого венца. К тому же, выполненный таким образом тактовый диск может обеспечивать эксплуатационную надежность устройства измерения параметров.

Для того чтобы параметр можно было, например с помощью датчиков приближения объекта, просто и надежно измерить, является предпочтительным, если элемент задания такта, по меньшей мере частично, изготовлен из металла.

Для того чтобы эксплуатационную надежность устройства измерения параметров обеспечить и в том случае, если оно подвержено влияниям погоды, является предпочтительным, если элемент задания такта снабжен антиобледенительным покрытием. Таким образом может быть предотвращено то, что элемент задания такта оледеневает, и определение механического параметра, например кинематической величины по меньшей мере одной детали установки, уже больше не будет обеспечено.

Особо простой и экономичной конструкция тактового диска становится в том случае, если антиобледенительное покрытие изготовлено из пластмассы.

Кинематическая величина по меньшей мере одной детали установки или эталонной детали измеряется просто и надежно, если датчик является индуктивным или емкостным датчиком приближения объекта или датчиком Холла. С его помощью могут, прежде всего, формироваться импульсы вследствие движения тактовых элементов мимо датчика, из которых могут быть, например, определены частота вращения или угловая скорость тактового диска и, тем самым, по меньшей мере одной детали установки или же эталонной детали.

Согласно одному предпочтительному варианту осуществления изобретения может быть предусмотрено, что по меньшей мере одна эталонная деталь и по меньшей мере одна деталь установки выполнены таким образом, что в исходном состоянии, например при пуске системы в эксплуатацию, первая кинематическая величина имеет меньшее значение, чем по меньшей мере одна вторая кинематическая величина. Так, например, может быть определено отношение первой и второй кинематических величин относительно друг друга, которое, в зависимости от того, как это отношение обеих величин образуется, имеет величину явно меньше, чем 1 или величину явно больше, чем 1. В качестве примера здесь можно назвать частоты вращения деталей установки и эталонных деталей. Если в качестве эталонной детали предусмотрен направляющий диск или канатный шкив с очень большим диаметров, она имеет явно меньшую величину частоты вращения при одинаковой скорости каната, чем канатный ролик со сравнительно явно меньшим диаметром. Поэтому функция фактической величины эталонной детали будет изменяться явно меньше по ходу времени, чем функция фактической величины контролируемой детали установки.

Благоприятным образом, радиус по меньшей мере с одной эталонной детали больше, чем радиус по меньшей мере с одной детали установки. Чем меньше радиус детали установки, тем больше ее истирание со временем при постоянной скорости каната по сравнению с деталью установки большего радиуса. Поэтому последняя особо хорошо подходит в качестве эталонной детали с явно более постоянным изменением фактической величины его измеренного параметра с течением времени.

Кроме того, поставленная выше задача решается применением одной из описанных выше систем контроля износа для контроля износа и/или истирания установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки содержащей несущий и/или тяговый канат и/или подъемный канат, а также по меньшей мере один приводной узел транспортной установки с канатным приводом.

Кроме того, поставленная выше задача в транспортной системе с канатным приводом указанного выше вида согласно изобретению решается системой контроля износа для контроля износа и/или истирания по меньшей мере одной подверженной износу и/или истиранию, установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки, которая (система контроля износа) содержит устройство измерения параметров для измерения фактической величины и/или зависящей от времени функции фактической величины по меньшей мере одного электрического и/или механического параметра по меньшей мере одной детали установки и/или приводного узла и анализирующее устройство для определения отклонения параметра фактической величины в зависимости от времени или временного интервала от заданной величины и/или функции фактической величины от зависящей от времени функции заданной величины по меньшей мере одного параметра, которому (отклонению параметра) соответствует одно состояние истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки.

Транспортная установка, оснащенная такой системой контроля износа, предлагает возможность, в зависимости от исполнения системы контроля износа целенаправленно контролировать отдельные детали установки на износ и/или истирание и, тем самым, своевременно получать указание на то, когда соответствующую деталь установки целесообразно технически обслуживать или заменить, чтобы предотвратить повреждение транспортной установки и постоянно обеспечивать эксплуатационную надежность транспортной установки.

Предпочтительно, система контроля износа выполнена в виде одной из описанных выше систем контроля износа в соответствии с описанными ее усовершенствованиями, и поэтому имеет уже описанные выше преимущества.

Кроме того, поставленная выше задача согласно изобретению решается способом контроля износа и/или истирания по меньшей мере одной подверженной износу и/или истиранию, установленной с возможностью вращения и/или обращения детали установки содержащей несущий и/или тяговый и/или подъемный канат, а также по меньшей мере один приводной узел транспортной установки с канатным приводом, при котором измеряется фактическая величина и/или зависящая от времени функция фактической величины по меньшей мере одного электрического и/или механического параметра по меньшей мере одной детали установки и/или приводного узла, и при котором определяется отклонение параметра фактической величины в зависимости от времени или временного интервала от заданной величины и/или функции фактической величины от зависящей от времени функции заданной величины по меньшей мере одного параметра, которому (отклонению параметра) соответствует одно состояние истирания и/или износа по меньшей мере одной детали установки.

Предложенный согласно изобретению способ прост в реализации и сконцентрирован на определении отклонения параметра на самой детали установки или опосредованно через определение такого отклонения на по меньшей мере одном приводном узле транспортной установки, в результате чего прямо или косвенно может быть определен износ и/или истирание по меньшей мере одной детали установки. Состояние истирания и/или износа, которое определяется для соответствующей детали установки, может быть также использовано, прежде всего, для того, чтобы принять соответствующие меры, чтобы обеспечить эксплуатационную надежность транспортной установки, например, посредством техобслуживания или ремонта детали установки, или же уменьшения скорости обращения транспортной установки или даже ее отключения.

Является благоприятным, если измеряется фактическая величина и/или функция фактической величины по меньшей мере одной определяющей механический параметр первой кинематической величины по меньшей мере одной детали установки. Преимущества этого исполнения, так же как и преимущества всех описанных ниже усовершенствований способа естественно вытекают из вышеприведенного описания преимуществ предложенной согласно изобретению системы контроля износа.

Является благоприятным, если измеряется фактическая величина и/или функция фактической величины по меньшей мере одной второй определяющей механический параметр кинематической величины по меньшей мере одной установленной с возможностью вращения и/или обращения эталонной детали транспортной установки.

Благоприятным образом, определяется определяющее отклонение параметра отклонение кинематической величины фактической величины и/или функции фактической величины по меньшей мере одной кинематической величины и по меньшей мере одной второй кинематической величины друг от друга.

Согласно одному особому варианту предложенного согласно изобретению способа может быть предусмотрено, что определяется изменение отклонения параметра в зависимости от времени работы