Способ измерения температуры

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

250504

Союз Сооетскик

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 02.1.1968 (№ 1206959/18-10) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 12.Vill.1969. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 12.1.1970

Кл. 421, 10/04

МПК G 01

УДК 536.5:539.531(088.8) Комитет по аелам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ

Изобретение относится к области измерения температуры труднодоступных и подвижных деталей машин.

Для измерения температуры, например, поршней двигателей, внутреннего сгорания применяются главным образом два метода: метод термопар и метод плавких индикаторов (вставок).

Применение метода термопар для измерения температурного поля поршней двигателей встречает известные трудности, связанные с созданием надежного токосъемного устройства.

Второй метод оонован íà применении ряда электрических,сплавов, температуры пла вления которых заранее известны. Плавкие вста вки выполняются,в виде тонкостенных алюминиевых капсюлей, заполненных, сплавом.

Температуру в выбранной точке поршня измеряют путем установки группы из трех-четырех ,вставок с соседними температурами,плавления. За 1измеренную температуру в исследуемой точке поршня принимают среднее значение температур плавления двух соседних iso температуре плавления индикаторов, из которых одпп выплавился, а другой не выплавился. Хотя известен ряд успешно выполненных измерений температур поршней с помощью плавких инд|икаторов, такой метод измерения температур деталей двигателей внутреннего сгорания нашел ограниченное применение вследствие большой трудоемкости эксперимента. Для каждого исследуемого теплового состояния поршня необходимо, несколько раз разбирать двигатель для сужения диапазона и;подбора интервала температур плавления сплавов во всех точках детали, где измеряется температура. Кроме того, из-за отсутствия близких .по температуре пла вления эвтектиче10 ских сплавов точность измерений доходит даже до 50 С.

Для измерения температуры труднодоступHbIx в процессе работы и движущихся деталей м ашин предлагается способ, по которому

15 в контролируемое место детали устанавливают вставку из закаленной стали, например

У10А и,по изменению ее твердости после нагрева судят об искомой величине.

Вставки предлагается изготавливать из за20 каленной высокоуглеродистой стали или других материалов, которые позволяют использовать эффект падения твердости металлов при

;повышении их температуры. Твердость стали, как известно, зависит как от температуры от25,пуска, так и от продолжительности выдержки при той же температуре. Однако падение твердости при отпуске ряда специальных сталей становится уже через небольшой промежуток времени их нагрева независимым от продол30 жительности выдержки и опоеделяется лишь

250504

Предмет изобретения

Составитель И. И. Дубсон

Техред Л. К. Малова

Редактор С. И. Хейфиц

Корректоры: Л. Корогод и А. Абрамова

Заказ 3547/11 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 температурой напрева. Так, например, у закаленной стали У10А |падение твердости при от пуске ia интервале от 150 до 400 С наблюдается лишь в течение, первых двух часов выдержки при данной температуре. Дальнейшее увеличение продолжительности выдержки практически уже не сказывается на изменении твердости этой стали при отпуоке при одной и той же температуре.

Это свойство таких сталей позволяет использовать их .в качестве материала для неплавких индикаторов.

Неплавкие вставки изготавливают цилиндрической формы диаметром 1 — 2 мм и длиной

1,5 — 2,5 мм. Перед экспериментом должна быть заранее известна или установлена зависимость твердости материала вставки от из,менения температуры. Кроме того, для выявления необходимой продолжительности работы дизеля на исследуемом режиме должна быть также известна длительность первого периода, при котором падение твердости материала еще за висит от продолжительности овпуска стали при данной температуре. Длительность испытаний двигателя на заданном режиме должна обязательно превышать,продолжительность этого периода. Для измерения температуры в,выбранной точке исследуемой детали непла вкий индикатор устана вли вают с гарантированным натягом или на резьбе в глухое отверстие детали непосредственно, либо с помощью тонкостенной алюминиевой

5 втулки или капсюли, либо другим способом. Затем вставку закрепляют в детали путем кернения кромок отверстия. После иапытания двигателя на заданном режиме снимают исследуемую деталь, извле10 кают индикатор, зачищают поверхность неплавкой вставки и замеряют ее твердость. По полученной твердости вставки определяют температуру в данной точке детали. Для этого используется тарировочная кривая, дающая

15 зависимость твердости материала вставки от его температуры.

20 Способ измерения тем перату ры, основанный на зависимости твердости материала от температуры, отличающийся тем, что, с целью измерения температуры труднодоступных в,процессе работы и движущихся деталей машин, 25 в контролируемое место детали устанавливают вставку из закаленной стали, например, У10А и по изменению ее твердости после нагрева судят об искомой |величине.