Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, преимущественно реверсивных, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Каждое из зубчатых колес зубчатой передачи, состоящее из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), снабжено парой упругих пластин (3), установленных с обоих торцов зубьев колеса, перпендикулярно им. Длина пластин больше высоты зубьев. На стороне пластин, обращенных к зубьям, выполнены прорези (4). Пластины ориентированы в радиальной плоскости колес и укреплены на планке (5) с возможностью поворота в торцевой плоскости колеса. Планка снабжена осью вращения (6) и приводом для разворота пластин на 180° при каждом реверсировании колеса. Разворот пластин (3) каждый раз производится в одном направлении. Изобретение направлено на оптимизацию смазывания открытых зубчатых передач. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, преимущественно реверсивных, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи в виде лопатки, посредством которой пластичный смазочный материал вручную наносится на рабочие поверхности зубчатых колес (см., например, «Техническое списание и инструкция по эксплуатации. Одноковшовый универсальный экскаватор 3-652 Б.М., 1973»).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в его низкой производительности и недолговечности нанесенного смазочного слоя.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатой передачи по авт.св. СССР №1618973 от 07.01.1991 г., БИ №1, кл. F16H 57/04. Данное устройство состоит из пары упругих пластин, укрепленных неподвижно относительно каждого вращающегося зубчатого колеса зубчатой передачи, перпендикулярно торцевым поверхностям зубьев в радиальной плоскости колес, а длина пластин больше высоты зубьев.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что при работе зубчатой передачи наносимый пластичный смазочный материал вытесняется сопряженными зубьями из зоны зацепления - на торцевые поверхности зубьев и на участки тела колеса, прилегающие к зубчатому венцу, - впоследствии этот вытесненный смазочный материал не участвует в процессе трения, что ухудшает процесс смазывания рабочих участков зубьев.

Изобретением решается задача оптимизации процесса смазывания.

Это достигается тем, что каждое зубчатое колесо зубчатой передачи, состоящее из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, снабжено парой упругих пластин 3, установленных с обоих торцов зубьев колеса, перпендикулярно им, длина пластин больше высоты зубьев, на стороне пластин, обращенных к зубьям, выполнены прорези 4, пластины ориентированы в радиальной плоскости колес. Пластины укреплены на планке 5 с возможностью поворота в торцевой плоскости колеса, для чего планка снабжена осью вращения 6, установленной в подшипнике 7 и имеющей привод в виде реечной передачи из зубчатого колеса 8 и рейки 9 с зубьями 10, перемещающейся в направляющих. Рейка имеет привод 11. Подшипник 7, рейка 9, привод 11 и направляющие расположены на корпусе 12, неподвижном относительно вращающегося колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Пластичный смазочный материал периодически наносится на рабочие (боковые) поверхности 13, 14 зубьев 2, в процессе зацепления с сопряженным колесом смазочный материал вытесняется (15) сопряженными зубьями с рабочих поверхностей на торцевые поверхности 16 зубьев 2 и на участки 17 тела 1 колеса, прилегающие к зубчатому венцу. Пластины 3 при вращении колеса захватывают вытесненный смазочный материал с этих поверхностей, при этом смазочный материал, захваченный с торцевых поверхностей (16) зубьев, переносится на рабочие (боковые) поверхности (13) зубьев 2, набегающие при вращении колеса на пластины 3, а смазочный материал, захваченный с тела колеса, пластины 3 посредством привода (см. фиг.1, фиг.2) разворачиваются на 180°, при последующем вращении колеса, смазочный материал, захваченный с тела колеса, переносится на другие рабочие (боковые) поверхности 14 зубьев, а смазочный материал, вытесняемый на тело колеса, накапливается на пластинах. При последующих реверсированиях колеса процесс повторяется. Разворот пластин 3 каждый раз производится в одном направлении.

Данная конструкция смазочного устройства позволяет оптимизировать процессы смазывания зубчатых колес, снизить потребное количество смазочного материала, увеличить время между периодами смазывания, снизить изнашивание зубьев и увеличить их долговечность.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, смазываемой периодически консистентными смазочными материалами, содержащее пару упругих пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно торцам зубьев, в радиальной плоскости колеса, а длина пластин больше высоты зубьев, отличающееся тем, что пластины снабжены механизмом поворота на 180° вокруг оси симметрии, ориентированной перпендикулярно торцам зубьев.