Окислительный катализатор

Иллюстрации

Показать все

Настоящее изобретение относится к окислительному катализатору, способу его изготовления, способу обработки выбросов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, к системе выпуска отработавших газов и к транспортному средству. Описан окислительный катализатор, включающий экструдированный твердый материал, содержащий: 10-95 масс.%, по меньшей мере, одного компонента связующего/матрицы; 5-90 масс.% синтетического алюмосиликатного цеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более таких сит, каждое из которых имеет в качестве своей наибольшей структуры отверстий пор 10-кольцевую структуру отверстий пор или большую, чем 10-кольцевая, структуру отверстий пор и имеет соотношение диоксида кремния и оксида алюминия, составляющее от 10 до 150; и 0-80 масс.% необязательно стабилизированного диоксида церия, причем катализатор содержит, по меньшей мере, один драгоценный металл и необязательно, по меньшей мере, один недрагоценный металл, в котором: (i) основная масса, по меньшей мере, одного драгоценного металла находится на поверхности экструдированного твердого материала; (ii) по меньшей мере, один драгоценный металл нанесен в одном слое или нескольких слоях на поверхность экструдированного твердого материала; (iii) по меньшей мере, один металл присутствует в объеме экструдированного твердого материала, а также присутствует в повышенной концентрации на поверхности экструдированного твердого материала; (iv) по меньшей мере, один металл присутствует в объеме экструдированного твердого материала, а также нанесен в одном слое или нескольких слоях на поверхность экструдированного твердого материала или (v) по меньшей мере, один металл присутствует в объеме экструдированного твердого материала, присутствует в повышенной концентрации на поверхности экструдированого твердого материала и также нанесен в одном слое или нескольких слоях на поверхность экструдированного твердого материала. Описаны способ изготовления описанного выше катализатора, способ обработки выбросов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, система выпуска газов и транспортное средство. 5 н. 28 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 табл., 10 пр.

Реферат

Настоящее изобретение относится к окислительному катализатору, представляющему собой экструдированный твердый материал для использования в обработке выбросов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания стационарных источников и подвижных устройств, т.е. транспортных средств (автомобилей).

Обществом автомобильных инженеров (SAE) издан технический документ 2007-01-0658, озаглавленный «Фундаментальное исследование и возможное применение новой концепции ячеистого носителя катализатора для сокращения выбросов», в котором описан дизельный окислительный катализатор (DOC), представляющий собой платиновый катализатор, диспергированный на носителе катализатора, содержащем множество экструдированных сегментов γ-оксида алюминия, неорганические волокна и (неназванный) связующий материал, которые адгезионно объединены в полноразмерный блок. Платину наносят на носитель катализатора, используя обычный способ пропитки при концентрации от 1,0 до 2,7 г/л.

Европейский патент EP 1739066 описывает ячеистую структуру, содержащую многочисленные ячейки, имеющие множество сквозных отверстий; и герметизирующий слой, который соединяет ячейки друг с другом через соответствующие прилегающие внешние поверхности ячеек, где не открыты сквозные отверстия. Ячейка включает, по меньшей мере, неорганические частицы, неорганические волокна и/или нитевидные кристаллы. Примеры неорганических частиц представляют собой оксид алюминия, диоксид титана, диоксид кремния и диоксид циркония; примеры неорганических волокон представляют собой волокна диоксида кремния - оксида алюминия; и примеры неорганических связующих представляют собой золь диоксида кремния, золь оксида алюминия, сепиолит и аттапульгит.Каталитический компонент можно наносить на ячеистую структуру. Каталитический компонент может содержать, по меньшей мере, один тип, выбранный среди благородных металлов, таких как платина, палладий и родий, щелочные металлы, такие как калий и натрий, щелочноземельный металл, например, барий, и оксиды. Ячеистую структуру можно использовать в качестве каталитического конвертера, например, как трехкомпонентный катализатор или катализатор нейтрализации NOx для конверсии отработавших газов транспортных средств.

В настоящее время авторы данного изобретения разработали окислительный катализатор, включающий экструдированный твердый материал и, по меньшей мере, один металл, для конкретного применения в области дополнительной обработки отработавших газов, а именно отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Такие отработавшие газы могут выделять стационарные источники выбросов, но авторы разработали катализатор для конкретного использования в обработке отработавших газов подвижных источников, таких как легковые и грузовые автомобили и автобусы.

Согласно одному аспекту, настоящее изобретение предлагает окислительный катализатор, включающий экструдированный твердый материал, содержащий: 10-100 мас.%, по меньшей мере, одного компонента связующего/матрицы; 5-90 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов; и 0-80 мас.% необязательно стабилизированного диоксида церия, причем катализатор содержит, по меньшей мере, один драгоценный металл и необязательно, по меньшей мере, один недрагоценный металл, в котором: (i) основная масса, по меньшей мере, одного драгоценного металла находится на поверхности экструдированного твердого материала; (ii) по меньшей мере, один драгоценный металл нанесен в виде одного слоя или нескольких слоев, покрывающих поверхность экструдированного твердого материала; (iii) по меньшей мере, один металл присутствует в объеме экструдированного твердого материала и также присутствует в повышенной концентрации на поверхности экструдированного твердого материала; (iv) по меньшей мере, один металл присутствует в объеме экструдированного твердого материала и также нанесен в виде одного слоя или нескольких слоев, покрывающих поверхность экструдированного твердого материала; или (v) по меньшей мере, один металл присутствует в объеме экструдированного твердого материала, присутствует в повышенной концентрации на поверхности экструдированного твердого материала и также нанесен в виде одного слоя или нескольких слоев, покрывающих поверхность экструдированного твердого материала.

Преимущество настоящего изобретения заключается в том, что путем удаления каталитических компонентов, которые часто используют в каталитических покрытиях, число покрытий можно сократить, например, с двух слоев до одного слоя; или можно даже удалять единственный слой, и каталитический металл можно наносить на поверхность самого экструдированного твердого материала. Преимущества этого заключаются в уменьшении противодавления в системе выпуска отработавших газов и повышении коэффициента полезного действия двигателя.

Кроме того, за счет предоставляемой возможности катализаторов без покрытия можно изготавливать экструдированный твердый материал при большей плотности упаковки ячеек, увеличивая прочность и уменьшая толщину стенок ячеек, что может улучшать эффективность зажигания и увеличивать активность посредством массопереноса.

Кроме того, можно увеличивать объем активных компонентов в экструдированном твердом материале по сравнению с покрытием на инертном монолитном носителе. Это повышение плотности катализатора обладает преимуществами для долгосрочной устойчивости и эффективности катализатора, что важно для бортовой диагностики.

«Бортовая диагностика» (OBD) в контексте моторного транспортного средства представляет собой общий термин для описания способности самодиагностики и отчетности систем транспортного средства, которую обеспечивает сеть датчиков, соединенных с соответствующей системой электронного управления. Ранние примеры систем OBD представляли собой просто индикаторные лампы, показывающие неисправности при обнаружении проблемы, но они не предоставляли никакой информации о природе данной проблемы. В более современных системах OBD использован стандартизированный цифровой соединительный порт, и они способы предоставлять информацию о стандартизированных кодах обнаруженных неисправностей и осуществлять выбор данных в режиме реального времени, что обеспечивает быструю идентификацию проблемы и восстановление систем транспортного средства.

Согласно действующим требованиям OBD, водитель должен быть информирован в случае неисправности или повреждения системы выброса отработавших газов, которые могут привести к превышению установленных предельных уровней выбросов. Так, например, установлены следующие ограничения OBD согласно стандарту евро 4 (директива 98/69/EC) для пассажирских дизельных транспортных средств (категория M транспортных средств, как определяет директива 70/156/EEC): моноксид углерода (CO) -3,2 г/км; углеводороды (HC) - 0,4 г/км; оксиды азота (NOx) - 1,2 г/км и твердые частицы (PM) - 0,18 г/км.

Новое законодательство в отношении отработавших газов транспортных средств, особенно в США и Европе, требует повышенной чувствительности функции диагностики, чтобы непрерывно отслеживать способность дополнительной каталитической обработки в системе выпуска отработавших газов соответствовать требованиям законодательства о выбросах отработавших газов. Например, в настоящее время проект предлагает следующие ограничения OBD согласно стандарту евро 5 (директива 715/2007/EC) пассажирских транспортных средств, на которых установлены дизельные двигатели с компрессионным зажиганием: CO - 1,9 г/км; неметановые углеводороды (NMHC) - 0,25 г/км; NOx - 0,54 г/км; PM - 0,05 г/км.

В США принято законодательство OBD II (глава 13 кодекса постановлений штата Калифорния, статья 1968.2 «Требования системы диагностики неисправностей на 2004 и последующие годы для моделей легковых автомобилей, грузовых автомобилей малой грузоподъемности и транспортных средств средней грузоподъемности») в отношении отслеживания катализаторов бензиновых двигателей с искровым зажиганием, для которых требуется сигнализация неисправности, где средний результат испытаний согласно федеральной процедуре испытаний (FTP) в отношении эффективности конверсии NMHC наблюдаемой части каталитической системы оказывается ниже 50%.

Экструдированные твердые материалы согласно настоящему изобретению, как правило, представляют собой единую структуру, состоящую из ячеек одинакового размера и параллельных каналов, проходящих от первого конца до второго конца ячеек. Как правило, эти каналы открыты на обоих (первом и втором) концах в так называемой «проточной» конфигурации. Определяющие каналы стенки каналов являются пористыми. Как правило, внешняя «оболочка» окружает множество каналов экструдированного твердого материала. Экструдированный твердый материал можно изготавливать с любым желательным поперечным сечением, таким как круглое, квадратное или овальное. Сечение отдельных каналов во множестве каналов может быть квадратным, треугольным, шестиугольным, круглым и т.д. Каналы на первом, расположенном выше по потоку, конце можно блокировать, например, подходящим керамическим цементом, и каналы, которые не заблокированы на первом, расположенном выше по потоку, конце, можно также блокировать на втором, расположенном ниже по потоку, конце, получая так называемый фильтр с пристеночным течением. Как правило, расположение блокированных каналов на первом, расположенном выше по потоку, конце напоминает шахматную доску с аналогичным расположением блокированных и открытых, расположенных ниже по потоку, концов каналов.

Очевидно, что ячеистая структура, описанная в европейском патенте EP 1739066, имеет чрезмерно низкий параметр термической устойчивости (TSP), чтобы ее можно было использовать в едином соединенном экструдированном материале, потому что эта ячеистая структура представляет собой множество отдельных ячеек, сцементированных вместе. Такая структура, которая также наблюдается в имеющихся в продаже ячеистых материалах на основе карбида кремния, предназначена для предотвращения катастрофического повреждения носителя катализатора вследствие, помимо прочих причин, теплового удара в результате относительно высокого коэффициента теплового расширения (CTE) экструдированного материала. Однако изготовление ячеистой структуры из отдельных ячеек является сложным и трудоемким, требует значительного расхода времени и средств и увеличивает число возможных видов физических повреждений, например, в цементных соединениях, по сравнению с едиными экструдированными изделиями. С более подробным разъяснением TSP и CTE можно ознакомится в книге «Каталитическая промышленная технология уменьшения загрязнения воздуха», второе издание, авторы R.M. Heck и др., издательство John Wiley & Sons, Inc., Нью-Йорк, 2002 г.; см. главы 7 (в отношении проточных монолитов) и 9 (в отношении фильтров с пристеночным течением).

Соответственно, авторы настоящего изобретения предпочитают, чтобы экструдированный твердый материал катализатора согласно настоящему изобретению имел аксиальный параметр термической устойчивости (TSP) и радиальный TSP на достаточном уровне, чтобы предотвращать радиальные трещины и кольцевые трещины в экструдированном твердом материале при его использовании для обработки отработавших газов из стационарного или подвижного источника выбросов. Таким образом, экструдированный твердый материал можно изготавливать как единый экструдированный материал. Для экструдированных твердых материалов, имеющих особенно большое поперечное сечение, может все же оказаться необходимой экструзия сегментов экструдированного твердого материала для их совместного цементирования. Однако это объясняется трудностями обработки экструдированных материалов такого большого поперечного сечения или вызвано ограничениями размера штамповой оснастки для экструдированного материала. Однако, взятый отдельно, каждый сегмент целого катализатора должен соответствовать функциональному ограничению, согласно которому аксиальный TSP и радиальный TSP являются достаточными для предотвращения радиальных трещин и кольцевых трещин в отдельных сегментах экструдированного твердого материала при его использовании для обработки отработавших газов из стационарного или подвижного источника выбросов. В одном варианте осуществления радиальный TSP составляет более чем 0,4 при 750°C, в том числе более чем 0,5, более чем 0,6, более чем 0,7, более чем 0,8 более чем 0,9 или более чем 1,0. При 800°C радиальный TSP желательно также составляет более чем 0,4, и при 1000°C он предпочтительно составляет более чем 0,8.

Значение CTE фильтров с пристеночным течением должно составлять предпочтительно 20•10-7/°C, чтобы изготавливать их из одного куска экструдированного материала.

В вариантах осуществления, по меньшей мере, один компонент связующего/матрицы можно выбирать из группы, которую составляют кордиерит, нитриды, карбиды, бориды, интерметаллические соединения, алюмосиликат лития, шпинель, необязательно легированный оксид алюминия, источник диоксида кремния, диоксид титана, диоксид циркония, диоксид титана - диоксид циркония, циркон и смеси любых двух или более данных материалов.

Шпинели могут представлять собой MgAl2O4, или Mg может быть частично замещен металлом из группы, которую составляют Co, Zr, Zn или Mn. Содержание MgO в MgAl2O4 по сравнению с Al2O3 может составлять от 0,8 до 2,5, причем предпочтительны значения менее 1,0.

Компонент связующего/матрицы на основе оксида алюминия предпочтительно представляет собой γ-модификацию оксида алюминия, но можно использовать любую другую модификацию оксида алюминия, т.е. α-оксид алюминия, β-оксид алюминия, χ-оксид алюминия, η-оксид алюминия, ρ-оксид алюминия, κ-оксид алюминия, θ-оксид алюминия, δ-оксид алюминия, легированный лантаном β-оксид алюминия и смеси любых двух или более таких модификаций оксида алюминия.

Предпочтительно, чтобы оксид алюминия был легирован, по меньшей мере, одним элементом, кроме алюминия, для увеличения термической устойчивости оксида алюминия. Подходящие элементы для легирования оксида алюминия включают кремний, цирконий, барий, лантаниды и смеси любых двух или более данных материалов. Подходящие легирующие элементы из группы лантанидов включают La, Ce, Nd, Pr, Gd и смеси любых двух или более данных материалов.

Источники диоксида кремния могут включать диоксид кремния, золь диоксида кремния, кварц, плавленый или аморфный диоксид кремния, силикат натрия, аморфный алюмосиликат, алкоксисилан, кремнийорганическое полимерное связующее, такое как метилфенилзамещенный кремнийорганический полимер, глину, тальк или смесь любых двух или более данных материалов.

Из данного списка диоксид кремния может представлять собой чистый SiO2, полевой шпат, муллит, двойной оксид кремния-алюминия, двойной оксид кремния-магния, двойной оксид кремния-циркония, двойной оксид кремния-тория, двойной оксид кремния-бериллия, двойной оксид кремния-титана, тройной оксид кремния-алюминия-циркония, тройной оксид кремния-алюминия-магния, тройной оксид кремния-магния-циркония, тройной оксид кремния-алюминия-тория и смеси любых двух или более данных материалов. В качестве альтернативы, диоксид кремния можно получать путем обжига тетраметилортосиликата (TMOS), добавляемого в композицию для экструзии.

Подходящие глины включают фуллерову землю, сепиолит, гекторит, смектит, каолин и смеси любых двух или более данных материалов, где в качестве каолина можно выбирать суббентонит, аноксит, галлуазит, каолинит, диккит, накрит и смеси любых двух или более данных материалов; смектит можно выбирать из группы, которую составляют монтмориллонит, нонтронит, вермикулит, сапонит и смеси любых двух или более данных материалов; и фуллерова земля может представлять собой монтмориллонит или палыгорскит (аттапульгит).

Неорганические волокна выбирают из группы, которую составляют углеродные волокна, стеклянные волокна, металлические волокна, борные волокна, волокна оксида алюминия, волокна диоксида кремния, волокна двойного оксида кремния-алюминия, волокна карбида кремния, волокна титаната калия, волокна бората алюминия и керамические волокна.

Подходящие молекулярные сита для использования в настоящем изобретении представляют собой те, которые способы адсорбировать несгоревшие углеводороды после холодного пуска автомобильного двигателя и десорбировать адсорбированные углеводороды при температуре, превышающей температуру окружающей среды, например, когда компонент окислительного катализатора на основе драгоценного металла достигает желательной температуры зажигания, например, для окисления CO и HC или восстановления NOx. Такие молекулярные сита, как правило, не представляют собой сита, имеющие 8-кольцевую структуру отверстий пор в качестве своей наибольшей структуры отверстий пор, иногда называемые «мелкопористые» молекулярные сита. Предпочтительные молекулярные сита представляют собой среднепористые (максимум 10-кольцевая структура отверстий пор), крупнопористые (максимум 12-кольцевая структура отверстий пор) или даже мезопористые (более чем 12-кольцевая структура отверстий пор) молекулярные сита.

Каждое цеолитное молекулярное сито или каждое нецеолитное молекулярное сито можно выбирать из следующих кодов структурных типов: ABW, AEL, AET, AFG, AFI, AFO, AFR, AFS, AFY, AHT, AST, ASV, ATN, ATO, ATS, ATV, AWO, AWW, BCT, BEA, BEC, BIK, BOF, BOG, BPH, BRE, BSV, CAN, CAS, CFI, CGF, CGS, -CHI, -CLO, CON, CZP, DAC, DFO, DOH, DON, EMT, EON, ESV, ETR, EUO, EZT, FAR, FAU, FER, FRA, GIU, GME, GON, HEU, IFR, IMF, ISV, ITH, ITR, IWR, IWS, IWV, IWW, JBW, JRY, LAU, LIO, -LIT, LOS, LOV, LTF, LTL, LTN, MAR, MAZ, MEI, MEL, MEP, MFI, MFS, MOR, MOZ, MRE, MSE, MSO, MTF, MTN, MTT, MTW, MWW, NAB, NAT, NES, NON, NPO, OBW, OFF, OSI, OSO, -PAR, PON, -RON, RRO, RSN, RTE, RUT, RWR, RWY, SAO, SAS, SBE, SBS, SBT, SFE, SFF, SFG, SFH, SFN, SFO, SFS, SGT, SOD, SOF, SOS, SSF, SSY, STF, STI, STO, STT, STW, -SVR, SZR, TER, TOL, TON, TUN, UOS, UOZ, USI, UTL, VET, VFI, VSV, WEI или -WEN (согласно определению комиссии по структурам Международной цеолитной ассоциации), или оно представляет собой смесь любых двух или более данных материалов.

Предпочтительные цеолитные и нецеолитные молекулярные сита выбирают из группы, которую составляют BEA, FAU, FER, MFI, MFS, MOR, STI, SZR и смеси любых двух или более данных материалов.

Особенно предпочтительные цеолитные или нецеолитные молекулярные сита выбирают из группы, которую составляют BEA, FER, MFI, STI и смеси любых двух или более данных материалов.

Особенно предпочтительные цеолитные молекулярные сита представляют собой ZSM-5, цеолит β, ферриерит и смеси любых двух или более данных материалов.

Хотя в настоящем изобретении можно использовать природные цеолитные молекулярные сита, авторы настоящего изобретения предпочитают синтетические алюмосиликатные цеолитные молекулярные сита, в которых соотношение диоксида кремния и оксида алюминия составляет 10 или более, например, от 15 до 150, от 20 до 60 или от 25 до 40, для повышения термической устойчивости.

В альтернативном варианте осуществления цеолитное молекулярное сито или нецеолитное молекулярное сито представляет собой изоморфное соединение, содержащее один или более замещающих образующих структуру металлов. В данном варианте осуществления каждый замещающий и образующий структуру металл можно выбирать из группы, которую составляют As, B, Be, Ce, Co, Cu, Fe, Ga, Ge, Li, Mg, Mn, Zn и Zr, причем предпочтительными являются Ce, Cu и Fe. И здесь предпочтительные изоморфные цеолитные или нецеолитные молекулярные сита можно выбирать из группы, которую составляют BEA, FER, MFI, NSI, STI и смеси любых двух или более данных материалов, причем особенно предпочтительным является BEA, в структуре которого содержится Fe. Понятно, что в способе изготовления таких изоморфных соединений, содержащих один или более замещающих образующих структуру металлов, каждый металл может присутствовать в конечном продукте либо только в структуре, либо и в структуре, и в результате ионного обмена.

Соотношения диоксида кремния и оксида алюминия в изоморфных соединениях, содержащих один или более замещающих образующих структуру металлов, может составлять более чем 25, например, от 30 до 100 или от 40 до 70. С другой стороны, изоморфное соединение может иметь соотношение диоксид кремния и образующего структуру металла, которое составляет более чем 20, например, от 30 до 200 или от 50 до 100.

В предпочтительном варианте осуществления нецеолитное молекулярное сито представляет собой алюмофосфат, в том числе AlPO, замещенные металлом AlPO (MeAlPO), кремнийалюмофосфаты (SAPO) или замещенные металлом кремнийалюмофосфаты (MeAPSO).

Соотношения диоксида кремния и оксида алюминия в алюмофосфатах, как правило, составляют значительно меньше, чем в алюмосиликатных цеолитах, имеющих такой же код типа структуры. Как правило, соотношение диоксида кремния и оксида алюминия в алюмофосфатах составляет менее чем 1,0, но оно может составлять менее чем 0,5 или даже менее чем 0,3.

Компонент диоксида церия может быть необязательно стабилизирован, по меньшей мере, одним элементом, помимо церия, для увеличения термической устойчивости диоксида церия. Подходящие стабилизаторы диоксида церия включают цирконий, лантаниды и смеси любых двух или более данных материалов. Стабилизаторы из группы лантанидов включают La, Nd, Pr, Gd и смеси любых двух или более данных материалов. Массовое соотношение CeO2:ZrO2 может составлять, например, от 80:20 до 20:80. Имеющиеся в продаже материалы содержат 30 мас.% CeO2, 63% ZrO2, 5% Nd2O3, 2% La2O3; и 40% CeO2, 50% ZrO2, 4% La2O3, 4% Nd2O3 и 2% Y2O3.

В широком смысле, по меньшей мере, один металл может: (a) присутствовать в объеме экструдированного твердого материала, т.е., по меньшей мере, один металл присутствует в составе экструдированного материала; (b) присутствовать в повышенной концентрации на поверхности экструдированного твердого материала; и/или (c) быть нанесенным в виде одного слоя или нескольких слоев, покрывающих поверхность экструдированного твердого материала в признаках (iii), (iv) и (v), отличаясь, по меньшей мере, от одного металла, присутствующего в каждом из других положений (a), (b) и (c). Таким образом, согласно настоящему изобретению, по меньшей мере, один металл может присутствовать в положениях (b), (c), (a) плюс (b), (a) плюс (c) или (a) плюс (b) плюс (c). Если, по меньшей мере, один металл присутствует в положениях (a) и (b), (a) и (c) или (a), (b) и (c), по меньшей мере, один металл в каждом положении может быть одинаковым или отличаться.

Если, по меньшей мере, один металл присутствует в положении (a), т.е. в объеме экструдированного твердого материала, по меньшей мере, один металл может быть связанным с цеолитным молекулярным ситом, нецеолитным молекулярным ситом или смесью любых двух или более данных материалов. Пример связи включает ионный обмен с компонентом цеолитного молекулярного сита, компонентом нецеолитного молекулярного сита или одним или обоими из компонента цеолитного молекулярного сита и компонента нецеолитного молекулярного сита в смеси. Кроме того, возможно, что в смесях двух или более молекулярных сит содержится, по меньшей мере, один металл, который связан с одним молекулярным ситом, но не с другим. Например, первое молекулярное сито можно подвергать ионному обмену с медью, сушить и обжигать, а затем смешивать с другим молекулярным ситом без связанного дополнительного металла.

Авторы настоящего изобретения обнаружили, что подвергая ионному обмену цеолиты, например, цеолит β, с переходным металлом, например, железом, можно улучшать термическую устойчивость катализатора, и также можно повышать его активность, как можно видеть в сопровождающих примерах.

В качестве альтернативы, одно из двух молекулярных сит в смеси может связывать, например, путем ионного обмена, первый, по меньшей мере, один металл, и затем второй, по меньшей мере, один металл можно добавлять в состав экструдированного материала.

Подходящий, по меньшей мере, один металл (металлы) для связи с каждым из компонентов молекулярного сита можно выбирать индивидуально из группы, которую составляют переходный металл, лантанид или смесь любых двух или более данных материалов. Подходящие переходные металлы включают металлы группы IB, металлы группы IVB, металлы группы VB, металлы группы VIIB и металлы группы VIII. Предпочтительно, по меньшей мере, один переходный металл выбран из группы, которую составляют Fe, Cu, Ce, Hf, La, Mn, V и смеси любых двух или более данных материалов. Металл группы лантанидов может представлять собой La, Pr, Ce и смеси двух или более данных металлов.

Суммарное содержание металлов, по меньшей мере, в одном металле, который связывает каждый компонент молекулярного сита, составляет от 0,1 до 20 мас.%, например, от 1 до 9 мас.%.

По меньшей мере, один металл, который присутствует в объеме экструдированного твердого материала, но не связан с каким-либо молекулярным ситом; в основной массе, по меньшей мере, одного металла, находящегося на поверхности экструдированного твердого материала; в одном слое или нескольких слоях, покрывающих поверхность экструдированного твердого материала; или в повышенной концентрации на поверхности экструдированного твердого материала, можно выбирать из группы, которую составляют переходный металл, металл группы лантанидов или смесь любых двух или более данных материалов.

Подходящие покрытия для нанесения каталитических металлов при использовании в настоящем изобретении включают один или более из следующих материалов: оксид алюминия (Al2O3), особенно γ-оксид алюминия, диоксид кремния (SiO2), диоксид титана (TiO2), диоксид церия (CeO2), диоксид циркония (ZrO2), пентоксид ванадия (V2O5), оксид лантана (La2O3) и цеолиты. Диоксид церия и оксид алюминия можно необязательно стабилизировать, используя такие же стабилизаторы, которые используют для экструдированного твердого материала. Показано, что присутствие молекулярного сита (цеолита) в одном или нескольких покровных слоях, помимо присутствия молекулярного сита в экструдированном твердом материале, благоприятно улучшает конверсию углеводородов по сравнению с окислительным катализатором без молекулярного сита в одном или нескольких покровных слоях, но с молекулярным ситом, присутствующим в экструдированном твердом материале (см. пример 3B). Таким образом, присутствие молекулярного сита в одном или нескольких покровных слоях является предпочтительным. Подходящие каталитические металлы включают один или более драгоценных металлов (Au, Ag и металлы платиновой группы, включая Pt, Pd и Rh).

Способы нанесения, по меньшей мере, одного металла в повышенной концентрации на поверхность экструдированного твердого материала включают пропитку, предпочтительно пропитку загущенным составом, т.е. пропиточной средой, загущенной с помощью модификатора вязкости. Способы сушки можно также использовать для концентрирования металлов на поверхности экструдированного твердого материала. Например, так называемый способ «яичной скорлупы», в котором металлы концентрируются на поверхности, можно осуществлять, высушивая пропитанный экструдированный твердый материал при относительно медленной скорости, таким образом, что металлы осаждаются на поверхность путем капиллярного затекания. Можно также использовать определенные варианты выбора солей и условий pH для непосредственного осаждения металла, например, путем определения изоэлектрической точки экструдированного твердого материала с последующим использованием правильного сочетания значений pH и солей металлов, чтобы способствовать электростатическому притяжению между катионами и анионами в солях металлов и экструдированном твердом материале.

Подходящие переходные металлы включают металлы группы IB и металлы группы VIII.

Предпочтительно каждый драгоценный металл выбран из группы, которую составляют Pt, Pd, Au, Ag, Ir, Ru, Rh, Os и смеси любых двух или более данных материалов; и подходящие металлы группы лантанидов могут представлять собой La, Pr или Ce или смеси любых двух или более данных материалов.

Суммарное содержание металлов в объеме экструдированного твердого материала, которые не связаны с каким-либо компонентом молекулярного сита; не находятся на поверхности экструдированного твердого материала и/или не присутствуют в повышенной концентрации на поверхности экструдированного твердого материала, может составлять от 0,1 до 20 мас.%, например, от 1 до 9 мас.%.

Суммарное содержание металлов экструдированного твердого материала, т.е. включая любой металл, который связывает какое-либо молекулярное сито, может составлять от 0,1 до 25 мас.%, например, от 1 до 15 мас.%.

Суммарное содержание металлов катализатора в целом, включая один слой или несколько слоев, покрывающих поверхность экструдированного твердого материала, который содержит, по меньшей мере, один металл, может составлять от 0,1 до 30 мас.%, например, от 1 до 25 мас.%.

Содержание, по меньшей мере, одного компонента связующего/матрицы может составлять более чем 15 мас.%, более чем 20 мас.%, более чем 30 мас.%, более чем 35 мас.%, более чем 40 мас.%, более чем 45 мас.%, более чем 50 мас.%, более чем 55 мас.%, более чем 60 мас.%, более чем 65 мас.% или более чем 70 мас.%, более чем 75 мас.%, более чем 80 мас.%, более чем 85 мас.% или более чем 90 мас.%.

Содержание шпинели может составлять более чем 10 мас.%, более чем 15 мас.%, более чем 20 мас.%, более чем 30 мас.%, более чем 35 мас.%, более чем 40 мас.%, более чем 45 мас.%, более чем 50 мас.%, более чем 55 мас.%, более чем 60 мас.%, более чем 65 мас.% или более чем 70 мас.%.

Суммарное содержание всех молекулярных сит может составлять более чем 10 мас.%, более чем 15 мас.%, более чем 20 мас.%, более чем 30 мас.%, более чем 35 мас.%, более чем 40 мас.%, более чем 45 мас.%, более чем 50 мас.%, более чем 55 мас.%, более чем 60 мас.%, более чем 65 мас.% или более чем 70 мас.%, более чем 75 мас.%, более чем 80 мас.% или более чем 85 мас.%.

Содержание необязательно стабилизированного диоксида церия может составлять более чем 5 мас.%, более чем 10 мас.%, более чем 15 мас.%, более чем 20 мас.%, более чем 30 мас.%, более чем 35 мас.%, более чем 40 мас.%, более чем 45 мас.%, более чем 50 мас.%, более чем 55 мас.%, более чем 60 мас.%, более чем 65 мас.% или более чем 70 мас.%.

Содержание неорганических волокон может составлять более чем 5 мас.%, более чем 10 мас.%, более чем 15 мас.% или более чем 20 мас.%.

В варианте осуществления экструдированный твердый материал составляют, в основном: 10-100 мас.% кордиерита, нитридов, карбидов, боридов, интерметаллических соединений, алюмосиликата лития, шпинели, необязательно легированного оксида алюминия, источника диоксида кремния, диоксида титана, диоксида циркония, двойного оксида титана-циркония, циркона и смесей любых двух или более данных материалов; 50-90 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов, каждый из которых необязательно содержит один или более металлов; и 0-25 мас.% неорганических волокон.

В дополнительных вариантах осуществления можно использовать экструдированный твердый материал, который составляют, в основном: 10-37 мас.% кордиерита, нитридов, карбидов, боридов, интерметаллических соединений, алюмосиликата лития, необязательно легированного оксида алюминия, шпинели, источник диоксида кремния, диоксид титана, диоксид циркония, двойной оксид титана-циркония, циркон и смеси любых двух или более данных материалов; 60-88 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов, каждый из которых необязательно содержит один или более металлов; и 0-20 мас.% неорганических волокон; или: 15-30 мас.% кордиерита, нитридов, карбидов, боридов, интерметаллических соединений, алюмосиликата лития, необязательно легированного оксида алюминия, шпинели, диоксида титана, диоксида циркония, двойного оксида титана-циркония, циркона и смеси любых двух или более данных материалов; 2-20 мас.% источника диоксида кремния; 50-81 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов, каждый из которых необязательно содержит один или более металлов; и 2-10 мас.% неорганических волокон.

В еще одном варианте осуществления, приспособленном для использования в окислительных катализаторах для дизельных двигателей, экструдированный твердый материал могут составлять, в основном: 10-100 мас.% кордиерита, нитридов, карбидов, боридов, интерметаллических соединений, алюмосиликата лития, необязательно легированного оксида алюминия, шпинели, источника диоксида кремния, диоксида титана, диоксида циркония, двойного оксида титана-циркония, циркона и смеси любых двух или более данных материалов; 5-50 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов, каждый из которых необязательно содержит один или более металлов; 20-80 мас.% необязательно стабилизированного диоксида церия; и 0-25 мас.% неорганических волокон. Предпочтительные варианты осуществления содержат цеолиты и неорганические волокна.

При разработке экструдированных твердых материалов для использования в катализаторах нейтрализации NOx согласно настоящему изобретению авторы настоящего изобретения обнаружили недостаточную прочность экструдированного твердого материала в составе, содержащем 69 мас.% CeO2, и 23 мас.% γ-Al2O3 и 8 мас.% стекловолокна. В настоящее время предложения по повышению прочности предусматривают предварительный обжиг материала CeO2 для сокращения поверхностных потерь во время обжига необработанного экструдированного твердого материала; повышение содержания оксида алюминия до 50% и более; изменение размера частиц оксида алюминия (например, замена имеющегося в продаже Pural™ на Disperal™) и/или необязательно стабилизированного диоксида церия; введение инертного связующего для повышения механической устойчивости, например, глины; использование другой формы оксида алюминия, например, золя оксида алюминия; испытание других связующих систем, включая, например, золи TiO2, золи CeO2; ацетат церия; ацетат циркония; оптимизацию pH; и введение модификаторов поверхности, включая, например, соли алюминия или другие органические поверхностно-активные вещества. В предварительных испытаниях авторы настоящего изобретения обнаружили, что присутствие диоксида кремния может повлиять на эффективность нейтрализации NOx. Исследование продолжается, и данный вариант будет дополнительно исследован. Однако в одном варианте осуществления содержание источника диоксида кремния будет уменьшено или полностью устранено.

В более конкретных примерах согласно настоящему изобретению:

(i) дизельный окислительный катализатор содержит экструдированный твердый материал в проточной конфигурации, который составляют, в основном: 15-70 мас.% кордиерита, нитридов, карбидов, боридов, интерметаллических соединений, алюмосиликата лития, шпинели, необязательно легированного оксида алюминия, диоксида титана, диоксида циркония, двойного оксида титана-циркония, циркона и смесей любых двух или более данных материалов; 0-20 мас.% источника диоксида кремния; 50-81 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов, каждый из которых необязательно содержит один или более металлов; и 0-20 мас.% неорганических волокон, причем экструдированный твердый материал катализатора покрыт первым, внутренним слоем, содержащим нанесенные Pt; Pd; Au; Pt и Pd; Pd и Au; и вторым, внешним слоем катализатора, содержащим нанесенные Pt; Pd; Au; Pt и Pd; Pd и Au; где металл (металлы), присутствующие во внутреннем слое и внешнем слое, являются одинаковыми, а содержания металлов во внутреннем и внешнем слое различаются; и

(ii) содержащий катализатор сажевый фильтр содержит экструдированный твердый материал в фильтре с конфигурацией пристеночного течения, который составляют, в основном: 15-70 мас.% кордиерита, нитридов, карбидов, боридов, интерметаллических соединений, алюмосиликата лития, шпинели, необязательно легированного оксида алюминия, диоксида титана, диоксида циркония, двойного оксида титана и циркония, циркона и смесей любых двух или более данных материалов; 0-20 мас.% источника диоксида кремния; 5-50 мас.% цеолитного молекулярного сита, нецеолитного молекулярного сита или смеси любых двух или более данных материалов, каждый из которых нео