Способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах
Изобретение относится к лабораторным методам исследования автомобильных бензинов. Способ заключается в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол) по ГОСТ 1567 и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в автомобильном бензине. Отсутствие разницы между количеством смол до промывки н-гептаном и смол после промывки н-гептаном свидетельствует об отсутствии моющих присадок в автомобильном бензине. Наоборот, если в бензин была введена моющая присадка, разница в количестве смол до и после промывки н-гептаном составит значительную величину. Достигается повышение надежности определения. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к лабораторным методам исследования автомобильных бензинов, в частности к определению наличия моющих присадок в автомобильных бензинах.
Необходимость разработки и введения моющих присадок в автомобильные бензины вызвана тем, что автомобильные бензины содержат в своем составе значительное количество ароматических и олефиновых углеводородов, что обуславливает их повышенную склонность к образованию смол и отложений в системе подачи топлива, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на токсичные выбросы автотранспорта в окружающую среду.
В последние годы на АЗС стали продаваться бензины с улучшенными эксплуатационными свойствами (предотвращающими образование отложений на впускных клапанах, снижающие количество вредных выбросов с отработавшими газами и т.д.), которые получаются за счет введения моющих присадок в автомобильные бензины. Определение наличия моющих присадок в бензине вызвано необходимостью контроля бензина на НПЗ, на нефтебазах и при продаже на АЗС.
В настоящее время отсутствуют лабораторные методы оценки наличия моющих присадок в автомобильных бензинах (есть метод оценки наличия моющей присадки в автомобильных бензинах по ИК-спектрам, но этот метод требует предварительного получения ИК-спектра введенной в бензин моющей присадки). Стендовые методы являются сравнительными и оценивают моющие свойства бензинов с присадками по сравнению с бензином не содержащем присадку, и требуют значительного количества топлива и времени.
Известно, что в пробе автомобильного бензина, в соответствии с ГОСТ Р 51105 или ГОСТ Р 51866 на автомобильный бензин, определяют количество промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) по ГОСТ 1567.
Известный способ по ГОСТ 1657 заключается в том, что бензин наливают в предварительно взвешенный стаканчик в количестве 25 или 50 мл и помещают в нагретую до 155-165°C баню. Затем через 3-5 минут в стаканчик направляют через сопло воздух с температурой 155-165°C и расходом 500-700 см3/с, и стаканчик с бензином выдерживают при данных условиях 30 минут. После этого стаканчик вынимают из бани и помещают в эксикатор на 2 часа. Через 2 часа стаканчик взвешивают и, вычитая исходный вес стаканчика, определяют количество смол в бензине в пересчете на 100 мл.
Определенные таким образом смолы называют промытыми смолами (т.е. смолами, оставшимися после промывки н-гептаном). Как правило, если в бензин не добавлена моющая присадка, количество смол до промывки н-гептаном и после промывки (промытые смолы) совпадает. В товарных бензинах содержание смол промытых н-гептаном не должно превышать 5 мг на 100 мл.
Задачей предлагаемого изобретения является способ определения наличия моющих присадок в автомобильном бензине, используя метод определения промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) по ГОСТ 1567.
Известно, что моющие присадки, растворенные в бензине, являются высокомолекулярными продуктами, которые не испаряются и не отдуваются из стаканчика при определении фактических смол при выпаривании бензина струей воздуха по ГОСТ 1567, и остаются в стаканчике в качестве смол. При последующей промывке смол н-гептаном они легко растворяются, и количество смол после промывки не превышает 5 мг на 100 мл бензина.
На этом основан способ определения наличия моющих присадок в автомобильном бензине.
Способ определения наличия моющих присадок в автомобильном бензине заключается в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол) по ГОСТ 1567, и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в автомобильном бензине.
Отсутствие разницы между количеством смол до промывки н-гептаном и смол после промывки н-гептаном, свидетельствует об отсутствии моющих присадок в автомобильном бензине. Наоборот, если в бензин была введена моющая присадка, разница в количестве смол до и после промывки н-гептаном составит значительную величину.
Предлагаемый способ использует лабораторное оборудование по ГОСТ 1567, требует 50 мл топлива и позволяет оценить наличие моющих присадок в автомобильном бензине.
Сущность изобретения подтверждается примерами, представленными в таблице.
Из представленных в таблИЦЕ данных следует, что у известных моющих присадок в концентрации 0,05-0,1% масс. (примеры 2-5) содержание смол до и после промывки н-гептаном по ГОСТ 1567 имеет существенную разницу, т.к., как было указано выше, моющие присадки являются высокомолекулярными продуктами, хорошо растворимыми в бензине, и при определении смол до промывки н-гептаном определяются как фактические смолы. После промывки н-гептаном они легко растворяются в н-гептане, и количество смол после промывки соответствует количеству смол в бензине без присадки.
Исследованные в качестве моющих присадок первичные дистиллированные алифатические амины (95%) показали свою эффективность в этом качестве (примеры 6-7), а исследование других присадок в качестве моющих (примеры 8-9) показали, что они не обладают моющими свойствами.
Таким образом, предлагаемый способ определения наличия моющих присадок в автомобильном бензине подтверждается приведенными примерами.
Таблица | ||||
Определение содержания смол до и после промывки н-гептаном по ГОСТ 1567. | ||||
№ п/п | Наименование образца | Содержание смол | Разность содержания смол до и после промывки н-гептаном | |
До промывки н-гептаном | После промывки н-гептаном | |||
1 | Бензин АИ-92 (АИ-92) | 2 | 2 | 0 |
2 | АИ-92+0,05% масс. Керопур 3458N | 34 | 2 | 32 |
3 | АИ-92+0,05% масс. Керопур 3606 | 32 | 1 | 31 |
4 | АИ-92+0,05% масс. Octimise G 2003 | 32 | 3 | 29 |
5 | АИ-92+0,1% масс. Octimise G 2003 | 59 | 1 | 58 |
6 | АИ-92+0,05% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция С17-С20 (95%) | 44 | 1 | 43 |
7 | АИ-92+0,03% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция С17-С20 (95%) | 30 | 2 | 28 |
8 | АИ-92+0,05% масс. N-метил-параанизидин | 2 | 2 | 0 |
9 | АИ-92+0,03% масс. Ионол | 1 | 1 | 0 |
Способ определения наличия моющих присадок в автомобильном бензине, заключающийся в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол), и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в автомобильном бензине, причем отсутствие такой разницы свидетельствует об отсутствии моющих присадок, а ее наличие свидетельствует о введении в бензин моющей присадки.