Способ коррекции заикания

Изобретение относится к области медицины, а именно к дефектологии. Устанавливают контакт с пациентом и настраивают его на преодоление речевого расстройства, погружают пациента в полное молчание, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу. Проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н., массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, аутотренинг с вживанием пациента в образ нормально разговаривающего человека. Осуществляют развитие фразовой речи и чтение вслух. Проводят социальную адаптацию. При этом аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли, произносят «про себя» установки на формирование навыков нормальной речи. Перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык. Проводят профилактику и избавление от табакокурения и потребление алкоголя. Ведут дневник. Отрабатывают речевой голос. Развивают фразовую речь с применением рече-слухового волновода. Способ расширяет арсенал средств для коррекции заикания. 1 ил., 4 пр.

Реферат

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ.

Изобретение относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, медицины, гигиены человека как системы поддержания здоровья, а именно к ускоренной реабилитации пациентов с нарушениями речи при заикании и заикоподобных расстройствах невротического происхождения, страдающих нарушением речевого дыхания, при патологии слуха и при овладении навыками риторики для совершенствования речевой культуры у специалистов публичных профессий.

АКТУАЛЬНОСТЬ И УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ.

Важнейшим средством передачи информации при человеческом общении является говорение и письмо - язык, формирующий общество и самого человека, его мышление, понимание действительности и себя в ней. Словесный язык на основе букв-знаков, слов и речи отличает человека от других живых существ. Язык человека адресован прежде всего к слуху и рассчитан на многоступенчатое осмысление. В языке выделяют три главных уровня: звуковой, словесный и уровень предложения. Язык обеспечивает человеку важнейшие функции: средство общения, моделирования действительности путем ее именования, описания и познания внешнего мира, обращения к внутреннему миру человека, творчество, направленная к внушению собеседнику побудительная роль, поэтическая как сообщается, для обращения, описание самого себя. Человек через язык приобщается к культуре, своему роду, народу, Родине, осваивает внешний мир в словах и превращается в хранилище знаний и культурных ценностей, история языка - это история народа [1. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 192 с., с.6-9]. Язык является необходимым условием формирования высших психических функций человека. Любые отклонения, нарушения в развитии ребенка сказываются на его взаимодействии с окружающим миром, на формировании языка и речи, на его социализации. Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности. Вне речи невозможно формирование личности [2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 320 с., с.18].

В психологии различают внешнюю и внутреннюю формы речи. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную виды. Письменная речь есть графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений-знаков, основана на углубленных навыках звуко-буквенного анализа и умении логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи определяется уровнем развития устной речи, при недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести. Внутренняя речь (речь «про себя») есть беззвучная речь, возникает, когда человек думает о чем-либо и составляет планы, формируется у ребенка на основе внешней и является основным механизмом мышления. В развитии речи ребенок осваивает три аспекта постепенного овладения языком: развитие фонематического слуха и формирования навыков произношения фонем родного языка, овладения словарным запасом и правилами синтаксиса, овладение смысловой стороной речи. В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую, регулирующую. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни человека. Речь есть одна из сложных высших психических функций человека и осуществляется сложной системой органов с главной, ведущей деятельностью головного мозга, наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку, осуществляется посредством языка. Язык есть система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий мотивируется, отбирает слова для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов в результате согласованного действия механизма произнесения речи при помощи речевого аппарата. Речевой аппарат обеспечивает производство речи и состоит из центральной (регулирующей) и периферической (исполнительной) частей. Речь, заикание, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов и речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Кора головного мозга связана с периферическими органами речи проводящими нервными путями. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (обеспечиваются нервными волокнами) главными черепно-мозговыми нервами: тройничным, лицевым, языкоглоточным и блуждающим нервом, добавочным нервом для мышц шеи, подъязычным нервом для снабжения мышц языка двигательными нервами и сообщения ему возможности разнообразных движений. Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового, артикуляционного (звукопроизводящего) отделов. Дыхательный отдел включает грудную клетку с легкими, бронхами и трахеей, диафрагму, межреберные мышцы, подает воздух и тесно связан с произношением речи в фазе выдоха, осуществляет основную функцию газообмена организма. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками и служит для образования голоса. Работа механизма голосообразования: под давлением струи выдыхаемого воздуха при смыкании и размыкании голосовых складок происходят их колебания, вызывающие над голосовыми складками колебания частиц воздуха, волны звука, распространяющиеся в окружающей среде и воспринимаемые как звуки голоса, различающегося силой, высотой и тембром. Артикуляционный отдел включает основные органы: язык, губы, верхнюю и нижнюю челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы на небе, малый язык, полость рта и полость носа. Главным органом артикуляции является язык, участвующий в образовании всех гласных и почти всех согласных, кроме губных. Артикуляция есть работа органов речи в произношении звуков и состоит в образовании перечисленными органами резонатора, щели или смычки при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, при сжатии губ или прижатии их к зубам, движениях мягкого неба и малого языка. Громкость, окраска и отчетливость характерных звуков речи создается активными органами артикуляционного аппарата резонатором надставной трубы, включающей расположенные выше гортани органы: глотка, ротовая полость или носовая полость. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме, вызывая изменения резонансной частоты и специфического речевого тембра звуков. Звук образуется в гортани и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом). Ротовая полость и глотка участвуют в произношении всех звуков русского языка. У человека с правильным произношением носовой резонатор участвует только в произношении звуков «м» и «н» и их мягких вариантов. При произношении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и малым языком, закрывает вход в полость носа. Для правильного речепроизводства в организме реализуется контроль через обратные связи от датчиков ощущения положения, движения, давления в речевых органах и звука, человек замечает ошибку и корректирует, исправляет артикуляцию. Система обратных связей формирует вторую сигнальную систему и обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи. Речь правильно формируется, когда развивающаяся вторая сигнальная система поддерживается импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность через органы чувств. Для развития и производства речи важным является слух, приобретающий в процессе развития особое свойство точно различать звуки человеческой речи. Зрение позволяет зрячему человеку наблюдать за движениями языка и губ говорящих и повторять их, хорошо подражать артикуляционным движениям губ и рук [3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989. - 223 с., с.4-22]. Человек есть сложная система и ее работа зависит от самого слабого звена, в том числе и от речепроизводства. Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Болезненные состояния отдельных органов речевого аппарата могут вызывать нарушения речи. Лечить надо человека, а не болезнь.

Заикание (логоневроз) является заболеванием, наиболее тяжелым и распространенным дефектом отсутствия навыков здоровой речи, и проявляется как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевых органов. Во многих случаях механизм возникновения заикания трактуется как сложное невротическое (наиболее частое, развивается по механизмам невроза речи), неврозоподобное (сопряжено с органическим поражением мозга) и функциональное расстройство общения, вредная привычка, приобретенная в результате нарушения взаимодействия речевых органов и темпа речевых движений, зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного происхождения, или дисгармоничного развития личности [4. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с., с.252-330; 5. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. - М.: Издательство: В.Секачев, Торговый дом ИОИ, 2009. - 272 с., с.21]. Заикание есть результат спазма в одном или нескольких речевых органах, при этом отсутствуют патологические изменения в центральной и периферической частях речевого аппарата, однако система управления речью работает несогласованно с исполнительными органами. Существует много причин возникновения, форм и степеней заикания. Заиканием страдает значительная часть населения: заикание часто возникает в молодом возрасте, когда не полностью отработаны речевые автоматизмы (до 4%), чаще встречается у мальчиков и у левшей, с возрастом может исчезнуть, но у части детей остается на всю жизнь, около 1% взрослых людей страдают заиканием. Заикание причиняет мучения страдающим заиканием детям с их родителями, взрослым людям, родственникам и окружающим.

Часто заикание является звеном в цепи вредных привычек табак - алкоголь - наркотики, которые способствуют возникновению заикания и возврату после его лечения. В формах заикания: нервной, дыхательной, конституционной, определяемой темпераментом, выделяют заикание, психической основой которой является информационная и физиологическая зависимость вследствие привычки. После начала заикания, если не принимать меры по избавлению, возникает привыкание, заикание становится автоматизмом, проявляется как условный рефлекс и заболевание. Лишь малая часть - один из сотен-тысяч желающих полностью прекращает заикание самостоятельно. Сикорскому И.А. удавалось вылечить заикание лишь у 60% больных и достичь улучшения у 20%, статистические данные нескольких исследователей дают неизлечение заикания у 20% [5. С.20-21]. В мире известно значительное количество способов (и методик) лечения заикания, около 40 из них применяется на практике. Однако ни один из них не является универсальным. Проблема заикания является острой. Терапия заикания является необходимой частью оздоровления общества.

Известно, что огромным эффектом обладают методы лечения заикания, которые основаны на внешне задаваемой прибором ритмизации при говорении нараспев, чтении и пересказывании прочитанного текста, метрическом произношении слов и скандировании, синхронизации речи с помощью движения пальцев ведущей руки в процессе проговаривания. Жесткая аппаратная зрительная, слуховая обратная связь при этом не учитывает возможные нарушения генерации и воспроизводства речевых темпоритмов, недостаточно восстанавливающих речь, а внешне задаваемый ритм закрепляется как навязчивый на психологическом уровне.

Известен способ восстановления при нарушениях речи различного генеза [6. Патент RU 2242954, кл. 7 A61F 5/58, опубл. 27.12.2004], заключающийся в воздействии на собственную речь пациента индивидуально подобранными свето- и звуковыми импульсами и синхронизации ее посредством этих импульсов. При этом звуковые импульсы дополнительно подают с возможностью их тактильного восприятия, причем ритм свето- и звуковых импульсов задают в пределах 40-200 бит в минуту и контролируют визуально по плавающей и/или бегущей строке светового сигнала маятника, длительность каждого импульса подбирают в интервале 0,2-1 с, громкость звука - в интервале от 0 до 60 дБ, диапазон звукового импульса 438-445 Гц. В данном способе обеспечивается комплексное воздействие на несколько анализаторов, возможность самостоятельных занятий и динамический самоконтроль за их результатами, однако требуется проведение дополнительных операций с применением сложной аппаратуры, что при отсутствии физиотерапевтических оздоровительных мероприятий может увеличить длительность лечения и снизить его результативность.

Известен способ устранения невротической формы заикания [7. Патент RU 2336911, кл. A61M 21/00, опубл. 27.10.2008], включающий проведение речевых тренировок, во время которых произносят командные фразы путем их многократного повторения. При этом командные фразы произносят на крике в течение 2-20 мин с максимально возможной громкостью, внятно и размеренно, при этом звук идет из диафрагмы, командные фразы произносят до тех пор, пока голосовой аппарат вследствие усталости уже физически не сможет воспроизводить фразы также громко, четко и внятно, после чего произнесение командных фраз на крике прекращают и начинают произносить эти же фразы голосом с нормальной громкостью, через 2-3 мин опять начинают произносить командные фразы на крике с максимальной громкостью, четко, внятно и размеренно и далее чередуют произнесение командных фраз на крике и голосом с нормальной громкостью, речевые тренировки выполняют от 30 мин до 1,5 ч за одну речевую тренировку ежедневно или через день в течение нескольких месяцев до тех пор, пока заикающийся не сможет произносить командные фразы на крике с максимально возможной громкостью, четко, внятно и размеренно в течение 15-20 мин подряд, при этом голос должен звучать чисто и звонко, а общее количество речевых тренировок индивидуально. Данный способ прост в реализации, не требует аппаратуры. Недостатком способа является отсутствие самоконтроля, гибкой обратной связи, значительная длительность и трудоемкость лечения, что при отсутствии физиотерапевтических оздоровительных мероприятий может увеличить длительность лечения и снизить его результативность.

Наиболее близким к заявляемому является способ освобождения от заикания [8. Патент RU 2199352, кл. 7 A61M 21/00, A61H 1/00, A61H 7/00, опубл. 27.02.2003], принятый за прототип и включающий проведение групповых и индивидуальных лечебных сеансов с использованием суггестивного воздействия и логопедических приемов обучения. Проводят 11-12 групповых сеансов ежедневно длительностью 3-5 ч, при этом до их проведения и после по 1,5-2,0 ч осуществляют индивидуальную работу с пациентом; на первом сеансе устанавливают контакт и настраивают его на преодоление расстройства, вводят в состояние транса и погружают в полное молчание на четверо суток, в течение которых, используя логопедические приемы, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу, проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н, массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, осуществляют психотерапевтическое воздействие в виде аутотренинга, с помощью которого пациент вживается в образ нормально разговаривающего человека; на 5-6 сеансе пациент продолжает сохранять молчание, исключая при этом групповые занятия, во время проведения которых к логопедическим приемам добавляют обучение артикуляции и фразовой речи; в конце седьмого сеанса пациента выводят из молчания и в течение последующих 7-12 сеансов закрепляют полученные навыки, развивают фразовую речь и чтение вслух, проводят социальную адаптацию.

Недостатком прототипа является использование суггестивного воздействия, сложность процесса лечения и его воспроизводимости, зависимость результата от индивидуальных качеств ведущего, исключение из процесса лечения сознательного участия самого пациента, недостаточность самооздоровительных мероприятий, что может снизить частоту и надежность освобождения от заикания.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

Задачами изобретения являются облегчение степени тяжести заикания и полное освобождение от него, укрепление речевого аппарата, значительное улучшение речи и реабилитация лиц, страдающих невротическим заиканием, без использования суггестивного воздействия.

Для решения данных задач предложен «Способ коррекции заикания».

Предлагаемое изобретение позволяет получить следующий технический результат: уменьшение объема вреда организму при коррекции заикания, повышение частоты и надежности полного отвыкания от заикания как вредной привычки, быстрое самооздоровление, восстановление личной внутренней гигиены, избавление от сопутствующих заиканию функциональных расстройств.

Этот результат достигается тем, что способ коррекции заикания предусматривает курс 10-11 двухчасовых групповых занятий ежедневно, до и после каждого занятия по 1,0-1,5 часов проводят индивидуальную работу с пациентом, причем со второго по пятое занятие пациента переводят в режим полного молчания, аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., дополнительно выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли с одновременным произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык, при этом проводят психолого-физиотерапевтические мероприятия по профилактике и избавлению от табакокурения и потребления алкоголя, осуществляют написание вечернего дневника коррекции заикания; добиваются глубокого сосредоточения пациента и прояснения в сознании проблемы формирования нормальной речи; в режиме молчания отрабатывают речевой голос на выдохе без подключения артикуляции, обучают применению рече-слухового волновода с соотношением выходного к уху к входному изо рта диаметров равным 1,618, с шестого занятия пациента выводят из молчания и отрабатывают и закрепляют навыки работы с ротовым и носовым резонаторами с тренировкой мягкого неба и малого языка, развивают фразовую речь и чтение вслух с применением рече-слухового волновода; проводят социальную адаптацию; в течение до трех месяцев осуществляют дистанционный контроль и оказание скорой помощи пациенту.

Заявителю неизвестны способы коррекции заикания с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого изобретения критериям «новизны» и «изобретательского уровня».

ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖА.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен рече-слуховой волновод - прибор эндоречевой терапии заикания (ПЭРТЗ), вид сбоку в плоскости изгиба.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

Способ реализуется путем проведения курса занятий по избавлению от заикания. Из желающих избавиться от заикания формируется группа до 10 пациентов с их родственниками и с ними проводятся по одному двухчасовому групповому занятию ежедневно в течение 10-11 дней, при этом до их проведения и после по 1,0-1,5 ч осуществляют индивидуальную работу с каждым пациентом. Для решения данной проблемы необходимо лишь однократное прохождение курса занятий. Групповая работа является приоритетной и способствует положительному взаимному влиянию достижений каждого ученика на других участников группы, созданию атмосферы сотрудничества и социальной адаптации. Совместная работа с родственниками обеспечивает индивидуальное повторение и отработку материала групповых занятий, закрепление положительной динамики по избавлению от заикания и основу для новой жизни без заикания. Заикание как болезнь - это образ жизни, при котором нарушена гармония между внутренним состоянием и внешними факторами, при этом дают сбой самодисциплина, саморегуляция и самолечение [9. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Эндоэкология здоровья. СПб.: Изд. «Диля», 2003. - 544 с., с.11-23]. В основе любой формы заикания лежит нарушение обменных процессов в нервной системе, эти нарушения имеют электрическую природу и, как следствие, биохимическую природу, приводящие к обезвоженности и удушью клеток, органов и систем организма, и лечить надо человека, а не болезнь. Строим новый комплексный метод по избавлению от заикания на базе: понимания физических принципов и электромагнитной природы дыхания и речепроизводства, ликвидации удушья, обезвоженности, при нарушениях обменных процессов в нервной системе и в органах и системах речепроизводства с применением логопедических приемов, рече-слухового волновода, траволечения, дыхательных и физических упражнений, массажа и психтерапевтических настроев одновременно, глубокого сосредоточения пациента и прояснения в сознании проблемы формирования нормальной речи. Вода, воздух, стевия и соль, упражнения, массаж, психический настрой, рече-слуховой волновод - есть комплекс по избавлению от заикания различной формы. Курс занятий по избавлению от заикания строится на принципах: добровольного желания отказаться от заикания как вредной привычки, концентрации собственных волевых усилий на избавление от заикания и выработку условно-рефлекторных навыков здоровой речи, самоорганизации и самоконтроля, индивидуального подхода, комплексного системного подхода с учетом многофакторной модели взаимодействий пациента с внешней средой и отдельных органов и систем внутри своего организма, без медикаментозных средств и суггестивного воздействия. Весь процесс коррекции заикания разделяется на три этапа: первый - подготовительный (1-4 дни), ускоренного изживания порочного речевого расстройства-привычки, обучения и оздоровления; второй (5-10 дни) - основной этап формирования навыков нормальной речи без заикания при воздействии побуждающих к рецидиву факторов; третий - социальной адаптации к новым условиям здорового образа жизни без заикания и дистанционного сопровождения.

Курс занятий по избавлению от заикания проводится в форме семинарских групповых занятий и обязательной индивидуальной самостоятельной работы пациентов, с применением новейших научных открытий в области биомеханики транспортных систем организма, гидродинамики и газообмена в организме человека. Каждое занятие состоит из четырех частей: групповой теоретической и практической, индивидуальной самостоятельной работы, планирования и проверки домашних заданий и вечерних дневников каждого пациента.

Предлагаемый способ коррекции заикания не заменяет врачебную помощь, основан на саморегуляции и поэтому не имеет возрастных (нижняя возрастная граница в 6-7 лет при коррекции заикания по данному способу определяется временем 1-3 года устойчивого заикания после начала говорения) и половых ограничений, учитывает разные степени заикания, разновозрастность, разнополовость, индивидуальные особенности организма пациентов, возможную никотинизацию, алкоголизацию, излишний вес, разные скорости прохождения занятий пациентами. При наличии у пациента или его родственников нескольких зависимостей (алкогольной, табачной, пищевой) рекомендуется вначале освобождение от табачной и алкогольной зависимостей.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Первый день: на групповом занятии проводят знакомство, диагностику состояния и степени выраженности заикания в различных речевых формах пациента, излагают задачи курса и кратко способ их достижения по сравнению с другими известными способами, знакомят с психолого-физиологическими методами приобретения навыков здоровой речи, приводят положительные примеры полного прекращения заикания на основе дневников ранее освободившихся от заикания пациентов или их выступлений, положительную статистику избавления от заикания по предлагаемому способу, показывают практические приемы подготовки к полному прекращению заикания, обучают дыхательным и физическим упражнениям, практическим приемам самовнушения для избавления от заикания, выдают каждому пациенту личный дневник коррекции заикания с вопросами, речевую памятку и задание на индивидуальную самостоятельную работу, настраивают на преодоление речевого расстройства и погружают в полное молчание на четверо суток.

Диагностику состояния пациента проводят вначале при индивидуальном собеседовании с пациентом и родителями (ими заполняется анкета пациента с их подписями, анкета сдается ведущему в первый день занятий), а затем в присутствии всей группы пациент демонстрирует самостоятельную речь, чтение вслух; исследуют выраженность заикания, классифицируют состояние пациента и отнесение его речевых судорог к определенному типу, форме и степени, выявляют весь набор симптомов (наличие сопутствующих движений, двигательных, речевых, психологических уловок); определяют общий уровень речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй); выясняют ранее принятые по преодолению заикания меры и их результаты (опыт общения с логопедами, невропатологами, обстоятельный диагноз). Цель занятий - обретение красивой, спокойной и плавной, нормальной речи, для достижения которой в ходе диагностики определяют все дополнительные направления работы. Исходное состояние пациента фиксируют, чтобы сравнить с достигнутым результатом по окончании занятий. Главная цель первичного знакомства и диагностики - установить контакт с пациентом и родителями, настроить на серьезную работу. Знакомство и диагностика есть непосредственное начало работы по избавлению от заикания. На занятиях пациенты рассматриваются как сильные и волевые личности, имеющие все возможности справиться с данным функциональным расстройством самостоятельно. Проводят информирование о психологии, физиологии и обменных процессах, о заикании, которое понимается как функциональное расстройство речевого механизма, нарушение навыков речи - «речевой слом», от которого необходимо избавиться и научиться правильно и красиво говорить. Операцию по избавлению от «речевого слома» выполняют в первый день: проводят психотерапевтический настрой - аутотренинг пациента по методу Сытина Г.Н. на приобретение навыков спокойной и плавной речи, нормализацию обменных процессов в организме [10. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 416 с., с.187-194], с помощью которого через лечебное внушение пациента освобождают от заикания, в процессе настроя каждого пациента погружают в молчание, которое является «речевым гипсом», наложенным на артикуляционно-голосовой аппарат производства речи. Закрепляют полученную информацию и отказ от речевого общения в любых формах.

Пациентам дают задание закрепляться в новом состоянии с помощью индивидуальной работы, проводимой по 1,0-1,5 часа до и после занятий ежедневно, и аутотренинга, вживаться в образ нормально разговаривающего и здорового человека, заниматься разработкой своего речевого механизма и ускоренным самооздоровлением с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. вечером [11. Семенова Н.А. Человек - соль Земли. - СПб.: «Диля Паблишинг», 2007. - 448 с., с.102-106], самомассажа мышц, участвующих в процессе речепроизводства (разглаживание, растирание, вибрационные движения), кистей и пальцев рук, стоп и пальцев ног, выполнять утром физические упражнения [9. С.473-495; 11. С.145-179] на концентрацию внимания, воли для подавления страхов и для гармонизации работы нервной, кровеносной, дыхательной и костно-мышечной систем с одновременным произношением «про себя» внутренней речью установок на формирование навыков здоровой речи.

При этом перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями для ускоренного оздоровления в процессе избавления от заикания пациентам рекомендуют принимать по 8 глотков сырой теплой воды [12. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья. - Мн.: «Попурри», 2006, с.497-514] с добавлением трех капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и с приемом крупицы 0,05-0,10 г морской пищевой соли на язык. Листья травы стевии семейства сложноцветных содержат компоненты, обеспечивающие ее уникальные лечебно-профилактические свойства: стевиозид (в 300 раз слаще сахара и не содержит калорий), эфирные масла, цинк и хром, витамины B1, B2, C, β-каротин (провитамин A), P, PP, аминокислоты. Стевия - естественное мощное антисептическое и антибактериальное, профилактическое средство, омолаживающее весь организм и продлевающее жизнь человека. Добавка стевии способствует лечению нервных заболеваний, печени, диабета, почек, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, микроциркуляцию и артериальное давление крови, функционирование половых органов, повышает защитные силы организма и сексуальные способности [13. Кородецкий А.В. Стевия - шаг в бессмертие. - СПб.: Питер, 2005. - 96 с., с.38-92]. Стевию применяют как средство самооздоровления, весьма положительно влияющее на ход лечения приобретенных функциональных расстройств: пищеварительной и сердечно - сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, кашля, бронхита, и как заменитель сахара для похудения, повышения иммунитета, борьбы с диабетом и паразитами. Прием морской пищевой соли способствует восстановлению водно-солевого обмена и микроэлементного состава в организме. Выполнение упражнений и прием воды со стевией и солью усиливает обменные процессы на клеточном уровне, в мозге и в органах речепроизводства, вывод токсинов и шлаков из организма, вводят в задание пациентам на индивидуальную самостоятельную работу как эффективное средство самооздоровления организма при ускоренном избавлении от заикания.

Также пациенту дают задание, в личном дневнике коррекции заикания с вопросами дать ответы в письменном виде на отдельных листах перед сном с анализом всей текущей речевой ситуации за прошедший день. Написанный вечером прошедшего дня дневник на следующий день сдается пациентом на проверку. Полученные на семинарских занятиях текст аутотренинга, информация и домашнее задание для самостоятельной работы записываются в рабочей тетради пациента. В речевой памятке излагаются правила произношения слогов, слов и предложений, выполнения упражнений дыхательной гимнастики, тренировки речевого дыхания и речевого голоса, речепроизводства, пациентам дают задание изучать ее разделы, соответствующие темам текущих занятий.

Родителям дают задание периодически «опросить» своих детей-пациентов, ребенок должен при этом держать ответ внутренней речью «про себя» в голове и устойчиво молчать. Общение возможно только письменно, исключить жестикулирование и издавание нечленораздельных звуков (мычание), чтобы избежать приобретения новых отрицательных привычек.

Второй день. На занятии проводят настройку речевого механизма, «вправление» языка, разглаживание, расслабление мышц, устранение мышечных зажимов, обучение по физике дыхания, психологии, физиологии и обменным процессам.

Повторяют основной материал первого дня, производят анализ выполнения индивидуальных домашних заданий. Проводят осмотр состояния артикуляционных органов, проверку дыхательного и голосового аппаратов каждого пациента в присутствии группы и при участии родителей. Начинают с осмотра языка, он может находиться в неестественном - «вывихнутом» состоянии (у 60%), и требует постановки на место, «вправления». Пациентов к этому подготавливают, данное состояние объясняют как мышечный зажим, который появляется вследствие перенапряжения в результате сильного стресса. При речевом акте весь речевой механизм должен находиться в «ленивом » состоянии, через убеждение достигается расслабленное состояние нижней челюсти, через дополнительный комплекс упражнений устраняются неразработанность нижнечелюстного сустава, говорение практически закрытым ртом, напряженное состояние губ, зажимы мышц шеи, плечевого пояса. Выдают рекомендации по коррекции органов речепроизводства, которые необходимо строго выполнять в процессе дальнейших групповых и индивидуальных занятий. Проводят информирование о необходимости пользоваться так называемой большой речевой дорожкой, когда в образовании слов и предложений участвуют живот, грудь, горло, голосовые связки, язык, ротовой и носовой резонаторы, управляемые речевыми центрами коры головного мозга. Объясняют механизмы и физику работы органов дыхания, связанных с электризацией и водообменом в организме, обучают приемам достижения состояния глубокого сосредоточения и прояснения в сознании проблемы формирования здоровой речи путем усвоения знаний по психологии, физиологии и обменным процессам и написания вечерних дневников коррекции заикания. Только при нормальной работе всех органов речь будет ясной, красивой, объемной. В процессе информирования у пациентов вызывается ощущение спокойствия и уверенности в своих силах, которое закрепляется в процессе аутотренинга по методу Сытина Г.Н., проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойную и плавную речь, нормализацию обменных процессов в организме.

В процессе занятий при анализе дневников контролируют и корректируют выполнение домашних заданий, крепость молчания и срывы в нем, изменения за сутки количества срывов молчания, степень глубины сосредоточения и прояснения в сознании проблемы обменных процессов в системах речепроизводства, на самостоятельном решении полностью прекратить заикание и желание приложить силу воли, выполнение аутотренинга на приобретение навыков спокойной и плавной речи и самооздоравливающих мероприятий.

Также на втором и последующих занятиях для злоупотребляющих табаком и алкоголем пациентов, родителей, родственников проводят психолого-физиотерапевтические мероприятия по профилактике и избавлению от табакокурения и потребления алкоголя, нарушающих речепроизводство [14. Патент RU 2360708 "Способ освобождения от табачного злоупотребления», опубл. 10.07.2009. Бюл. №19], [15. Патент RU 2469749 "Способ освобождения от алкогольного злоупотребления», опубл. 20.12.2012. Бюл. №35].

В задание для самостоятельной работы включаются: дыхательная гимнастика и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, прием воды со стевией и солью, написание вечернего дневника коррекции заикания, обеспечение сохранения молчания.

Третий день. На занятии проводят выработку речевого дыхания, обучение голосообразованию.

Подводят итоги первых двух дней. Проводят информирование об устройстве дыхательного, голосообразующего аппаратов и ознакомление с механизмами диафрагмально-реберного дыхания, голосопроизводства с записью в личных тетрадях пациентов. Индивидуально с каждым пациентом, в присутствии всей группы и родителей вырабатывается речевое дыхание (диафрагмально-реберное). Часто у пациентов встречается так называемое ключичное дыхание, при котором вдох производится в верхние отделы легких, поднимаются ключицы, и создается препятствие свободному току воздуха, а речеобразование возможно только на выдохе при наличии сильной струи выдыхаемого воздуха. Для исправления такого дыхания показывают и отрабатывают практические приемы дыхания. В перерывах занятий самостоятельно тренируют органы речевого дыхания. В процессе аутотренинга продолжают формирование данного навыка, проводят настрой пациентов на речевое дыхание, спокойную и плавную речь, нормализацию обменных процессов в организме.

Записывают задание для самостоятельной работы: разминка речевого механизма через дыхательную гимнастику и физические упражнения с произношением «про себя» установок на формирование навыков нормальной речи, массаж, прием воды со стевией и солью, тренировка речевого дыхания, ответы на вопросы родителей только речевым дыханием (подумать, представить в своей голове ответ, проговорить его про себя, затем через открытый рот и нос к