Верхнее строение железнодорожного пути и автодороги
Иллюстрации
Показать всеИзобретения относятся к конструкции верхнего строения пути. В верхнем строении пути верхняя ветвь заклиненного на подошве рельса С-образного в поперечном сечении слоя (С) многослойной прокладки (ПС) на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи (ПРК) снабжена развитым вверх до головки рельса участком. Боковой участок ПС выполнен четырехслойным с неупругим развитым вверх участком (РВС), неупругим наружным от рельса слоем (НС), упругим слоем между РВС и НС и упругим слоем между РВС и рельсом. РВС снабжен продольным рядом направленных в наружную сторону выступов, помещенных в углублениях НС. На гранях ПРК и ПС выполнены продольные ряды вертикальных выступов в поперечном сечении углового профиля с зазором при вершинах. На боковых гранях вертикальных выступов выполнены неровности в виде горизонтальных выступов. ПРК и ПС снабжены взаимодействующими между собой продольными выступами. Регулятор колеи снабжен продольным рядом находящихся в зацеплении зубчатых колес, каждое из которых соединено резьбовым соединением с ПРК. На взаимодействующих гранях зубчатых колес и упругих прокладок выполнены неровности. Между ПРК и смежной с рельсом прокладкой расположена прокладка с вертикальным рядом выступов, аналогичные выступы выполнены на смежной с рельсом прокладке. Нижняя ветвь С выполнена в виде продольного ряда угловых выступов, расположенных между аналогичными выступами с другой стороны рельса. В устройстве для предохранения железнодорожного сооружения с наружной от каждого рельса стороны выполнен направляющий элемент. 4 н. и 16 з.п.ф-лы, 10 ил.
Реферат
Изобретения относятся к конструкции верхнего строения железнодорожного пути и устройству пути для предохранения железнодорожного сооружения.
Технический результат группы изобретений: увеличение надежности, продление срока службы верхнего строения пути.
Техническая сущность группы изобретений изложена в описании примеров 1-4 и чертежах на фиг.1-10: на фиг.1 изображено крепление рельса к основанию пути в поперечном разрезе; на фиг.2 - фрагмент фиг.1 крепления рельса с прокладками; на фиг.3 - фрагмент фиг.1 крепления рельса с регулятором колеи; на фиг.4 - вид в плане по разрезу Л-Л на фиг.3; на фиг.5 - разрез С-С на фиг.4; на фиг.6 - разрез В-В на фиг.4; на фиг.7 - крепление рельса с дополнительной прокладкой 67 и охватывающей подошву рельса нижней ветвью 12 заклиненного на подошве С-образного слоя 66; на фиг.8 - развертка ветви 12; на фиг.9 - крепление рельса со смежной нижней ветви 12 скобой 75; на фиг.10 - устройство пути для предохранения железнодорожного сооружения.
По первому изобретению наиболее близким решением является «Верхнее строение железнодорожного пути», содержащее установленный в подрельсовом углублении рельс, прокладку для регулирования колеи и между рельсом и прокладкой для регулирования колеи упругую прокладку, снабженную расположенным сбоку подошвы рельса выполненным зацело с прокладкой неупругим С-образным в поперечном сечении взаимодействующим с подошвой слоем. Патент №231 8944, автор Столповский А.А.
Недостатком этого верхнего строения пути является недостаточная надежность продольного закрепления рельса, сложность конструкции.
Технический результат: повышение надежности, упрощение конструкции верхнего строения пути.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в верхнем строении железнодорожного пути, содержащем установленный в продольном углублении основания рельс с подошвой и головкой, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса с обращенным к рельсу С-образным в поперечном сечении заклиненным на подошве неупругим слоем, взаимодействующим обращенной к подошве гранью верхней ветви с верхней гранью подошвы, взаимодействующим обращенной к подошве гранью нижней ветви с нижней гранью подошвы и образующим зазор между указанным слоем и боковой гранью подошвы, верхняя ветвь С-образного слоя снабжена развитым вверх до головки рельса участком с возможностью взаимодействия верхней грани указанного развитого вверх участка с нижней гранью головки рельса, боковой участок прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса выполнен четырехслойным с неупругим развитым вверх участком верхней ветви С-образного слоя, неупругим наружным от рельса слоем, упругим слоем между развитым вверх участком верхней ветви С-образного слоя и наружным от рельса слоем, упругим слоем между развитым вверх участком верхней ветви С-образного слоя и рельсом, при этом упругий слой между верхним участком развитой вверх ветви С-образного слоя и рельсом выполнен в поперечном сечении по ширине в демонтированном положении больше ширины между верхним участком и рельсом в смонтированном положении, верхний участок верхней ветви С-образного слоя прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса снабжен продольным рядом поперечных направленных в наружную от рельса сторону ориентированных сверху вниз выступов, каждый из которых расположен в углублении неупругого наружного от рельса бокового слоя с зазором, заполненным упругим материалом, по всему периметру указанного углубления, на обращенной к рельсу грани каждой прокладки для регулирования колеи выполнен продольный ряд вертикальных выступов в поперечном сечении трапецеидальных сужающихся к вершине или углового профиля сужающихся к вершине с закругленными вершинами и впадин между ними, на наружном от рельса неупругом слое бокового участка прокладки на сопряжении рельса, с прокладкой для регулирования колеи выполнены аналогичные одинаковые в поперечном сечении и шага в продольном направлении выступы и впадины между ними, при этом каждый из выступов смежных одной из указанных прокладок помещен во впадине между выступами другой прокладки с возможностью взаимодействия боковых граней выступов указанных прокладок, между вершиной каждого из выступов одной из указанных прокладок и дном впадины другой прокладки выполнен зазор, на боковых гранях каждого выступа каждой прокладки для регулирования колеи и каждой прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи выполнены взаимоответные неровности в виде вертикального ряда горизонтальных выступов в поперечном сечении углового профиля с закругленными вершинами или синусоидальных одинаковых размера и шага в вертикальном направлении и аналогичных впадин между ними либо неровности выполнены нанесенным измельченным материалом например металлическим или синтетическим, на нижней грани головки, шейке и подошве рельса преимущественно выполнены неровности в виде нанесенного набрызгом слоя измельченного материала, например металлического или синтетического, прокладка для регулирования колеи снабжена в верхней части ориентированным в продольном направлении направленным вверх выступом и в нижней части ориентированным в продольном направлении направленным к рельсу Г-образным в поперечном сечении выступом с направленным вверх концевым участком, неупругий наружный от рельса слой бокового участка прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи снабжен в верхней части ориентированным в продольном направлении направленным в наружную от рельса сторону Г-образным в поперечном сечении с направленным вниз охватывающим направленный вверх выступ прокладки для регулирования колеи концевым участком выступом, между обращенной в наружную от рельса гранью направленного вверх выступа прокладки для регулирования колеи и обращенной к рельсу гранью концевого участка Г-образного выступа прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи выполнен зазор, наружный от рельса слой прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи снабжен в нижней части ориентированным в продольном направлении направленным вниз выступом, охватываемым Г-образным в поперечном сечении выступом прокладки для регулирования колеи, между концевым участком Г-образного выступа прокладки для регулирования колеи и направленным вниз выступом прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи образован зазор.
Техническая сущность первого изобретения изложена в описании примера 1, чертежах на фиг.1,2 и п.1-7 формулы.
Пример 1. Фиг.1, 2.
Верхнее строение железнодорожного пути содержит установленный в продольном углублении 1 основания 2 рельс с подошвой 3 и головкой 4, прокладку 5 для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку 6 на сопряжении рельса с прокладкой 5 для регулирования колеи с каждой стороны рельса. Прокладка 6 снабжена обращенным к рельсу С-образным в поперечном сечении заклиненным на подошве 3 неупругим слоем 7 с возможностью взаимодействия обращенной к подошве грани 8 верхней ветви 9 с верхней гранью 10 подошвы, с возможностью взаимодействия обращенной к подошве грани 11 нижней ветви 12 с нижней гранью 13 подошвы и образующим зазор 14 между слоем 7 и боковой гранью 15 подошвы. Верхняя ветвь 9 С-образного слоя снабжена развитым вверх до головки рельса участком 16 с возможностью взаимодействия верхней грани указанного участка 16 с нижней гранью 17 головки рельса. Боковой участок 18 прокладки 6 на сопряжении рельса с прокладкой 5 для регулирования колеи с каждой стороны рельса выполнен четырехслойным с неупругим верхним участком 16 развитой вверх верхней ветви 9 С-образного слоя 7, неупругим наружным от рельса слоем 19, упругим слоем 20 между верхним участком 16 ветви 9 С-образного слоя 7 и наружным от рельса слоем 19, упругим слоем 21 между верхним участком 16 развитой вверх ветви 9 С-образного слоя 7 и рельсом. Развитый вверх участок 16 выполнен в виде пластины в поперечном сечении криволинейной выпуклостью в наружную от рельса сторону. Упругий слой 21 выполнен в поперечном сечении по ширине в демонтированном положении больше ширины между верхним участком 16 и рельсом в смонтированном положении для обеспечения упругосжатого состояния слоя 20 в смонтированном положения для увеличения поперечной устойчивости шейки 22 рельса. Верхний участок 16 верхней ветви 9 С-образного слоя прокладки на сопряжении рельса с прокладкой 5 для регулирования колеи с каждой стороны рельса снабжен продольным рядом поперечных направленных в наружную от рельса сторону ориентированных сверху вниз выступов 23, каждый из которых расположен в обращенном к рельсу углублении 24 неупругого наружного от рельса бокового слоя 19 с зазором 25, заполненным упругим материалом по всему периметру углубления 24 для возможности упругого ограниченного перемещения в продольном и поперечном направлениях выступов 23 вместе со слоем 7 и рельсом относительно слоя 19. На обращенной к рельсу грани каждой прокладки 5 для регулирования колеи выполнен продольный ряд вертикальных выступов 26 в поперечном сечении трапецеидальных сужающихся к вершине или углового профиля сужающихся к вершине с закругленными вершинами и впадин между ними. На наружном от рельса неупругом слое 19 бокового участка 18 прокладки 6 на сопряжении рельса с прокладкой 5 для регулирования колеи выполнены аналогичные одинаковые в поперечном сечении и шага в продольном направлении выступы 27 и впадины между ними. Каждый из выступов 26 прокладки 5 помещен во впадине между выступами 27 прокладки 6 и каждый выступ 27 прокладки 6 помещен во впадине между выступами 26 прокладки 5 с возможностью взаимодействия боковых граней выступов 26 и 27 указанных прокладок 5 и 6. Между вершиной каждого из выступов 26 или 27 одной из указанных прокладок и дном впадины другой прокладки выполнен зазор 28. На боковых гранях каждого выступа 26 и 27 прокладок 5 и 6 выполнены взаимоответные неровности в виде вертикального ряда горизонтальных выступов 29 в поперечном сечении углового профиля с закругленными вершинами или синусоидальных одинаковых размера и шага в вертикальном направлении и аналогичных впадин между ними либо неровности выполнены нанесенным измельченным материалом, например металлическим или синтетическим. На нижней грани головки, шейке и подошве рельса преимущественно выполнены неровности в виде нанесенного набрызгом слоя измельченного материала, например металлического или синтетического, для улучшения продольной фиксации рельса. Прокладка 5 для регулирования колеи снабжена в верхней части ориентированным в продольном направлении направленным вверх выступом 30 и в нижней части ориентированным в продольном направлении направленным к рельсу Г-образным в поперечном сечении выступом 31 с направленным вверх концевым участком 32. Неупругий наружный от рельса слой 19 участка 18 прокладки 6 снабжен в верхней части ориентированным в продольном направлении направленным в наружную от рельса сторону Г-образным в поперечном сечении с направленным вниз с охватом направленного вверх выступа 30 прокладки 5 концевым участком 33 выступом 34. Между обращенной в наружную от рельса гранью 35 направленного вверх выступа 30 прокладки 5 и обращенной к рельсу гранью 36 концевого участка 33 выступа 34 выполнен зазор 37 для возможности ограниченного поперечного перемещения прокладки 5 для вывода из зацепления выступов 29. Слой 19 прокладки 6 снабжен в нижней части ориентированным в продольном направлении направленным вниз выступом 38, охватываемым Г-образным в поперечном сечении выступом 31 прокладки 5. Между концевым участком 32 Г-образ-ного выступа 31 и направленным вниз выступом 38 образован зазор 39 аналогично зазору 37. Вместо направленного вниз ориентированного в продольном направлении выступа 38 слоя 19 по другому варианту может быть выполнен продольный ряд направленных вниз концевых участков вертикальных выступов слоя 19. Каждая прокладка 5 для регулирования колеи соединена с регулятором колеи.
При монтаже прокладки 5 для регулирования колеи монтируют в углубление 1 основания 2, соединяя с регулятором колеи. Многослойные прокладки 6 монтируют на рельс с поперечного направления с каждой боковой стороны рельса. Смежные в продольном направлении прокладки 6 монтируют на рельс по шаблону для обеспечения постоянства шага в продольном направлении между вертикальными выступами 27 смежных прокладок 6. Прокладки 6 с рельсом опускают вниз между прокладками 5 вертикальными выступами 27 между вертикальными выступами 26 прокладок 5. После установки в углублении 1 рельса с прокладками 6 регуляторами колеи прокладки 5 с каждой стороны рельса перемещают к рельсу и прижимают Их к неупругому наружному слою 19 прокладки 6, вводя в зацепление выступы 26 и 27 прокладок 5 и 6, обеспечивая надежную продольную фиксацию прокладок 5 и 6. При этом горизонтальные выступы 29 и впадины неровностей вертикальных выступов 26 и 27 прокладок 5 и 6 входят в зацепление, обеспечивая вертикальную фиксацию прокладок 5 и 6. Давление от неупругого наружного слоя 19 бокового участка 18 через упругий слой 20 передается на верхний участок 16 и С-образный слой 7. С-образиый слой 7, заклиниваясь на подошве 3, обеспечивает продольную фиксацию рельса. Верхний участок 16 за счет выпуклости в наружную сторону, заклиниваясь между наклонными нижней гранью 17 головки 4 и верхней гранью 10 подошвы, обеспечивает вместе с С-образным слоем 7 надежную продольную фиксацию рельса. Выполненный с запасом ширины упругий слой 21 между участком 16 и рельсом с каждой стороны рельса создает боковое давление на шейку 22, обеспечивая поперечную устойчивость шейки. Ряд поперечных выступов 23 верхнего участка 16 С-образного слоя через углубление 24 передает продольную нагрузку на боковой слой 19 обеспечивая надежную продольную фиксацию рельса относительно основания 2. Упругий слой 20 и упругий материал в зазорах 25 гасят поперечную составляющую динамической поездной нагрузки, обеспечивая плавность хода, снижая износ рельсов и колес подвижного состава и уменьшая уровень шума.
Снабжение верхней ветви С-образного слоя многослойной прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи развитым вверх до головки рельса участком с возможностью взаимодействия верхнего участка указанной ветви с нижней гранью головки рельса, выполнение бокового участка прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса четырехслойным с неупругим верхним участком развитой вверх верхней ветви С-образного слоя, неупругим наружным от рельса слоем, упругим слоем между верхним участком ветви С-образного слоя и наружным от рельса слоем, упругим слоем между верхним участком развитой вверх ветви С-образного слоя и рельсом, выполнение упругого слоя между верхним участком развитой вверх ветви С-образного слоя и рельсом в поперечном сечении по ширине в демонтированном положении больше ширины между верхним участком и рельсом в смонтированном положении, снабжение верхнего участка верхней ветви С-образного слоя прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса продольным рядом поперечных направленных в наружную от рельса сторону ориентированных сверху вниз выступов, каждый из которых расположен в углублении неупругого наружного от рельса бокового слоя с зазором, заполненным упругим материалом по всему периметру указанного углубления, выполнение на обращенной к рельсу грани каждой прокладки для регулирования колеи продольного ряда вертикальных выступов в поперечном сечении трапецеидальных сужающихся к вершине или углового профиля сужающихся к вершине с закругленными вершинами и впадин между ними, выполнение на наружном от рельса неупругом слое бокового участка прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи аналогичных одинаковых в поперечном сечении и шага в продольном направлении выступов и впадин между ними, помещение каждого из выступов смежных одной из указанных прокладок во впадине между выступами другой прокладки с возможностью взаимодействия боковых граней выступов указанных прокладок, выполнение между вершиной каждого из выступов одной из указанных прокладок и дном впадины другой прокладки зазора, выполнение на боковых гранях каждого выступа каждой прокладки для регулирования колеи и каждой прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи взаимоответных неровностей в виде вертикального ряда горизонтальных выступов в поперечном сечении углового профиля с закругленными вершинами или синусоидальных одинаковых размера и шага в вертикальном направлении и аналогичных впадин между ними либо выполнение неровностей нанесенным измельченным материалом, например металлическим или синтетическим, преимущественно выполнение на нижней грани головки, шейке и подошве рельса неровностей в виде нанесенного набрызгом слоя измельченного материала, например металлического или синтетического, снабжение прокладки для регулирования колеи в верхней части ориентированным в продольном направлении направленным вверх выступом и в нижней части ориентированным в продольным направлении направленным к рельсу Г-образным в поперечном сечении выступом с направленным вверх концевым участком, снабжение неупругого наружного от рельса слоя бокового участка прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи в верхней части ориентированным в продольном направлении направленным в наружную от рельса сторону Г-образным в поперечном сечении с направленным вниз охватывающим направленный вверх выступ прокладки для регулирования колеи концевым участком выступом, выполнение между обращенной в наружную от рельса гранью направленного вверх выступа прокладки для регулирования колеи и обращенной к рельсу гранью концевого участка Г-образного выступа прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи зазора, снабжение наружного от рельса слоя прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи в нижней части ориентированным в продольном направлении направленным вниз выступом, охватываемым Г-образным в поперечном сечении выступом прокладки для регулирования колеи, образование между концевым участком Г-образного выступа прокладки для регулирования колеи и направленным вниз выступом прокладки на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи зазора обеспечивает повышение надежности, упрощение конструкции верхнего строения пути.
По второму изобретению известно «Устройство для закрепления рельса на основании», содержащее установленный в подрельсовом углублении основания рельс, упругую подрельсовую прокладку с боковыми участками и расположенную с каждой стороны рельса между боковой гранью продольного подрельсово-го углубления и боковым участком подрельсовой прокладки прокладку для регулирования колеи. Патент №2318944 н.п.17. автор Столповский А.А.
Недостатками этого устройства являются сложность регулирования колеи и положения рельса по высоте, ненадежность фиксации рельса в продольном направлении, недостаточная возможность механизации.
Наиболее близким является «Верхнее строение железнодорожного пути», содержащее установленный в продольном подрельсовом углублении между двумя продольными выступами на верхней грани основания каждый рельс колеи, прокладку для регулирования колеи с каждой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с каждой из прокладок для регулирования колеи и регулятор колеи. Патент №2429324, авторы Столповский Д.А. и др.
Недостатком этого верхнего строения является недостаточные функциональные возможности и надежность регулятора колеи.
Технический результат: расширение функциональных возможностей, повышение надежности верхнего строения пути.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в верхнем строении железнодорожного пути, содержащем установленный в продольном углублении основания рельс, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса, ориентированный в поперечном направлении винтовой регулятор колеи в виде цилиндрического колеса с обращенным к прокладке для регулирования колеи соосным с осью вращения регулятора отверстием с резьбой, находящимся в резьбовом соединении с направленным к регулятору колеи соосным с регулятором колеи выступом в виде цилиндрического стержня с резьбой прокладки для регулирования колеи, при этом регулятор колеи снабжен направленным в наружную от рельса сторону пропущенным через поперечное отверстие выступа на верхней грани основания выступом в виде стержня с головкой с наружной от выступа на верхней грани основания стороны, цилиндрическое колесо регулятора колеи выполнено в виде зубчатого колеса, которое является ведущим, с зубьями по наружному периметру и регулятор колеи снабжен продольным рядом ведомых зубчатых колес с зубьями по наружному периметру, находящихся в последовательном зацеплении в продольном направлении с указанным ведущим зубчатым колесом и между собой, расположенных в продольном углублении выступа па верхней грани основания, преимущественно каждое из которых снабжено обращенным к прокладке для регулирования колеи соосным отверстием с резьбой, находящимся в резьбовом соединении со смежным направленным в наружную от рельса сторону выступом в виде стержня с резьбой прокладки для регулирования колеи, пропущенного через поперечное сквозное отверстие в перегородке между продольным углублением выступа на верхней грани основания и подрельсовым углублением, между обращенной к рельсу гранью продольного углубления выступа на верхней грани основания и помещенными в указанном углублении зубчатыми колесами регулятора колеи расположена упругая прокладка с возможностью взаимодействия с указанной гранью и каждым из зубчатых колес, обеспеченным возможностью взаимодействия с обращенной в наружную от рельса сторону гранью продольного углубления выступа на верхней грани основания, обращенная в наружную от рельса сторону грань преимущественно каждого зубчатого колеса и взаимодействующая с указанной гранью обращенная к рельсу грань упругой прокладки снабжены неровностями, выполненными преимущественно в виде взаимоответных ориентированных радиалыю выступов и впадин между ними преимущественно синусоидального поперечного сечения.
Техническая сущность второго изобретения изложена в описании примера 2, чертежах на фиг.3-6 и п.8-10 формулы.
Пример 2. Фиг.3-6.
Верхнее строение железнодорожного пути содержит установленный в продольном подрельсовом углублении 1 между двумя продольными выступами 40 на верхней грани 41 основания 2, преимущественно блочного, каждый рельс колеи. С каждой стороны рельса расположена прокладка 5 для регулирования колеи. На сопряжении рельса с прокладкой 5 для регулирования колеи расположена прокладка 6 с каждой стороны рельса. С наружной от рельса стороны прокладки 5 расположен ориентированный в поперечном направлении винтовой регулятор 42 колеи в виде цилиндрического колеса 43 с обращенным к прокладке 5 для регулирования колеи соосным с осью вращения регулятора отверстием 44 с резьбой, находящимся в резьбовом соединении с направленным к регулятору 42 колеи соосным с регулятором колеи выступом в виде цилиндрического стержня 45 с резьбой прокладки 5 для регулирования колеи. Регулятор 42 колеи снабжен направленным в наружную от рельса сторону пропущенным через сквозное поперечное отверстие 46 выступа 40 на верхней грани 41 основания 2 выступом в виде стержня 47 с головкой 48 с наружной от выступа 40 стороны. Головка 48 выполнена составной из трех частей: наружной 49 от выступа 40 с возможностью продольного перемещения и вращения относительно стержня 47, ближней 50 к выступу 40 и средней между ними в виде упругой прокладки 51. На обращенной в наружную от выступа 40 грани части 50 и на обращенной к выступу 40 грани части 49 выполнены неровности, преимущественно в виде радиальных выступов и впадин между ними синусоидального поперечного сечения. Между неровностями частей 50 и 49 в рабочем положении выполнен зазор. От смещения в наружную от выступа 40 сторону головка 48 с наружной от части 49 стороны закреплена крепежной деталью. Для увеличения зоны действия в продольном направлении от одной пары расположенных с каждой боковой стороны рельса винтовых регуляторов 42 колеи с головкой 48 и тем самым уменьшения количества деталей на единицу длины пути цилиндрическое колесо 43 регулятора 42 колеи выполнено в виде зубчатого колеса 52, которое является ведущим, с зубьями по наружному периметру. Регулятор 42 колеи снабжен продольным рядом ведомых зубчатых колес 53 с зубьями по наружному периметру. Колеса 53 расположены в продольном углублении 54 выступа 40 на верхней грани 41 основания 2 с каждой продольной стороны от колеса 52 и находятся в последовательном зацеплении в продольном направлении с указанным ведущим зубчатым колесом 52 и между собой. Преимущественно каждое зубчатое колесо 53 либо каждое второе снабжено обращенным к прокладке 5 для регулирования колеи соосным с колесом 53 отверстием 55 с резьбой. Смежно с каждым из колес 53 с отверстием 55 в перегородке 56 между углублением 54 и подрельсовым углублением 1 выполнено сквозное отверстие. 57. Прокладка 5 для регулирования колеи снабжена продольным рядом смежных с отверстиями 57 в перегородке 56 выступов в виде стержней 58 с резьбой, аналогичных стержню 45, каждый из которых пропущен через отверстие 57 и соединен резьбовым соединением со смежным зубчатым колесом 53 с отверстием 55 регулятора 42. По другому варианту регулятор 42 колеи выполнен в виде вертикального ряда по меньшей мере из двух расположенных на разных уровнях продольных рядов находящихся в последовательном зацеплении по внешнему периметру между собой и по меньшей мере с ведущим зубчатым колесом 52 регулятора 42 колеи зубчатых колес 53, преимущественно каждое из которых соединено резьбовым соединением с соосным выступом в виде стержня 58 с резьбой прокладки 5 для регулирования колеи. Между обращенной к рельсу гранью 59 продольного углубления 54 выступа 40 и рядом зубчатых колес 52 и 53 регулятора 42 колеи расположена упругая прокладка 60 с возможностью взаимодействия с указанной гранью 59 и каждым из зубчатых колес 53 и 52. Упругая прокладка 60 выполнена составной в продольном направлении по меньшей мере из трех отдельных частей: центральной и боковых. Центральная часть снабжена поперечным сквозным отверстием под стержень 47 регулятора 42. Каждое из ведомых зубчатых колес 53 регулятора 42 колеи расположено с возможностью взаимодействия с обращенной в наружную от рельса сторону гранью 61 продольного углубления 54 выступа 40. Прокладка 60 в демонтированном положении по ширине выполнена большей ширины между гранью 59 углубления 54 и рядом зубчатых колес 53 и 52 регулятора 42 колеи. Обращенная в наружную от рельса сторону грань 62 преимущественно каждого зубчатого колеса 53 и 52 регулятора 42 колеи и взаимодействующая с указанной гранью 62 обращенная к рельсу грань упругой прокладки 60 снабжены неровностями для самоторможения и предотвращения вращения колес 53 и 52 от динамической поездной нагрузки. Неровности выполнены преимущественно в виде ориентированных радиально выступов 63 и впадин между ними преимущественно синусоидального поперечного сечения на гранях 62 колес 53 и 52 и ответных впадин и выступов прокладки 60.
При монтаже боковые части упругой прокладки 60 помещают в боковые участки углубления 54 с каждой продольной от поперечного отверстия 46 выступа 40 стороны. Между прокладками 60 и перегородкой 56 внедряют зубчатые колеса 53 отверстиями 55 к подрельсовому углублению 1. Центральную часть прокладки 60 помещают в центральную часть углубления 54 между боковыми участками прокладки 60. Центральное ведущее зубчатое колесо 52 стержнем 47 через отверстие в центральной части прокладки 60 и отверстие 46 в продольном выступе 40 на верхней грани основания 2 внедряют между ведомыми зубчатыми колесами 53, вводя колесо 52 в зацепление с колесами 53. С наружной от выступа 40 стороны на стержень 47 регулятора 42 монтируют части 50, 51 и 49 головки 48, закрепляя крепежной деталью от смещения в наружную от выступа 40 сторону. При этом головка 48 и крепежная деталь фиксируют ведущее зубчатое колесо 52 регулятора 42 от смещения поперек выступа 40. Одну из прокладок 5 для регулирования колеи опускают в углубление 1 стержнями 45 и 58 к выступу 40. Прокладку 5 перемещают к выступу 40 и стержнями 45 и 58 прижимают к отверстиям 44 и 55 с резьбой. Преодолевая сопротивление упругой прокладки 51 наружную часть 49 головки 48 перемещают к части 50, вводя в зацепление неровности на указанных частях 49 и 50. Вращением головки 48 за часть 49 вращают ведущее зубчатое колесо 52 и за счет зубчатого зацепление ведомые колеса 53, которые отверстиями 44 и 55 с резьбой навинчиваются на стержни 45 и 58 с резьбой прокладки 5 и за счет фиксированного положения поперек выступа 40 регулятора 42 и взаимодействия ведомых колес 53 с перегородкой 56 перемещают прокладку 5 для регулирования колеи к выступу 40 на требуемую позицию. Аналогично монтируют все регуляторы 42 и прокладки 5 в продольном направлении на этом выступе 40 и затем на другом выступе 40 данного блока основания 2. Аналогично монтаж выполняют на выступах 40 под другой рельс колеи. Рельс с прокладками 6 опускают между прокладками 5 и обжимают прокладками 5 с помощью регуляторов 42. При обжатии и регулировании колеи вращением за головку 48 прокладку 5 перемещают к рельсу. При этом грани 62 колес 53 и 52 взаимодействуют со средней и боковыми упругими прокладками 60. После установки требуемой колеи и обжатия рельса выступы 63 неровностей колес 53 и 52 и прокладок 60 прижатые под действием упругосжатых прокладок 60 предотвращают самопроизвольное вращение колес 53 и 52 от динамической поездной нагрузки, что обеспечивает стабильность колеи и надежное продольное закрепление рельсов. Упругие прокладки 60 гасят поперечную составляющую динамической поездной нагрузки, обеспечивая плавность хода, снижая износ рельсов и колес подвижного состава и уменьшая уровень шума.
Выполнение цилиндрического колеса регулятора колеи в виде зубчатого колеса, которое является ведущим, с зубьями по наружному периметру, снабжение регулятора колеи продольным рядом ведомых зубчатых колес с зубьями по наружному периметру, находящихся в последовательном зацеплении в продольном направлении с указанным ведущим зубчатым колесом и между собой, расположенных в продольном углублении выступа на верхней грани основания, снабжение преимущественно каждого из ведомых зубчатых колес обращенным к прокладке для регулирования колеи соосным отверстием с резьбой, находящимся в резьбовом соединении со смежным направленным в наружную от рельса сторону выступом в виде стержня с резьбой прокладки для регулирования колеи, пропущенного через поперечное сквозное отверстие в перегородке между продольным углублением выступа на верхней грани основания и подрельсовым углублением, расположение между обращенной к рельсу гранью продольного углубления выступа на верхней грани основания и помещенными в указанном углублении зубчатыми колесами регулятора колеи упругой прокладки с возможностью взаимодействия с указанной гранью и каждым из зубчатых колес, обеспеченным возможностью взаимодействия с обращенной в наружную от рельса сторону гранью продольного углубления выступа на верхней грани основания, снабжение обращенной в наружную от рельса сторону грани преимущественно каждого зубчатого колеса и взаимодействующей с указанной гранью обращенной к рельсу грани упругой прокладки неровностями, выполненными преимущественно в виде взаимоответных ориентированных радиально выступов и впадин между ними преимущественно синусоидального поперечного сечения обеспечивает расширение функциональных возможностей, повышение надежности верхнего строения пути.
По третьему изобретению наиболее близким решением является «Верхнее строение железнодорожного пути», содержащее установленный в подрельсовом углублении рельс, прокладку для регулирования колеи и между рельсом и прокладкой для регулирования колеи упругую прокладку, снабженную расположенным сбоку подошвы выполненным зацело с прокладкой неупругим С-образным в поперечном сечении взаимодействующим с подошвой слоем. Патент №2318944 п.24, 27, автор Столповский А.А.
Недостатком этого верхнего строения пути является недостаточная надежность продольного закрепления рельса.
Технический результат: повышение надежности верхнего строения пути.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в верхнем строении железнодорожного пути, содержащем установленный в продольном углублении основания рельс с подошвой и головкой, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, смежную с боковой гранью шейки с нижней гранью головки и с подошвой рельса прокладку, боковой участок которой выполнен многослойным в поперечном сечении и нижний участок выполнен С-образным в поперечном сечении заклиненным на подошве слоем с возможностью взаимодействия обращенной к подошве грани верхней ветви с верхней гранью подошвы, с возможностью взаимодействия обращенной к подошве грани нижней ветви с нижней гранью подошвы и образующим зазор между указанным слоем и боковой гранью подошвы, между прокладкой для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса и смежной с боковой гранью шейки с нижней гранью головки и с подошвой рельса прокладкой расположена ориентированная в продольном направлении прокладка с возможностью взаимодействия обращенной в наружную от рельса грани с обращенной к рельсу гранью прокладки для регулирования колеи и возможностью взаимодействия обращенной к рельсу грани с обращенной в наружную от рельса сторону гранью указанной смежной с рельсом прокладки, на обращенной к рельсу грани каждой прокладки между прокладкой для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса и смежной с рельсом прокладки выполнен вертикальный ряд ориентированных в продольном направлении выступов в поперечном сечении трапецеидальных сужающихся к вершине или углового профиля сужающихся к вершине с закругленными вершинами и впадин между ними, на обращенной в наружную от рельса сторону грани смежной с рельсом прокладки выполнены аналогичные одинаковые в поперечном сечении и шага в вертикальном направлении выступы и впадины между ними, при этом каждый из выступов смежных одной из указанных прокладок помещен во впадине между выступами другой прокладки с возможностью взаимодействия боковых граней выступов указанных прокладок, между вершиной каждого из выступов одной из указанных прокладок и дном впадины другой прокладки выполнен зазор, на боковых гранях каждого продольного выступа каждой прокладки между прокладкой для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса и смежной с рельсом прокладки выполнены взаимоответные неровности в виде продольного ряда ориентированных в поперечном направлении выступов в поперечном сечении углового профиля с закругленными вершинами или синусоидальных одинаковых размера и шага в продольном направлении и аналогичных впадин между ними либо неровности выполнены нанесенным измельченным материалом, например металлическим или синтетическим, па обращенной в наружную от рельса сторону грани каждой прокладки между прокладкой для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса и смежной с рельсом прокладки выполнен продольный ряд вертикальных выступов в поперечном сечении трапецеидальных сужающихся к вершине или углового профиля сужающихся к вершине с закругленными вершинами и впадин между ними, на обращенной к рельсу грани каждой прокладки для регулирования колеи выполнены аналогичные одинаковые в поперечном сечении и шага в продольном направлении выступы и впадины между ними, при этом каждый