Стартер-генераторная установка автотранспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области электротехники и транспорта и касается, в частности, комбинированных энергетических установок гибридных транспортных средств, оборудованных стартер-генераторами. Предлагаемая стартер-генераторная установка автотранспортного средства содержит обратимую электрическую машину, содержащую статор (1), соединенный с корпусом (2) двигателя внутреннего сгорания, ротор (3), соединенный резьбовыми крепежными элементами с валом (4) двигателя, кожух (5), прикрепленный к корпусу (2) двигателя. Статор подключен электрической цепью к аккумуляторной батарее. Ротор выполнен в виде тороидальной чаши, имеющей на периферии окна (6), разделенные перегородками, образованными длинными криволинейными лопастями (7), (8), расположенными на вогнутой поверхности чаши, обращенной в сторону статора (1). Часть перегородок между окнами в чаше образована длинными лопастями (7), а другая такая же часть перегородок - короткими лопастями (8), размещенными между длинными лопастями (7). К чаше прикреплен обруч (9), окружающий статор (1). В обруч (9) напротив статора вставлено упругое цилиндрическое кольцо (10) из магнитопласта. В кожухе (5) вдоль оси электрической машины выполнены два ряда вентиляционных отверстий (11) и (12), разделенных коническим гребнем (13), выполненным на внутренней поверхности кожуха напротив ротора и выступающим в сторону указанного обруча (9). Технический результат - обеспечение эффективного охлаждения стартер-генераторной установки для соблюдения оптимального теплового режима ее работы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Техническое решение относится к транспортным средствам. Оно касается комбинированных энергетических установок гибридных транспортных средств, оборудованных стартер-генераторами.

Известны различные стартер-генераторные установки, представленные в патенте РФ №2270931, в патентах №№4346773, 4626696, выданных в США, в международных заявках WO 00/06896, 00/06897.

Более близким аналогом является стартер-генераторная установка, изображенная в патенте №2268391, F02N 11/04, выданном в РФ. Она содержит обратимую электрическую машину, содержащую статор, соединенный резьбовыми крепежными элементами с корпусом двигателя внутреннего сгорания, ротор, соединенный с валом двигателя, кожух, прикрепленный к корпусу двигателя. Ротор состоит из ступенчатой кольцевой детали, соединенной с валом двигателя резьбовыми крепежными элементами, и тороидальной детали, соединенной с упомянутой деталью тоже резьбовыми крепежными элементами и образующей постель для подшипника качения, служащего в качестве радиальной опоры статора. Однако в этой стартер-генераторной установке не обеспечено надлежащее охлаждение электрической машины.

Задача - создание стартер-генераторной установки, в которой обеспечено эффективное охлаждение электрической машины для соблюдения оптимального теплового режима ее работы.

Решение задачи обеспечено тем, что стартер-генераторная установка автотранспортного средства, содержащая обратимую электрическую машину, содержащую статор, соединенный с корпусом двигателя внутреннего сгорания, ротор, соединенный резьбовыми крепежными элементами с валом двигателя, кожух, прикрепленный к корпусу двигателя, ротор сделан в виде тороидальной чаши, имеющей на периферии окна, разделенные перегородками, образованными лопастями, расположенными на вогнутой поверхности чаши, обращенной в сторону статора, часть перегородок между окнами в чаше образована длинными лопастями, выступающими внутрь статора, а другая такая же часть перегородок образована короткими лопастями, размещенными между длинными лопастями, к чаше прикреплен обруч, окружающий статор, и в него напротив статора вставлено упругое цилиндрическое кольцо, сделанное из магнитопласта, в кожухе вдоль оси электрической машины сделаны два ряда вентиляционных отверстий, разделенных коническим гребнем, сделанным на внутренней поверхности кожуха напротив ротора и выступающим в сторону прикрепленного к чаше обруча.

При таком выполнении стартер-генераторной установки ротор электрической машины помимо своей основной функции - создания вращающегося магнитного поля выполняет также функцию воздуходувки, создавая лопастями радиальный поток воздуха, охлаждающего статор.

К чаше ротора прикреплен кожух сцепления, между кожухом сцепления и чашей напротив лопастей расположены фрикционный и нажимной диски.

На фигуре 1 представлена статер-генераторная установка.

На фигуре 2 изображен ротор установки со снятым ободом.

Стартер-генераторная установка автотранспортного средства содержит обратимую электрическую машину, содержащую статор 1, соединенный с корпусом 2 двигателя внутреннего сгорания, ротор 3, соединенный резьбовыми крепежными элементами с валом 4 двигателя, кожух 5, прикрепленный к корпусу 2 двигателя. Статор подключен электрической цепью к аккумуляторной батарее. Ротор сделан в виде тороидальной чаши, имеющей на периферии окна 6, разделенные перегородками, образованными криволинейными лопастями 7, 8, расположенными на вогнутой поверхности чаши, обращенной в сторону статора 1. Часть перегородок между окнами в чаше образована длинными лопастями 7, выступающими внутрь статора, а другая такая же часть перегородок образована короткими лопастями 8, размещенными между длинными лопастями 7. К чаше прикреплен обруч 9, окружающий статор 1. В обруч напротив статора вставлено упругое цилиндрическое кольцо 10, сделанное из магнитопласта. В кожухе 5 вдоль оси электрической машины сделаны два ряда вентиляционных отверстий 11 и 12, разделенных коническим гребнем 13, сделанным на внутренней поверхности кожуха напротив ротора и выступающим в сторону прикрепленного к чаше обруча 9.

К чаше ротора 3 прикреплен кожух 14 сцепления. Между кожухом 14 сцепления и чашей напротив лопастей 7, 8 расположены фрикционный диск 15 и нажимной диск 16.

При работе статер-генераторной установки ротор своими лопастями 7, 8 создает около статора поток воздуха, который выходит из ротора через окна 6 и затем уходит наружу через вентиляционные отверстия 12 в кожухе 5. На смену уходящему потоку воздуха снаружи через вентиляционные отверстия 11 поступает более холодный поток воздуха, который проходит через электрические катушки статора к лопастям ротора, охлаждая статор.

Вследствие образованной интенсивной циркуляции наружного воздуха через катушки статора и ротор обеспечено эффективное их охлаждение для соблюдения надлежащего теплового режима работы статер-генераторной установки.

1. Стартер-генераторная установка автотранспортного средства, содержащая обратимую электрическую машину, содержащую статор, соединенный с корпусом двигателя внутреннего сгорания, ротор, соединенный резьбовыми крепежными элементами с валом двигателя, кожух, прикрепленный к корпусу двигателя, ротор сделан в виде тороидальной чаши, имеющей на периферии окна, разделенные перегородками, образованными лопастями, расположенными на вогнутой поверхности чаши, обращенной в сторону статора, часть перегородок между окнами в чаше образована длинными лопастями, выступающими внутрь статора, а другая такая же часть перегородок образована короткими лопастями, размещенными между длинными лопастями, к чаше прикреплен обруч, окружающий статор, и в него напротив статора вставлено упругое цилиндрическое кольцо, сделанное из магнитопласта, в кожухе вдоль оси электрической машины сделаны два ряда вентиляционных отверстий, разделенных коническим гребнем, сделанным на внутренней поверхности кожуха напротив ротора и выступающим в сторону прикрепленного к чаше обруча.

2. Стартер-генераторная установка по п.1, отличающаяся тем, что к чаше ротора прикреплен кожух сцепления, между кожухом сцепления и чашей напротив лопастей расположены фрикционный и нажимной диски.