Способ оздоровления часто болеющих детей
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для оздоровления детей часто болеющих острыми респираторными заболеваниями. Для этого предварительно проводят ингаляции высокодисперсного сухого аэрозоля хлорида натрия с помощью галоингалятора «Галонеб». Для детей в возрасте 5-7 лет используют первый режим генерации с производительностью галоаэрозоля 0,5 мг/мин. Продолжительность такого воздействия составляет 5 минут. Для детей в возрасте 8-14 лет используют второй режим генерации (1 мг/мин) в течение 10 минут. Через 10-15 минут после галоаэрозольной терапии проводят дыхательный тренинг методом биологической обратной связи с помощью компьютерного аппаратно-программного комплекса КАПфс-БОС-«БИОСВЯЗЬ» кардиопульмонологического. Для детей в возрасте 5-7 лет продолжительность тренинга составляет 10 мин, для детей 8-14 лет - 15 мин. Курс оздоровления составляет 10-12 ежедневных процедур. Способ позволяет сократить сроки оздоровления данной категории детей за счет потенцированного терапевтического эффекта, обусловленного выбранным режимом сочетанного воздействия указанных физических факторов. 2 пр.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области медицины, в частности педиатрии, и может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, оздоровительный центр, санаторий, санаторный оздоровительный лагерь) для оздоровления детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями.
В последнее десятилетие отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, социально значимой патологии, ухудшением показателей физического развития, снижением числа абсолютно здоровых детей [Шарапова О.В. 2006, Баранов А.А. 2007]. В структуре детской заболеваемости наиболее высокий удельный вес приходится на острые респираторные заболевания [Альбицкий В.Ю. 2008, R. Cohen et al 2005]. Известно, что на фоне частых острых респираторных заболеваний нарушается функциональная активность компенсаторных механизмов организма ребенка, снижается иммунологическая реактивность, возникает возможность формирования хронических очагов инфекции, снижаются показатели физического и нервно-психического развития.
В последние годы широко применяются различные медикаментозные методы профилактики острых респираторных заболеваний [Самсыгина Г.А. 2006, Гаращенко М.В. 2007, Артемова СЮ. 2008, Nowak D 1997, Harrison 2001]. Однако, учитывая возможность возникновения побочных реакций на фармакологические иммунокорректоры, приоритетное значение отводится комплексным немедикаментозным профилактическим программам, направленным на санацию хронических очагов воспаления, коррекцию функциональных отклонений, повышение адаптационных резервов организма.
Для профилактики острых респираторных заболеваний, обострений хронических заболеваний ЛОР-органов широко используются ингаляционная терапия, лекарственный электрофорез, ультразвуковая терапия, светолечение (Моторин В.В., 1991; Слободян Л.М. с соавт., 1993), тепло-грязелечение (Умарова Х.Т., Карачевцева Т.В., 1993.). Указанные методы оказывают местное санирующее воздействие и способствуют лишь частичному решению проблемы повторной заболеваемости ОРВИ. Чрезвычайно важны такие способы оздоровления часто болеющих детей, как бальнеотерапия, термотерапия (сауна) (Гуменер П.И., Кайсина О.В. с соавт., 1994, Хан М.А., Вахова Е.Л., 2006), интервальная гипоксическая тренировка (Касаткин В.Н., 1999; Михайлов Н.В., 1998), ароматерапия, биоуправляемая аэроионотерапия (Макарова З.С., 1999; Червинская А В., 2002, Хан М.А., Вахова Е.Л.), закаливание (Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. с соавт., 1988; Пуртов И.И., 1985; Нарсуллаева Г.М., 1999), лежащие в основе неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний, но тем не менее имеющие определенные недостатки, связанные прежде всего, с недоступностью для большинства лечебно-профилактических учреждений ввиду технических особенностей выполнения процедур (термотерапия, бальнеотерапия, закаливание), ограничений в проведении, связанных с индивидуальной непереносимостью эфирных масел (ароматерапия).
Неотъемлемой составляющей комплексных оздоровительных программ является лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, способствующие улучшению кровоснабжения тканей, окислительно-восстановительных процессов, повышению неспецифической резистентности детского организма (Х.Т. Умарова, Т.В. Карачевцева, 1993). Сегодня разработано и предлагается к применению большое количество методик дыхательной гимнастики с профилактической целью:
- методика лечебной физкультуры по Б.С.Толкачеву, включающая статические и динамические дыхательные упражнения с усиленным выдохом;
- методика волевой ликвидации глубокого дыхания по К.Б. Бутейко;
- методика волевого управления дыханием по Л.А. Исаевой и т.д.
Дети, освоившие методику в поликлинике, продолжают заниматься дома под контролем родителей (С.В. Хрущев, О.И. Симонова «Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания» // Учебное пособие. - С.215-236).
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ оздоровления детского организма путем дыхательного тренинга с помощью индивидуального ингалятора - тренажера Фролова. Данный метод, основанный на формировании навыка диафрагмального дыхания, кроме гипоксических и гиперкапнических тренировок позволяет проводить тренировку дыхательной мускулатуры с созданием сопротивления как в фазе вдоха, так и выдоха, улучшая вентиляцию и кровоток в альвеолах. С помощью индивидуального ингалятора - тренажера в организме обеспечивается газообмен, соответствующий оптимальным для оздоровления параметрам нормобарической гипоксии, оказывающей благоприятное действие на кинетику кислородного метаболизма, кислотно-основного состояния, повышение противовоспалительного потенциала. («Теория и практика оздоровительного дыхания» // Под общей редакцией д.м.н., проф. Цирельникова Н.И., Новосибирск, 2001, «Применение индивидуального ингалятора-тренажера при заболеваниях органов дыхания и вегето-сосудистой дистонии у детей» // Медицинская технология. - М., 2006. М.А. Хан; Е.Л. Вахова).
Недостатками данного способа являются:
1. Отсутствие объективного аппаратного контроля техники проведения дыхательного тренинга.
2. Отсутствие объективного аппаратного мониторирования физиологических параметров организма.
3. Отсутствие выработки навыка самоконтроля и саморегуляции в процессе проведения процедуры.
4. Отсутствие мотивации ребенка на выполнение тренировки.
5. Устройство является строго индивидуальным, что ограничивает возможности его широкого применения на амбулаторно-поликлиническом этапе профилактической помощи детям.
Техническим результатом предлагаемого способа оздоровления детей является повышение функциональных резервов, устойчивости организма ребенка к различным неблагоприятным внешним воздействиям, снижение частоты острых респираторных заболеваний у детей, улучшение их психоэмоционального состояния школьников и уровня физической подготовленности.
Указанный технический результат достигается путем ингаляций высокодисперсного сухого аэрозоля хлорида натрия с применением галоингалятора «Галонеб» для детей в возрасте 5-7 лет продолжительностью 5 мин, в 1 режиме генерации галоаэрозоля 0,5 мг/мин; для детей в возрасте 8-14 лет - в течение 10 мин, во 2 режиме генерации галоаэрозоля 1 мг/мин; с последующим, через 10-15 мин., проведением дыхательного тренинга методом биологической обратной связи от компьютерного аппаратно-программного комплекса КАПфс-БОС-«БИОСВЯЗЬ» кардиопульмонологического в течение 10 мин для детей в возрасте 5-7 лет, 15 мин - для детей в возрасте 8-14 лет курсом 10-12 ежедневных процедур.
В данном способе оздоровления используется аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия, оказывающая бактерицидное, противовоспалительное действие, стимулирующая защитные свойства респираторного тракта на всех уровнях, улучшающая психо-эмоциональное состояние пациента.
Дыхательный тренинг осуществляется метолом биологической обратной связи. Принцип обратной связи опирается на фундаментальный закон кибернетики, согласно которому эффективное функционирование любой управляемой системы зависит от возврата информации о результатах работы этой системы управляющему органу. Метод позволяет регистрировать электрофизиологические сигналы с поверхности тела пациента, характеризующие деятельность кардиореспираторной системы, усиливать и преобразовывать их в звуковые и зрительные элементы в режиме обратной связи. Непрерывный мониторинг частоты дыхания и частоты сердечных сокращений во время тренировки в сочетании с различными вариантами аудиовизуальных игровых демонстраций направлен на обучение и формирование навыка самоконтроля и саморегуляции пациента.
Особенностью предлагаемого способа является то, что диафрагмально-релаксационный тренинг с обратной связью, воздействующий на вегетативный баланс, функциональное состояние кардиореспираторной системы, сопровождается постоянным мониторингом физиологических параметров организма, использованием увлекательных игровых компьютерных сюжетов; позволяет достичь синхронизации работы сердца и фаз дыхательного цикла, максимального снижения пульса на выдохе, выработать навык саморегуляции функции органов и систем. Применение дыхательного тренинга, осуществляемого путем смены фазы вдоха на фазу пролонгированного выдоха при активном участии диафрагмы и мышц передней брюшной стенки, способствует увеличению сердечного выброса, повышению концентрации углекислого газа в альвеолярном пространстве, улучшая альвеолярно-перфузионное соотношение, рефлекторно снижая тонус гладкой мускулатуры бронхов.
Основное преимущество предлагаемого способа оздоровления заключается в проведении комплексного воздействия на организм ребенка физических факторов с целью санации верхних дыхательных путей и коррекции функциональных нарушений, а также - доступности, безопасности способа, возможности применения на всех этапах оздоровления детей (детские лечебно-профилактические, образовательные учреждения).
ОПИСАНИЕ СПОСОБА ЛЕЧЕНИЯ
Процедуры галоингаляций проводят в положении сидя на стуле перед галоингалятором «Галонеб» (ГИСА-01) через маску. Дыхательный маневр должен включать медленный глубокий вдох до достижения максимального объема дыхания, задержку дыхания на высоте вдоха на 2-3 сек и обычный спокойный выдох через нос и рот. Дыхательный маневр не предполагает развитие симптомов гипервентиляции, ощущений больным усталости и дискомфорта во время процедуры.
Первую процедуру всем детям проводят в течение 5 мин в 1 режиме генерации аэрозоля 0,5 мг/мин для определения реакции на проводимую процедуру. Далее детям в возрасте 5-7 лет процедуру проводят с теми же дозиметрическими параметрами на курс 10 ежедневных процедур, детям в возрасте 8-14 лет - продолжительностью 10 мин, во 2 режиме генерации галоаэрозоля 1 мг/мин; на курс 10-12 ингаляций ежедневно.
После проведения галоингаляций, через 10-15 мин, проводят процедуру диафрагмального тренинга поэтапно, в положении пациента сидя на специальном стуле. На первом этапе специалистом проводится обучение технике диафрагмального дыхания (без сигналов обратной связи). Вдох пациент делает произвольно, носом, выдох - медленно, спокойно, ртом, лучше через слегка сомкнутые губы. Для самоконтроля правильности выполнения упражнения пациент кладет одну руку на живот, другую - на грудь. При дыхании должна двигаться только рука, лежащая на животе. Одновременно специалист, проводящий обучение, должен следить за тем, чтобы плечи и грудная клетка при дыхании были практически неподвижны. После окончания процедуры методист дает рекомендации на дом по закреплению полученного навыка.
Далее, после обучения пациента технике диафрагмального дыхания, проводится сеанс биологической обратной связи (выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания). На теле пациента фиксируются датчики дыхания и ЧСС.С помощью специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) пациенту передается информация о работе кардио-респираторной системы его организма. Задачей пациента во время тренировки является увеличение разницы в показателе частоты сердечных сокращений на вдохе и выдохе, называемой в отечественной литературе дыхательной аритмией сердца.
Обработка и представление полученной информации осуществляется компьютерным аппаратно-программным комплексом. Для того чтобы ребенок мог адекватно воспринять эту информацию, а также для обеспечения необходимой мотивации используются различные аудиовизуальные игровые элементы. Сеанс-игра состоит из периодов тренировки и периодов отдыха (подборки слайдов в музыкальном сопровождении, прослушивание сказки, иллюстрированной слайдами с музыкальным сопровождением). Как на этапе планирования сеанса, так и во время тренировки инструктор корректирует режим и дает рекомендации по совершенствованию техники диафрагмально-релаксационного дыхания, направляет и поощряет действия пациента. По окончании процедуры программа предоставляет специалисту основные показатели дыхания и пульса для анализа результатов проведенного сеанса.
Продолжительность одного сеанса 10-15 минут в зависимости от возраста. Курс оздоровления состоит из 10-12 процедур, проводимых ежедневно или через день.
ПРИМЕРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА
ПРИМЕР 1.
Куркин Дмитрий, 6 лет, поступил на восстановительное лечение в Детский бронхолегочный санаторий №15 с диагнозом: Острый обструктивный бронхит, рецидивирующее течение. Часто болеющий ребенок. Сопутствующий диагноз: атопический дерматит, локализованная форма, легкое течение, период ремиссии.
Из анамнеза известно, что ребенок от 2-ой беременности, протекавшей ОР3 - во II половине беременности, 2 срочных родов (оперативное родоразрешение), Вес при рождении - 3350 г., рост - 53 см, оценка по шкале Апгар - 6/8 б. Период новорожденности с проявлениями синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, мышечной дистонии. На естественном вскармливании до 1 месяцев. На первом году жизни перенес неоднократные ОРЗ, состояла на диспансерном учете по поводу ПЭП, дисбактериоза кишечника. Раннее развитие по возрасту. Профилактические прививки по индивидуальному календарю, все.
Дебют повышенной заболеваемости отмечается с периода начала посещения детского дошкольного учреждения (до 8-10 раз в год). Течение острых респираторных инфекций длительное, на фоне фебрильной температуры, нередко - осложненное с развитием бронхообструктивного синдрома. Получал медикаментозное профилактическое, патогенетическое, антибактериальное лечение, а также физиотерапевтическое - КУФ зева, носа, СМВ на проекцию гайморовых пазух носа, небулайзерную терапию, ДМВ на межлопаточную область, массаж грудной клетки. Тенденции к снижению заболеваемости не отмечается.
При осмотре состояние ребенка ближе к удовлетворительному. Жалобы на покашливание, затруднение носового дыхания, эмоциональную неустойчивость, периодически - раздражительность, нарушение ночного сна. Нормостеническое телосложение, кожные покровы бледно-розовые, на запястье правой руки отмечается сухость, экскориации, единичные мелкоточечные высыпания. В зеве - краевая гиперемия дужек, гипертрофия небных миндалин II степени, зернистость задней стенки. При передней риноскопии отмечалась отечность, гиперемия слизистой носа, больше справа. Носовое дыхание свободное, в легких жесткое дыхание, хрипов нет. Сердечные тоны ритмичные, звучные, ЧСС - 114 уд./мин., АД - 85/50 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень и селезенка не увеличены. Стул регулярный, мочеиспускание не нарушено.
Проведено следующее обследование:
- мониторирование АД, ЧСС, пиковой скорости выдоха не выявило отклонений от нормы;
- исследование функции внешнего дыхания методом компьютерной пневмотахометрии - умеренно выраженные нарушения бронхиальной проходимости, преимущественно на уровне средних и крупных бронхов, что характеризовалось снижением объема форсированного выдоха за 1 сек и мгновенного экспираторного потока на уровне 25% форсированной жизненной емкости легких;
- ан. крови клин. Л 4,7×109, Эр 4,87×1012, Нв 145 г/л, Э-4%, П-1%, С-53%, Л-40%, М-7%, СОЭ-4 мм/ч;
- определение исходного вегетативного тонуса и вегетативной регуляции методом кардиоинтервалографии: гиперсимпатикотония, симпатикотоническая вегетативная реактивность;
- психологическое тестирование: высокий уровень тревожности, низкая самооценка;
- оценка уровня физической подготовленности: тест по определению максимальной силы - динамометрия ручная - 3,5/4,0 кг; тест по определению силовой выносливости - поднимание ног в положении на спине - 4 раза за 10 сек; тест по определению скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места - 65 см.
С целью купирования катаральных симптомов острого респираторного заболевания, коррекции функциональных нарушений, активации иммунологической реактивности детского организма" ребенку назначен курс оздоровительных процедур в виде ингаляционного воздействия высокодисперсным сухим аэрозолем хлорида натрия с применением галоингалятора «Галонеб» продолжительностью 5 мин в 1 режиме генерации галоаэрозоля 0,5 мг/мин, на курс 10 ингаляций ежедневно с последующим, через 10 мин., применением дыхательного тренинга методом биологической обратной связи от компьютерного аппаратно-программного комплекса КАПфс-БОС-«БИОСВЯЗЬ» кардиопульмонологического в течение 10 мин, курсом 10 ежедневных процедур.
Процедуры переносились хорошо, побочных реакций не отмечалось.
Показатели ЧСС и АД оставались в пределах возрастной нормы как в ответ на однократную процедуру, так и в течение всего курса.
Уже к 4 процедуре исчез кашель, заложенность носа, уменьшилась гиперемия зева, зернистость задней стенки глотки. Данные исследования функции внешнего дыхания свидетельствовали о положительной динамике скоростных показателей, преимущественно на уровне крупных и средних бронхов. Клиническому улучшению сопутствовала нормализация показателей периферической крови, характеризующая снижение активности воспалительного процесса.
Данные динамической кардиоинтервалографии свидетельствовали о нормализации исходного вегетативного тонуса, устранении вегетативной дисфункции.
К концу курса выявлено улучшение ночного сна, уменьшение раздражительности ребенка. Результаты психологического тестирования свидетельствовали об улучшении эмоциональной устойчивости ребенка, что характеризовалось снижением числа детей с высоким уровнем тревожности, о повышении самооценки ребенка.
Результаты тестов физической подготовленности позволили установить благоприятное влияние проводимого лечения на физическое развитие ребенка.
Катамнестические наблюдения, проведенные в течение 6 месяцев после лечения, свидетельствовали о снижении частоты ОРЗ у ребенка в 1,8 раза, числа дней пропусков по болезни - в 1,6 раза.
ПРИМЕР №2
Штейн Тихон, 12 лет, поступил на восстановительное лечение в детский бронхолегочный санаторий №15 с диагнозом: Хронический тонзиллит. Часто болеющий ребенок.
Ребенок от I беременности, протекавшей без особенностей. Роды срочные, в головном предлежании с массой тела 3240 г, рост 52 см. Оценка по шкале Апгар - 7/9 баллов. Период новорожденности - без особенностей. На естественном вскармливании до 2 месяцев. Рост и развитие - по возрасту, профилактические прививки - по календарю. На первом году жизни дважды перенес ОРВИ.
Повторные ОРВИ отмечает с 2-х летнего возраста, с начала посещения ясельной группы детского дошкольного учреждения. Частота заболеваний - до 6 раз в год. В настоящее время беспокоит першение в горле, покашливание.
При осмотре состояние ребенка ближе к удовлетворительному, самочувствие не нарушено. Правильное телосложение, питание понижено. Кожные покровы бледные, чистые, сухие. В зеве гипертрофия небных миндалин, гиперемия слизистых, разрыхленность. Носовое дыхание свободное, в легких - жесткое дыхание. Тоны сердца ясные, ритмичные, учащены (ЧСС - 128 уд/мин), АД - 90/55 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены. Стул, диурез в норме.
Проведено следующее обследование:
- мониторирование АД, ЧСС (лабильность показателей);
- ан. крови клин: Л9,3×109, Эр4,9×1012, Нв 133 г/л, Э-2%, П-1%, С-61%, Л-32%, М-4%, СОЭ-12 мм/ч.
Определение исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности методом кардиоинтервалографии - ваготония, асимпатикотоническая вегетативная реактивность.
Психологическое тестирование - высокий уровень тревожности, низкая самооценка.
Оценка уровня физической подготовленности: средний уровень показателей.
С целью купирования остаточных явлений острого респираторного заболевания, профилактики повторных острых респираторных инфекций ребенку назначен курс оздоровительных процедур в виде ингаляционного воздействия высокодисперсным сухим аэрозолем хлорида натрия с помощью галоингалятора «Галонеб» продолжительностью 15 мин во 2 режиме генерации галоаэрозоля 1 мг/мин, на курс 12 ингаляций ежедневно с последующим, через 15 мин., применением дыхательного тренинга методом биологической обратной связи от компьютерного аппаратно-программного комплекса КАПфс-БОС-«БИОСВЯЗЬ» кардиопульмонологического в течение 15 мин, курсом 12 ежедневных процедур.
Уже к 3 дню лечения отмечалось значительное уменьшение катаральных явлений, к 6 процедуре - воспалительные явления купированы.
По данным кардиоинтервалографии в динамике выявлено восстановление нормальной вегетативной реактивности. Отмечалось снижение лабильности показателей ЧСС и АД.
Результаты психологического тестирования свидетельствовали об улучшении эмоциональной устойчивости ребенка, повышении уровня самооценки.
Катамнестические наблюдения, проведенные через 6 месяцев после проведенного лечения свидетельствовали о стойкости терапевтического эффекта процедур, что характеризовалось снижением кратности острых респираторных заболеваний, отсутствием обострений хронического тонзиллита.
Предлагаемый способ лечения был применен у 60 детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями в возрасте от 4 до 14 лет. У 33% детей отмечалась сопутствующая патология в виде атопического дерматита, дискинезии желчевыводящих путей.
У всех детей отмечалась хорошая переносимость процедур, побочных реакций не отмечалось. К концу курса лечения у всех больных улучшилось самочувствие, нормализовался сон, уменьшилась раздражительность.
У всех пациентов наблюдалась положительная динамика клинических симптомов: купирование кашля, заложенности носа в короткие сроки; восстановление фарингоскопической картины.
Регресс клинической симптоматики сопровождался нормализацией параметров гемограммы, свидетельствующих об уменьшении активности воспалительного процесса у 75% детей с клиническими симптомами острого респираторного заболевания.
У 91,2% детей с бронхитами к концу курса отмечалась положительная динамика скоростных показателей, преимущественно на уровне крупных и средних бронхов вследствие улучшения дренажной функции и снижения тонуса гладкой мускулатуры бронхов под влиянием галоингаляционной терапии и дыхательной тренировки.
По данным динамической кардиоинтервалографии под влиянием комплексного лечения у 66,9% часто болеющих детей зарегистрирована перестройка взаимосвязей симпатического и парасимпатического отделов ВНС, преимущественно, по пути уменьшения симпатических влияний и повышения числа детей с эйтонией.
Благоприятное влияние последовательного применения галоингаляционной терапии и дыхательного тренинга методом биологической обратной связи на психоэмоциональную сферу часто болеющих детей характеризовалось положительной динамикой психологического статуса в виде достоверного снижения значений суммарного отклонения у 53,8%) детей до 10,84±0,73 р<0,05 и индекса тревоги - у 51,2% до 2,17±0,22 р<0,05. Отмечено статистически значимое уменьшение индекса нарушения работоспособности у половины обследованных детей до 9,28±0,32. В группе сравнения благоприятные изменения изучаемых параметров не были достоверными и отмечались у меньшего числа детей.
У детей дошкольного возраста также отмечалась тенденция к нормализации показателей психологического тестирования, уменьшение числа детей с высоким уровнем тревожности в 1,4 раза, одновременное увеличение в 1,3 и 1,2 раза числа детей со средним и низким уровнем тревожности, что, по-видимому, было связано с клиническим улучшением пациентов, однако достоверности изменений получено не было.
Данные исследования физической подготовленности часто болеющих детей свидетельствовали о совершенствовании физического развития, увеличении функциональных резервов детского организма.
Комплексная оценка результатов лечения позволила установить достоверно более высокое значительное улучшение в группе пациентов, получавших комплекс последовательного применения галоингаляционной терапии и дыхательного тренинга методом биологической обратной связи (85%), чем в контрольной (45%), р<0,001.
Таким образом, на основании проведенных исследований научно обоснована целесообразность последовательного применения галоингаляционной терапии и дыхательного тренинга методом биологической обратной связи у детей. Под влиянием комплексного лечения достоверно улучшается клиническая симптоматика острого респираторного заболевания, функциональное состояние кардиореспираторной, вегетативной нервной систем, нормализуются показатели психологического тестирования. Оздоровление часто болеющих детей с применением галоингаляционной терапии и дыхательного тренинга методом биологической обратной связи способствует сокращению частоты острых респираторных заболеваний, длительности течения заболевания, числа дней пропусков ребенком по болезни, регрессу клинических проявлений сопутствующей патологии.
Способ оздоровления часто болеющих детей путем применения физических факторов, отличающийся тем, что на ребенка осуществляют комплексное воздействие путем ингаляций высокодисперсного сухого аэрозоля хлорида натрия с применением галоингалятора «Галонеб» для детей в возрасте 5-7 лет продолжительностью 5 мин, в 1 режиме генерации галоаэрозоля - 0,5 мг/мин; для детей в возрасте 8-14 лет - в течение 10 мин, во 2 режиме генерации галоаэрозоля - 1 мг/мин; с последующим, через 10-15 мин, проведением дыхательного тренинга методом биологической обратной связи от компьютерного аппаратно-программного комплекса КАПфс-БОС-«БИОСВЯЗЬ» кардиопульмонологического в течение 10 мин для детей в возрасте 5-7 лет, 15 мин - для детей в возрасте 8-14 лет, курсом 10-12 ежедневных процедур.