Способ контроля отключения вводного выключателя шин и ложного отключения вводного выключателя трансформатора подстанции

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля отключения вводного выключателя шин и ложного отключения вводного выключателя трансформатора подстанции. Технический результат - расширение функциональных возможностей путем получения информации об отключении вводного выключателя шин и ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции. Согласно изобретению с момента появления броска тока КЗ на шинах подстанции начинают отсчет времени, равный времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя шин, и контролируют момент отключения тока КЗ и, если в момент окончания отсчета времени ток КЗ исчезнет, делают вывод об отключении вводного выключателя шин, с момента отключения тока КЗ продолжают отсчет времени до момента окончания времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя трансформатора, при этом контролируют момент исчезновения напряжения со стороны вторичной обмотки трансформатора и, если оно исчезнет в момент окончания времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя трансформатора, делают вывод о ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции. Предлагаемый способ позволяет получить информацию об отключении вводного выключателя шин и ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля отключения вводного выключателя шин и ложного отключения вводного выключателя трансформатора подстанции.

Известен способ контроля ложного отключения секционирующего выключателя в линии кольцевой сети, питающейся от разных шин двухтрансформаторной подстанции, заключающийся в фиксации бросков токов и в измерении времени между ними. Для чего в момент фиксации падения рабочего тока в начале линии основного источника питания до значения, определяемого нагрузкой линии, подключенной после секционирующего выключателя, и отсутствии броска тока короткого замыкания (КЗ) начинают отсчет времени, равного времени выдержки включения выключателя пункта автоматического включения резерва. В момент окончания отсчета этого времени контролируют появление броска тока в начале линии резервного источника питания и, если появляется бросок тока значением, определяемым отключенной нагрузкой линии основного источника питания, то устанавливают факт ложного отключения секционирующего выключателя в линии кольцевой сети [патент RU №2378754, кл. H02J 13/00, опубл. 10.10.2010, бюл. №1].

Недостатком известного способа является невозможность с его помощью получения, информации об отключении вводного выключателя шин и ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа путем получения информации об отключении вводного выключателя шин и ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции.

Согласно предлагаемому способу с момента появления броска тока КЗ на шинах подстанции начинают отсчет времени, равный времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя шин и контролируют момент отключения тока КЗ и, если в момент окончания отсчета времени ток КЗ исчезнет, то делают вывод об отключении вводного выключателя шин, с момента отключения тока КЗ продолжают отсчет времени до момента окончания времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя трансформатора при этом контролируют момент исчезновения напряжения со стороны вторичной обмотки трансформатора и, если оно исчезнет в момент окончания времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя трансформатора, то делают вывод о ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции.

Суть предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - представлена структурная схема, содержащая элементы для реализации способа;

на фиг.2 - диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1.

Схема (см. фиг.1) содержит: вводный выключатель трансформатора 1, трансформатор силовой 2, вводный выключатель шин 3, линии, отходящие от шин подстанции 4, 6, 7 и 8, точку КЗ 5, датчик тока короткого замыкания (ДТКЗ) 9, элементы: ПАМЯТЬ 10, НЕ 11, ЗАДЕРЖКА 12, ОДНОВИБРАТОР 13, И 14, ПАМЯТЬ 15, ЗАДЕРЖКА 16, ОДНОВИБРАТОР 17, датчик напряжения (ДН) 18, элементы НЕ 19 и 20, регистрирующее устройство (РУ) 21.

Диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1 при устойчивом КЗ в точке 5, имеют вид (см. фиг.2): 22 - на выходе элемента 9, 23 - на выходе элемента 10, 24 - на выходе элемента 11, 25 - на выходе элемента 12, 26 - на выходе элемента 13, 27 - на выходе элемента 14, 28 - на выходе элемента 15, 29 - на выходе элемента 16, 30 - на выходе элемента 17, 31 - на выходе элемента 18, 32 - на выходе элемента 19, 33 - на выходе элемента 20, 34 -в РУ 21. Кроме диаграмм выходных сигналов на схеме также показаны: t1 -момент времени возникновения устойчивого КЗ, t2 - момент времени отключения вводного выключателя шин 3, t3 - момент времени отключения вводного выключателя трансформатора 1.

Способ осуществляется следующим образом.

В нормальном режиме работы сети выключатели 1 и 3 включены, на выходе ДТКЗ 9 сигнала нет, поэтому схема находится в режиме контроля.

При возникновения устойчивого КЗ в точке 5 на выходе ДТКЗ 9 появится сигнал (фиг.2, диагр. 22, момент времени t1), который поступит на вход элемента НЕ 10 при этом, с его выхода сигнал исчезнет (фиг 2, диагр. 23), а также сигнал поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 11, где запомнится (фиг.2 диагр. 24) и поступит на вход элемента ЗАДЕРЖКА 12. С выхода этого элемента сигнал появится через время, равное времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя шин 3 (фиг.2, диагр. 25) и поступит на вход элемента ОДНОВИБРАТОР 13. Он произведет одно колебание (фиг.2, диагр. 26) и этим сигналом «сбросит» память с элемента 11 (фиг.2, диагр. 24) и поступит на второй вход элемента И 14. В этот момент времени вводный выключатель шин 3 отключится. Ток КЗ исчезнет и на выходе элемента НЕ 10 вновь появится сигнал (фиг.2, диагр. 23) который поступит на первый вход элемента И 14. Он сработает (фиг.2, диагр. 27) и его выходной сигнал поступив в РУ 21 обеспечит появление там информации об отключении вводного выключателя 3 (фиг.2, диагр. 34). Также выходной сигнал с элемента И 14 поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 15, где запомнится (фиг.2, диагр. 28) и поступит на вход элемента ЗАДЕРЖКА 16. С выхода этого элемента сигнал появится через время, равное разности между временем выдержки срабатывания защиты вводного выключателя 1 трансформатора и временем выдержки срабатывания защиты вводного выключателя 3 шин (фиг.2, диагр. 29). По истечении указанного промежутка времени сигнал поступит на вход элемента ОДНОВИБРАТОР 17. Он совершит одно колебание (фиг.2, диагр. 30) и своим сигналом "сбросит" память с элемента 15 (фиг.2, диагр. 28) и поступит на первый вход элемента И 20. В этот момент времени по причине какой-либо неисправности произойдет отклонение вводного выключателя 1 и напряжение на трансформаторе 2 исчезнет.Исчезнет при этом и выходной сигнал с ДН 18 (фиг.2, диагр. 31) и появится выходной сигнал на элементе НЕ 19 (фиг.2, диагр. 32), который поступит на второй вход элемента И 20. Он сработает, появится его выходной сигнал (фиг.2, диагр. 33), который поступив в РУ21, обеспечит появление там информацию о ложном отключении вводного выключателя 1 трансформаторной подстанции.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получить информацию об отключении вводного выключателя шин и ложном отключении вводного выключателя трансформаторной подстанции.

Способ контроля отключения вводного выключателя шин и ложного отключения вводного выключателя трансформатора подстанции, заключающийся в фиксации бросков тока короткого замыкания (КЗ) и в отсчете времени между ними, отличающийся тем, что с момента появления броска тока КЗ на шинах подстанции начинают отсчет времени, равный времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя шин, и контролируют момент отключения тока КЗ, и если в момент окончания отсчета времени ток КЗ исчезнет, то делают вывод об отключении вводного выключателя шин, с момента отключения тока КЗ продолжают отсчет времени до момента окончания времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя трансформатора, при этом контролируют момент исчезновения напряжения со стороны вторичной обмотки трансформатора, и если оно исчезнет в момент окончания времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя трансформатора, то делают вывод о ложном отключении вводного выключателя трансформатора подстанции.