Способ оценки психоэмоционального уровня и уровня социализации дезадаптированных детей и подростков в процессе коррекции психоэмоциональных нарушений

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к педагогике, социальной сфере, медицине и может быть использовано в работе учреждений, занимающихся обучением, реабилитацией детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создают группу, в которую вводят детей с пониженными возможностями социализации. В группу вводят дезадаптированного подростка в статусе вожатого, с которым предварительно проводят подготовительную работу. Трижды проводят тестирование. При тестировании дети группы выбирают карточки прямоугольной формы, а дезадаптированный подросток выбирает карточку в форме круга. На карточках изображена фигура человечка, находящегося в позе. Тестируемые дети раскрашивают фигуру человечка, дорисовывают или стирают отдельные части тела, изображение лица или одежды человечка, помещают карточки на крону дерева. Дети группы размещают карточки на дереве путем передвижения дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывают свое отношение к нему, а также передвигают карточки относительно карточек друг друга, сближая или раздвигая их, чем показывают возникающие связи сплочения или разобщения группы. Для этого на площадь кроны или ее макет накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек на крону дерева. Проводят анализ полученных данных следующим образом. Определяют K1 - оценку эмоционально-поведенческого состояния тестируемого, К2 - оценку эмоциональной сферы, К3 - оценку психоэмоциональных нарушений, К4 - оценку комфортности положения в группе. Для каждой оценки определяют ее значение в баллах. Оценивают комфортность положения тестируемого ребенка и дезадаптированного подростка в группе детей К4 по степени удаленности и положению на кроне дерева его карточки относительно карточек детей группы. Определяют оценку состояния психоэмоциональной сферы и социализации детей группы и дезадаптированнного подростка, суммируя оценки K1, K2, K3, K4, и при сумме 11-15 баллов считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как хорошее стабильное психоэмоциональное состояние, указывающее на адекватное поведение. При сумме 6-10 баллов - как удовлетворительно стабильное психоэмоциональное состояние, при котором проявление эмоциональных нарушений имеет ситуативный характер, которое выражается в некоторых поведенческих нарушениях. При сумме 0-5 баллов - как нестабильное психоэмоциональное состояние, выражающееся поведенческими расстройствами, с дискомфортом от чувства своей ущербности, с уходом в себя. Определяют групповую сплоченность и положение тестируемого ребенка и дезадаптированного подростка в коллективе путем подсчета количества карточек, находящихся в зоне трафарета, центр которого совмещают с карточкой дезадаптированного подростка или тестируемого ребенка. Если 50-100% карточек детей группы находятся в зоне А-Г трафарета, являющейся зоной комфорта, то считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка считают интегрированным в коллектив, его деятельность по социализации эффективной, а тестируемого ребенка считают принятым в коллектив. Если менее 50% карточек детей группы находятся в зоне комфорта, то считают группу разобщенной, деятельность дезадаптированного подростка по социализации не эффективной, а тестируемого ребенка считают не принятым в коллектив. Способ позволяет оценить изменение психоэмоционального состояния детей группы и дезадаптированного подростка на этапах коррекции. Способ позволяет получить наглядную картину, отражающую взаимоотношения в группе и их развитие в коллективе, оценить процесс социализации дезадаптированного подростка в группе детей, через оценку сплоченности и комфортности пребывания в коллективе других его членов, определить эффективность коррекционной работы с детьми в группе, получить объективную оценку сложившихся отношений в коллективе в результате работы педагогов и специалистов. 1 табл., 14 ил., 2 пр.

Реферат

Изобретение относится к педагогике, социальной сфере, медицине и может быть использовано в работе учреждений, занимающихся обучением, реабилитацией детей и подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, с нарушениями развития, в том числе детей-инвалидов, непринятых, неуспешных в школе детей младшего школьного возраста, социально запущенных, дезадаптированных подростков.

Очевидно, что поведение школьника в социуме и в процессе коммуникации опосредуется его психоэмоциональном состоянием. В исследовании Л.С. Выготского, А.Д. Кошелевой, А.В. Запорожца, Е.П. Ильина, А.Н. Леотьева и др. отмечается, что состояние эмоционального развития признается одним из центральных факторов адаптации и социализации детей в обществе.

В наборе основных факторов (наряду с инвалидностью), препятствующих успешному интегрированию ребенка в общество, определяющим являются эмоциональные нарушения, носящие маски симптомов разнообразных заболеваний (энурез, хронические кожные заболевания, астматические проявления и т.д.) Зачастую за этими симптомами скрывается страх, сверхценные идеи и схемы, иллюзорные переживания, о которых неведомо даже родителям. Психоэмоциональные трудности ребенка находят свое отражение также в различных расстройствах поведения.

При оставшихся нерешенных трудностях эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте поведенческие расстройства перерастают в депрессии с суицидальной настроенностью, токсико- и наркоманиями, преступным поведением. Именно эта категория подростков составляет основную массу, которая, имея пограничное состояние, при определенных рисках может перейти в иную группу девиации. С другой стороны эта категория молодых людей легче подвержена позитивным изменениям.

В настоящее время отсутствует простой и доступный механизм отслеживания уровня психоэмоционального состояния, выявления фактов эмоционального неблагополучия, процессов сближения дезадаптированных детей и подростков в школьном и других коллективах в связи с недостаточной разработанностью методов своевременного выявления фактов эмоциональных и поведенческих нарушений, что сказывается на качестве и эффективности отслеживании поэтапных результатов при оказании им психологической, социальной и педагогической помощи и внедрении активных методов воспитательной работы.

Существуют способы, определяющие эмоциональные нарушения, позволяющие выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативного воздействия на их развитие (биологические, психологические, социальные). В частности, имеются диагностические методики, позволяющие определить эмоциональное состояние, настроение и самочувствие, например, «Тест тревожности», разработанный американскими психологами Р. Теммлом, М. Дорки и В. Аменом (Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С.19-28). Метод можно использовать для исследования уровня тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

В процессе диагностики ребенку в определенной последовательности показывают сюжетные картинки и задают следующие вопросы:

1. Игра с младшими детьми: «как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное?»

2. Объект агрессии: «как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное?»

3. Игра со старшими детьми: «как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное?»

4. Ребенок с родителями: «как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное?» и т.д. (Всего 14 рисунков).

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5×11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Вычисляется индекс тревожности (ИТ) на основании данных по каждому ребенку

По ИТ дети подразделяются на 3 группы:

- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

- средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);

- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ предполагает индивидуальный анализ ответов ребенка. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта в данной ситуации.

Недостатками этого способа являются:

- возрастные ограничения: испытуемые-дети 4-7 лет;

- данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей;

- недостаточный диапазон выбора предлагаемых детям ситуаций;

- отсутствует возможность проследить изменения в ребенке в процессе реабилитации (количественные и качественные характеристики).

Для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости, выявления внутриличностных конфликтов и лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям, используется цветовой тест М. Люшера. (Цветовой тест отношений. Госстандарт России ГП «ИМАТОН» Санкт-Петербург, 1995)

Тест содержит 8 цветных карточек, которые раскладываются в случайном порядке и предъявляются испытуемому для выбора наиболее симпатичного цвета. Далее по инструкции выбирается цвет из оставшихся. Процедура цветовых выборов обычно повторяется три раза. Запись выборов проводится в условных цифровых обозначениях: серый - 0, синий - 1, зеленый - 2, красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7.

Недостатком данного способа является:

- процедура обследования группы тормозится тем, что один экспериментатор может работать только с одним испытуемым;

- испытуемый невольно запоминает свою раскладку цветов и невозможно гарантировать, что при дальнейших обследованиях эта память не будет влиять на его цветовые предпочтения;

- ситуативность при выборе цвета.

Прототипом нового способа можно считать проективную методику «Раскрась свои чувства», разработанную с привлечением материалов Б. Эллиота (Методика «Раскрась свои чувства», http://studentbank.ru/view.php?id=18779&p=4).

Методика позволяет выявить чувства, которые испытывает ребенок, и места их локализации в теле. Кроме того, раскрашивая человечка, ребенок может экстериоризировать, проявить подавляемые им чувства.

Ребенку выдается лист бумаги, на котором схематично изображен человечек, и карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. Ведущий предлагает ребенку представить себя сказочным героем, в которого он хотел бы превратиться, представить какие чувства этот герой может испытывать в разных частях тела и раскрасить их.

Например, радость - желтым, страх - черным.

Когда ребенок раскрасит человечка, можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе. Недостатком этого метода является:

- условность в интерпретации цветов;

- ситуативность;

- статичность.

Задача изобретения состоит в создании простого, наглядного, информативного, в форме игры способа оценки уровня психоэмоционального состояния детей и подростков.

Достигаемым техническим результатом способа является выявление фактов эмоционального неблагополучия, определяющих процессы адаптации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях в процессе коррекции психоэмоциональных нарушений и поведения.

Поставленная задача достигается способом оценки психоэмоционального уровня и уровня социализации дезадаптированных детей и подростков в процессе коррекции психоэмоциональных нарушений.

Способ включает тестирование детей и подростков путем раскрашивания изображения человечка в цвета, ассоциированные с испытываемыми ими чувствами. Проводят оценку психоэмоционального уровня в зависимости от выбранных для раскрашивания цветов.

Для осуществления способа создают группу, в которую вводят детей с пониженными возможностями социализации: детей находящихся в трудной жизненной ситуации и/или детей с ограниченными возможностями здоровья, в группу вводят дезадаптированного подростка в статусе вожатого, с которым предварительно проводят подготовительную работу. Процесс коррекции психоэмоциональных нарушений и поведения у созданной группы детей осуществляют в период их социализации. Проводят тестирование дезадаптированного подростка и детей группы на начальном, промежуточном и конечном этапах коррекции. При тестировании дети группы выбирают карточки прямоугольной формы, а дезадаптированных подросток выбирает карточку в форме круга. Тестируемые дети подписывают карточку своей фамилией с наружной или обратной стороны. На карточках изображена фигура человечка, находящегося в позе, изображенной на Фиг.1 - Фиг.5. Тестируемые дети раскрашивают фигуру человечка, дорисовывают или стирают отдельные части тела, изображение лица или одежды человечка, помещают карточки на крону дерева. Дерево выполнено в виде пластикового ствола и кроны из зеленой сетки с размером ячеек не более 2 см. Тестируемые дети группы и дезадаптированный подросток могут повторить выбор карточки и другие действия с ней, изменить положение карточки на кроне в течение периода коррекции. Дети группы размещают карточки на дереве путем передвижения дальше или ближе к карточке дезадаптированного подростка, чем показывают свое отношение к нему, а также передвигают карточки относительно карточек друг друга, сближая или раздвигая их, чем показывают возникающие связи сплочения или разобщения группы. После каждого изменения положения карточек проводят фотографирование кроны дерева и заносят сведения о карточках с фигурами человечков в карту учета. Проводят анализ полученных данных следующим образом: определяют K1 - оценку эмоционально-поведенческого состояния тестируемого, К2 - оценку эмоциональной сферы, K3 - оценку психоэмоциональных нарушений, K4 - оценку комфортности положения в группе. Для каждой оценки определяют ее значение в баллах, а именно: при позе человечка как на фиг.1, устанавливают оценку K1, равную (5), при позе человечка как на фиг.2, равную (4), при позе человечка как на фиг.3, равную (3), при позе человечка как на фиг.4, равную (2), при позе человечка как на фиг.5, равную (1). Устанавливают оценку К2, равную (5), при использовании пяти цветов отражающих эмоционально положительные чувства, равную (4), при использовании трех или четырех цветов, отражающих эмоционально положительные чувства, равную (3), при использовании одного или двух цветов, отражающих эмоционально положительные чувства, равную (2), при использовании цветов, отражающих эмоционально положительные и эмоционально отрицательные чувства, равную (1), при использовании цветов, отражающих эмоционально отрицательные чувства или при не раскрашивании человечка. Устанавливают оценку K3, равную (-1), при большом количестве заштрихованных мелких относительно размера фигуры деталей, интерпретируемых как страх и тревога, равную (-1), при крупном размере деталей изображений, при сильном нажиме, четко прорисованных зубах, ноздрях, пальцах, наличии предметов в руках - как гнев, агрессия, равную (-1), при непрорисованном зачерненном лице - как наличие глубоких внутриличностных конфликтов, равную (-1), при очень мелких деталях относительно размера фигуры - как чрезмерная заторможенность, равную (-1), при использовании спектрально контрастных цветов возможно с резкими угловатыми линиями - как перенапряжение, внутреннее возбуждение, равную (-1), при большом количестве второстепенных деталей, значительной площади штриховки - как беспокойство, напряжение, озабоченность, неуверенность, равную (-1), при незначительном количестве деталей, схематичности - как недостаток сил, нежелание прикладывать усилие, слабая заинтересованность, равную (-1), при ярких линиях, выпученных или подведенных глазах, выделенных ногах - как грубость, равную (-1), при разрывах линий, стертых деталях, пропусках и акцентировании при закрашивании - как конфликтность, равную (-1), при изображении большого числа пуговиц, бляшек ремня, головных уборов, подчеркивании вертикальных осей фигуры, карманов - как зависимость, равную (-1), при линиях неоднородной яркости - как напряжение, равную (-1), при зубчатых неровных линиях, изображении глаз с пустыми глазницами - как дерзость, враждебность, равную (-1), при неясном тусклом лице, раздробленных пунктирных прерывистых линиях штрихов, при рисовании длинных линий штрихов - как боязливость, застенчивость, неуверенность, равную (-1), при густо-жирных штрихах - как напряжение, усилие, высокий мышечный тонус, неуправляемая чувственность, инстинктивное поведение, равную (-1), при черно-резких штрихах, когда тонкий и сильный по нажиму штрих - как излишнее напряжение и волевое усилие, равную (-1), при неясных, разнообразных, изменчивых штрихах - как незащищенность, недостаток упорства, настойчивости, равную (-1), при «мохнатых» штрихах в раскрашивании - как перенапряжение, внутреннее возбуждение, поиск выхода из какой-либо ситуации, равную (-1), при использовании одного цвета - как боязнь эмоционального возбуждения, равную (-1), при стирании - как тревожность, опасливость. Оценивают комфортность положения тестируемого ребенка и дезадаптированного подростка в группе детей K4 по степени удаленности и положению на кроне дерева его карточки относительно карточек детей группы. Для этого на площадь кроны или ее макет накладывают прозрачный трафарет в форме круга с радиусом, равным высоте четырех прямоугольных карточек, трафарет разделен на 4 части: часть А с радиусом равным высоте одной прямоугольной карточки, часть Б с радиусом равным высоте двух карточек, часть В с радиусом равным высоте трех карточек, часть Г с радиусом равным высоте четырех карточек. Совмещают центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка и/или тестируемого ребенка группы и подсчитывают количество карточек, находящихся в частях круга А, Б, В, Г, считая их находящимися в зоне комфорта, а карточки, находящиеся за пределами круга - часть Д, считают находящимися в зоне дискомфорта. Устанавливают оценку комфортности положения в группе К 4, равную (1) - при нахождении более 50% карточек в части Д, равную (2) - при нахождении более 50% карточек в частях А-Г, равную (3) - при нахождении более 50% карточек в частях А-В, равную (4) - при нахождении более 50% карточек в частях А-Б, равную (5) - при нахождении более 50% карточек в части А.

Определяют оценку состояния психоэмоциональной сферы и социализации детей группы и дезадаптированного подростка суммируя оценки K1, K2, K3, K4, и при сумме 11-14 баллов считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как хорошее стабильное психоэмоциональное состояние, указывающее на адекватное поведение, готовность к сотрудничеству, дружеской поддержке, социализацию па высоком уровне, и том числе общение и способность устанавливать социальные контакты, при сумме 6-10 баллов - считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как удовлетворительно стабильное психоэмоциональное состояние, при котором проявление эмоциональных нарушений имеет ситуативный характер, которое выражается в некоторых поведенческих нарушениях, проявлении робости, застенчивости, обострении чувства неуверенности в себе, агрессивности в некоторых ситуациях, заниженным уровнем социализации, при сумме 0-5 баллов - считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как нестабильное психоэмоциональное состояние, выражающееся поведенческими расстройствами, с дискомфортом от чувства своей ущербности, с уходом в себя, отстраненностью от коллективных дел, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе, раздражительностью, низким уровнем адаптации, возможными невротическими нарушениями, низким уровнем социализации. Определяют групповую сплоченность и положение тестируемого ребенка и дезадаптированного подростка в коллектив путем подсчета количества карточек, находящихся в зоне трафарета, центр которого совмещают с карточкой дезадаптированного подростка или тестируемого ребенка. Если 50-100% карточек детей группы находятся в зоне А-Г трафарета, являющейся зоной комфорта, то считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка считают итерированным в коллектив, его деятельность но социализации эффективной, а тестируемого ребенка считают принятым в коллектив. Если менее 50% карточек детей группы находятся в зоне комфорта, то считают группу разобщенной, деятельность дезадаптированного подростка по социализации не эффективной, а тестируемого ребенка считают не принятым в коллектив.

Новизна изобретения.

1. Создают группу детей, в которую вводят детей с пониженными возможностями социализации: детей находящихся в трудной жизненной ситуации и/или детей с ограниченными возможностями здоровья, в группу вводят дезадаптированного подростка в статусе вожатого, с целью социализировать дезадаптированного подростка через волонтерскую деятельность с детьми, имеющими сходные или более обостренные проблемы, в частности, здоровье. Используется взаимное положительное влияние этих двух сензитивных групп.

2. Процесс коррекции психоэмоциональных нарушений и поведения у созданной группы осуществляют в период социализации, например, в период нахождения на летнем отдыхе в лагере дневного пребывания, загородном лагере, в группах реабилитации, организованных на базе социально-реабилитационных центров, центров психолого-педагогической помощи и сопровождения учащихся.

3. Тестирование проводят трижды: па начальном, промежуточном и конечном этапах периода коррекции. Это позволяет выявить ошибки и недочеты в работе и своевременно провести коррекцию проводимых мероприятий.

4. Дети группы выбирают карточки прямоугольной формы, а дезадаптированный подросток выбирает карточку и форме круга, тестируемые подписывают карточку своей фамилией с наружной или обратной стороны. На карточках изображена фигура человечка, находящегося в позе, изображенной па Фиг.1-Фиг.5, тестируемые раскрашивают фигуру человечка, дорисовывают или стирают отдельные части тела, изображение лица или одежды человечка, помещаю г карточки на крону дерева. Форма карточки позволяет быстро находить карточку дезадаптированного подростка и визуально оцепить расположение карточек детей группы относительно нее, даже без досконального анализа видеть развитие отношений в коллективе. Поза человечка па карточке показывает эмоциональное, физическое состояние и поведенческий компонент. Через раскрашивание и дорисовывание фигуры ребенок подсознательно уточняет свое эмоциональное состояние, отражающее положительные или отрицательные чувства, испытываемые им, и наличие психоэмоциональных нарушений.

5. Дерево выполнено в виде пластикового ствола и кроны из зеленой сетки с размером ячеек не более 2 см, тестируемые дети и дезадаптированный подросток могут повторить выбор карточки и другие действия с ней, изменить положение карточки на кроне в течение периода коррекции. Работа с деревом придает тестированию игровую форму. Перемещая карточки на кроне дерева ребенок подсознательно размещает их ближе или дальше от карточки дезадаптированного подростка и карточек других детей, что наглядно отражает развитие взаимоотношений в коллективе. Это позволяет выявить бессознательные уровни системы отношений.

6. Проводят фотографирование кроны дерева и заносят сведения в карту учета, что позволяет создать базу данных, перевести данные в компьютер и проводить анализ.

7. При анализе определяют коэффициенты: K1 - оценку эмоционально-поведенческого состояния тестируемого, К2 - оценку эмоциональной сферы, К3 - оценку психоэмоциональных нарушений, К4 - оценку комфортности положения в группе; для каждой оценки определяют ее значение в баллах.

8. Устанавливают оценку K1 в зависимости от позы человечка на фиг.1-фиг.5.

9. Устанавливают оценку К2, в зависимости от использования цветов, отражающих эмоциональные чувства.

10. Устанавливают оценку К3, в зависимости от вида и особенностей деталей, нанесенных детьми на изображение человечка.

11. Оценивают комфортность положения тестируемого ребенка и дезадаптированного подростка в группе детей К4 но степени удаленности и положению на кроне дерева его карточки относительно карточек детей группы. Для этого на площадь кроны или ее макет накладывают прозрачный трафарет в форме круга, имеющий определенные зоны. Совмещают центр трафарета с карточкой дезадаптированного подростка и/или тестируемого ребенка группы и подсчитывают количество карточек, находящихся в частях круга А, Б, В, Г, считая их находящимися в зоне комфорта, а карточки, находящиеся за пределами круга - часть Д, считают находящимися в зоне дискомфорта. Форма и размер трафарета подобраны опытным путем, исходя из размеров кроны и количества карточек, которые зависят от количества детей в группе. Нахождение карточек в зоне трафарета говорит о том, что дети чувствуют себя свободно, легко идут на контакт, готовы к совместной деятельности.

12. Определяют оценку состояния психоэмоциональной сферы и социализации детей группы и дезадаптированного подростка суммируя оценки K1, K2, K3, K4, и при сумме 11-14 баллов считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как хорошее стабильное психоэмоциональное состояние, указывающее на адекватное поведение, готовность к сотрудничеству, дружеской поддержке, социализацию на высоком уровне, в том числе общение и способность устанавливать социальные контакты, при сумме 6-10 баллов - считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как удовлетворительно стабильное психоэмоциональное состояние, при котором проявление эмоциональных нарушений имеет ситуативный характер, которое выражается в некоторых поведенческих нарушениях, проявлении робости, застенчивости, обострении чувства неуверенности в себе, агрессивности в некоторых ситуациях заниженным уровнем социализации, при сумме 0-5 баллов - считают состояние тестируемого ребенка или дезадаптированного подростка как нестабильное психоэмоциональное состояние, выражающееся поведенческими расстройствами, с дискомфортом от чувства своей ущербности, с уходом в себя, отстраненностью от коллективных дел, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе, раздражительностью, низким уровнем адаптации, возможными невротическими нарушениями, низким уровнем социализации. Предлагаемая система оценки учитывает разнообразные факторы, влияющие на состояние детей как то: настроение, адекватность ощущения себя в группе, самочувствие из-за особенностей здоровья, комфортность во взаимоотношениях со старшими (педагогами, вожатыми), поэтому позволяет оценить это состояние и проследить за его изменениями в ходе коррекции психоэмоционального состояния, социализации детей.

13. Определяют групповую сплоченность и положение тестируемого ребенка и дезадаптированного подростка в коллектив путем подсчета количества карточек, находящихся в зоне трафарета, центр которого совмещают с карточкой дезадаптированного подростка или тестируемого ребенка, если 50-100% карточек детей группы находятся в зоне А-Г трафарета, являющейся зоной комфорта, то считают группу сплоченной, дезадаптированного подростка считают интегрированным в коллектив, его деятельность по социализации эффективной, а тестируемого ребенка считают принятым в коллектив, если менее 50% карточек детей группы находятся в зоне комфорта, то считают группу разобщенной, деятельность дезадаптированного подростка по социализации не эффективной, а тестируемого ребенка считают не принятым в коллектив.

Способ позволяет получить новый технический результат:

- Выявить факты эмоционального неблагополучия, определяющие процессы адаптации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях в процессе коррекции психоэмоциональных нарушений и поведения дезадаптированных детей и подростков.

- Наглядно оценить изменение психоэмоционального состояния детей группы и дезадаптированного подростка на начальном, промежуточном и конечном этапах коррекции.

- Простота проведения и кажущаяся незатейливость интерпретации, тем не менее, дает возможность легко получить оценку эмоционального состояния ребенка, повлиять на улучшение межличностных отношений среди сверстников.

- Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

- Предлагаемый способ позволяет: определить уровень эмоционального неблагополучия, выявить факты эмоциональной дезадаптации подростков, получить наглядную картину, отражающую взаимоотношения в группе и их развития в коллективе, оценить процесс социализации дезадаптированного подростка в группе детей, через оценку сплоченности и комфортности пребывания в коллективе других его членов, определить эффективность коррекционной работы с детьми в группе, получить объективную оценку сложившихся отношений в коллективе в результате работы педагогов и специалистов.

- Обеспечить высокую информативность, за счет учета нескольких факторов.

- Косвенно оценить результативность работы педагогов, психологов и всей команды специалистов по социализации дезадаптированных подростков -вожатых и интеграции детей-инвалидов в группу детей и, следовательно, в дальнейшем в общество.

- Производить оценку уровня социализации дезадаптированных подростков в коллективе в школах, других детских коллективах, например, при коррекционной работе с детьми и подростками в оздоровительном лагере или социально-реабилитационном учреждении для реабилитации дезадаптированных подростков.

Моделирование ситуации посредством перемещения карточек с фигурками человечков на кроне дерева является одновременно игровым элементом, средством социометрических исследований и групповой коррекции детей с пониженными возможностями социализации.

Специалистам во время коррекции важно учитывать психологические особенности подросткового возраста - ощущение собственной силы, потребности в свободе и самостоятельности, в уважении и признании в среде сверстников и значимых взрослых. Цель также достигается через активное включение дезадаптированных подростков в систему толерантных отношений и совместную деятельность с членами коллектива - детьми группы.

Способ позволяет повысить результативность адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым сложнее, чем другим интегрироваться в коллектив. Практика показывает, что у них, особенно в первые дни пребывания в группе детей, занижена самооценка, высокие тревожность и уровень притязаний, снижены коммуникативные возможности.

Возможно использовать способ для коррекции отношений в группе и построения индивидуальной психотерапевтической работы с детьми. Роль педагогов-психологов заключается, к основном, в том, чтобы задать единые, равные для всех, как взрослых, так и детей «правил игры», для решения адаптационных, стратегических, коммуникативных, оздоровительных задач, создать социальную среду, отличающуюся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, то есть в формировании необходимых условий для самоутверждения, развития личности в коллективе с учетом се возможностей и эффективного обучения дезадаптированных подростков формам и методам работы с другими детьми, атмосферу положительного эмоционального состояния от процесса до результата совместной деятельности. Они ориентируются на новые приоритеты, требующие инновационных форм, включающих подростков в социальную среду с помощью педагогических, психологических, социальных технологий, способов и методов, вызывающих живой интерес у подростков.

Детям, подросткам посредством перемещения карточек па дереве, легче отразить свое положение в коллективе до и после коррекционных мероприятий, чем описывать это словами при беседе с психологами и специалистами. Катализатором изменений при этом является наглядный пример более активных детей группы, поведение которых, дает возможность подражать им, наблюдая за их действиями. Таким образом, происходит процесс вовлечения неактивных и больных детей в совместную деятельность, в том числе через косвенное влияние педагога и дезадаптированного подростка - вожатого, который предварительно прошел обучение. Общение со сверстниками, переживающими сходные проблемы, формирует у них такие качества как добровольность, осознанность, способствует доверию подростка к себе в выборе средств и способов достижения поставленной цели. Таким образом, дезадаптированный подросток входит па равных правах с другими членами группы детей в общий процесс, в котором можно получить новые знания, раскрыть свой творческий потенциал.

Изобретение поясняется рисунками на Фиг.1-14.

На Фиг.1 - поза человечка, символизирующая комфортное состояние, нормальную адаптацию, нейтральная поза.

На Фиг.2 - поза человечка, символизирующая общительность, дружескую поддержку.

На Фиг.3 - поза человечка, символизирующая агрессию.

На Фиг.4 - поза человечка, символизирующая замкнутость, тревожность, уход в себя, отстраненность от коллектива.

На Фиг.5 - поза человечка, символизирующая утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил, застенчивость, калечность.

На Фиг.6 - изображено дерево со стволом и кроной.

На Фиг.7 - показано размещение карточек в форме прямоугольника детей группы и совмещение трафарета с карточкой в форме круга дезадаптированного подростка Алены, в начале периода коррекции. Показан трафарет в форме круга, поделенный на части с радиусами: А, Б, В, Г и часть Д, расположенная за пределами круга.

На Фиг.8. - показано размещение карточек и совмещение трафарета с карточкой в форме круга дезадаптированного подростка Алены, в середине периода коррекции.

На Фиг.9 - показано размещение карточек и совмещение трафарета с карточкой в форме круга дезадаптированного подростка Алены, в конце периода коррекции.

На Фиг.10 - показано размещение карточек и совмещение трафарета с карточкой одного из детей группы - Светланы, карточка которой выделена штриховкой в начале периода коррекции.

На Фиг.11 - показано размещение карточек и совмещение трафарета с карточкой одного из детей группы - Светланы, карточка которой выделена штриховкой в середине периода коррекции.

На Фиг.12 - показано размещение карточек и совмещение трафарета с карточкой одного из детей группы - Светланы, карточка которой выделена штриховкой в конце периода коррекции.

На Фиг.13 а, б, в - показана форма человечков на карточке, раскрашивание фигурок, дезадаптированным подростком Аленой в начале, середине и в конце периода коррекции.

На Фиг.14 а, б, в - показана форма человечков на карточке, раскрашивание фигурок ребенком группы Светланой, в начале, середине и в конце периода коррекции.

На фигурах представлены следующие обозначения: 1 - ствол, 2 - крона, 3 - карточка в форме прямоугольника детей группы, 4 - карточка в форме круга дезадаптированного подростка, 5 - карточка ребенка группы Светланы - заштрихована. А, Б, Б, Г - радиусы круга-трафарета, Д - зона кроны древа за пределами трафарета.

Цвета: 6 - синий, 7 - зеленый, 8 - красный, 9 - желтый, 10 -коричневый, 11 - черный.

12 - крупный размер деталей изображения, при сильном нажиме, четко прорисованные губы, 13 - использованы спектрально контрастные цвета с резкими угловатыми линиями, 14 - яркие линии, 15 - изображены пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы, 16 -изображены глаза с пустыми глазницами, 17 - четко-резкие штрихи.

Термины используемые в заявке.

Вожатый - подросток, ребенок, получивший определенные навыки работы со сверстниками или младшими детьми, действующий в короткий период (летний сезон в лагере отдыха, в реабилитационный период) под патронажем педагога и при информировании детского коллектива о его статусе, и выполняющий поручения в ходе организации досуга, социально-значимых и других мероприятий по коллективной и индивидуальной деятельности.

Вожатый (возжаться) - знаться, дружиться, водиться, вливаться во что-то (Вл. Даль. Толковый словарь живого великого русского языка, том 1. стр.224. Москва «Русский язык». 1981).

Дезадаптированный подросток - подросток, у которого нарушен процесс социализации, имеются проблемы «со стороны взаимодействия личности и среды» (Андреева Г.М. Социальная психология. 2002).

Интеграция - процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединение национальных хозяйств 2-х и более государств. Современный словарь иностранных слов: 20000 слов - 3-е изд. - М.:Рус.яз.;2 000.

Комфортность - состояние уюта и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе деятельности (Российская энциклопедия по охране труда. Общее редактирование Н.И. Маркин. ЭНАС, 2006).

Коррекция (Психокоррекция) - деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимися жизненным условиям (электронный ресурс hhtp //m.wikipedia.org).

Ребенок-инвалид - ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением психо-физического развития.

Социализация - это процесс во время которого индивидуумы интегрируются в существующее общество (Социальная педагогическая психология. А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. Спб.: Питер, 1999).

Социализация - процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (Психолого-педагогический словарь. В.А. Мижериков. Ростов-на-Дону, 2000).

Сплоченность - характеристика внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения, оценок, установок, и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом (Краткий словарь-справочник но психологии. РУДЫ, 2004).

Тестируемые - дети группы и дезадаптированный подросток -вожатый.

Способ осуществляется следующим образом.

Создают группу или несколько групп, в которые вводят детей с пониженными возможностями социализации: детей находящихся в трудной жизненной ситуации и/или детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждую группу вводят дезадаптированного подростка в статусе вожатого, с которым предварительно проводят подготовительную работу. Предварительно проводят обучение дезадаптированных подростков, которые будут вожатыми. Обучение включает совместные мероприятия, позволяющие будущим вожатым и специалистам лучше понять друг друга: посещают выставки, беседы о психологических особенностях детей, совместно просматривают и обсуждают фильмы.

Начинается обучение с моделирования ситуаций, идентичных проблемам, трудностям, переживаемым детьми с отклонением в здоровье и с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Изучаются возможности помощи этим детям, что позволяет- подросткам, идентифицировать проблемы, найти пути решения своих, зачастую искусственно усложненных.

В течение всей подготовки ведется наблюдение гласно, а в случае отказа подростка негласно за дезадаптированным подростком - вожатым. За ним наблюдает социальный педагог или педагог-психолог и ненавязчиво работает над эмоциональной сферой и формированием позитивных установок на общение.

Будущим вожатым объясняется, что они «сами руководят» в коллективе, а социальные педагоги и педагоги-психологи выполняют функцию консультантов и помогают в случае необходимости. В конце каждого дня идет обсуждение предстоящего дня, и педагоги предлагают свою помощь в проведении того или иного мероприятия. Решают практические задачи по предотвращению и решению возникающих конфликтов и трудностей с моделированием ситуаций.

Процесс коррекции психоэмоциональных нарушений и поведения у созданных групп детей осуществляют в период коррекции который может проходить в условиях л