Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом. В обтекателях размещены антенны кругового обзора. Достигается расширение зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружение низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможность спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов радиолокационного дозора и наведения как палубного, так наземного базирования.
Известно семейство палубных самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Е-2 «Хоукай» [1], которые используются и при наземном базировании, также известен советский проект палубного самолета Як-44Э [2]. Эти самолеты, содержат фюзеляж, складываемые на стоянке палубы консоли крыла, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является палубный самолет РЛДН США «Хоукай» E-2D [1], содержащий фюзеляж, складываемые на стоянке палубы назад консоли крыла, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак.
Так как в настоящее время наиболее важной задачей самолетов РЛДН является обнаружение низколетящих малозаметных целей на фоне подстилающей поверхности, то недостатком такой схемы самолета, в первую очередь, является сокращение секторов обзора вниз крылом и винтами. Наличие обтекателя антенны РТК над фюзеляжем затрудняет задачу катапультирования всего экипажа, а на небольших самолетах, таких как «Хоукай» Е-2, делает ее невыполнимой. При складывании консолей крыла на наклонных шарнирах назад, из-за небольшого размера центральной части крыла объем баков, находящихся в ней, может оказаться недостаточным для выполнения требований технического задания. Также затруднено обслуживание антенн и оборудования РТК в высокорасположенном на пилоне над фюзеляжем обтекателе в стесненном по высоте ангаре авианесущего корабля.
Технический результат заявляемого решения заключается в расширении зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружения низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможности спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.
Технический результат достигается тем, что самолет, выполненный по схеме «высокоплан» с разнесенным вертикальным оперением, снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом, в которых размещены антенны кругового обзора.
Двигатели установлены на крыле с выносом вперед и оси двигателей и оси винтов проходят над крылом.
Стойки основных ног шасси установлены на развитых боковых обтекателях антенн.
Фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны РТК, улучшающие круговой обзор.
В свободных объемах боковых обтекателей антенн размещаются дополнительные топливные баки.
Таким образом, заявляемый самолет РЛДН палубного и наземного базирования соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.
Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:
на фиг.1 изображен общий вид самолета РЛДН палубного и наземного базирования, вид сбоку;
на фиг.2 изображен вид сверху самолета РЛДН палубного и наземного базирования, вид сбоку;
на фиг.3 изображен вид спереди самолета РЛДН палубного и наземного базирования.
Самолет РЛДН палубного и наземного базирования (фиг.1) выполнен по схеме «высокоплан» с трапециевидным крылом 1 в плане. На крыле 1 установлены двигатели 2 с выносом вперед и оси двигателей, и оси винтов проходят над крылом. В верхней хвостовой части фюзеляжа 3 расположено горизонтальное оперение 4, на котором закреплено распределенное вертикальное оперение 5. В нижней части фюзеляжа 3 по бокам установлены развитые обтекатели 6 антенн кругового обзора РТК 7, в свободных объемах которых расположены дополнительные топливные баки 8. Основные стойки шасси 9 установлены на развитых боковых обтекателях 6 антенн кругового обзора РТК и убираются в обтекатели 6 (при установке ближе к плоскости симметрии самолета - в фюзеляж 3). В носовом обтекателе 10 фюзеляжа 3 и в обтекателе 11 развитой хвостовой части фюзеляжа 3 размещены дополнительные антенны РТК 12 и 13.
Установленные по бокам фюзеляжа антенны кругового обзора 6 РТК совместно с дополнительной антенной 12 РТК в носовой части фюзеляжа 3 и дополнительной антенной 13 РТК в хвостовой части фюзеляжа 3 образуют общую круговую диаграмму обзора РТК самолета РЛДН палубного и наземного базирования. На верхней поверхности фюзеляжа выполнены люки 14 для катапультирования всего экипажа.
Установка антенн кругового обзора РТК в развитых боковых обтекателях в нижней части фюзеляжа под крылом и дополнительных антенн РТК в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а также установка двигателей на крыле с выносом вперед позволили получить беспрепятственную круговую диаграмму обзора в сторону вниз, ограниченную только техническими возможностями антенн, применяемых на самолете, и круговую диаграмму обзора в сторону вверх с частичным перекрытием на краях консолями крыла, оперением и винтами.
Технико-экономическая эффективность выражается в расширении зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружения низколетящих малозаметных целей, увеличения дальности полета и возможности спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.
Таким образом, совокупность существенных признаков самолета РЛДН для палубного и наземного базирования обеспечивает беспрепятственный круговой обзор в сторону вниз, достаточный круговой обзор в сторону вверх, возможность беспрепятственного катапультирования всего экипажа, снабжение дополнительными топливными баками в свободных объемах развитых боковых обтекателей антенн и легкий доступ в обтекатели антенн РТК.
Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов, так и существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства аппаратуры.
Источники информации
1. FLIGHT. №5 - 11 февраль 2008 г. стр.28-29.
2. http://www.airwar.ru/enc/spy/yak44.html.
1. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования, содержащий фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси, отличающийся тем, что он снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом, в которых размещены антенны кругового обзора.
2. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что двигатели установлены на крыле с выносом вперед, и оси двигателей и оси винтов проходят над крылом.
3. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что основные стойки шасси установлены на развитых боковых обтекателях.
4. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны, обеспечивающие общую круговую диаграмму обзора.
5. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что в свободных отсеках развитых боковых обтекателей расположены дополнительные топливные баки.