Способ стоматологической реабилитации музыкантов, играющих на духовых инструментах
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для стоматологической реабилитации музыкантов, играющих на духовых инструментах. Получают двухслойные силиконовые оттиски до лечения. Изготавливают модели из сканирующегося супергипса, которые сканируют в компьютерный модуль CAD/CAM системы, где проводят репликацию исходной ситуации. Зубы препарируют в полости рта и обрабатывают антибликовым порошком. Получают оптический оттиск, на который накладывают репликант смоделированных конструкций. Временные несъемные протезы фрезеруют из композитного материала. Полученную конструкцию припасовывают и фиксируют на временный цемент. Пациент оценивает сохранение амбушюра непосредственно в кресле и отпускается для определения функциональных и эстетических возможностей протеза. В следующее посещение проводят коррекцию исходного репликанта. При необходимости производят изготовление еще нескольких временных зубных протезов до полного удовлетворения ими возлагаемых функций. Окончательные временные зубные протезы сканируют, соединяют в компьютерной программе с оптической моделью препарированных зубов. По их форме фрезеруют постоянные зубные протезы из керамического блока. Способ позволяет воспроизвести утерянную картину зубочелюстной системы, форму зубов, сформированную годами за счет проведения поэтапной ортопедической реабилитации. 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, в частности к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для стоматологической реабилитации музыкантов, играющих на духовых инструментах, при частичном отсутствии зубов.
Игра на духовом инструменте связана со сложной координированной работой зубочелюстной системы, положения губ и смыкания зубов, и особой техникой дыхания. Установлено, что игра на духовых инструментах более трех часов в день является значимым фактором риска развития патологических процессов в зубочелюстной системе, что необходимо учитывать врачу стоматологу (Herman Е.,1989). Стоматологические заболевания, и прежде всего пародонтит, который ведет к подвижности зубов, повышение стирание твердых тканей зубов, представляют большую проблему для профессиональной деятельности музыкантов (Огарева А.В., 2007).
Ортопедическая стоматологическая реабилитация пациентов - музыкантов, играющих на духовых инструментах, является сложнейшей задачей для практикующего врача-стоматолога. Индивидуальные параметры длины, формы и положения зубов в зубном ряду у музыкантов необходимо учитывать уже на этапе временного протезирования. Это позволяет улучшить адаптацию к протезам, и, тем самым, снизить вероятность потери профессиональной пригодности или снижения уровня мастерства.
Лечебно-диагностический этап временного протезирования во многом является ключевым в ходе лечения музыкантов, играющих на духовых инструментах. После изготовления временных коронок и припасовки их в полости рта возможна полноценная игра музыканта на духовом инструменте с последующей коррекцией новых ортопедических конструкций. При традиционном способе изготовления временных реставраций, прямым и непрямым методом, может возникнуть большое количество погрешностей на разных этапах. В частности, может возникнуть клиническая ситуация, когда в результате вмешательства врача-стоматолога изменяется форма зубов, что отражается на извлекаемом из музыкального инструмента звуке и последующему изменению амбушюра, а это может привести к потере профессиональной пригодности музыканта-трубача.
В программе «CEREC - 3D» возможно проведение этапа репликации (перенос первоначальной формы, размера и положения зубов в зубном ряду до протезирования на новые ортопедические конструкции зубного протеза). Этап репликации, на наш взгляд, является основным при протезировании музыкантов-трубачей во фронтальном отделе зубных рядов, так как позволяет сохранить первоначальные формы, размеры и положение зубов в зубном ряду. Музыкант-духовик в короткие сроки адаптируется к изготовленным протезам и у него не возникнет проблем в его профессиональной деятельности.
Известны способы изготовления временных несъемных зубных протезов, выполненные из композитного материала или пластмассы (RU 2116767 С1, 10.08.1998; RU 2177276 С1, 27.12.2001).
Однако во всех случаях в процессе изготовления зубных протезов присутствует человеческий фактор, что приводит к погрешностям в изготовлении и неточности воспроизведения окклюзионных взаимоотношений зубных рядов.
Известен способ изготовления временных зубных протезов методом компьютерного фрезерования заключающийся в том, что, на рабочих гипсовых моделях в артикуляторе производится предварительное функциональное ориентировочное восковое моделирование окклюзионных взаимоотношений в виде конусов, для переноса желаемых окклюзионных ориентиров пациента в программное обеспечение аппарата, после чего с помощью оптического оттиска производится перенос смоделированной ситуации в компьютер с последующим фрезерованием блока заранее подготовленного методом химической фиксации полиуретанового прямоугольника (блока), размером соответствующим стандартным керамическим блокам к фабрично изготовленному специальному металлическому хвостовику, для возможности их использования в аппарате CEREC (Заявка №2010137391 от 09.09.11).
Данный способ выбран за прототип.
Задачей изобретения является ортопедическая стоматологическая, профессиональная и социальная реабилитация музыкантов, имеющих разрушенные коронки зубов, играющих на духовых инструментах.
Технический результат изобретения заключается в поэтапной ортопедической стоматологической реабилитации, начиная с репликации, переноса первоначальной формы, размера и положения естественных зубов в зубном ряду до протезирования, на новые временные ортопедические конструкции (искусственные коронки), заканчивая формированием постоянных керамических несъемных зубных протезов, имеющих особенности ранее утраченной морфологии зубов у пациентов музыкантов, играющих на духовых инструментах.
Технический результат достигается тем, что способ стоматологической реабилитации музыкантов играющих на духовых инструментах заключается в следующем, получают двухслойные силиконовые оттиски до лечения и изготавливают модели из сканируемого супергипса, данные модели сканируются в компьютерный модуль CAD/CAM системы, где с помощью программы проводится репликация исходной ситуации, далее естественные зубы препарируются и обрабатываются антибликовым порошком для получения оптического оттиска внутриротовой камерой у кресла пациента, на который накладывается изображение репликанта ранее смоделированных конструкций, после чего временные несъемные протезы фрезеруются из композитного материала, полученная конструкция зубных протезов припасовывается и фиксируется в полости рта на временный цемент, пациенту проводит оценку изменения амбушюра непосредственно в кресле, коррекция протеза в случае необходимости, и отпускается для определения функциональных и эстетических возможностей протеза в домашних условиях, в следующее посещение врачом-стоматологом проводится коррекция исходного репликанта формированием утраченного объема твердых тканей зубов и гармоничных окклюзионных взаимоотношений, при необходимости производят изготовление ряда (нескольких) временных зубных протезов, пошагово меняющихся по форме до полного удовлетворения ими возлагаемых функций, окончательные временные зубные протезы сканируются, соединяются в компьютерной программе с оптической моделью препарированных зубов и по их форме фрезеруются постоянные зубные протезы (коронки) из керамического блока.
Музыканты при разрушении зубов, особенно передней группы, сознательно не обращаются к врачу-стоматологу, опасаясь, что изменение формы зубов повлияют на звуковоспроизведение. Тем самым, результаты многолетних трудов по формированию профессионального мастерства музыканта-духовика сводятся к нулю, в случаях разрушения или изменения формы зубов передней группы, обусловленных физиологической или повышенной стираемостью этих зубов. Наряду с этим необходимо уточнить, что разрушенные зубы способствуют возникновению или обострению соматических заболеваний. Предлагаемый способ позволяет воспроизвести утерянную картину зубочелюстной системы, форму зубов, сформированную годами, методом последовательного прототипирования.
Способ стоматологической реабилитации музыкантов играющих на духовых инструментах осуществляется следующим образом:
1) получают двухслойные силиконовые оттиски до лечения с обеих челюстей;
2) изготавливают модели из сканируемого супергипса;
3) модели сканируются в компьютерный модуль CAD/CAM системы, где с помощью программы проводится репликация исходной ситуации;
4) естественные зубы препарируются и обрабатываются антибликовым порошком для получения оптического оттиска внутриротовой камерой у кресла пациента;
5) на полученную виртуальную модель накладывается изображение репликанта ранее смоделированных конструкций;
6) временные несъемные протезы фрезеруются из композитного материала изготовленного фабричным способом;
7) полученная конструкция зубного протеза припасовывается и фиксируется в полости рта на временный цемент;
8) пациент оценивает амбушюр непосредственно в кресле, в случае необходимости осуществляется коррекция;
9) в следующее посещение врачом-стоматологом проводится коррекция исходного репликанта, в соответствии с пожеланиями пациента формированием утраченных структур твердых тканей зубов и гармоничных окклюзионных взаимоотношений;
10) временные зубные протезы, после окончательной корреции и полной адаптации к ним пациента, сканируются, соединяются в компьютерной программе с оптической моделью препарированных зубов;
11) по полученным лекалам фрезеруются постоянные зубные протезы (коронки или мостовидные протезы) из керамического блока;
12) постоянные керамические конструкции припасовываются в полости рта, выверяются их окклюзионные взаимоотношения с зубами антогонистами;
13) постоянные керамические конструкции фиксируются на постоянный цемент.
Клинический пример.
Пациент К. 46 лет. Музыкант-трубач. Обратился в клинику кафедры ГОС с жалобами на эстетический дефект в переднем отделе зубного ряда и неприятный запах изо рта.
Со слов пациента на зубы 11, 22 изготовлены металлокерамические коронки в 2002 г. Зубы 12 и 21 восстановлены реставрациями из светоотверждаемого композитного материала в 2009 г.
При осмотре:
Конфигурация лица не изменена, подбородочные лимфатические узлы не пальпируются, нейтральная окклюзия, слизистая оболочка бледно-розового цвета, умеренно увлажнена, без видимых патологических изменений. Отмечается рецессия десневого края в области зубов 11, 22. Изменение цвета пломб и краевого прилегания на зубах 12 и 21.
Диагноз:
Частичное отсутствие зубов на верхней и нижней челюсти: на верхней челюсти 1 класс 1 подкласс, на нижней челюсти 2 класс 2 подкласс по классификации Кеннеди. Хронический генерализованый пародонтит средней степени тяжести в стадии ремиссии. Хронический гранулематозный периодонтит зуба 12.
Рекомендовано:
Снять металлокерамические коронки в области зубов 11 и 22. Удалить штифтовую культовую вкладку в области 22, провести санацию корневого канала зуба 22. Восстановить 22 штифтовой конструкцией. Изготовить эстетические пластмассовые коронки с опорами на зубы 12, 11, 21, 22, с учетом сохранения формы, размера и положения коронковой части зубов, так как изменение этих параметров может привести к изменению извлекаемого из музыкального инструмента звука и последующему изменению амбушюра, что напрямую влияет на сохранение профессиональной пригодности музыканта-трубача.
Исходя из этого, для изготовления коронок было решено применить CAD-CAM технологию CEREC - 3. В программе «CEREC - 3D» возможно проведение этапа репликации (перенос первоначальной формы, размера и положения зубов в зубном ряду до протезирования на новые ортопедические конструкции).
Лечение:
Получены двухслойные силиконовые оттиски с верхней и нижней челюстей. Отлиты модели из сканируемого супергипса (фирмы Dentona) для последующей репликации (сохранения формы, размера и положения зубов в зубной дуге по изготовленным ранее конструкциям). Сняты металлокерамические коронки с зубов 11 и 22. Установлены ретракционные нити в области зубов 12, 11, 21, 22. Зубы 12, 11, 21, 22 препарированы с круговым уступом в 135°. Получен двухслойный силиконовый оттиск с верхней челюсти для последующего изготовления эстетических пластмассовых коронок в области 12, 11, 21, 22.
Две модели верхней челюсти (до препарирования и после препарирования) обработаны антибликовым порошком (CEREC Powder). Внутриротовой камерой по стандартной технологии получен оптический оттиск препарированных зубов 12, 11, 21, 22 изготовлен окклюзионный регистрат, сняты оптические слепки коронковой части зубов 12, 11, 21, 22 до начала препарирования. Виртуальные коронки зубов 12, 11, 21, 22 смоделированы на аппарате «CEREC 3». В этом случае использовали функцию «Репликация» для создания реставрации, повторяющей форму коронковых частей зубов 12, 11, 21, 22 до начала препарирования.
Коронки с опорами на зубы 12, 11, 21, 22 припасованы в полости рта, произведен контроль окклюзионных соотношений с помощью артикуляционной бумаги фирмы Bausch и звуковые пробы на музыкальном инструменте (труба). Пластмассовые эстетические коронки с опорами на зубы 12, 11, 21, 22 фиксированы на временный цемент.
Через день окончательные временные зубные протезы сканированы и соединены в компьютерной программе с оптической моделью препарированных зубов и по их форме фрезерованы постоянные зубные протезы из керамического блока. Постоянные керамические коронки с опорами на зубы 12, 11, 21, 22 припасованы в полости рта и укреплены на постоянный фиксирующий материал.
Способ стоматологической реабилитации музыкантов, играющих на духовых инструментах, заключается в следующем: получают двухслойные силиконовые оттиски до лечения и изготавливают модели из сканирующегося супергипса, данные модели сканируются в компьютерный модуль CAD/CAM системы, где с помощью программы проводится репликация исходной ситуации, далее зубы препарируются в полости рта и обрабатываются антибликовым порошком для получения оптического оттиска внутриротовой камерой у кресла пациента, на который накладывается изображение репликанта ранее смоделированных конструкций, после чего временные несъемные протезы фрезеруются из композитного материала, полученная конструкция зубных протезов припасовывается и фиксируется в полости рта на временный цемент, пациент проводит оценку изменения амбушюра непосредственно в кресле и отпускается для определения функциональных и эстетических возможностей протеза, в следующее посещение врачом проводится коррекция исходного репликанта формированием утраченных структур твердых тканей зубов и гармоничных окклюзионных взаимоотношений, при необходимости производят изготовление еще нескольких временных зубных протезов до полного удовлетворения ими возлагаемых функций, окончательные временные зубные протезы сканируются, соединяются в компьютерной программе с оптической моделью препарированных зубов и по их форме фрезеруются постоянные зубные протезы из керамического блока.