Способ тестирования реакции спортсмена игровых видов спорта на движущийся объект

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для тестирования реакции спортсмена игровых видов спорта на движущийся объект. Тестирование выполняют на игровом поле, над которым на заданной высоте размещают световой излучатель, управляемый компьютером, и видеокамеру. Световым излучателем на игровом поле или вертикальной поверхности, расположенной в заданном направлении в заданном месте игрового поля, формируют изображение спортсмена-партнера и метки. Метка находится впереди движущегося изображения спортсмена на заданном расстоянии, зависящем от скорости движения изображения спортсмена, и перемещается совместно с изображением спортсмена. Испытуемый находится со спортивным снарядом в заданной точке игрового поля и посылает спортивный снаряд таким образом, чтобы он попал в изображение движущейся метки. Движения изображений спортсмена, метки и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер. Компьютер фиксирует момент попадания спортивного снаряда в изображение метки или пересечения спортивным снарядом траектории движения метки, останавливает на заданное время движение изображений спортсмена и метки, вычисляет расстояние от центра спортивного снаряда до центра метки и через заданное время возобновляет движение изображений спортсмена и метки из начального положения. Тестирование повторяют заданное число раз, оценку тестирования вычисляют как среднеарифметическое значение отдельных результатов. Способ позволяет тестировать реакцию на движущийся объект на игровом поле со спортивным снарядом.

Реферат

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для тестирования реакции спортсмена игровых видов спорта на движущийся объект.

Одним из методов повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности человека является диагностика и прогнозирование его функционального состояния. Простым и достаточно точным психофизиологическим показателем функционального состояния служит реакция на движущийся объект [1], являющаяся сложным пространственно-временным рефлексом [2].

Известен способ тестирования реакции человека на движущийся объект, согласно которому испытуемым предъявляют циферблат обычного стрелочного секундомера, одно деление которого равно 0,01 сек. Испытуемые по команде «Можно» нажатием кнопки пускают секундомер и останавливают его в момент достижения стрелкой заданного деления на циферблате. Проводятся 13 измерений, три из которых считаются ориентировочными и при оценке времени реакции на движущийся объект не учитываются. Индикатором реакции на движущийся объект является средняя величина ошибок запаздывания и средняя величина ошибок упреждения. Для оценки средней величины ошибок запаздывания подсчитывается сумма отклонений с положительным знаком и количество ошибок такого рода. Деление суммарной величины ошибок на их количество дает искомую величину. Аналогичным образом вычисляется критерий, характеризующий среднюю величину ошибок упреждения. Сопоставление рассчитанных средних величин дает представление о преобладании средней величины ошибок запаздывания или упреждения, то есть об оценке реакции на движущийся объект [2].

Известен способ тестирования реакции человека на движущийся объект путем предъявления испытуемому на экране видеомонитора окружности, на которой помещена метка и точечный объект, отличающийся тем, что точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют оценку времени реакции Тр человека на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

T p = ∑ i = 1 n t i n

где ti - i-я ошибка запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки [3].

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ тестирования реакции человека на движущийся объект, заключающийся в том, что на экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку, отличающийся тем, что точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала линии до метки, расположенной в конце линии, за 1 с, в момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта, затем вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или время ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком, и через заданное время, равное 1 с, возобновляют движение точечного объекта по линии, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [4].

Недостатком способов является отсутствие возможности проводить тестирование на игровом поле со спортивным снарядом.

Технический результат предлагаемого способа заключается в обеспечении тестирования реакции на движущийся объект на игровом поле со спортивным снарядом.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют движущийся с заданной скоростью по прямой горизонтальной линии объект и метку, тестирование повторяют заданное число раз, оценку тестирования вычисляют как среднеарифметическое значение отдельных результатов, отличающийся тем, что тестирование выполняют на игровом поле, изображение движущегося объекта и метки на игровом поле или вертикальной поверхности, расположенной в заданном направлении в заданном месте игрового поля, формируют световым излучателем, управляемым компьютером; движущимся объектом является изображение спортсмена-партнера, метка находится впереди движущегося изображения спортсмена на заданном расстоянии, зависящем от скорости движения изображения спортсмена, и перемещается совместно с изображением спортсмена; испытуемый находится со спортивным снарядом в заданной точке игрового поля и посылает спортивный снаряд таким образом, чтобы он попал в изображение движущейся метки; движения изображений спортсмена, метки и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер; компьютер фиксирует момент попадания спортивного снаряда в изображение метки или пересечения спортивным снарядом траектории движения метки, останавливает на заданное время движение изображений спортсмена и метки, вычисляет расстояние от центра спортивного снаряда до центра метки и через заданное время возобновляет движение изображений спортсмена и метки из начального положения.

Предлагаемый способ тестирования реакции человека на движущийся объект осуществляется следующим образом. Тестирование выполняют на игровом поле, над которым на заданной высоте размещают световой излучатель, управляемый компьютером, и видеокамеру. Световым излучателем на игровом поле или вертикальной поверхности, расположенной в заданном направлении в заданном месте игрового поля, формируют изображение спортсмена-партнера и метки. Метка находится впереди движущегося изображения спортсмена на заданном расстоянии, зависящем от скорости движения изображения спортсмена, и перемещается совместно с изображением спортсмена.

Испытуемый находится со спортивным снарядом в заданной точке игрового поля и посылает спортивный снаряд таким образом, чтобы он попал в изображение движущейся метки. Движения изображений спортсмена, метки и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер.

Компьютер фиксирует момент попадания спортивного снаряда в изображение метки или пересечения спортивным снарядом траектории движения метки, останавливает на заданное время движение изображений спортсмена и метки, вычисляет расстояние от центра спортивного снаряда до центра метки и через заданное время возобновляет движение изображений спортсмена и метки из начального положения.

Тестирование повторяют заданное число раз, оценку тестирования вычисляют как среднеарифметическое значение отдельных результатов.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Таким образом, заявляемый способ тестирования реакции человека на движущийся объект обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Сурнина О.Е., Лебедева Е.В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. - 2001. - Т.27, №4. - С.56-60.

2. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М.Пейсахов, А.П.Кашин, Г.Г.Баранов, Р.Г.Вагапов; Под ред. В.М.Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

3. Патент 2326595 РФ, МПК А61В 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008, Бюл. №17.

4. Патент 2386395 РФ, МПК А61В 5/16. Способ тестирования реакции человека на движущийся объект / Лежнина Т.А., Роженцов В.В. - №2008115066/14; заявл. 16.04.2008; опубл. 20.04.2010, Бюл. №11. - 8 с.

Способ тестирования реакции спортсмена игровых видов спорта на движущийся объект, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют движущийся с заданной скоростью по прямой горизонтальной линии объект и метку, тестирование повторяют заданное число раз, оценку тестирования вычисляют как среднеарифметическое значение отдельных результатов, отличающийся тем, что тестирование выполняют на игровом поле, изображение движущегося объекта и метки на игровом поле или вертикальной поверхности, расположенной в заданном направлении в заданном месте игрового поля, формируют световым излучателем, управляемым компьютером, движущимся объектом является изображение спортсмена-партнера, метка находится впереди движущегося изображения спортсмена на заданном расстоянии, зависящем от скорости движения изображения спортсмена, и перемещается совместно с изображением спортсмена; испытуемый находится со спортивным снарядом в заданной точке игрового поля и посылает спортивный снаряд таким образом, чтобы он попал в изображение движущейся метки; движения изображений спортсмена, метки и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер; компьютер фиксирует момент попадания спортивного снаряда в изображение метки или пересечения спортивным снарядом траектории движения метки, останавливает на заданное время движение изображений спортсмена и метки, вычисляет расстояние от центра спортивного снаряда до центра метки и через заданное время возобновляет движение изображений спортсмена и метки из начального положения.