Рым палубный
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области судостроения, более конкретно к палубному рыму для швартовки летательных аппаратов или другой колесной техники к палубе. Рым состоит из корпуса и узла, стыкующегося со швартовным устройством летательного аппарата или колесной техники; с целью обеспечения безаварийной посадки летательных аппаратов, свободного проезда техники при одинаковой держащей способности рыма в любом направлении и удобства эксплуатации его стыкующийся узел выполнен в виде цилиндрического стержня с буртиком, жестко соединенным с корпусом рыма. Технический результат заключается в создании устройства швартовки к палубе, не мешающего проезду колесной техники по палубе. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к судостроению и касается средств крепления грузов (швартовных устройств) на корабле (судне) и может быть использовано, в частности, для швартовки летательных аппаратов или другой колесной техники к палубе.
Существуют различные средства креплений подвижной техники, летательных аппаратов, ролл - трейлеров и другой колесной техники на кораблях (судах): рымы, рым - болты, скобы, обухи, палубные фитинги, гнезда, упоры и т.д. (Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: НПО «Профессионал», 2006, с.481-487).
Стационарные средства креплений (скобы, обухи, фитинги, упоры, посадочные гнезда и т.п.) выполняются, как выступающими над палубой, так и заподлицо с настилом палубы. Данные крепления при одинаковой внешней нагрузке представляют собой достаточно громоздкие конструкции, имеющие ограничения по углу наклона швартовных устройств к палубе и не могут обеспечить крепление грузов во всех направлениях. Как правило, данные типы креплений применяются на гражданских судах, которые специализируются на перевозке грузов стандартных типоразмеров, где их посадочные места четко определены. (Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: НПО «Профессионал», 2006, с.481).
Съемные средства крепления (например, рым - болты) обладают рядом преимуществ перед стационарными: при снятии рым - болтов, гнезда под них, выполненные заподлицо с настилом палубы, не мешают проезду колесной техники, однако, также имеют ограничения по углу наклона швартовных устройств и не обеспечивают одинаковую держащую способность во всех направлениях. (Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: НПО «Профессионал», 2006, с.481).
Наиболее близким аналогом к предлагаемой заявке является рым-болт, относящийся к съемному средству крепления, представляющий собой стальное кольцо, жестко или подвижно соединенное с цилиндрическим стержнем с нарезанной резьбой, и используемый как при швартовке грузов, так и проведении такелажных операций. При проведении швартовных операций рым-болт вворачивается в посадочное гнездо, установленное заподлицо с настилом палубы. Крепление грузов осуществляется с помощью цепных, тросовых и ленточных найтовов за стальное кольцо рым - болта. Данное средство крепления обладает несомненными преимуществами перед стационарными средствами креплений. При снятии рым - болтов, гнезда под них, выполненные заподлицо с настилом палубы, не мешают проезду летательных аппаратов или другой колесной техники.
Однако известные рымы обладают рядом недостатков, а именно:
- большая высота выступающих элементов (стальных колец), что может вызвать неудобства при техническом обслуживании зашвартованных корабельных летательных аппаратов и колесной техники на палубе корабля;
- неудобство в обслуживании и трудности очистки в условиях обледенения палубы, требующих специальных устройств и приспособлений;
- выступающие элементы конструкций мешают свободному проезду летательных аппаратов и колесной техники, а также могут повредить элементы шасси, ходовой части и другие элементы летательного аппарата;
- при посадке летательного аппарата подвижная часть некоторых типов средств креплений от воздействия газовой струи поднимается, что может привести к повреждению шасси летательного аппарата;
- ограничены по углу наклона швартовных устройств и не обеспечивают одинаковую держащую способность по всем возможным направлениям; посадочные гнезда не унифицированы под разные типоразмеры рым - болтов.
Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, разработка упрощенного стыковочного узла средства крепления, улучшение эксплуатационных свойств и характеристик, снижение материальных затрат на изготовление с сохранением при этом обеспечения одинаковой держащей способности во всех направлениях приложения нагрузки независимо от угла наклона швартовного устройства к палубе.
В предлагаемом изобретении указанная цель достигается за счет рыма палубного и его крепления к концевому унифицированному узлу швартовного устройства, снабженного подковообразным пазом, соединенным с внешней поверхностью пяты рыма, имеющего возможность осуществлять поворот относительно пяты рыма при натяжении швартовного устройства, что позволяет менять направление крепления, самоустанавливаясь по линии действия нагрузки. Предлагаются три типа рымов палубных, конструкции которых поясняются чертежами.
На фиг.1, 2 и 3 изображены рымы палубные.
Рым палубный состоит из корпуса 3, куда наглухо ввернута пята 2, выполненная в виде цилиндрического стержня с буртиком, обеспечивающая возможность ее стыковки с концевым унифицированным узлом швартовного устройства летательного аппарата (колесной техники). С целью дополнительного обеспечения надежности крепления пята дополнительно стопорится винтом 4.
Корпус рыма палубного приваривается к настилу палубы 1 (фиг.1, 2), либо приклепывается к нему при ограничениях по сварке (фиг.3), для чего в конструкцию рыма добавлен фланец 5 с отверстиями под заклепки.
На фиг.4 представлен концевой унифицированный узел швартовного устройства для соединения палубного рыма со швартовным тросом. Концевой унифицированный узел швартовного устройства снабжен подковообразным пазом и соединен с внешней поверхностью пяты рыма.
Для швартовки летательного аппарата (колесной техники) к палубе унифицированный концевой узел швартовного устройства с подковообразным пазом надвигается на пяту рыма. После натяжения швартовного устройства, его концевой узел поворачивается относительно пяты, самоустанавливаясь по линии действия нагрузки, не теряя при этом держащей способности, а также эксплуатационных свойств и характеристик.
Применение рымов палубных и крепления к ним позволит упростить их эксплуатацию, в ряде случаев сэкономить металл и резко сократить объем механической обработки, обеспечить свободный проезд колесной техники, а также летательных аппаратов при проведении взлетно-посадочных операций.
Для разных случаев разработано три типа рымов для крепления летательных аппаратов (колесной техники) к палубе корабля, отличающихся исполнением:
Тип 1 (изображен на фиг.1) - привариваемые к палубе заподлицо при ограничении по высоте выступающих элементов рымов от палубы (например, для свободного проезда колесной техники или летательных аппаратов, для сведения к минимуму воздействия газовой струи самолетов на элементы рыма, обеспечения безаварийных взлетно-посадочных операций для летательных аппаратов, погрузочно-разгрузочных операций для колесной техники и т.д.).
Тип 2 (изображен на фиг.2) - привариваемые к палубе с выступающей над уровнем палубы частью при отсутствии ограничений по высоте выступающих элементов рымов от палубы.
Тип 3 (изображен на фиг.3) - приклепываемые к палубе при технических ограничениях по приварке рымов к палубе.
Все три типа рымов унифицированы по посадочной поверхности, в связи с этим, не требуется разработка отдельных стыковочных узлов швартовных устройств под определенный тип рыма.
1. Рым палубный, обеспечивающий швартовку летательных аппаратов и другой колесной техники на палубе корабля, состоит из корпуса, куда наглухо ввернута пята, выполненная в виде цилиндрического стержня с буртиком, отличающийся тем, что концевой унифицированный по посадочной поверхности узел швартовного устройства снабжен подковообразным пазом, соединенным с внешней поверхностью пяты рыма, выполнен с возможностью поворота относительно пяты рыма, что позволяет изменять направление крепления.
2. Рым палубный по п.1, отличающийся тем, что крепление швартовного устройства выполнено с возможностью самоустановки по линии действия нагрузки, не теряющее при этом держащей способности и независимо от угла наклона швартовного устройства к палубе.