Система привода и управления подвижным капотом гондолы турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе привода и управления подвижного капота (1) гондолы турбореактивного двигателя. Система содержит электрически управляемое средство (4) блокирования капота и исполнительный орган (2) для приведения в действие указанного капота. Также система содержит централизованный электронный блок управления (15), обеспечивающий управление работой средств блокирования и исполнительного органа согласно заданной последовательности действий. Изобретение также относится к гондоле, содержащей съемную воздухозаборную конструкцию с такой системой привода. Технический результат заключается в повышении надежности работы приводной системы капота гандолы. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к системе привода и управления, по меньшей мере, одним подвижным капотом гондолы турбореактивного двигателя, содержащей по меньшей мере одно электрически управляемое средство блокирования указанного капота и по меньшей мере один исполнительный орган для приведения в его действие.

Самолет приводится в движение с помощью нескольких турбореактивных двигателей, помещенных в гондолу, в которой находятся также группа вспомогательных исполнительных органов, связанных с его работой и выполняющих различные функции во время работы или простоя турбореактивного двигателя. Эти вспомогательные исполнительные органы содержат, в частности, механическую систему привода реверсора тяги, а также один или несколько подвижных капотов, благодаря которым обеспечивается доступ внутрь гондолы с целью проведения операций техобслуживания.

Если говорить точнее, гондола имеет, как правило, конструкцию, которая включает в себя воздухозаборник, помещенный перед двигателем, среднюю секцию, которая охватывает вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, которая охватывает камеру сгорания турбореактивного двигателя и в которую помещены средства реверсирования тяги.

В состав воздухозаборника входят, во-первых, кромка входного отверстия, обеспечивающая оптимальный захват и направленное перемещение в сторону турбореактивного двигателя воздуха, необходимого для питания вентилятора и внутренних компрессоров турбореактивного двигателя, и, во-вторых, задняя конструкция, на которую наложена кромка и которая обеспечивает надлежащую циркуляцию воздуха в сторону лопастей вентилятора, причем указанная задняя конструкция снабжена наружной обечайкой и внутренней акустической панелью. Весь этот узел закреплен перед кожухом вентилятора, являющимся составной частью средней секции гондолы. В состав наружной обечайки могут входить одна или несколько подвижных панелей, обеспечивающих доступ внутрь воздухозаборной конструкции с целью проведения операций техобслуживания. Одна из таких служебных панелей описана, например, в заявке FR 06/09599, поданной от имени того же заявителя, что и по данному документу.

Средняя конструкция охватывает вентилятор и разделена, как правило, на внутреннюю стенку, которая образует указанный кожух вентилятора, и наружную стенку, которая имеет форму съемных капотов, выполненных с возможностью поворота вокруг некоторой продольной оси, образующей шарнир в передней части гондолы (то есть в той ее части, которая находится в положении, соответствующем положению часовой стрелки «12 часов»), для обеспечения доступа внутрь гондолы.

Таким образом, подобные служебные капоты, помещаемые в различных зонах гондолы, могут устанавливаться с возможностью, как правило, поступательного или вращательного перемещения, причем в этом последнем случае раскрываться, например, наподобие крыльев бабочки.

Приведение служебных капотов в движение осуществляется с помощью одного или нескольких исполнительных органов пневматического, гидравлического или электрического типа.

Кроме того, каждый капот связан со средствами ручной блокировки, обеспечивающими его удержание в закрытом положении.

Все операции, необходимые для раскрытия и разблокирования, а также, соответственно, закрытия и блокирования требуют от специалиста по техобслуживанию значительных затрат времени и выполнения многочисленных манипуляций. Помимо этого, при ручном закрытии средств блокирования могут иметь место различные ошибки, упущения или некачественное закрытие, что чревато возникновением опасных ситуаций в полете.

Целью настоящего изобретения является разработка простой и надежной приводной системы, которая обеспечивала бы раскрытие одного или нескольких подвижных капотов и предусматривала бы возможность упрощения манипуляций по блокированию и разблокированию капотов для техобслуживания, а также характеризовалась бы большей безопасностью.

Для достижения указанной цели предложена система привода и управления по меньшей мере одним подвижным капотом гондолы турбореактивного двигателя, содержащая по меньшей мере одно электрически управляемое средство блокирования указанного капота и по меньшей мере один исполнительный орган для приведения в действие указанного капота и отличающаяся тем, что она содержит также централизованный электронный блок управления, обеспечивающий управление работой средства блокирования и исполнительного органа согласно заданной последовательности действий.

Таким образом, благодаря тому, что с капотом для техобслуживания связана специальная централизованная система управления, становится возможным реализовать одну или несколько специально рассчитанных для этого последовательностей раскрытия и/или закрытия, которые будут выполняться блоком управления, обеспечивающим в данном случае всю совокупность операций блокирования/разблокирования и приведения в действие.

Благодаря автоматизации операций блокирования и разблокирования капотов удается также осуществить регулирование предварительного напряжения подвижного капота в закрытом положении.

Целесообразно, чтобы система привода содержала, по меньшей мере, одно средство определения блокированного или разблокированного состояния средств блокирования, причем указанное средство определения должно обеспечивать возврат информации в систему управления для ее обработки и/или отображения.

Целесообразно также, чтобы система привода содержала по меньшей мере один датчик положения подвижного капота, причем указанный датчик положения должен обеспечивать возврат информации в систему управления для ее обработки и/или отображения.

Целесообразно также, чтобы система привода содержала, по меньшей мере, один датчик приближения закрытого положения подвижного капота, причем указанный датчик должен обеспечивать возврат информации в систему управления для ее обработки с целью ограничить усилие, развиваемое электромеханическим исполнительным органом, и/или ограничить скорость, и/или сигнализировать, например звуковым или световым способом, о закрывании или о раскрывании.

Предпочтительно, чтобы система привода содержала, по меньшей мере, один ручной орган управления, связанный с системой управления.

Целесообразно, чтобы блок управления был объединен с исполнительным органом.

Целесообразно также, чтобы централизованный блок управления содержал, по меньшей мере, один выход для передачи данных состояния, например, в кабину. Благодаря этому пилот сможет визуально убедиться, например, о надежном блокировании капотов.

Предпочтительно, чтобы в качестве исполнительного органа использовался исполнительный орган электромеханического типа.

Предметом изобретения является также гондола турбореактивного двигателя, содержащая воздухозаборную конструкцию, обеспечивающую циркуляцию воздушного потока в сторону вентилятора турбореактивного двигателя, и среднюю конструкцию, которая охватывает указанный вентилятор и к которой воздухозаборная конструкция прикреплена таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывность линий обтекания, причем воздухозаборная конструкция снабжена, во-первых по меньшей мере одной внутренней панелью, которая прикреплена к средней конструкции, образуя с этой последней неподвижную конструкцию гондолы, и, во-вторых по меньшей мере одной продольной наружной панелью, которая съемным образом прикреплена к неподвижной конструкции и включает в себя кромку воздухозаборника, образуя при этом съемную воздухозаборную конструкцию, отличающаяся тем, что съемная воздухозаборная конструкция связана с системой привода согласно изобретению.

Сущность изобретения станет более понятной в ходе чтения нижеследующего детального описания, приводимого со ссылками на приложенный чертеж, где дано схематическое изображение предлагаемой системы привода.

Имеется гондола (не показана), представляющая собой трубчатое вместилище для турбореактивного двигателя, обеспечивая направленную циркуляцию создаваемых им воздушных потоков с формированием внутренних и наружных линий обтекания, необходимых для получения оптимальных эксплуатационных характеристик. В нее помещены также различные узлы, необходимые для функционирования турбореактивного двигателя, а также ряд вспомогательных систем, в частности, реверсор тяги. Гондола крепится к какой-либо неподвижной конструкции самолета, например, к крылу, с помощью специальной стойки (пилона).

Если говорить конкретнее, гондола представляет собой конструкцию, имеющую переднюю секцию, которая образующую воздухозаборник, среднюю секцию, в состав которой входит кожух, охватывающий вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю секцию, которая охватывает турбореактивный двигатель и в которой может быть помещена система реверса тяги.

Для обеспечения доступа внутрь гондолы в процессе проведения операций техобслуживания на земле, средняя конструкция снабжена одной или несколькими подвижными панелями, образующими капоты, каждый из которых образован, по меньшей мере, частью наружной стенки средней конструкции. В зависимости от типа гондолы, могут использоваться подвижные капоты, раскрывающиеся, например, наподобие, крыльев бабочки, с их поворотом на шарнирах, располагающихся рядом со стойкой в верхней части гондолы, но также и вбок или с совершением поступательного перемещения.

Каждый из подвижных капотов связан со специальными средствами блокирования, которые обеспечивают его удержание в закрытом положении. Таким образом, находясь в закрытом положении, капоты обеспечивают непрерывность наружных линий обтекания гондолы, тогда как после разблокирования и раскрытия они дают возможность доступа внутрь гондолы, с тем чтобы можно было выполнять в ней работы по техобслуживанию.

Такими же подвижными капотами может быть снабжена воздухозаборная конструкция.

Система привода и управления согласно изобретению схематически представлена на приложенном чертеже.

Подвижный капот 1 выполнен с возможностью приведения его в действие с помощью, по меньшей мере, одного электромеханического исполнительного органа 2, на который подается электропитание по линии 3, и связан с электрически управляемыми средствами блокирования 4, питание на которые подается по линии 5.

Хотя на чертеже показан только один исполнительный орган 2 и только одно средство блокирования 4, совершенно очевидно, что их количество не ограничивается. В соответствии с изобретением, можно также предусмотреть приведение в действие нескольких капотов 1, каждый из которых может быть приведен в действие одним или несколькими исполнительными органами 2 и быть связанным с одним или несколькими средствами блокирования 4.

В состав системы управления входит также централизованный электронный блок управления 15, который снабжен, с одной стороны, первым управляющим выходом 6, обеспечивающим передачу управляющих команд на исполнительный орган 2, и, с другой стороны, вторым управляющим выходом 7, обеспечивающим передачу команд на средство блокирования 4 с целью управления его раскрытием или закрытием.

Таким образом, блок управления обеспечивает управление всеми исполнительными органами 2 и средствами блокирования 4 в соответствии с командой, поступившей от коробки управления 8, которая приводится в действие оператором.

Кроме этого, для оптимизации выполнения последовательностей раскрытия и закрытия в состав системы управления включена также группа датчиков, обеспечивающих возврат информации о состоянии в блок управления 15.

Так, в частности, можно предусмотреть по одному датчику 9 состояния для каждого средства 4 блокирования, один датчик 10 приближения закрытия капота 2 и один детектор 11 закрытого положения.

Совершенно очевидно, что приведенный выше перечень датчиков не является исчерпывающим и что можно добавить в него датчик любого типа (датчик положения и пр.), который окажется необходимым для реализации нужного цикла раскрытия или закрытия.

Таким образом, данные, возвращенные датчиками 9, 10 и 11, приходят в блок управления 15, где они подвергаются обработке и/или отображаются.

Блок управления может также обеспечивать возврат данных о состоянии в кабину самолета с помощью специального выхода данных 12.

Если оператору потребуется произвести какие-либо манипуляции с капотами техобслуживания гондолы, он должен будет действовать следующим образом.

Когда капот находится в исходном закрытом и заблокированном положении, оператор дает команду на его раскрытие, воздействуя на коробку управления 8.

При этом указанная команда поступает в централизованный блок управления 15, который и запускает соответствующий цикл.

Вначале блок управления 15 посылает в средство 4 блокирования команду на разблокирование.

Далее датчик 9 возвращает информацию о разблокировании средства 4 блокирования. После того как эта информация поступила в блок управления 15, этот последний уже может оказать управляющее воздействие на исполнительный орган 2.

Останов исполнительного органа 2 может быть произведен с помощью простого механического упора.

Если же, напротив, исходным положением капота является его раскрытое положение, то оператор воздействует на коробку 8 управления с целью подачи команды на закрытие.

При этом указанная команда поступает в централизованный блок управления 15, который запускает соответствующий цикл.

Таким образом, блок управления 15 управляет, прежде всего, возвратом исполнительного органа 2 в убранное положение.

Датчик 10 выдает сигнал о приближении закрытого положения. При этом блок управления 15 дает команду на ограничение усилия исполнительного органа в конце хода для предотвращения возникновения ударных нагрузок в замках или иных чувствительных компонентах, и/или для ограничения скорости и/или для включения сигнализации закрытия (например, звуковой или световой).

После того как капот 1 вернулся в исходное положение, датчик 11 выдает в блок управления 15 подтверждение этого закрытия.

При этом блок управления уже может дать команду на закрытие средств 4 блокирования, и тогда датчик 9 подтвердит их надежное закрытие.

В ходе проведения описанных выше манипуляций все упомянутые данные поступают в кабину самолета.

Хотя изобретение описано выше применительно к отдельному примеру его осуществления, само собой разумеется, что оно никоим образом не ограничивается им, а, напротив, может охватывать самые разнообразные технические эквиваленты рассмотренных здесь средств и их различные комбинации, при условии, что они соответствуют заявленному объему изобретения.

1. Система привода и управления по меньшей мере одного подвижного капота (1) гондолы турбореактивного двигателя, содержащая по меньшей мере одно электрически управляемое средство (4) блокирования указанного капота и по меньшей мере один исполнительный орган (2) для приведения в действие указанного капота, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит централизованный электронный блок управления (15), обеспечивающий управление работой средств блокирования и исполнительного органа согласно заданной последовательности действий.

2. Система привода по п.1, отличающаяся тем, что она содержит по меньшей мере одно средство (9) определения блокированного или разблокированного состояния средств (4) блокирования, причем указанное средство определения обеспечивает возврат информации в блок управления (15) для ее обработки и/или отображения.

3. Система привода по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что она содержит по меньшей мере один датчик (1) положения подвижного капота, причем указанный датчик положения обеспечивает возврат информации в блок управления (15) для ее обработки и/или отображения.

4. Система привода по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что она содержит по меньшей мере один датчик (10) приближения закрытого положения подвижного капота (2), причем указанный датчик обеспечивает возврат информации в блок управления (15) для ее обработки с целью ограничить усилие, развиваемое электромеханическим исполнительным органом (2), и/или ограничить скорость, и/или сигнализировать о закрытии и/или раскрытии.

5. Система привода по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что она содержит по меньшей мере один ручной орган (8) управления, связанный с блоком управления (15).

6. Система привода по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что блок управления (15) объединен с исполнительным органом.

7. Система привода по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что централизованный блок управления (15) содержит по меньшей мере один выход (12) для передачи данных состояния, например, в кабину.

8. Система привода по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что исполнительным органом является исполнительный орган (2) электромеханического типа.

9. Гондола турбореактивного двигателя, содержащая воздухозаборную конструкцию, обеспечивающую циркуляцию воздушного потока в сторону вентилятора турбореактивного двигателя, и среднюю конструкцию, которая охватывает указанный вентилятор и к которой воздухозаборная конструкция прикреплена таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывность линий обтекания, причем воздухозаборная конструкция снабжена, во-первых, по меньшей мере одной внутренней панелью, которая прикреплена к средней конструкции, образуя с этой последней неподвижную конструкцию гондолы, и, во-вторых, по меньшей мере одной продольной наружной панелью, которая съемным образом прикреплена к неподвижной конструкции и включает в себя кромку воздухозаборника, образуя при этом съемную воздухозаборную конструкцию, отличающаяся тем, что съемная воздухозаборная конструкция связана с системой привода, выполненной по любому из пп.1-8.