Способ холодной прокатки стальных полос
Изобретение предназначено для снижения разнотолщинности тончайших полос и лент (толщиной не более 0,2 мм), получаемых холодной прокаткой из низкоуглеродистых сталей на непрерывных многовалковых станах. Способ включает многопроходное обжатие заготовки в валках непрерывного стана с приложением к ней межклетевых натяжений и подачей к валкам смазывающе-охлаждающей жидкости, с обжатием заготовки в валках, диаметр которых уменьшают по ходу прокатки. Стабильность температурного профиля валков, уменьшение их сплющивания и изгиба обеспечивается за счет того, что расход смазочно-охлаждающей жидкости в каждом последующем проходе увеличивают прямо пропорционально снижению диаметра валка, а диаметр валка в каждом проходе регламентирован математической зависимостью. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для холодной прокатки тончайших полос и лент (толщиной не более 0,20 мм) из низкоуглеродистых сталей на непрерывных многовалковых станах.
Известен способ холодной прокатки стальных полос, включающий многопроходное обжатие заготовки в валках непрерывного стана кварто с приложением к ней межклетевых натяжений и подачей смазывающе-охлаждающей жидкости [1].
Недостаток указанного способа состоит в том, что прокатанные стальные полосы толщиной не более 0,20 мм имеют большую разнотолщинность.
Ближайшим аналогом к предлагаемому изобретению является способ прокатки стальных полос, включающий многопроходное обжатие заготовки в валках непрерывного четырехклетевого стана и подачей к валкам смазывающе-охлаждающей жидкости, с обжатием заготовки в валках, диаметр которых уменьшают по ходу прокатки от 520 мм до 505 мм [2].
Недостаток известного способа состоит в том, что прокатка стальных полос толщиной не более 0,20 мм сопровождается увеличением их разнотолщинности, обусловленным упругим сплющиванием валков, возрастающим по ходу прокатки по мере снижения толщины заготовки и увеличения ее наклепа, а также изменением тепловой выпуклости валков по проходам.
Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в снижении разнотолщинности полос толщиной не более 0,20 мм.
Для решения поставленной технической задачи в известном способе холодной прокатки стальных полос, включающем многопроходное обжатие заготовки в валках непрерывного стана с приложением к ней межклетевых натяжений и подачей к валкам смазывающе-охлаждающей жидкости, с обжатием заготовки в валках, диаметр которых уменьшают по ходу прокатки, согласно изобретению расход смазочно-охлаждающей жидкости в каждом последующем проходе увеличивают прямо пропорционально снижению диаметра валка, а диаметр валка в каждом проходе устанавливают по соотношению:
D≤3,8·103·h1,
где D - допустимый диаметр валка, мм;
h1 - толщина полосы после прохода, мм.
Сущность предлагаемого изобретения состоит в следующем. По мере уменьшения толщины прокатываемой заготовки по проходам, вследствие деформационного упрочнения возрастают ее прочностные характеристики и контактные напряжения в очаге деформации. Это приводит к увеличению прогиба и сплющивания валков, повышению их температуры от адиабатического разогрева деформируемого металла. Кроме того, уменьшение площади поверхности охлаждения валков из-за снижения диаметра по проходам увеличивает нестабильность их теплового профиля. В результате возрастает продольная и поперечная разнотолщинность полос толщиной не более 0,20 мм.
Обжатие в валках, диаметр которых в каждом проходе удовлетворяет полученному эмпирическим путем соотношению D≤3,8·103·h1, позволяет уменьшить рост контактных напряжений в очагах деформации непрерывного прокатного стана, прогиб и сплющивание валков, а одновременное увеличение расхода смазочно-охлаждающей жидкости в каждом последующем проходе прямо пропорционально снижению диаметра валка компенсирует снижение площади поверхности охлаждения валков с меньшим диаметром, стабилизирует их тепловой профиль. В результате достигается снижение разнотолщинности полос толщиной не более 0,20 мм.
Экспериментальным путем установлено, что если расход смазочно-охлаждающей жидкости в каждом последующем проходе не увеличивать прямо пропорционально снижению диаметра валка, или диаметр валка в каждом проходе будет превышать допустимый, т.е. D≤3,8·103·h1, то при прокатке полос из низкоуглеродистой стали толщиной не более 0,20 мм увеличивается их разнотолщинность. Это снижает качество тончайших полос и выход годного.
Примеры реализации способа
Непрерывный пятиклетевой стан кварто 1200 холодной прокатки готовят к прокатке полос толщиной h=0,15 мм из низкоуглеродистой стали марки 08 сп. Заготовками для прокатки служат горячекатаные травленые полосы толщиной 2,0 мм, смотанные в рулоны.
В клети стана заваливают рабочие валки, диаметр бочек которых последовательно уменьшается от первой клети по ходу прокатки, исходя из соотношения D≤3,8·103·h1:
№ клети | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Толщина полосы h1, мм | 1,40 | 0,75 | 0,52 | 0,24 | 0,15 |
Диаметры валков D1-5, мм | 500 | 480 | 450 | 430 | 400 |
Здесь и далее нижние индексы у символов соответствуют номерам клетей.
Очередной рулон устанавливают на разматыватель, передний конец заготовки пропускают через рабочие валки и закрепляют на барабане моталки. С помощью электродвигателей главного привода стана, разматывателя и моталки в прокатываемой заготовке создают натяжения, после чего к рабочим валкам подают смазочно-охлаждающую жидкость (СОЖ) в виде метастабильной эмульсии пальмового масла в воде. Расход СОЖ на рабочие валки клети №1 устанавливают равным: Q1=110 м3/ч. Разность диаметров валков Δ1-2 клетей №1 и №2 составляет
Δ1-2=D1-D2=500 мм-480 мм=20 мм.
Расход СОЖ в клети №2 Q2 увеличивают относительно Q1 на величину ΔQ2=k·Δ1-2, которая прямо пропорциональна разнице диаметров их рабочих валков Δ1-2 с экспериментально определенным коэффициентом пропорциональности k=2,7, учитывающим охлаждающую эффективность метастабильной эмульсии пальмового масла в воде:
Q2=Q1+ΔQ2=Q1+k·Δ1-2=110+2,7·20=164 (м3/ч)
Аналогичным образом устанавливают расход СОЖ в остальных клетях стана:
- в клети №3 | Q3=Q2+k·Δ2-3=164+2,7·30=245 (м3/ч); |
- в клети №4 | Q4=Q3+k·Δ3-4=245+2,7·20=299 (м3/ч); |
- в клети №5 | Q5=Q4+k·Δ4-5=299+2,7·30=380 (м3/ч). |
После этого прокатный стан разгоняют до рабочей скорости 27 м/с и осуществляют прокатку всей заготовки в полосу конечной толщины.
Благодаря увеличению расхода СОЖ в каждой последующей клети, прямо пропорциональному снижению диаметра рабочего валка в предыдущей клети непрерывного пятиклетевого стана 1200, обеспечивается стабильный температурный профиль всех рабочих валков, улучшается выкатываемость полосы из низкоуглеродистой стали, претерпевающей нарастающий наклеп, уменьшается сплющивание и изгиб рабочих валков, а разнотолщинность δ холоднокатаных полос не превышает ±0,004 мм.
Варианты реализации способа холодной прокатки стальных полос приведены в таблице.
Таблица | |||
Режимы прокатки и разнотолщинность холоднокатаных полос толщиной не более 0,20 мм из низкоуглеродистой стали 08 сп | |||
№ п/п | Относительный диаметр рабочих валков D | Увеличение расхода СОЖ в последующей клети ΔQ | Разнотолщинность полос δ, мм |
1 | D>3,8·103·h1 | ΔQ2>k·Δ | ±0,010 |
2 | D=3,8·103·h1 | ΔQ2=k·Δ | ±0,004 |
3 | D<3,8·103·h1 | ΔQ2=k·Δ | ±0,004 |
4 | D=3,8·103·h1 | ΔQ2<k·Δ | ±0,009 |
Из данных, приведенных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2 и №3) достигается снижение разнотолщинности полос толщиной не более 0,2 мм из низкоуглеродистой стали. В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты №1 и №4), как и при использовании известного способа [2] имеет место увеличение продольной разнотолщинности полос.
Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что одновременная оптимизация расхода СОЖ и диаметров валков по клетям непрерывного стана обеспечивает снижение влияния степени наклепа металла на прогибы и сплющивание валковой системы, а также неравномерности температуры и тепловой выпуклости валков на разнотолщинность тончайших полос. Благодаря этому достигается повышение точности прокатки, улучшается качество металлопродукции и возрастает выход годного. В качестве базового объекта при определении технико-экономической эффективности предложенного способа принят известный способ [2]. Использование предложенного способа обеспечивает повышение рентабельности производства тончайших полос и лент в среднем на 10-12%.
Источники информации:
1. Беняковский М.А. и др. Производство автомобильного листа. - М. Металлургия, 1979 г., с.132, 146-147.
2. Патент Российской Федерации №2340415, МПК B21B 1/28, 2008 г.
Способ холодной прокатки стальных полос толщиной не более 0,20 мм в непрерывном стане, включающий многопроходное обжатие заготовки с приложением к ней межклетевых натяжений в валках, диаметр которых уменьшают по ходу прокатки, с подачей к валкам смазывающе-охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что диаметр валков D в каждом проходе устанавливают по соотношениюD≤3,8·103·h1, мм,где h1 - толщина полосы после прохода, мм,при этом расход смазочно-охлаждающей жидкости в каждом последующем проходе увеличивают прямо пропорционально снижению диаметра валков на величину ΔQ=2,7·Δ, м3/ч,где Δ - разница диаметров валков в клетях, мм.