Способ коррекции психоэмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с помощью программированного цветового игротренинга
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области психофизиологии, а именно к коррекции психоэмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Проводят психофизиологическое тестирование, согласно которому выделяются дети с нарушениями психоэмоциональной сферы. Затем с использованием компьютерной программы проводят дидактические игры с помощью пиктограмм и цветового воздействия. При раскрашивании различных геометрических фигур используют цвет, предварительно подобранный самим ребенком. При правильном раскрашивании на экране монитора появляется картинка из геометрических фигур одного цвета, а фон другого цвета. Способ позволяет повысить уровень психоэмоциональной устойчивости у младших школьников с помощью программированного игротренинга, а также обогатить эмоциональную сферу детей и совершенствовать способы регуляции собственных эмоций и чувств. 2 табл., 10 ил.
Реферат
Изобретение относится к психофизиологии.
Целью изобретения является достижение психоэмоциональной устойчивости у младших школьников с помощью программированного цветового игротренинга
Известен способ коррекции психоэмоциональной сферы по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (2001), суть которого заключается в следующем: дети могут дифференцировать четыре состояния (радость, беспокойство, покой и удовлетворение), эти состояния могут быть отражены в пиктограммах. Детям предлагается связать по пиктограмме состояние с цветом - красным, желтым, синим, зеленым, черным и др. Таким образом, ребенок получает возможность выразить свое состояние, увидеть практический смысл сенсорных эталонов цвета. Однако данный способ не лишен недостатков. Во-первых, педагогам требуется много времени и терпения для того, чтобы научить детей пользоваться кисточкой, красками и бумагой; во-вторых, нет того спектра красок, которые имеются в программе компьютера; в-третьих, дети не могут передавать в своих рисунках образы предметов в правильных пропорциях, ракурсах и пр.
Нами предлагается компьютерный метод коррекции эмоциональной сферы детей. Предложенная нами методика заключается в том, что на первом этапе осуществляется психофизиологическое тестирование, выявляются различного рода отклонения (робость, тревожность, стресс, агрессивность, и др.). Оценивается внутреннее эмоциональное состояние младшего школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожных факторов. На втором этапе мы предлагаем использовать цветовой игротренинг с применением компьютерной методики обработки рисунков с помощью графического редактора "Paint". Сами по себе дидактические игры у детей младшего школьного возраста способствуют развитию речи, внимания, сообразительности, способности к саморегуляции и самоконтролю, умению анализировать рисунок, приучают к аккуратности.
Новизна предлагаемого способа состоит в том, что все указанные недостатки представленного выше прототипа устраняются, существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоции и чувств.
Игровой материал представлен набором картинок, предложенных нами (фиг.1-10), на каждой из которых имеются геометрические фигуры. В верхней части картинки дан образец для раскрашивания - треугольник и четырехугольник разных цветов. Дети должны отыскать и раскрасить, ориентируясь на образец, простейшие геометрические фигуры - треугольники и четырехугольники. При правильном раскрашивании на экране монитора появляется фигура одного цвета, а фон - другого цвета. Рисунки составлены таким образом, чтобы фигура и фон в своих границах имели однородные объекты - только треугольники или четырехугольники. При правильном раскрашивании появляются следующие фигуры: фиг.1 - елочка, фиг.2 - треугольник, фиг.3 - круг, фиг.4 - квадрат, фиг.5 - цветы, фиг.6 - котенок, фиг.7 - кораблик, фиг.8 - прямоугольник, фиг.9 - шляпка, фиг.10 - пирамидка.
Раскрашивание треугольников и четырехугольников производится определенным цветом. Поскольку эмоциональное состояние и самочувствие ребенка может быть связано с восприятием определенного цвета (Погосова Н.М., 2003), под контролем педагога подбирается цвет, вызывающий состояние комфорта, чувство спокойствия и внутреннего удовлетворения (при этом ослабляется неблагоприятное внутреннее состояние школьника).
Представленный подход дает возможность:
- фиксировать каждый шаг собственной деятельности, отыскав в рисунке очередной треугольник или четырехугольник;
- наглядно осуществлять самоконтроль (правильное раскрашивание фигур гарантирует правильный ответ);
- самому строить всевозможные геометрические фигуры;
- способствует увеличению концентрации и переключаемости внимания, нормализации зрительно-пространственного анализа, работоспособности.
Для апробации предложенного способа были отобраны 27 детей в возрасте от 7 до 9 лет. Учащиеся были разделены на две группы без коррекции (13 школьников - I гр.) и дополнительной коррекцией с помощью компьютерного цветового игротренинга (15 школьников - II гр.).
Психофизиологические показатели изучались во время объективного обследования. Для исследования самооценки психических состояний использовался опросник Г. Айзенка, а также таблицы Шульте, с помощью которых оценивали свойства внимания и уровень работоспособности.
Занятия проводились в течение всего учебного года, два раза в неделю, продолжительность занятия составляла 40-50 минут. Оценка эффективности коррекции основывывалась на сравнении данных психофизиологических показателей в начале и конце учебного года.
До проведения психофизиологической коррекции в начале учебного года как в первой, так и во второй группе школьников отмечались идентичные показатели. В конце учебного года в I группе отмечалось более позднее восстановление психофизиологических показателей (табл.1).
Во II группе детей, которым проводилась коррекция методом программированного цветового воздействия, психофизиологические показатели улучшались (табл.1).
Таблица 1 | ||||
Значения параметров по тесту Айзенка у детей I и II групп в динамике учебного года, M±m (в баллах) | ||||
Показатели | I детей до коррекции | I детей после коррекции | II детей до коррекции | II группа детей после коррекции |
Тревожность | 9,82±0,45 | 9,40±0,22 | 9,37±0,67 | 8,40±0,28** |
Фрустрация | 10,78±0,50 | 10,45±0,41 | 10,42±0,60 | 8,40±0,26** |
Агрессивность | 8,85±0,43 | 9,90±0,44** | 9,08±0,54 | 8,02±0,33* |
Ригидность | 11,20±0,54 | 11,32±0,47 | 11,17±0,55 | 8,78±0,23** |
Примечание: здесь и в табл.2 достоверность различий между показателями на конец и начало учебного года при: * - p-<0,05, ** - p<0,01, *** - p<0,001. |
Анализ средних значений по тесту Айзенка в начале коррекции выявил высокий уровень фрустрации и ригидности, как в I, так и во II группах. После коррекции в I гр. отмечается небольшая тенденция снижения, во II - показатели были достоверно ниже и соответствовали нормативным данным (табл.1).
При изучении показателей по таблицам Шульте (табл.2) у учащихся I гр. после коррекции порядок определения чисел был замедлен, скорость их определения колебалась от 81,75±1,48 до 86,28±1,39 сек.
Во II гр. учащихся после коррекции скорость выполнения заданий была выше и колебалась от 67,45±1,53 до 69,43±1,80 сек (p<0,05).
У детей I гр. имело место замедление поиска чисел по таблицам Шульте, что можно связать со снижением внимания с замедлением переключения внимания одного числа на другое, данный факт можно объяснить выраженной истощаемостью. Во II гр. существенно снизились временные показатели; у детей отмечено уменьшение утомляемости и повышение уровня активного внимания.
Таблица 2 | |||||
Показатели скорости выполнения заданий по таблицам Шульте у детей в динамике учебного года М±m (в с) | |||||
Таблицы Шульте | |||||
Группы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I до коррекции | 86,45±1,47 | 87,47±1,38 | 89,30±2,14 | 90,30±1,74 | 97,80±1,54 |
I после коррекции | 81,75±1,48 | 80,74±1,35 | 84,40±2,07 | 83,47±1,80 | 86,28±1,39* |
II до коррекции | 84,65±1,47 | 86,45±1,35 | 87,43±2,07 | 91,37±1,86 | 96,90±1,60 |
II после коррекции | 67,45±1,53* | 69,82±1,76** | 71,3±2,03* | 72,56±1,43* | 69,43±1,80* |
Таким образом, результаты исследования показывают, что коррекция психоэмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с использованием компьютерного метода цветового воздействия способствует более эффективной коррекции психоэмоциональной устойчивости.
Список источников
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001. - 128 с.
2. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2003. 152 с.
Краткое описание чертежей;
Фиг.1 - елочка;
Фиг.2 - треугольник;
Фиг.3 - круг;
Фиг.4 - квадрат;
Фиг.5 - цветы;
Фиг.6 - котенок;
Фиг.7 - кораблик;
Фиг.8 - прямоугольник;
Фиг.9 - шляпка;
Фиг 10 - пирамидка.
Способ коррекции психоэмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с использованием раскрашивания различных геометрических фигур, отличающийся тем, что предварительно проводится психофизиологическое тестирование, согласно которому выделяются дети с нарушениями психоэмоциональной сферы; затем с использованием компьютерной программы проводят дидактические игры с помощью пиктограмм и цветового воздействия, причем при раскрашивании различных геометрических фигур используют цвет, предварительно подобранный самим ребенком, и при правильном раскрашивании на экране монитора появляется картинка из геометрических фигур одного цвета, а фон другого цвета.