Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач
Иллюстрации
Показать все(57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гусеничным машинам, и может быть использовано при производстве и модернизации гусеничных машин, имеющих бортовые коробки передач. Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач, имеющими каждая механизм распределения с рычагом поворота, содержит штурвал, связанный с рычагами поворота механизмов распределения. Связь штурвала с каждым рычагом поворота механизма распределения осуществлена посредством промежуточного звена, соединенного через рычаг обратной связи со штоком гидроцилиндра. Корпус и поршень гидроцилиндра кинематически соединены с соответствующими бортом корпуса машины и рычагами поворота механизма распределения. Поршень гидроцилиндра шарнирно соединен с рычагом обратной связи. Достигается возможность уменьшения рабочего угла поворота штурвала, низких и равномерных усилий на рукоятках штурвала. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гусеничным машинам, и может быть использовано при производстве и модернизации гусеничных машин, имеющих бортовые коробки передач.
Известен привод управления поворотом гусеничной машины (далее - машины) с бортовыми коробками передач (см. патент РФ к изобретению №2302962), выбранный в качестве прототипа заявленного изобретения, как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков, размещенный в корпусе машины с бортовыми коробками передач, имеющими каждая механизм распределения с рычагом поворота.
Известный привод управления поворотом содержит штурвал с двумя параллельными валами, соединенными опорой, два передних поперечных вала, два бортовых кулака, два задних кормовых поперечных вала, два механизма распределения, тяги.
Недостатками известного привода управления поворотом являются большие рабочий угол поворота штурвала и усилия на его рукоятках, что повышает утомляемость механика-водителя, а также низкая чувствительность управления из-за неравномерного и скачкообразного изменения усилия на рукоятках штурвала.
Задачей настоящего изобретения является создание привода управления поворотом, обеспечивающего уменьшенный рабочий угол поворота штурвала, низкие и равномерные усилия на рукоятках штурвала.
Поставленная задача решается тем, что в приводе управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач, имеющими каждая механизм распределения с рычагом поворота, содержащим штурвал, связанный с рычагами поворота механизмов распределения, согласно изобретению, связь штурвала с каждым рычагом поворота механизма распределения осуществлена посредством промежуточного звена, соединенного через рычаг обратной связи со штоком гидроцилиндра, корпус и поршень которого кинематически соединены с соответствующими бортом корпуса машины и рычагом поворота механизма распределения, соответственно, кроме того, поршень гидроцилиндра шарнирно соединен с рычагом обратной связи.
Промежуточное звено может быть выполнено в виде гибкого троса.
Заявленные технические признаки существенны, так как они влияют на достигаемый технический результат.
При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное устройство, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявленное устройство обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники.
Изобретение может быть применено при производстве и модернизации гусеничных машин с бортовыми коробками передач.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен привод управления поворотом; на фиг.2 изображен в разрезе гидроцилиндр, соединенный с механизмом распределения бортовой коробки передач.
В конкретном исполнении привод управления поворотом машины с бортовыми коробками передач состоит из штурвала 1, двух гидроцилиндров 2, двух промежуточных звеньев - двух гибких тросов 3, связывающих штурвал 1 с гидроцилиндрами 2, и двух задних кормовых поперечных валиков 4, связанных с рычагами 5 поворота механизмов 6 распределения бортовых коробок передач посредством тяг 7.
Штурвал 1 закреплен на корпусе машины в отделении управления перед механиком-водителем.
Гидроцилиндры 2 размещены в моторно-трансмиссионном отделении рядом с механизмами 6 распределения и подключены к системе гидроуправления и смазки машины.
Каждый гидроцилиндр 2 имеет корпус 8, поршень 9, шток 10.
Кинематическое соединение корпуса 8 и поршня 9 гидроцилиндра 2 с соответствующими бортом корпуса машины и рычагом поворота механизма распределения, соответственно, осуществлено следующим образом.
Корпус 8 гидроцилиндра 2 посредством шарнирного подшипника 11 закреплен на соответствующем борту корпуса машины.
Поршень 9 посредством шарнирного подшипника 12 соединен с рычагом валика 4 механизма 6 распределения, посредством оси 13 - с рычагом 14 обратной связи, и посредством рычагов 15 и 16, валика 4 механизма 6 распределения, тяги 7 шарнирно соединен с рычагом 5 поворота механизмов 6 распределения бортовых коробок передач.
Рычаг 14 обратной связи посредством осей 17 и 18 соединен, соответственно, со штоком 10 и сердечником гибкого троса 3.
В корпусе 8 выполнены каналы, обеспечивающие подачу рабочей жидкости под давлением в напорную полость «а», слив рабочей жидкости из полостей «б» и «в», и каналы, связывающие рабочие полости «г» и «д» поршня 9 с полостями штока 10.
Рабочие поверхности штока 10 выполнены с разными диаметрами, что обеспечивает равномерное возвратное усилие на рукоятках штурвала 1 на всем его рабочем ходе, зависящее от разности площадей рабочих поверхностей штока 10. При этом установки бортовых кулаков или возвратных пружин не требуется, что позволяет упростить конструкцию привода управления поворотом.
Рычаги 14 обратной связи соединены со штурвалом 1 управления поворотом гибкими тросами 3. Оболочка каждого из гибких тросов 3 крепится с соответствующей стороны штурвала 1 - к корпусу гусеничной машины, со стороны механизма распределения - к корпусу 8 гидроцилиндра 2.
Сердечники гибких тросов 3 крепятся к штурвалу 1 и к рычагам 14 обратной связи гидроцилиндров 2.
Введение гидроцилиндров 2 в состав привода управления поворотом позволяет значительно уменьшить усилия на рукоятках штурвала 1 и рабочий угол поворота штурвала 1, что снижает физические нагрузки на механика-водителя, а также позволяет упростить сам привод.
Равномерная нагрузка на штурвале 1 способствует повышению чувствительности управления поворотом машины.
Привод управления поворотом работает следующим образом.
В исходном положении штурвала 1 в обоих гидроцилиндрах 2 рычаги 14 обратной связи удерживаются гибкими тросами 3, каналы к полостям «г» и «д» перекрыты штоками 10, поршни 9 находятся на гидравлическом стопоре в исходном положении, рычаги валиков 4 механизмов 6 - распределения в исходном положении. Машина движется прямолинейно.
При повороте штурвала 1 гибкий трос 3 со стороны забегающей гусеницы машины остается в исходном положении, а со стороны отстающей гусеницы перемещается от механизма 6 распределения. При перемещении гибкого троса 3 рычаг 14 обратной связи, проворачиваясь вокруг оси 13, перемещает шток 10, обеспечивая открытие каналов, соединяющих рабочую полость «г» с напорной полостью «а», а рабочую полость «д» со сливной полостью «в». Поршень 9 с рычагом валика 4 начинает перемещаться в сторону механизма 6 распределения, перемещая рычаг 5 поворота механизма распределения 6 через тягу 7. Перемещаясь, рычаг 5 обеспечивает включение пониженной передачи в механизме 6 распределения со стороны отстающей гусеницы и плавное нарастание давления в бустерах соответствующей бортовой коробки передач. Машина совершает поворот.
Рычаг 14 обратной связи, проворачиваясь вокруг оси 18, перемещает шток 10, каналы, соединяющие рабочую полость «г» с напорной полостью «а» и рабочую полость «д» со сливной полостью «в», перекрываются, что обеспечивает установку поршня 9 на гидравлический стопор.
Чем больше перемещение гибкого троса 3, тем большее перемещение поршня 9, и тем меньший радиус поворота выполняет машина. Зависимость пропорциональная и обеспечивается длиной плеч рычага 14 обратной связи.
При повороте штурвала 1 в сторону исходного положения гибкий трос 3, рычаг 14 обратной связи и шток 10 перемещаются в сторону соответствующего механизма 6 распределения.
Перемещение штока 10 обеспечивает открытие каналов, соединяющих рабочую полость «г» со сливной полостью «б» и рабочую полость «д» с напорной полостью «а».
Поршень 9 с рычагом валика 4 и рычагом 5 механизма 6 распределения перемещается в исходное положение до перекрытия рабочих полостей «г» и «д», что обеспечивает установку поршня 9 на гидравлический стопор в исходном положении.
В зависимости от хода штурвала 1 изменяется ход поршня 9, а следовательно, и ход рычага 5 механизма 6 распределения. Этим обеспечивается плавное изменение радиуса поворота от прямолинейного движения до фиксированного радиуса для данной передачи.
1. Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач, имеющими каждая механизм распределения с рычагом поворота, содержащий штурвал, связанный с рычагами поворота механизмов распределения, отличающийся тем, что связь штурвала с каждым рычагом поворота механизма распределения осуществлена посредством промежуточного звена, соединенного через рычаг обратной связи со штоком гидроцилиндра, корпус и поршень которого кинематически соединены с соответствующими бортом корпуса машины и рычагами поворота механизма распределения, соответственно, кроме того, поршень гидроцилиндра шарнирно соединен с рычагом обратной связи.
2. Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач по п.1, отличающийся тем, что промежуточное звено выполнено в виде гибкого троса.