Способ психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, и может быть применено для психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста. Для психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста проводят оценку психического и неврологического состояния ребенка. В качестве симптомов психического состояния пациента оценивают состояние сферы когнитивных функций: игры, мышления, памяти, речи, состояние сферы психической активности: целеориентированного поведения, волевых желаний, побуждений, работоспособности, состояния эмоциональной сферы, сферы влечения, сенсорики, нарушения восприятия: акоазмы, фотопсии, галлюцинации, самосознания и состояние сферы социального поведения: нарушения коммуникаций, аутистические признаки, социальные навыки. В качестве симптомов неврологического состояния пациента оценивают состояние сферы неврологических знаков, моторики и состояние сферы исходного вегетативного тонуса - ваготонии и симпатотонии. Оценку каждого симптома осуществляют в баллах от 0 до 7. Подсчитывают суммарное значение среднего балла выявленных симптомов по каждой сфере, отражающего тяжесть психического и неврологического состояния пациента. Суммируют средние баллы по каждой сфере и определяют тяжесть состояния в соответствии с установленными значениями, а именно при суммарном значении средних баллов от 0 до 9 оценивают психическое состояние как практическое здоровье ребенка; при оценке от 10 до 18 баллов - оценивают как наличие пограничных психических расстройств, от 19 до 27 баллов - как легкую тяжесть психических расстройств, от 28 до 36 - как умеренную, от 37 до 45 баллов - как среднюю, от 46 до 54 - как тяжелую, от 55 до 63 баллов оценивают психическое состояние как крайне тяжелую степень психических расстройств. Способ позволяет повысить точность оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста за счет использования дифференциально-диагностических критериев симптомов психических нарушений. 1 табл., 4 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, и может быть применено для качественной и количественной психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста.

Известен способ диагностики психического состояния с помощью шкалы PANSS (Kay S.R., Fiszbein A., Opler L.A. The Positive and Negative rating Scale (PANSS) for schizophrenia. // Schizophr.Bull. 1987, vol.13, p.261-276), которая позволяет количественно оценить психическое состояние больных шизофренией по 5 ведущим сферам расстройств: негативные и позитивные симптомы, нарушения мышления, импульсивность, агрессия и депрессия, а также шкалу общей психопатологии. Недостатком этой шкалы является ограниченность ее применения у детей раннего возраста или же у взрослых больных при других нозологических формах.

Известен способ оценки психического состояния детей путем учета негативных и позитивных симптомов психического состояния пациента, а именно нарушений мышления, импульсивности, агрессии и депрессии: Глоссарий психических расстройств детского возраста (Глоссарий психических расстройств детского возраста: Методические рекомендации / Ковалев В.В., Козловская Г.В. - Утверждены Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники МЗ СССР 2 августа 1976 г. - 100 с.). Однако этот способ не нашел широкого применения из-за того, что в Глоссарии не была предусмотрена количественная оценка, он не мог быть использован в качестве формализованной схемы истории болезни. Кроме того, за прошедшее время были получены новые данные о формах и динамике течения психических расстройств в детском возрасте, которые в данном способе не учитываются, что влияет непосредственно на точность оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста.

Техническим результатом изобретения является повышение точности оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста за счет использования формализованной схемы истории болезни, включающей в себя перечень нарушений как психических, так и неврологических симптомов.

Технический результат достигается тем, что для психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста, проводят учет негативных и позитивных симптомов психического состояния пациента, а именно нарушений мышления, импульсивности, агрессии и депрессии, причем оценку негативных и позитивных симптомов проводят в процессе определения психического и неврологического состояния пациента по девяти сферам, при этом психическое состояние пациента оценивают следующим образом:

- выявляют состояние сферы когнитивных функций, а именно: наличие симптомов неустойчивого внимания, гиперметаморфоза внимания, псевдоглухоты, наличие задержанной или извращенной или стереотипной игры, замедленного или ускоренного темпа, обрывов мыслей, разноплановости мышления, его соскальзывания, в виде наплывов и автоматизма, метафизической интоксикации, резонерства, рефлексии, навязчивых мыслей, сверхценных образований, патологического фантазирования, бредовых расстройств, критичности мышления, наличие снижения памяти, или гипермнезии, или ее избирательности, или конфабуляции, псевдореминисценции, наличие ускоренного или замедленного темпа речи с олигофазией или многоречивостью ее содержания и особенностей ее формирования - задержанной, переслаиваемой или алалии, а также наличия эхолалий, мутизма, заикания, шизофазии, персервераций, вербигераций или штампованной речи;

- выявляют состояние сферы психической активности, а именно наличие симптомов сниженного или повышенного или пародоксального целеориентированного поведения, повышенных, сниженных, искаженных или импульсивных волевых желаний, побуждений, повышенной, сниженной или искаженной работоспособности,

- выявляют состояние эмоциональной сферы, а именно наличие симптомов неадекватности, парадоксальности, гипер- и гипочувствительности эмоционального резонанса, раздражительной слабости, лабильности, дистимии, депрессии, болезненной анестезии, дисфории, повышенной гипертимии, мании, раптусов, страхов, тревожных расстройств, панических реакций, амбивалентности, дефицитарности, апатии, безрадостности, суточных и сезонных колебаний эмоций;

- выявляют состояние сферы влечения, а именно наличие симптомов булимии, анорексии, симптомов пика, ухода, бродяжничества, поджогов, копролалии, аутоагрессии, суицидального поведения, сексуализированного поведения, внешней агрессии, влечения к алкоголю, наркотикам, виктимного поведения, самооговоров, оговоров, клептомании;

- выявляют состояние сенсорной сферы, а именно наличие симптомов задержки формирования пространственного восприятия, гиперестезии, гипестезии, парадоксальных ощущений, сенсопатий, сенестопатий;

- выявляют состояние сферы восприятия, а именно наличие симптомов акоазмов, фотопсии, иллюзий слуховых и зрительных, истинных и псевдо галлюцинаций зрительных, слуховых, обонятельных, телесных и висцеральных, расстройство самосознания - деперсонализацию, дереализацию, дисморфофобию, психосензорные расстройства, раздвоение «Я» или отсутствие «Я», чувство постороннего, чувство «сделанности», отрицание витальности;

- выявляют состояние сферы социального поведения, а именно симптомов нарушения коммуникаций: наличия амбитендентности, отвержения, негативизма, индифферентности и импульсивности поведения, аутистических признаков - феномена тождества, ритуалов, протодиакризиса, псевдоглухоты и стереотипии в речи, моторике, социальных навыков: задержанных или искаженных - опрятности, самообслуживания, пищевого или социального поведения;

а неврологическое состояние пациента оценивают, выявляя нарушения в сфере моторики, а именно, наличие симптомов гипомимии, парамимии, гримас, неловкой или вычурной мелкой моторики или крупной моторики - ловкости, походки, координации, наличие нелокализованных неврологических знаков - глазодвигательных симптомов, приступов «ухода взора», миоклоний, диффузной мышечной гипотонии, мышечной дистонии, хореоподобных симптомов, задержки редукции лабиринтных рефлексов, рефлекса отталкивания, мерцающего правостороннего гемисиндрома, а также наличие синдромов нарушений в развитии: задержанной или опережающей моторики, гипердинамического синдрома, заторможенности, ступора, тиков, стереотипии, кататонии, судорог и отсутствие контроля тазовых функций,

- затем выявляют нарушения в сфере вегетатики - исходного вегетативного тонуса, а именно, наличие симптомов ваготонии по эритематозному цвету кожи, мраморности ее сосудистого рисунка, красного дермографизма, дистального гипергидроза, по состоянию терморегуляции - наличия температуры тела менее 36 градусов, теплых кистей и стоп, затяжного субфебрилитета при инфекциях, по состоянию метеочувствительности - повышенной переносимости холода и пониженной переносимости жары, по состоянию глаз - их сниженному блеску, суженным глазным щелям и зрачкам, игре зрачков и усиленному слезоотделению, по состоянию сердечно-сосудистой системы - наличию лабильной брадикардии, по состоянию дыхательной системы - замедленной частоте дыхания и наличию повторяющихся вздохов, по состоянию пищеварительной системы - сниженному аппетиту, усиленному слюноотделению, наличию срыгиваний и рвоты, спастических запоров, газообразования и повышенной массе тела, по состоянию мочевыделительной системы - сниженной потребности в воде, наличию пастозности и редких мочеиспусканий, по состоянию иммунной системы - наличию частых аллергических реакций и увеличенных, рыхлых лимфатических желез, по состоянию системы сна и бодрствования - наличию глубокого сна и ритма совы,

а также наличие симптомов симпатотонии по состоянию белого цвета кожи, не выраженности сосудистого рисунка, белого дермографизма, сухости кожи, по состоянию терморегуляции - наличию обычной температуры тела более 36,7 градусов, холодных кистей и стоп, более 38 градусов температуры при инфекциях, по состоянию метеочувствительности - сниженной переносимости холода, и повышенной переносимости жары, по состоянию глаз - их усиленному блеску, расширенных глазных щелей и зрачков, игры зрачков и сниженному слезоотделению, по состоянию сердечно-сосудистой системы - наличию лабильной тахикардии, по состоянию дыхательной системы - ее учащенной частоте, по состоянию пищеварительной системы - повышенному аппетиту, уменьшенному слюноотделению, отсутствию срыгивания и рвоты, наличию слабой перистальтики и атонических запоров и сниженной массы тела, по состоянию мочевыделительной системы - повышенной потребности в воде, отсутствию пастозности и наличию частых мочеиспусканий, по состоянию иммунной системы - наличию редких аллергических реакций и не увеличенных лимфатических желез, по состоянию системы сна и бодрствования - наличию поверхностного сна и ритма жаворонка,

выражают симптомы по степени их тяжести в баллах от 0 до 7 при этом 0 - отсутствие симптома и никогда не было; 1 - практически здоров; в настоящее время совершенно не болен, симптом был кратковременно в прошлом; 2 - пограничное психическое расстройство, сомнительная патология - симптом проявляется редко 1-2 раза в год, самостоятельно проходит; 3 - легко болен, симптом возникает 1-2 раза в месяц; лечения не требуется; 4 - умеренно болен - симптом возникает в ситуации стресса, не чаще 1-2 раз в неделю, не определяет поведение больного, состояние может быть преодолено психотерапевтическими приемами; 5 - средней тяжести - симптом наблюдается постоянно, поведение может быть упорядоченным, с трудом удерживает самоконтроль; эффективно лечение небольшими дозами, седативных препаратов; 6 - тяжело болен - симптом наблюдается постоянно, мешает нормальному общению с окружающими; необходимо постоянное лечение; 7 - крайне тяжело болен - расстройство полностью определяет состояние больного, который не способен к контролю своего поведения, эмоций; социально дезадаптирован, инвалид, подсчитывают суммарное значение среднего балла, выявленных симптомов по каждой сфере, отражающего тяжесть психического и неврологического состояния пациента, затем суммируют средние баллы по девяти сферам и определяют тяжесть состояния в соответствии с установленными значениями, а именно при суммарном значении средних баллов от 0 до 9 оценивают психическое состояние как практическое здоровье ребенка; при оценке от 10 до 18 баллов оценивают как наличие пограничных психических расстройств, от 19 до 27 баллов - как легкую тяжесть психических расстройств, от 28 до 36 - как умеренную, от 37 до 45 баллов - как среднюю, от 46 до 54 - как тяжелую, от 55 до 63 баллов оценивают психическое состояние как крайне тяжелую степень психических расстройств.

Способ осуществляется следующим образом.

Заявляемый «Протокол клинического наблюдения», далее «Протокол», представляет собой комплект регистрационных таблиц для формализованной качественной и количественной оценки психического статуса ребенка. Вся шкала разделена по сферам психической деятельности, сформированным в виде таблиц. В протоколе отмечают физическое состояние ребенка, которое исследуют при поступлении ребенка. Определяют вес, рост, температуру тела, артериальное давление, проводят общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови, электрокардиограмму. Затем у ребенка исследуют все стороны психического и неврологического состояния по девяти сферам: когнитивные функции, психическую активность, эмоции, влечения, сенсорику, нарушение восприятия, социальное поведение, а также неврологические знаки, моторику и вегетатику. При этом исследование всех симптомов по девяти сферам проводят по общепринятым методикам, описанным в специальных изданиях: «Руководство по психиатрии. В 2 томах. Под редакцией А.С. Тиганова и др., М.: Медицина, 1999, С.17-407»; «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под редакцией С.Ю. Циркина, СПб, Изд. «Питер», 1999, С.151-627»; «Вегетативные расстройства. Под. ред. А.М. Вейна, М.: Медицина, 1998, С.7-98»; «Бадалян Л.О. и др. Руководство по неврологии раннего детского возраста, Киев: Здоровья, 1980, С.5-108.». В первую очередь проводят исследование когнитивных нарушений, выявляя расстройства внимания, разнообразные нарушения мышления, игры, памяти и нарушения развития речи. А именно определяют наличие симптомов неустойчивого внимания, гиперметаморфоз внимания, псевдоглухоту, наличие задержанной или извращенной или стереотипной игры, замедленного или ускоренного темпа мышления, обрывов мыслей, разноплановости мышления, его соскальзываний, наплывов и автоматизмов, метафизической интоксикации, резонерства, рефлексии, навязчивых мыслей, сверхценных образований, патологического фантазирования, бредовых расстройств, снижение критичности мышления, наличие снижения памяти, или гипермнезии, или ее избирательности, или конфабуляций, псевдореминисценций, наличие ускоренного или замедленного темпа речи с олигофазией или многоречивостью ее содержания и особенностей ее формирования - задержанной, переслаиваемой или алалии, а также наличия эхолалий, мутизма, заикания, шизофазии, персервераций, вербигераций или штампованной речи. Оценивают степень тяжести нарушений выявленных симптомов в баллах от 0 до 7, как указано в таблице 1.

Таблица 1
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИМПТОМОВ
0 - отсутствие симптома, никогда его не было
1 - практически здоров; в настоящее время совершенно не болен, симптом был кратковременно в прошлом
2 - пограничное психическое расстройство, сомнительная патология симптом может быть редко 1-2 раза в год, самостоятельно проходит
3 - легко болен, симптом возникает 1-2 раза в месяц; лечение не требуется
4 - умеренно болен - симптом возникает редко в ситуации стресса, не чаще 1-2 раз в неделю, не определяет поведение больного, состояние может быть преодолено психотерапевтическими приемами
5 - средней тяжести - симптом наблюдается постоянно, поведение может быть упорядоченным, с трудом удерживает самоконтроль; эффективно лечение небольшими дозами седативных препаратов
6 - тяжело болен - симптом наблюдается постоянно, мешает нормальному общению с окружающими; необходимо постоянное лечение
7 - крайне тяжело болен - расстройство полностью определяет состояние больного, который не способен к контролю своего поведения, эмоций; социально дезадаптирован, инвалид

Шкала оценки тяжести нарушений позволяет проследить и количественно оценить не только выраженное психическое расстройство, но и промежуточные состояние риска с наличием отдельных симптомов, еще не укладывающихся в классическую картину развернутого синдрома. Отсутствие расстройства обозначается в баллах цифрой 0, отсутствие симптома при наличии его в прошлом - цифрой 1, сомнительная патология - цифрой 2. Пограничным уровнем тяжести, когда в разное время у пациента могут возникать кратковременные проявления симптома, оценивается как 3. Следующий уровень - 4 - соответствует ситуации, когда имеет место систематическое появление отдельного расстройства, то есть каждый раз при попадании ребенка в непривычную ситуацию, сопровождающуюся волнением, переживанием стресса, вызывает у пациента появление соответствующих симптомов. Уровни от 4 до 7 характеризуют нарастание интенсивности болезненных проявлений по времени, в течение которых они наблюдаются, а также тяжесть декомпенсации.

Наличие выявленных отклонений отмечают в соответствующей строке Протокола баллом в соответствии с таблицей оценки тяжести состояния.

Затем выявляют оценку тяжести состояния сферы когнитивных функций путем подсчета среднего балла по CGI (суммируют баллы, выставленные, в соответствии с таблицей оценки тяжести состояния выявленного симптома, и полученную сумму делят на количество выявленных симптомов в данной сфере).

После чего определяют у ребенка расстройства психической активности. То есть, наличие симптомов сниженного или повышенного или пародоксального целеориентированного поведения, повышенных, сниженных, искаженных или импульсивных волевых желаний, побуждений, повышенной, сниженной или искаженной работоспособности. Определение указанных симптомов проводят с помощью тестов, описанных в руководствах, указанных выше. Оценивают степень тяжести нарушений выявленных в процессе исследования симптомов в баллах от 0 до 7, по таблице 1 и тяжесть состояния сферы психической активности, рассчитывая средний балл по CGI, как указано выше.

После чего оценивают состояние тяжести симптомов сферы эмоций, а именно выявляют наличие симптомов неадекватности, парадоксальности, гипер- и гипочувствительности эмоционального резонанса, раздражительной слабости, лабильности, дистимии, депрессии, болезненной анестезии, дисфории, повышенной гипертимии, мании, раптусов, страхов, тревожных расстройств, панических реакций, амбивалентности, дефицитарности, апатии, безрадостности, суточных и сезонных колебаний эмоций. Оценивают степень тяжести нарушений, выявленных в процессе обследования симптомов в баллах от 0 до 7 по таблице 1, а затем тяжесть состояния эмоциональной сферы, рассчитывая средний балл по CGI.

Далее оценивают по состоянию тяжести симптомов сферу влечений, а именно выявляют наличие симптомов булимии, анорексии, симптомов пика, ухода, бродяжничества, поджогов, копролалии, аутоагрессии, суицидального поведения, сексуализированного поведения, внешней агрессии, влечения к алкоголю, наркотикам, виктимного поведения, самооговоров, оговоров, клептомании. Оценивают степень тяжести нарушений, выявленных в процессе обследования симптомов, в баллах от 0 до 7 по таблице 1 и тяжесть состояния сферы влечения, рассчитывая средний балл по CGI.

Затем оценивают сенсорную сферу по состоянию тяжести симптомов, а именно выявляют наличие задержки формирования пространственного восприятия, гиперестезии, гипестезии, парадоксальных ощущений, сенсопатий, сенестопатий. Оценивают степень тяжести нарушений, выявленных в процессе обследования симптомов, в баллах от 0 до 7 по таблице 1 и тяжесть состояния сенсорной сферы, рассчитывая средний балл по CGI.

После чего оценивают по состоянию тяжести симптомов состояние сферы восприятия, выявляя наличие акоазмов, фотопсии, иллюзий слуховых и зрительных, истинных и псевдогаллюцинаций зрительных, слуховых, обонятельных, телесных и висцеральных, нарушений самосознания - деперсонализации, дереализации, дисморфофобии, психосензорных расстройств, раздвоению «Я» или отсутствию «Я», наличию чувства постороннего, чувства «сделанности», отрицанию витальности. Оценивают степень тяжести нарушений, выявленных в процессе обследования симптомов в баллах от 0 до 7 по таблице 1 и тяжесть состояния сферы восприятия, рассчитывая средний балл по CGI.

И, наконец, оценивают состояние тяжести симптомов сферы социального поведения, выявляя нарушение коммуникаций: наличию амбитендентности, отвержения, негативизма, индифферентности и импульсивности поведения, аутистических признаков - феномена тождества, ритуалов, протодиакризиса, псевдоглухоты и стереотипии в речи и моторике, задержанных или искаженных социальных навыков: опрятности, самообслуживания, пищевого или социального поведения. Оценивают степень тяжести нарушений симптомов, выявленных в процессе обследования ребенка, в баллах от 0 до 7 по таблице 1 и тяжесть состояния сферы социального поведения, рассчитывая средний балл по CGI.

Затем у ребенка исследуют все стороны неврологического состояния. Определяют нарушения в сферах «неврологические знаки», моторика, исходный вегетативный тонус: ваготонию и симпатотонию. Неврологическое состояние оценивают согласно традиционным направлениям, в котором учитываются нарушения в сфере моторики, в частности, выявляют наличие симптомов гипомимии, парамимии, гримас, неловкой или вычурной мелкой моторики, или крупной моторики - ловкости, походки, координации, наличие нелокализованных неврологических знаков, а именно, глазодвигательных симптомов - приступов «ухода взора», миоклоний, диффузной мышечной гипотонии, мышечной дистонии, хореоподобных симптомов, задержки редукции лабиринтных рефлексов, наличие рефлекса отталкивания, мерцающего правостороннего гемисиндрома, а также синдромов нарушений в развитии моторики - гипердинамического синдрома, заторможенности, ступора, тиков, стереотипии, кататонии, судорог и отсутствие контроля тазовых функций. Оценивают степень тяжести нарушений, выявленных в процессе обследования симптомов, в баллах от 0 до 7 по таблице 1 и тяжесть состояния сферы моторики, рассчитывая средний балл по CGI.

Далее выявляют нарушения в сфере вегетатики - исходного вегетативного тонуса, а именно выявляя тяжесть состояния симптомов ваготонии по состоянию кожи - ее эритематозному цвету, мраморности сосудистого рисунка, красного дермографизма, дистального гипергидроза, по состоянию терморегуляции - наличию обычной температуры тела менее 36 градусов, теплых кистей и стоп, затяжного субфебрилитета при инфекциях, по состоянию метеочувствительности - повышенной переносимости холода, и пониженной переносимости жары, по состоянию глаз - их сниженному блеску, суженных глазных щелей и зрачков, игры зрачков и усиленному слезоотделению, по состоянию сердечно-сосудистой системы - наличию лабильной брадикардии, по состоянию дыхательной системы - ее замедленной частоте дыхания и наличию вздохов, по состоянию пищеварительной системы - сниженному аппетиту, усиленному слюноотделению, наличию срыгиваний и рвоты, спастических запоров, газообразования и повышенной массы тела, по состоянию мочевыделительной системы - сниженной потребности в воде, наличию пастозности и редких мочеиспусканий, по состоянию иммунной системы - наличию частых аллергических реакций и увеличенных, рыхлых лимфатических желез, по состоянию системы сна и бодрствования наличию глубокого сна и ритма совы. Затем также оценивают тяжесть симптомов симпатотонии, выявляя по состоянию кожи - ее белого цвета, не выраженность сосудистого рисунка, белого дермографизма, сухости кожи, по состоянию терморегуляции - наличие обычной температуры тела более 36,7 градусов, холодных кистей и стоп, более 38 градусов температуры при инфекциях, по состоянию метеочувствительности - сниженной переносимости холода, и повышенной переносимости жары, по состоянию глаз - их усиленному блеску, расширенных глазных щелей и зрачков, игры зрачков и сниженному слезоотделению, по состоянию сердечно-сосудистой системы - наличию лабильной тахикардии, по состоянию дыхательной системы - ее учащенной частоте, по состоянию пищеварительной системы - повышенному аппетиту, уменьшенному слюноотделению, отсутствию срыгиваний и рвоты, наличию слабой перистальтики и атонических запоров и сниженной массы тела, по состоянию мочевыделительной системы - повышенной потребности в воде, отсутствию пастозности и наличию частых мочеиспусканий, по состоянию иммунной системы - наличию редких аллергических реакций и не увеличенных лимфатических желез, по состоянию системы сна и бодрствования - наличию поверхностного сна и ритма жаворонка. Оценивают степень тяжести нарушений, выявленных в процессе обследования симптомов ваготонии и симпатотонии, в баллах от 0 до 7 по таблице 1 и тяжесть состояния сферы вегетатики, рассчитывая средний балл по CGI.

Известны три типа вегетативного ответа: эйтония, симпатотония, ваготония. Эйтония означает сбалансированность вегетативного ответа, и соответствует уровню практического здоровья. В тех случаях, когда регистрируются разнонаправленные ответы между разными системами жизнедеятельности, то судят о наличии «амфотонии», при которой наблюдаются сдвиги регуляции в обеих ветвях вегетативной нервной системы (ВНС). Обнаруживаемые изменения вегетативных ответов свидетельствуют о дисфункции и нарушении созревания ВНС, либо о вторичной вегетативной патологии в рамках различных заболеваний. При сбалансированном проявлении вегетативных признаков состояние оценивают как эйтонию.

Состояние ребенка оценивают по всем 9 сферам расстройств. Суммируют средние баллы по 9 сферам и делают заключение о психическом состоянии здоровья ребенка. При этом суммарное значение средних баллов от 0 до 9 психическое состояние оценивают как практическое здоровье ребенка; при сумме баллов от 10 до 18 - оценивают как наличие пограничных психических расстройств, от 19 до 27 баллов - как легкую тяжесть психических расстройств, от 28 до 36 - как умеренную, от 37 до 45 баллов - как среднюю, от 46 до 54 - как тяжелую, от 55 до 63 баллов оценивают психическое состояние как крайне тяжелую степень психических расстройств.

По каждой сфере выставляется средний балл нарушений, который рассчитывается как среднее арифметическое от суммы всех выставленных оценок симптомов. Если в итоге получается не целое число, то цифровое значение округляется до целого в соответствии с существующими математическими правилами (если число равно или меньше 0,5, то число округляется до целого меньшего числа, если значение выше 0,5, то округление идет до следующего, целого числа). Подсчитывая среднее арифметическое от суммы всех оценок в отдельной сфере, судят о нарушении этой отдельной сферы. В конце Протокола суммируются оценки по всем 9 психическим сферам. По этой итоговой оценке судят о состоянии психического здоровья ребенка в целом.

Примеры реализации способа.

Пример 1. Дмитрий В. 14 лет. Наблюдается с диагнозом детский аутизм. Пробанд от 5 беременности, 3 срочных родов. Вес при рождении 3320, длина 54 см. Моторное развитие шло с небольшим опережением: голову держит с 2 недель, поворачивается с 4 месяцев, сидит с 7, встал, пошел в 9 месяцев. Доречевое развитие своевременное, к 10 месяцам появился активный лепет, слоги. Навыки опрятности сформировались к концу 1 года.

Специфические особенности развития в виде отдельных симптомов отмечались с раннего возраста в виде гиперестезии (непереносимости прикосновений), синдрома тождества. В 10 месяцев состояние постепенно изменилось. Внимание стало неустойчивым. Появились приступы «уходов в себя» без потери сознания. Отмечались импульсивность, псевдоглухота при нормальном слухе. Временами возникали, в виде очерченных эпизодов в течение дня, приступы возбуждения с полевым поведением. К году состояние еще более ухудшалось. Часто был возбужденным, или же погруженным в свои переживания, совершал стереотипные движения в виде выдергивания ниток из тканей. На обращения реагировал не сразу, после 4-6 обращений.

К году перестал произносить слоги, затем полностью утратил речь. Фразовая речь не появлялась до 5 лет. Игра длительное время была стереотипной. С 3 лет играл в колеса, катал по полу, пробовал катать и другие игрушки. В поведении обращала внимание чрезмерная аккуратность, не переносил малейшей грязи на руках.

В 3,5 года был впервые стационирован в ДПБ №6. Получал лечение сонапаксом, церебролизином. В период пребывания в стационаре стал прятать руки за спину, ничего не брал руками. Длительное время и после выписки, если хотел что-то попросить у мамы, толкал ее плечом, объяснялся жестами. В дальнейшем состояние оставалось тяжелым до 5 лет, на фоне которого отмечались сезонные экзацербации. Поведение определяли проявления протодиакризиса, симптомы тождества, аутизма.

В связи с диспепсическими явлениями, возникающими при приеме молочной пищи, в 4,5 года обследовался в НИИ педиатрии: была выявлена непереносимость глютенов, казеина. Начал получать специальную диету, козье молоко. С этого времени улучшилось соматическое состояние, а в дальнейшем стало улучшаться и психическое состояние. С 5,5 лет появилась речь короткой фразой. В 6 лет начал улыбаться близким, подавать руку, вступать в элементарный контакт. Для уточнения диагноза и подбора терапии был направлен на консультацию в НЦПЗ РАМН.

Проведена оценка состояния ребенка согласно заявляемому способу, и данные были занесены в Протокол.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
I. КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ 2006 2009 2011
Нарушения внимания
Неустойчивое 5 4 4
Гиперметаморфоз внимания
Псевдоглухота 5 4 4
Игра
Задержанная 5 4 4
Извращенная 5 4 4
Стереотипная 5 4 4
Мышление
Темп Замедленное 5 4 4
Ускоренное
Обрывы мыслей 5 4 4
Разноплановость 5 4 4
Соскальзывания 5 4 4
Наплывы, автоматизмы
Метафизическая интоксикация
Резонерство
Рефлексия
Навязчивые мысли
Сверхценные образования
Патологическое фантазирование 5 4 4
Бредовые расстройства
Критичность 5 4 4
Память
Снижение
Гипермнезия 5 4 4
Избирательность 5 4 4
Конфабуляции, псевдореминисценции
Речь
Темп Ускоренная
Замедленная 5 4 4
Содержание Олигофазия 5 4 4
Многоречивость
Особенности формирования Задержанная 5 4 4
Переслаивание
Алалия
Эхолалии
Мутизм
Заикание, запинки 5 4 4
Шизофазия
Штампованная 5 4 4
Персеверация
Вербигерации
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 5 4 4
II. ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ 2006 2009 2011
Целеориентированное поведение
Сниженная
Повышенная
Парадоксальная 5 4 3
Волевые желания, побуждения
Повышенные
Сниженные 5 4 4
Искаженные 5 4 3
Импульсивность 5 3 2
Работоспособность
Повышенная
сниженная (утомляемость)
искаженная (парадоксальная) 5 4 4
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 5 4 3
III. ЭМОЦИИ 2006 2009 2011
Эмоциональный резонанс (неадекватность, парадоксальность, гиперчувствительность, гипочувствительность) (нужное подчеркнуть) 4 4 4
Раздражительная слабость 4 1 1
Лабильность
Дистимия
Депрессия (тоска)
Анестезия болезненная
Дисфория
Повышенные (гипертимия, мания)
Мания
Раптусы
Страхи
Тревожные расстройства 4 4 4
Панические реакции
Амбивалентность 4 1 1
Дефицитарность 4 4 4
Апатия
Безрадостность (ангедония) 4 4 4
Суточные колебания 4 4 4
Сезонные колебания
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 4 3 3
IV. ВЛЕЧЕНИЯ 2006 2009 2011
Анорексия
Булимия
Симптом пика
Уходы
Бродяжничество
Поджоги
Копролалия
Аутоагрессия
Суицидальное поведение
Сексуализированное поведение 5 3 3
Внешняя агрессия
Влечение к алкоголю, наркотикам
Виктимное поведение
Самооговоры, оговоры
Клептомания
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 5 3 3
V. СЕНСОРИКА 2006 2009 2011
Задержка формирования (пространственного восприятия) 4 3 3
Гиперестезия
Гипестезия
Парадоксальные ощущения
Сенсопатии (алгии)
Сенестопатии
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 4 3 3
VI. НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ 2006 2009 2011
1. Акоазмы, фотопсии
2. Иллюзии (слуховые, зрительные)
3. Галлюцинации (истинные, псевдо)
Зрительные
Слуховые
Обонятельные
Телесные
Висцеральные
4. Самосознание
Деперсонализация 3 2 2
Дереализация
Дисморфофобия
Психосензорные расстройства
Раздвоение "Я"
Отсутствие "Я"
Чувство постороннего
Чувство «сделанности»
Отрицание витальности
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 3 2 2
VII. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2006 2009 2011
А. Нарушение коммуникаций (с матерью, детьми, взрослыми) (нужное подчеркнуть)
Амбитендентность
Отвержение
Негативизм 5 5 4
Индифферентность 5 5 4
Импульсивность поведения 5 5 4
Б. Аутистические признаки (эмоциональные, игровые, телесные, зрительные, тотальные) (нужное подчеркнуть)
Феномен тождества 5 5 4
Ритуалы
Протодиакризис 5 3 2
Псевдоглухота 5 5 4
Стереотипии (речи, моторики)
В. Социальные навыки (опрятность, самообслуживание, пищевое, социальное поведение) (тип навыка подчеркнуть)
Задержанные 5 5 4
Искаженные 5 5 4
Оценка тяжести по CGI (средний балл) 5 5 4
НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
VIII. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ И МОТОРИКА 2006 2009 2011
Мимика (г