Устройство планиметра системы коради, амслера и т.п.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М 24969 i). ü, ф . JEsTOpeKoe„еВидетЕЛЬетВО Ив Изобретеиие

Класс 42 с, 12

ОПИСАНИЕ устройства планиметра системы Коради, А11слера и т. и.

К авторскому свидетельству Д. И. Савина; заявленному 23 февраля

1931 года (ваяв. саид. № 83915).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 января 1932 года.

В целях уточнения и облегчения пла- ниметрирования в существующей системе планиметра Коради, ймслера и т. и. по предлагаемому устройству вместо штифта на конце обводного рычага планиметра устанавливается стойка, оканчивающаяся шариком или поворотным роликом и помещенная непосредственно за обводным шпилем, при чем обводный рычаг должен по указанной стойке приподниматься и опускаться при помощи пружины. Вместе с этим гриф заменяется шарнирной головкой с шарнирным водилом, укрепленной подвижно над обводным шпилем, к которому присоединяется лупа для наблюдения сверху при обводе одновременно шпиля и линии обвода.

Кроме того, полюс — груз на полюсном рычаге делается составным, при чем нижняя его часть оканчивается тремя иглодержателями, а верхняя часть получает круговое вращение относительно нижней и наглухо соединяется шарнирным коленом с полым круглого сечения полюсным рычагом, на противоположнс1м конце которого над журавлем помещается шарообразный груз для предупреждения от выскакивания головки журавля. Части рамы, прилегающей к дисковому колесу, делаются подвижными при посредстве муфты, при передвижении которой будут двигаться ось обводного колеса и диск, опорное же колесо заменяется стойкой с шариком или поворотным роликом.

На чертеже фиг. 1 изображает перспективный вид планиметра; фиг. 2— опорную стойку.

Указанный планиметр состоит из полюсного рычага 7, обводного рычага 8, рамы со счетным механизмом и обводным колесом 10 и опорной стойки 1 (фиг. 1). Во избежание передачи сотрясений и толчков от обводного рычага 8 установленному на оси 24 рамы обводному колесу 10, которое при этом теряет постоянство в пробеге при.обводе, и линия пройденного пути не вполне соответствует уложению дуги колеса 10, а следовательно и отсчет числа делений претерпевает изменения, отклоняясь от действительных в ту или иную сторону,— на конце обводного рычага 8 непосредственно за опорным шпилем б устанавливается в качестве катящейся точки опоры планиметра стойка 15, оканчивающаяся шарниром или поворотным во всех направлениях роликом 8, соприкасающимся с объектом обвода (бумагой). Обводной рычаг 8 должен на стойке 15 приподниматься или опускаться при посредстве пружины, по желанию техника. Над обводным шпилем б рычага 8 подвижно. укреплена шарнирная головка 1б, к которой присоединено шарнирное водило 18 с рычажком, автома-тически опускающим обводной шпиль 6, вследствие чего предупреждается возможность разрыва обводного колеса 10 с объектом обвода (бумагой). Для наблю,дения сверху при обводе одновременно и шпиля 6 и линии обвода, так как наблюдение сбоку не вполне точно, обводному шпилю 6 придают лупу и призму.

Лупа должна быть установлена так, чтобы служила для увеличения и собирания в центре лучей изображения шпиля 6 и линии обвода, с целью точного их совмещения при обводе площади (фиг. 1).

Полюсный рычаг 7 круглого сечения и пустотелый с одного конца снабжен составным полюсом — грузом 13,3, при чем .верхняя часть 13 груза наглухо соединена посредством шарнирного колена 14 с полюсным рычагом 7 и получает при повороте рычага 7 круговое вращательное движение относительно нижней части 3, занимающей две трети высоты всего груза 13,3 и оканчивающейся тремя выступами с иглодержателями 19. На .противоположном конце полюсного рычага 7 над журавлем 2 помещен шарообразный груз 9, в целях предупреждения возможности выскакивания или приподымания шаровой головки из гнезда во время работы планиметра. Шаровая головка, насаженная, подвижно на журавле 2 снизу, установлена с целью уменьшения трения и облегчения скольжения журавля.

Часть рамы со счетным механизмом, ближайшая к диску 22, для параллельности оси 24 обводного колесика 10 с обводным рычагом 8, устроена подвижной при помощи муфты 25 и микрометренного винта 11. Микрометренный винт 20 служит для регулирования вращения колеса 10 и уничтожения могущего быть затора между последним и нониусом (на чертеже не показанным).

Диск 22 непосредственно соединен с телом муфты 25 и передвигается с ней, а также с осью 24 как одно целое, предупреждая тем самым возможность разрыва сцепления между червячными колесами диска 22 и червяком 24 (фиг. 1).

Точка опоры планиметра, находящаяся на другой стороне счетного механизма от обводного рычага 8, выполнена в виде стойки 1, оканчивающейся шариком или поворотным во всех направлениях роликом 17 (фиг. 2).

Предмет и а тента.

Устройство планиметра системы Коради, Ймслера и т. и., отличающееся тем, что полюс (груз) сделан составным, . а верхняя часть его наглухо соединена с рычагом при помощи шарнирного крлена 14 и получает круговое вращательное движение относительно нижней части, при повороте полюсного рычага, опорное же колесо заменено стойкой 1 с шариком или поворотным во всех направлениях роликом.

Тип. „Печатный Труд".