Способ оценки когнитивных функций у детей
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к нейрофизиологии, точнее к медицинской и клинико-психологической диагностике, и может использоваться для оценки степени нарушения когнитивных функций у детей. С помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат» ребенку предъявляют 8 тестовых заданий. Снимают 16 независимых показателей по 4 топическим блокам, состоящих из заданий в виде визуальных стимулов различной модальности в компьютеризованной форме. При этом ответы ребенка фиксируют при нажатии им щупом на электросенсорные кнопки пульта, расчет баллов, набранных ребенком в каждом задании, осуществляют по следующей формуле
Y б = X i z m − X s r Δ X , где Xizm - значение измеренного параметра у пациента в соответствующем тесте, Xsr - среднее значение нормы для соответствующего теста и возраста, ΔX - доверительный интервал нормы для соответствующего теста и возраста, степень нарушения когнитивных функций у пациента определяют суммарным коэффициентом выраженности когнитивных изменений Yсум=ΣYб каждого параметра каждого теста, при этом если ребенок по совокупности тестов набрал Yсум<-16 баллов, считают, что у него имеются нарушения когнитивных функций. Способ позволяет обеспечить стандартизацию и объективизацию процедуры обследования с максимальным ограничением влияния человеческого фактора. 4 табл., 2 ил., 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно, к нейрофизиологии, точнее к медицинской и клинико-психологической диагностике и может использоваться для оценки степени нарушения когнитивных функций у детей.
Проблема когнитивных расстройств в настоящее время является одной из наиболее актуальных и значимых с медико-социальной точки зрения. В неврологии и нейропсихологии под когнитивными функциями понимают наиболее сложные функции головного мозга, необходимые для осуществления процесса рационального познания мира. К таким функциям относятся: восприятие информации - гнозис, ее анализ и обработка - исполнительные функции, хранение информации - память и передача информации - праксис и речь. О когнитивных нарушениях говорят в тех случаях, когда имеются следующие мнестико-интеллектуальные нарушения, такие как: расстройства памяти с эпизодами амнестической дезориентации, нарушения концентрации внимания, снижение критики и способности к абстрагированию.
Известна краткая шкала оценки психического статуса (англ. Mini-Mental State Examination (MMSE), M. Folstein et al., 1975) для оценки степени нарушения когнитивных функций и постановки синдромального диагноза. Кроме нейропсихологических тестов для диагностики когнитивных расстройств используются клинические шкалы: клиническая рейтинговая шкала деменции (англ. Clinical dementia rating, J. Morris, 1993) и общая шкала нарушений (англ. Global deterioration scale, В. Reisberg et al., 1982).
http://medi.ru/doc/g241818_7.htm.
Известен тест рисования часов - простой тест, когда больного просят нарисовать часы - циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.
http://www.medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij
Известен способ прогнозирования клинического течения когнитивных нарушений у больных ишемическим инсультом, согласно которому определяют факторы риска из анамнеза жизни, устанавливают их градации и числовые значения, по математическим формулам определяют прогностические коэффициенты F1, F2 с последующим сравнением их величин. При F1 больше F2 прогнозируют благоприятный тип течения когнитивных нарушений у больных ишемическим инсультом, а при F2 больше F1 - неблагоприятный тип течения когнитивных нарушений. (Патент РФ №2405450).
Известен способ диагностики нарушений системы эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений при хронических болевых синдромах и заболеваниях, сопровождающихся расстройством чувствительности, согласно которому испытуемому предъявляют список из 50 слов, описывающих телесные ощущения, при этом 5 слов имеют традиционно позитивное эмоционально-когнитивное значение, 5 слов - традиционно негативное эмоционально-когнитивное значение, а остальные 40 слов - нейтральное эмоционально-когнитивное значение. Просят испытуемого указать для каждого слова вызываемый этим словом эмоциональный отклик, затем определяют процентное содержание слов, вызывавших у испытуемого положительный эмоциональный отклик. При величине его 12% и ниже диагностируют патологическое уменьшение позитивной составляющей эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений. Аналогично подсчитывают процентное содержание слов, вызвавших отрицательный эмоциональный отклик. При величине его 70% и выше диагностируют патологическое повышение негативной составляющей эмоционально-когнитивной оценки телесных ощущений. (Патент РФ №2318543).
Способ выбран нами за прототип.
Задачей изобретения является разработка способа количественной оценки степени нарушения когнитивной деятельности у детей вне зависимости от возраста, пола и соматической патологии.
Техническим результатом осуществления способа является обеспечение стандартизации и объективизации процедуры обследования с максимальным ограничением влияния человеческого фактора.
Сущность способа заключается в том, что для исследования когнитивных функций ребенку проводят тестирование по 8 различным тестам, оценивая 16 независимых параметров. Расчет баллов, набранных ребенком по каждому параметру теста, осуществляют по формуле: Y б = X i z m − X s r Δ X , где: Xizm - значение измеренного параметра у пациента (в соответствующем тесте); Xsr - среднее значение нормы для соответствующего теста и возраста
Yсум=ΣYб каждого параметра каждого теста=(-1)*Yб прост.с.р_мот.вр.+(-1)*Yб сложн.с.р_мот.вр.+(-1)*Yб прост.c.р_лат.вp.+(-1)*Yб сложн.c.p_лат.вp.+(-1)*Yб стат.коорд_част.к.+(-1)*Yб стат.коорд_вр.кас.+(-1)*Yб стат.коорд_инт.зн.+(-1)*Yб динам.коорд_вр.вып.+(-1)*Yб динам.коорд_вр.кас.+(-1)*Yб динам.коорд_инт.зн.+(-1)*Yб корр.проба_темп.отв.+(-1)*Yб бинатест_ур.ошиб.+Yб мнемотест_вр.воспр.+Yб мнемотест_прав.отв.+Yб корр.проба_усп.отв.+(-1)*|Yб ритмотест_ср.Ритм., где:
Yб прост.с.р_мот.вр. - простая сенсомоторная реакция: среднее моторное время, в баллах
Yб сложн.с.р_мот.вр - сложная сенсомоторная реакция: среднее моторное время, в баллах
Yб прост.с.р_лат.вр - простая сенсомоторная реакция: среднее латентное время, в баллах
Yб сложн.с.р_лат.вр - сложная сенсомоторная реакция: среднее латентное время, в баллах
Yб стат.коорд_част.к. - статическая координация: частота касаний, в баллах
Yб стат.коорд_вр.кас - статическая координация: время касаний, в баллах
Yб стат.коорд_инт.зн. - статическая координация: интегральное значение, в баллах
Yб динам.коорд_вр.вып. - динамическая координация: время выполнения, в баллах
Yб динам.коорд_вр.кас. - динамическая координация: среднее время касаний, в баллах
Yб динам коорд_инт.зн. - динамическая координация: интегральное значение, в баллах
Yб корр.проба_темп.отв. - корректурная проба: средний темп ответов, в баллах
Yб бинатест_ур.ошиб. - бинатест: общий уровень ошибок, в баллах
Yб мнемотест_вр.воспр. - мнемотест: среднее время воспроизведения светового образа, в баллах
Yб мнемотест_прав.отв. - мнемотест: среднее число правильных ответов на обин световой образ, в баллах
Yб корр.проба_усп.отв. - корректурная проба: успешность ответов, в баллах
Yб ритмотест_ср.Ритм. - ритмотест: средний интервал этапа реакций «Ритм»
Важное значение имеет направление шкал отсчета того или иного параметра теста. Шкалы таких параметров как: среднее моторное время (простая и сложная сенсомоторная реакция), среднее латентное время (простая и сложная сенсомоторная реакция), частота касаний (статическая координация), среднее время касаний (статическая координация), интегральное значение (статическая координация), время выполнения (динамическая координация), среднее время касаний (динамическая координация), интегральное значение (динамическая координация), средний темп ответов (корректурная проба), общий уровень ошибок (бинатест), среднее время воспроизведения светового образа (мнемотест) - имеют отрицательную направленность. Т.е уменьшение значения говорит об улучшении результата. Результаты данных параметров необходимо инвертировать, т.е. умножить на -1.
Шкалы таких параметров, как среднее число правильных ответов на один световой образ (мнемотест), успешность ответов (корректурная проба) - имеют положительную направленность. Т.е увеличение значения говорит об улучшении результата.
Особенное значение имеет шкала параметра средний интервал этапа реакции «Ритм» (Ритмотест), которая имеет направленность в сторону 0, что связанно со спецификой «Ритмотеста» (см. описание), т.е увеличение отклонения от среднего значения, как в плюс так и в минус, говорит об ухудшении результата. Значения данного параметра в баллах могут принимать только отрицательное или нулевое значение. Поэтому в формуле используется модуль данного параметра умноженный на -1.
Значения нормы заключаются в интервале=±16 баллов, а степень нарушения когнитивных функций у пациента определяют суммарным коэффициентом выраженности когнитивных изменений (Yсум). Данный коэффициент дает общую оценку степени когнитивных нарушений у пациента и не дает автоматического ответа, какая именно из когнитивных функций нарушена. Для получения более подробной информации, о том какая именно из когнитивных функций мозга страдает у пациента больше всего, проводят дополнительный анализ результатов, группируя их по 4-м топическим блокам: психомоторная деятельность, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-пространственная память (см. Рис.1).
Способ осуществляют с использованием нового инструментального метода - компьютерного психофизиологического комплекса (КПФК-99) «Психомат» (Рис.2), разработанного в ЗАО «ВНИИМП-ВИТА» НИИ Медицинского приборостроения РАМН, с 2002 года адаптированного к применению в педиатрической практике сотрудниками психоневрологического отделения НИИ педиатрии НЦЗД РАМН. «Психомат» предназначен для комплексного полифункционального контроля высших психических функций центральной нервной системы человека в норме и патологии по показателям выполнения набора психофизиологических и психологических тестов. Ребенку предъявляют 8 тестовых заданий для исследования: психомоторной деятельности, произвольного внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-пространственной памяти, предъявляя тесты на: простую сенсомоторную реакцию, сложную сенсомоторную реакцию, статическую координацию, динамическую координацию, ритмотест, корректурную пробу, бинатест, мнемотест, состоящие из заданий в виде визуальных стимулов различной модальности в компьютеризованной форме, при этом ответы ребенка фиксируются при нажатии им щупом на электросенсорные кнопки пульта, расчет баллов, набранных ребенком в каждом задании, осуществляют по следующей формуле:
Y б = X i z m − X s r Δ X , где: Xizm - значение измеренного параметра у пациента (в соответствующем тесте); Xsr - среднее значение нормы (для соответствующего теста и возраста);
ΔX - доверительный интервал нормы (для соответствующего теста и возраста), а степень нарушения когнитивных функций у пациента определяют суммарным коэффициентом выраженности когнитивных изменений Yсум=ΣYб (каждого параметра каждого теста), при этом если ребенок по совокупности тестов набирал Yсум<-16 баллов, считают, что у ребенка имеются нарушения когнитивных функций.
Нами впервые были разработаны и описаны стандарты (нормативы) когнитивной деятельности здоровых школьников с помощью КПФК-99 «Психомат» для каждой возрастной группы от 8 до 17 лет с годовым интервалом, показано отсутствие каких-либо достоверных различий между мальчиками и девочками.
Также нами впервые был разработан схема определения работы конкретных блоков когнитивных функций на основе нейропсихологической методики диагностики по А.Р. Лурия, были определены крупные функциональные блоки и выделены отдельные параметры из различных методик КПФК-99 «Психомат». Выделение блоков позволяет проводить и топическую диагностику, так как каждый из них локализован в определенной зоне коры головного мозга. Анализ данных параметров по их соотнесению к функциональным блокам позволяет говорить о состоянии когнитивных функций.
Впервые осуществлен комплексный подход к изучению когнитивной сферы больных поллинозом в периоде ремиссии заболевания, путем анализа тестируемых параметров и соотнесения их с топическими блоками когнитивных функций.
Обследование на КПФК-99 «Психомат» проводили в первой половине дня, в спокойной обстановке, при хорошем самочувствии и позитивном настрое пациентов. Все обследуемые дети получали стандартную инструкцию, прибор расположен на столе стандартного размера. Для детей младшего школьного возраста предлагалась игровая форма предъявления материала, обязательная предварительная демонстрация каждого задания.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы «Biosta-tistic», применяли расчет средних величин, среднеквадратичного отклонения, доверительного интервала, стандартной ошибки среднего. Различия параметров определяли по t-критериям Стьюдента. На основании полученных данных была создана таблица стандартов (норм). Далее рассчитывают среднее значение и стандартное отклонение каждого из параметров каждого теста для определенного возраста для здоровых детей по формулам:
Для расчетов среднего значения массива чисел xi(i=1, 2, 3 …N) используют формулу:
< x > = ∑ i = 1 N x i / N , формула дает достоверные значения, если количество чисел в массиве N стремится к ∞. В случае малого числа N для расчета используется формула Стьюдента. По этой формуле среднее истинное значение массива чисел находится как: xсред=<x>±ξ, где: ξ - доверительный интервал.
Величина этого интервала рассчитывается по формуле: ξ = t p , N σ N , где: σ - стандартное отклонение массива чисел, a tp,N - коэффициент Стьюдента. Величина этого коэффициента зависит как от величины массива N, так и от достоверности события р.
Далее эти данные используют для получения количественной оценки степени нарушения когнитивных функций у пациента Yсум. За точку отсчета принимают среднее значение соответствующего параметра теста.
За 1 бал принимают численное значение доверительного интервала для соответствующего параметра теста и соответствующего возраста (1 балл=1ξ). Расчет баллов полученных пациентом в каждом из параметров каждого теста, который осуществлялся по следующей формуле:
Y б = X i z m − X s r Δ X , где: Xizm - значение измеренного параметра у пациента (в соответствующем тесте); Xsr - среднее значение нормы (для соответствующего теста и возраста);
ΔX - доверительный интервал нормы (для соответствующего теста и возраста).
Степень нарушения когнитивных функций у пациента определяют суммарным коэффициентом выраженности когнитивных изменений
Yсум=ΣYб (каждого параметра каждого теста).
Способ осуществляют в виде игровой формы предъявления материала. Ребенок сам заинтересован максимально хорошо и правильно выполнить тест, что подходит для детей любого возраста с 8-17 лет. Отсутствует влияния и субъективной оценки исследователя-врача. На настоящем этапе развития технологии производители компьютерного психофизиологического комплекса КПФК предложили к применению новую модель КПФК-99 «Психомат», которая отличается от прежнего комплекса удобством применения: сокращение числа сенсорных пультов с трех до одного, повышение чувствительности сенсорных кнопок к нажатиям, вводом новых параметров и тестов. Новая генерация компьютерных комплексов существенно облегчает ребенку выполнение заданий на уровне исполнения моторных процедур, следовательно, способствует еще большей объективизации результатов исследований. Новые технические возможности комплекса автоматически предопределяют необходимость соответствующих им нормативов.
Значения нормы заключаются в интервале=±16 баллов, по количеству регистрируемых параметров в тестах, а степень нарушения когнитивных функций у пациента определяют суммарным коэффициентом выраженности когнитивных изменений Yсум:Yсум=ΣYб (каждого параметра каждого теста). Если ребенок по совокупности тестов набирал Yсум<-16 баллов, считают, что он выполнил тесты хуже нормы, т.е. хуже чем здоровый школьник той же возрастной группы и, соответственно, у ребенка наблюдаются нарушения когнитивных функций. Чем значительнее отклонение Yсум от нормы тем значительнее нарушение когнитивных функций.
Способ вариабелен: при необходимости возможно определение лишь одного интересующего врача топического блока: психомоторной деятельности, произвольного внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-пространственной памяти.
Соотнесение оценочных параметров компьютерного психофизиологического комплекса (КПФК-99) «Психомат», к блокам когнитивных функций мозга представлены на Рис 1.
Простая сенсомоторная реакция - это предельно быстрый двигательный ответ на простой сигнал. Испытуемому дается инструкция - как можно быстрее отреагировать на подачу светового сигнала нажатием на кнопку. Позволяет оценить скорость простых, без выбора формы ответа, сенсомоторных реакций на подаваемый стимул. Показатель "среднее латентное время" определяют как время между предъявлением стимула до момента отрыва щупа от центральной кнопки. Показатель "среднее моторное время" определяют как время между отрывом щупа от центральной кнопки до касания щупом верхней кнопки.
Сложная сенсомоторная реакция - это предельно быстрый двигательный ответ на сложный сигнал. Сложный сигнал - это стимул с несколькими опознавательными признаками или серия стимулов, различающихся по какому-либо признаку. Испытуемому дается инструкция - как можно быстрее правильно отреагировать на подачу сигнала нажатием на кнопку. Сигнал может быть световым, звуковым, словесным или цветовым. Параметры проведения обследования представлены в таблице 2.
Показатель "среднее латентное время" определяют как время между предъявлением стимула до момента отрыва щупа от центральной кнопки.
Показатель "среднее моторное время" определяют как время между отрывом щупа от центральной кнопки до касания щупом верхней кнопки.
Статическая координация: испытуемый должен опустить металлический наконечник в подсвеченное тестовое отверстие примерно до половины его длины, не касаясь дна, и запустить таймер, однократно коснувшись стенки отверстия и до сигнала окончания обследования держать щуп в отверстии, стараясь не касаться его стенок и дна отверстия.
Динамическая координация: испытуемый должен опустить металлический наконечник в тестовый паз примерно до половины его длины, не касаясь дна, запустить таймер, прикоснувшись к началу паза. Далее испытуемый должен как можно более быстро провести щупом вдоль паза, не касаясь его стенок и дна паза, и дотронуться до конца паза.
Корректурная проба: предназначена для исследования внимания, зрительного восприятия пространства, а также для определения скорости переработки информации в зрительном анализаторе. Дает возможность оценить темп психических процессов и уровень работоспособности. Задание заключается в отыскании среди ряда колец с различными метками того, которое совпадает с предъявленным стимулом.
Мнемотест предназначен для оценки функций ЦНС человека по показателям зрительной образной памяти (сенсорной, кратковременной и долговременной), объема внимания, формирования пространственных образов в норме и патологии. Испытуемому предъявляются световые образы - таблицы с пустыми полями, некоторые из которых раскрашены. Задача - воспроизвести в точности световой образ. Для старшей группы школьников время экспозиции светового образа меняется. Световой образ - это квадратная матрица из N*N (4*4) ячеек, часть из которых закрашена в зеленый цвет.
Бинатест в режиме управляемого выбора проводят так: над двумя кнопками на пульте в случайном порядке поочередно загораются лампочки. Задача ребенка - внимательно следить за последовательностью сигналов и нажимать каждый раз на ту кнопку, над которой сигнал загорался в прошлый раз. Тест обеспечивает возможность оценки максимального темпа и безошибочности воспроизведения заданной программой обследования последовательности нажатия кнопок. Этот тест не проводится детям младше 11 лет
Ритмотест обеспечивает возможность оценки показателей воспроизведения ритмических раздражителей. Задание состоит из двух этапов: на первом испытуемому предъявляются световые или звуковые сигналы, следующие с заданной частотой. Испытуемый должен реагировать на каждый стимул. На втором этапе испытуемому не предъявляют ритмический раздражитель, а звуковой или световой сигнал возникает в ответ на реакцию испытуемого так, что у него возникает иллюзия, что он продолжает следить за предъявляемыми ритмическими стимулами. Первый этап называется "Ритм", а второй - "Теппинг".
Параметры проведения обследования по тестам представлены в таблице 2.
Таблица 2. | |||
Заданные параметры методов обследования. | |||
№ | Наименование параметра | Размерность | Значение |
Простая сенсомоторная реакция. | |||
1. | Модальность стимула | -- | свет |
2. | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 1 |
3. | Кол-во основных реакций | Шт | 5 |
4. | Нижний предел времени | Мс | 450 |
5. | Верхний предел времени | Мс | 1350 |
6. | Самооценка успешности | -- | нет |
Сложная сенсомоторная реакция. | |||
1. | Модальность стимула | -- | свет |
2. | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 1 |
3. | Кол-во основных реакций | Шт | 7 |
4. | Тип последовательности | -- | случайный |
5. | Вариант теста | -- | 1 |
№ | Наименование параметра | Размерность | Значение |
6. | Нижний предел времени | Мс | 450 |
7. | Верхний предел времени | Мс | 1350 |
8. | Самооценка успешности | -- | нет |
Статическая координация. | |||
1. | Вариант отверстия | -- | 3 (4,8 мм) |
2. | Обратная связь | -- | есть |
3. | Время начальное | С | 1 |
4. | Время основное | С | 5 |
5. | Самооценка успешности | -- | нет |
Динамическая координация. | |||
1. | Обратная связь | Есть | 1. |
2. | Самооценка успешности | Нет | 2. |
Корректурная проба | |||
1. | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 2 |
2. | Кол-во основных реакций | Шт | 8 |
3. | Тип последовательности | -- | случайный |
4. | Вариант теста | -- | 1 |
5. | Обратная связь | -- | есть |
6. | Самооценка успешности | -- | нет |
Мнемотест. | |||
1. | Время экспозиции | Мс | 2000 |
2. | Время преэкспозиции | Мс | 0 |
3. | Время постэкспозиции | Мс | 0 |
4. | Набор светового образа (СО) | доля закрашенных ячеек | 2/16 |
5. | Последовательность СО | -- | Случайная |
6. | Режим воспроизведения СО | -- | прямой позитив |
7. | Угол поворота | Град | 0 |
8. | Размер СО | -- | 3*3 |
9. | Количество СО в тесте | Шт | 5 |
10. | Количество повторений теста | Шт | 1 |
11. | Возможность исправления ответа | -- | нет |
12. | Самооценка успешности | -- | нет |
Бинатест. | |||
1. | Модальность стимула | -- | свет |
2. | Кол-во тренировочных реакций | Шт | 5 |
3. | Кол-во основных реакций | Шт | 10 |
4. | Тест | -- | 1 |
5. | Вариант теста | -- | 1 |
6. | Сдвиг (глубина депозиции) | -- | 1 |
7. | Самооценка успешности | -- | нет |
Ритмотест. | |||
1. | Модальность стимула | -- | свет |
2. | Длина этапа"ритм" | Шт | 20 |
3. | Начальное число ответов этапа "ритм" | Шт | 1 |
4. | Период ритма | Мс | 500 |
5. | Длина этапа "теппинг" | Шт | 20 |
6. | Начальное число ответов этапа "теппинг" | Шт | 1 |
7. | Самооценка успешности | -- | нет |
В сравнение с нормой и констатация отклонений при выполнении тех или методик недостаточно полно отражают качественную суть когнитивных нарушений у конкретного ребенка. Особенностью отобранных тестов является то, что в выполнении почти каждого из них вовлечена не одна когнитивная функция, а несколько. Поэтому факт затруднения выполнения тестов не дает автоматического ответа, какая из когнитивных функций нарушена. Это не позволяет формировать функционально-топическую часть диагноза. Что доказывает необходимость разделения по 4 топическим блокам: психомоторная деятельность; произвольное внимание; зрительно-пространственное восприятие; зрительно-пространственная память. Определенные трудности вызывает оценка функции зрительно-пространственной памяти по представленной в КПФК-99 «Психомат» методике «Мнемо-тест». С одной стороны, мнемотест является единственным специфичным для функции памяти методом, с другой стороны, процесс выполнения задания обеспечивается не только функцией зрительно-пространственной памяти, но и функцией зрительно-пространственного восприятия. Поэтому результативность выполнения методики не может однозначно отражать состояние зрительно-пространственной памяти. В связи с этим, мы разработали индекс зрительно-пространственной памяти, где в числителе представлена успешность выполнения корректурной пробы, а в знаменателе - среднее число правильных ответов при мнемотесте. Этот индекс нивелирует вклад зрительно-пространственного восприятия в результативность выполнения мемотеста, так как помимо успешности выполнения мнемотеста учитывает успешность выполнения корректурной пробы, зависящей исключительно от состояния зрительно-пространственного восприятия. Индекс необходимо учитывать лишь в случае отклонения от нормы показателя успешности выполнения мнемотеста. Рассчитанные нормы индекса зрительно-пространственной памяти приводят отдельно от других норм, так как рассчитываются не автоматически КПФК-99 «Психомат», а непосредственно исследователем.
В таблице 3 приведены общие средние значения индекса зрительно-пространственной памяти для каждого возраста.
Таблица 3. | ||||||
Методика | Параметры методики | 8 лет (N=22) | 9 лет (N=22) | 10 лет (N=22) | 11 лет (N=26) | |
Мнемотест | успешность ответов при корректурной пробе | 1.05 | 1.07 | 1.89 | 1.03 | |
среднее число правильных ответов на один световой образ (девочки/мальчики) | 1.05/1.05 | 1.07/1.071 | 1.89/1.9 | 1.04/1.022 | ||
12 лет (N=27) | 13 лет (N=24) | 14 лет (N=25) | 15 лет (N=25) | 16 лет (N=23) | 17 лет (N=25) | |
0,995 | 0,979 | 1.004 | 0,99 | 0,98 | 0,98 | |
0.99/0.98 | 0.99/0.99 | 1.01/1 | 0.998/1 | 0.98/0.98 | 0.98/0.98 |
Значения норм параметров для детей в возрасте от 8 до 11 лет
Таблица №4. | |||||
Тесты | Измеряемые параметры | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет |
простая сенсомоторная реакция | среднее моторное время мс | 298,7±32,57 | 238,7±38,3 | 224,2±50,8 | 212±25 |
среднее латентное время мс | 287,65±17,5 | 288,06±22,3 | 287,8±52,92 | 279±21 | |
сложная сенсомоторная реакция | среднее моторное время мс | 331,76±31,9 | 300±41,12 | 265±47,51 | 266±39 |
среднее латентное время мс | 347,65±33,14 | 337,46±48,33 | 311±72,87 | 308±32 | |
статическая координация | частота касаний Гц | 0,68±0,17 | 0,64±0,35 | 0,62±0,95 | 0,50±0,20 |
среднее время касаний мс | 72,45±43,33 | 66,66±23,5 | 66,4±30,46 | 63±29 | |
интегральное значение* (%) | 4,36±3,75 | 5,00±2,94 | 4,49±3,2 | 5,05±2,81 | |
динамическая координация | время выполнения мс | 36078±78511 | 28728±4849 | 27511±2656 | 28501±5372 |
среднее время касаний, мс | 188,25±34,4 | 184,53±22,4 | 184,2±43,7 | 183±48 | |
интегральное значение,% | 30,174±6,14 | 30,14±4,67 | 29,58±13,16 | 30,18±7,49 | |
ритмотест | средний интервал реакций этапа «Ритм», мс | 494±29,26 | 564±117,9 | 550±123,12 | 548±34 |
корректурная проба | средний темп ответов, мс | 6374±558,8 | 5977±612,9 | 4409±782,7 | 3486±2881 |
успешность ответов, % | 95,55±3,78 | 95±3,80 | 97±8,37 | 97±3 | |
бинатест | общий уровень ошибок, % | - | - | - | 13±8 |
мнемотест | среднее число правильных ответов на один световой образ световой образ (%) | 90,5±8 | 88,5±8,5 | 89±51,3 | 94,6±2,0 |
среднее время воспроизведения светового образа, мс | 7856,35±1340,9 | 6217,73±915,9 | 5911±982,55 | 4652±988 | |
*интегральное значение - общая продолжительность касаний относительно времени выполнения задания |
Значения норм параметров для детей в возрасте с 12 до 17 лет.
Таблица №5 | |||||||
Тесты | Измеряемые параметры | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет |
простая сенсомоторная реакция | средне моторное время, МС | 186±21 | 188±30 | 172±23 | 150±29 | 151±33 | 140±20 |
среднее латентное время, МС | 259±19 | 260±24 | 262±19 | 250±22 | 250±27 | 240±14 | |
сложная сенсомоторная реакция | среднее моторное время, МС | 264±34 | 253±48 | 254±31 | 232±24 | 204±39 | 208±61 |
среднее латентное время, МС | 296±23 | 297±28 | 296±26 | 271±21 | 269±30 | 263±28 | |
статическая координация | частота касаний, Гц | 0,54±0,23 | 0,6±0,3 | 0,6±0,3 | 0,4±0,3 | 0,2±0,15 | 0,2±0,15 |
среднее время касаний МС | 63±29 | 65±34 | 65±27 | 63±23 | 51±16 | 52±19 | |
*интегральное значение в % | 4,51±2,03 | 5,81±4,16 | 5,24±2,9 | 4,74±3,7 | 1,54±1,8 | 0,86±0,98 | |
динамическая координация | время выполнения, мс | 28096±5196 | 25658±6169 | 24974±6253 | 22835±5459 | 19924±3669 | 19414±4655 |
среднее время касаний, мс | 148±21 | 141±24 | 142±16 | 137±191 | 139±28 | 139±15 | |
интегральное значение % | 27,27±5,8 | 27,15±6,64 | 26,50±4,9 | 24,73±5,2 | 24,63±8,76 | 23,95±3,1 | |
ритмотест | средний интервал реакций этапа «Ритм», мс | 522±23 | 511±25 | 517±21 | 521±34 | 539±50 | 508±33 |
корректурная проба | средний темп ответов, МС | 3383±240 | 3298±222 | 3086±365 | 2731±272 | 2610±241 | 2592±590 |
успешность ответов % | 97±5,9 | 97±3 | 99±2 | 99±2 | 98±4 | 98±3 | |
мнемотест | среднее число правильных ответов на один световой образ(%) | 97,4±2 | 99±2 | 98,6±2 | 100±2 | 100±2 | 100±2 |
среднее время воспроизведения светового образа, мс | 3779±458 | 3427±368 | 3200±342 | 3239±382 | 2884±471 | 2861±509 | |
бинатест | общий уровень ошибок % | 11,6±7 | 11±6 | 10±6 | 10±5 | 8±5 | 7±4 |
*Интегральное значение - значение (общая продолжительность касаний относительно времени выполнения задания |
Клинические примеры осуществления способа.
Пример 1. Пациент С. 9 лет 5 месяцев. У ребенка с 6,5 лет в апреле - мае - начало июня ежегодно клиника поллиноза в виде зуда и слезотечения глаз, заложенности носа, со слизистым отделяемым (риноконъюнктивальный синдром). Аллергологический анамнез отягощен: у папы - поллиноз, у бабушки по л/о - аллергический ринит. Жилищно-бытовые условия: удовлетворительные, элиминационный режим не соблюдается полностью (дома ковры и цветущие растения). Жалобы на заложенность носа и зуд глаз весной (май-июнь месяц). Со слов мамы: у ребенка «плохой» размашистый почерк, в школе учится хорошо, хотя и имеются трудности в усидчивости ребенка во время выполнения заданий. Носовое дыхание свободное, выделений нет. По внутренним органам и системам без патологии. В отделении проведено обследование: в иммунологический анализ крови: IgE - 321 Ед/мл (норма до 90). Кожные пробы: выявлена резко положительная (на ++++ и +++) сенсибилизация к аллергенам лещины, береза и ольха, положительная (на ++) к аллергенам дуба, ежа сборная, домашней пыли и слабоположительная сенсибилизация к другим пыльцевым аллергенам. Ребенку предъявляют 8 тестовых заданий, при этом снимают 16 независимых параметров по 4 топическим блокам: психомоторная деятельность, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-пространственная память, предъявляя тесты на: простую сенсомоторную реакцию, сложную сенсомоторную реакцию, статическую координацию, динамическую координацию, ритмотест, корректурную пробу, бинатест, мнемотест.
Получены следующие результаты:
1. Простая сенсомоторная реакция: среднее моторное время - 247 мс, среднее латентное время - 445 мс,
2. Сложная сенсомоторная реакция: среднее моторное время - 352 мс, среднее латентное время - 365 мс,
3. Статическая координация: частота касаний - 0.89 Гц, среднее время касаний - 94 мс, интегральное значение - 5.7%,
4. Динамическая координация: время выполнения - 4215 мс, среднее время касаний - 171 мс,
интегральное значение - 28,28%
5. Ритмотест: средний интервал реакции «Ритм» - 563 мс,
6. Корректурная проба: средний темп ответов - 6433 мс, успешность ответов - 100%,
7. Мнемотест: среднее число правильных ответов на один световой образ - 83,6%, среднее время воспроизведения светового образа - 10647 мс,
8. Бинатест: общий уровень ошибок - этот тест не проводится детям младше 11 лет, при расчетах результат данного теста равен 0 баллов.
Параметр «Корректурная проба - количество ошибок» - является линейно зависимым от параметра «Корректурная проба - успешность ответов» и является фактически его отражением, поэтому в расчете суммарного коэффициента выраженности когнитивных изменений он не участвует.
Параметр «Мнемотест - Индекс зрительно - пространственной памяти (ИЗПП)» является зависимым и составным из двух других параметров «мнемотеста», поэтому в расчете суммарного коэффициента выраженности когнитивных изменений он не участвует. Переводят полученные значения в баллы по формуле:
Y б = X i z m − X s r Δ X :
Простая сенсомоторная реакция: среднее моторное время (=(247-238,7)738,3=0,22 балла), среднее латентное время (=(445-288,06)722,3=7.04 балла)
Сложная сенсомоторная реакция: среднее моторное время (=(352-300)/41.12=1.26 балла), среднее латентное время (=(365-337.46)/48,33=0.57)
Статическая координация: частота касаний (=(0.89-0.64)/0,35=0.71 балла), среднее время касаний (=(94-66,6)/23,5=1.16 балла), интегральное значение(=(5.7-5)/2,94=0.23 балла).
Динамическая координация: время выполнения (=(45215-28728)74849=3.4 балла), среднее время касаний (=(171-184.53)/22.4=-0.6 балла),
интегральное значение (=(28,28-30.14)/4.67=-0.39 балла).
Ритмотест: средний интервал реакции «Ритм» (=(563-564)/117,9=0 баллов).
Корректурная проба: средний темп ответов (=(6433-5977)/612,9=0,74 балла), успешность ответов (=(100-95)/3,8=1,32 балла)
Мнемотест: среднее число правильных ответов на один световой образ (=(83,6-88,5)/8,5=-0,58 балл), среднее время воспроизведения светового образа (=(10647-6217,73)/915,9=4,83 балла)
Бинатест: общий уровень ошибок (0 баллов)
Важное значение имеет направление шкал отсчета того или иного параметра теста. Шкалы таких параметров как: среднее моторное время (простая и сложная сенсомоторная реакция), среднее латентное время (простая и сложная сенсомоторная реакция), частота касаний (статическая координация), среднее время касаний (статическая координация), интегральное значение (статическая координация), время выполнения (динамическая координация), среднее время касаний (динамическая координация), интегральное значение (динамическая координация), средний темп ответов (корректурная проба), общий уровень ошибок (бинатест), среднее время воспроизведения светового образа (мнемотест) - имеют отрицательную направленность. Т.е уменьшение значения говорит об улучшении результата. Результаты данных параметров необходимо инвертировать, т.е. умножить на -1.
Шкалы таких параметров, как: среднее число правильных ответов на один световой образ (мнемотест), успешн