Устройство для подачи жидкой смазки

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников скольжения валов зубчатых передач с масляными ваннами. Устройство для подачи жидкой смазки состоит из полой штанги, жестко укрепленной на валу передачи, перпендикулярно ему. Свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги. В смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала. Полость короба соединена с полостью штанги, а полость штанги соединена с осевым каналом, выполненным в валу. Осевой канал заглушен с торцов и соединен радиальными проточками с поверхностью подшипника, контактирующего с валом. Технический результат: обеспечение смазывания подшипников скольжения низкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствам, и может быть использовано для смазывания подшипников скольжения валов зубчатых передач с масляными ваннами.

Известно устройство подачи жидкой смазки для подшипников скольжения валов зубчатых передач с масляными ваннами, представляющее собой циркуляционную систему с принудительной подачей жидкой смазки из масляной ванны посредством насоса - см., например, «Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с. ил.», стр.466.

Недостаток данного устройства состоит в том, что оно сложно по конструкции, поэтому его целесообразно использовать для смазывания подшипников только ответственных узлов и агрегатов - мощных высокоскоростных редукторов, высокочастотных электроприводов и т.п. А для использования для смазывания подшипников неответственных узлов и агрегатов, например - низкооборотных валов зубчатых передач общего применения - использование таких устройств экономически нецелесообразно.

В качестве прототипа взята конструкция устройства для смазывания подшипников скольжения редукторов, представляющая собой кольцо большего диаметра, чем диаметр цапфы вала; кольцо свободно висит на цапфе, погруженное в масляную ванну, при вращении цапфы, кольцо также начинает вращаться и, проходя через ванну, подает масло на верхнюю часть цапфы, где оно растекается по всей поверхности и смазывает зону трения подшипника - см. «Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 557 с., ил.», стр.381.

Недостаток прототипа состоит в том, что при малой скорости вращения вала, кольцо становится неработоспособным, так как оно - вследствие стекания с него масла - не в состоянии подать смазку на трущиеся поверхности; кроме того, данная конструкция применима только при малом расстоянии от масляной ванны до вала и смазываемого подшипника.

Изобретением решается задача смазывания подшипников скольжения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн.

Устройство для подачи жидкой смазки содержит смазкоподающее приспособление, погруженное в масляную ванну, причем смазкоподающее приспособление выполнено в виде полой штанги, жестко установленной на валу передачи, перпендикулярно ему; свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги; в смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала; полость короба соединена с плоскостью штанги; полость штанги соединена с осевым каналом, выполненным в валу; осевой канал вала заглушен с торцов и соединен радиальными проточками с поверхностью подшипника, контактирующей с валом.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: устройство для подачи смазки при нижнем положении смазкоподающего приспособления (фиг.1); то же, при верхнем положении смазкоподающего приспособления (фиг.2). На чертеже показаны: корпус 1 редуктора, подшипник скольжения 2, вал 3, зона трения 4 (вал-подшипник), верхний уровень 5 смазочного материала в масляной ванне, штанга 6 с полостью 7, смазкозахватывающий ковш 8 с заливным отверстием 9, осевой канал 10 вала, заглушка 11, радиальные проточки 12, направление вращения со смазкозахватывающего ковша.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении вала 3, вместе с ним вращается и штанга 6 со смазкозахватывающим ковшом 8; при погружении ковша 8 в масляную ванну (ниже уровня 5), смазочный материал поступает в ковш 8 через заливное отверстие 9; при дальнейшем повороте штанги 6, смазочный материал, захваченный ковшом 8 поступает в полость 7 штанги, а оттуда - в осевой канал 10 вала 3, а затем - по этому каналу - смазочный материал через радиальные проточки 12 поступает в зоны трения 4 вала 3 и подшипника 2, осуществляя их смазывание. При дальнейшем вращении вала со штангой процесс повторяется.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция устройства позволяет осуществлять процесс смазывания подшипников при сколь угодно малых окружных скоростях вращения валов, а также смазывать подшипники, расположенные на достаточно больших расстояниях от масляных ванн.

Устройство для подачи жидкой смазки, преимущественно для подшипников скольжения низкооборотных зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, содержащее смазкоподающее приспособление, погружаемое в масляную ванну, отличающееся тем, что смазкоподающее приспособление выполнено в виде полой штанги, жестко установленной на валу передачи, перпендикулярно ему, свободный конец которой снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги, в смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала, полость короба соединена с полостью штанги; полость штанги соединена радиальной проточкой с осевым каналом, выполненным в валу, осевой канал вала заглушен с торцов и соединен радиальными проточками с поверхностью подшипника, контактирующей с валом.