Подвижные части автоматического стрелкового оружия

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области вооружения и направлено на совершенствование автоматического стрелкового оружия. Подвижные части автоматического стрелкового оружия содержат телескопические затворную раму, балансир и каретку, кинематически связанные между собой зубчато-реечным зацеплением с помощью звездочки, установленной на оси в каретке. В стенке балансира имеется продольный замкнутый паз, длина которого не меньше величины хода подвижных частей. Внутри каретки установлен подпружиненный фиксатор с возможностью вхождения в указанный паз на балансире. В боковой стенке затворной рамы со стороны фиксатора проделано сквозное отверстие. Расположение фиксатора и отверстия таковы, что при согласованном взаимном положении балансира, каретки и затворной рамы в начальный момент их зацепления фиксатор опирается на торец балансира, а отверстие на затворной раме располагается напротив фиксатора. Обеспечивается соединение подвижных частей оружия в определенной последовательности, что исключает неправильные действия при сборке. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области вооружения и направлено на совершенствование автоматического стрелкового оружия.

Известны подвижные части, применяемые в автомате АЕК-971, содержащие телескопически соединенные между собой затворную раму, балансир и каретку. Затворная рама и балансир кинематически связаны между собой с помощью зубчато-реечного зацепления. При этом роль реек выполняют перфорированные боковые стенки на затворной раме и балансире, а передача движения от одного звена к другому осуществляется с помощью звездочек, установленных на осях внутри каретки.

Соединенные зубчатым зацеплением затворная рама, балансир и каретка со звездочками должны иметь строго определенное взаимное расположение, что обеспечивается очередностью технологических операций сборки: каретка со звездочками вставляется внутрь балансира, вводится в зацепление с его рейкой и продвигается на установленное количество перфораций. При сохранении положения относительно каретки, балансир вводится внутрь затворной рамы до касания звездочкой рейки рамы. После этого все части, двигаясь совместно, входят в зацепление друг с другом. Соблюдение такой последовательности соединения деталей является необходимым условием правильного взаимодействия подвижных частей с другими7 деталями оружия и легко обеспечивается производственным процессом сборки.

Для исключения неправильной сборки подвижных частей при эксплуатации оружия, например, в результате их разборки для проведения чистки, в каретке предусмотрено сквозное поперечное отверстие, в которое запрессован штифт. Концы штифта выступают из каретки и входят в продольные замкнутые пазы, выполненные в стенках балансира и затворной рамы. Таким образом, штифт препятствует разъединению затворной рамы и балансира, делая конструкцию подвижных частей неразборной. Указанные подвижные части приняты за прототип ( http://spec-nas.org/Forum/forum21/topic1133/).

Недостатком прототипа является невозможность проведения качественной чистки подвижных частей из-за неразборности соединения затворной рамы с балансиром и кареткой.

Изобретением решается задача: создание такой конструкции телескопических подвижных частей с зубчато-реечной связью между затворной рамой и балансиром, которая позволила бы производить отсоединение частей друг от друга для чистки и при этом была исключена возможность неправильной сборки.

Технический результат, полученный при осуществлении изобретения заключается в создании конструкции подвижных частей, соединение которых производится в определенной последовательности, исключающей неправильные действия при сборке.

Указанный технический результат достигается тем, что в подвижных частях автоматического стрелкового оружия, содержащих телескопические затворную раму, балансир и каретку, кинематически связанные между собой зубчато-реечным зацеплением с помощью звездочки, установленной на оси в каретке, при этом в стенке балансира имеется продольный замкнутый паз, длина которого не меньше величины хода подвижных частей, новым является то, что внутри каретки установлен подпружиненный фиксатор с возможностью вхождения в указанный паз на балансире, а в боковой стенке затворной рамы со стороны фиксатора проделано сквозное отверстие, причем расположение фиксатора и отверстия таковы, что при согласованном взаимном положении балансира, каретки со звездочкой и затворной рамы в начальный момент их зацепления фиксатор опирается на торец балансира, а отверстие на затворной раме располагается напротив фиксатора.

Благодаря такому техническому решению обеспечивается необходимый порядок соединения деталей подвижных частей, исключающий ошибочные действия, которые могли бы привести к неправильной сборке.

На основании изложенного можно сделать вывод, что предлагаемое техническое решение обладает «новизной» и «изобретательским уровнем».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на:

- фиг.1 изображена компоновочная схема подвижных частей (части собраны);

- фиг.2 - сечение А-А;

- фиг.3 - положение частей при выполнении ключевой сборочной операции, определяющей начало правильного введения затворной рамы в зацепление со звездочкой: фиксатор каретки опирается на торец балансира, а рейка затворной рамы опирается на зуб звездочки;

- фиг.4 - сечение Б-Б.

Подвижные части (фиг.1) имеют телескопическую конструкцию и содержат затворную раму 1, балансир 2 и каретку 3. Внутри каретки 3 на оси 4 установлена зубчатая звездочка 5, которая взаимодействует с рейками на балансире 2 и затворной раме 1. Рейки представляют собой равномерные ряды сквозных отверстий 6 и 7, выполненные в боковых стенках затворной рамы 1 и балансира 2 соответственно.

Внутри каретки установлен подпружиненный цилиндрический фиксатор (см. фиг.2), выступающий конец которого входит в продольный паз 9 на балансире 2. Таким образом, затворная рама 1 и балансир 2 имеют возможность перемещаться относительно друг друга в пределах длины продольного паза 9, благодаря чему части не могут случайно отделиться друг от друга.

В боковой стенке затворной рамы 1 (со стороны фиксатора 8) имеется сквозное отверстие 10 (фиг.4). Для разборки подвижных частей необходимо отвести затворную раму 1 и балансир 2 в разные стороны до упора фиксатором 8 в край паза 9, утопить фиксатор 8 внутрь каретки 3 и, продолжив движение частей в стороны, отделить их друг от друга.

Для сборки частей (фиг.3) каретка со звездочками 5 вводится внутрь балансира 2 на глубину, определенную технологическим процессом сборки и останавливается, опираясь выступающим фиксатором 8 на торец 11 балансира 2. Ограничив, таким образом, свободу взаимного перемещения балансира 2 и каретки 3, они вместе вводятся внутрь затворной рамы 1 до упора рейкой рамы на зуб звездочки 5. Такое взаимное положение частей соответствует началу их правильного зацепления. При этом отверстие 10 (см. фиг.4) должно занять положение напротив фиксатора 8. При любом другом (несоответствующем) положении частей отверстие 10 не совмещается с фиксатором 8, из-за чего нажать на фиксатор невозможно (мешает боковая стенка рейки рамы).

В случае, когда положение фиксатора 8 и отверстии 10 совпали для продолжения сборки частей и введения их в зацепление необходимо утопить фиксатор 8, действуя на него инструментом, например, выколоткой, через отверстие 10.

перемещаясь вместе с кареткой 3, фиксатор 8 прижимается к внутренней стенке балансира 2 и, достигнув продольного паза (, выходит в него. Теперь перемещение каретки 3 ограничено длиной паза 9, и подвижные части становятся неразъемными. При этом соблюдены все требования по очередности соединения частей друг с другом, предусмотенные технологией сборки.

Новое техническое решение проверено ОАО «ЗиД» при изготовлении модификации подвижных частей для автомата АЕК-971.

Подвижные части автоматического стрелкового оружия, содержащие телескопические затворную раму, балансир и каретку, кинематически связанные между собой зубчато-реечным зацеплением с помощью звездочки, установленной на оси в каретке, при этом в стенке балансира имеется продольный замкнутый паз, длина которого не меньше величины хода подвижных частей, отличающиеся тем, что внутри каретки установлен подпружиненный фиксатор с возможностью вхождения в указанный паз на балансире, а в боковой стенке затворной рамы со стороны фиксатора проделано сквозное отверстие, причем расположение фиксатора и отверстия таковы, что при согласованном взаимном положении балансира, каретки и затворной рамы в начальный момент их зацепления фиксатор опирается на торец балансира, а отверстие на затворной раме располагается напротив фиксатора.