Способ заделывания трещин в массиве льда
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ледоведению и льдотехнике и может быть использовано для борьбы с трещинами на дорогах, причалах, аэродромах и других объектах, сооруженных на ледниках и айсбергах. В массиве льда на некотором расстоянии L от края трещины делается наклонная прорезь под углом более 45 градусов в сторону трещины, а по краям этой наклонной прорези делаются вертикальные резы, перпендикулярно распространению трещины, чтобы отрезанный таким образом блок льда под действием силы тяжести соскользнул по наклонной поверхности вниз и закрыл собой трещину. Образовавшаяся на поверхности ледяного сооружения после закрытия трещины блоками льда впадина заполняется снегом, утрамбовывается и укатывается до придания ему необходимой прочности. Предлагаемый способ заделывания трещин обеспечивает надежное блокирование верхнего участка трещины, позволяющее путем подсыпки и уплотнения снега выровнять образовавшуюся впадину и обеспечить необходимые прочностные характеристики поврежденного участка поверхности ледяного сооружения. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к ледоведению и льдотехнике и может быть использовано для борьбы с трещинами на дорогах, причалах, аэродромах и других объектах, сооруженных на ледниках и айсбергах.
Известен способ ремонта трещин и переправ, заключающийся в использовании настилов [1]. Такое решение проблемы требует значительного расхода материала и применяется, когда ледовое сооружение находится в непосредственной близости от лесного массива. Для ремонта трещины на аэродроме, находящимся на леднике или айсберге может потребоваться значительное количество строительного материала.
Известен способ, рекомендованный Руководством по эксплуатации ледовых аэродромов, находящихся на ледниках. Предлагается в случае возникновения на них трещин и невозможности засыпать их снегом или битым льдом используемый объект переносится на новое место на леднике, где трещины отсутствуют [2]. Недостатком является необходимость фактически заново строить ледовое сооружение.
Известен взятый за прототип способ борьбы с трещинами, когда образовавшаяся трещина засыпается снегом, и снег уплотняется с помощью гусеничной техники [3]. Недостатком этого способа является то, что на ледниках и айсбергах, как правило, образуются глубокие трещины, иногда до нескольких сотен метров в глубину, которые физически невозможно засыпать снегом.
Целью настоящего изобретения является ликвидация разрывов рабочей поверхности ледяного сооружения, например взлетно-посадочной полосы (ВПП) ледового аэродрома, ледяной дороги, ледяного причала и т.д., вызванных трещинами в ледяном массиве.
Технический результат заключается в уменьшении засыпаемого объема.
Изобретение иллюстрируется рисунками, изображенными на фиг.1-3, на которых обозначено: 1 - массив льда, 2 - трещина, 3 - наклонная прорезь, 4 - отрезанный блок льда, 5 - вертикальные разрезы льда, 6 - впадина.
Изобретение реализуется следующим образом.
В массиве льда (1), на расстоянии L от края трещины (2) делается наклонная прорезь (3) под углом более 45 градусов в сторону трещины. По краям этой наклонной прорези ледорезом (например тепловым ледорезом ГТР-1000 [4], или иной конструкции) делаются вертикальные резы (5), перпендикулярно распространению трещины, чтобы отрезанный таким образом блок льда (4) под действием силы тяжести соскользнул по наклонной поверхности вниз и закрыл собой трещину, как показано на фиг.2. Угол наклона прорези выбирается из соображений, что бы с одной стороны обеспечить надежное соскальзывание отрезанного блока льда, с другой стороны, что бы блок льда не набрал высокой скорости при соприкосновении с противоположной стороной трещины и не разрушился. Образовавшаяся на поверхности ледяного сооружения после закрытия трещины блоками льда впадина (6) заполняется снегом, утрамбовывается и укатывается до придания ему необходимой прочности (фиг.3). Расстояние от края трещины до прорези, обозначенное на фиг.1 буквой - L должно быть больше ширины трещины В и подбирается таким образом, чтобы прочность блокирования трещины после опускания блока льда, и заполнения впадины (6) снегом и/или битым льдом (фиг.3) выдержала предполагаемую на поверхность сооружения нагрузку.
Предлагаемый способ заделывания трещин обеспечивает надежное блокирование верхнего участка трещины, позволяющее путем подсыпки и уплотнения снега выровнять образовавшуюся впадину и обеспечить необходимые прочностные характеристики поврежденного участка поверхности ледяного сооружения.
Как показал эксперимент, экономический эффект от использования предлагаемого способа состоит из экономии времени и средств на полную засыпку трещины снегом и/или битым льдом, а в случае невозможности засыпки на строительство нового ледяного сооружения (ВПП, ледяной дороги и других объектов).
Источники информации
1. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР. ВСН 137-89 интрансстрой СССР, Москва, 1991.
2. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской федерации (РЭГА РФ-94). Москва "Воздушный транспорт" 1996.
3. Васильев Н.Б., Кульчицкий В.А.; Макагонов В.А. Аэродромные покрытия. Современный взгляд. Физматлит, 2002.
4. Морев В.А. Судовое устройство для разрушения льда. Авторское свидетельство на изобретение №844465. 1981.
Способ заделывания трещин в массиве льда, заключающийся в их засыпании снегом и его уплотнении, отличающийся тем, что на одном из краев трещины на расстоянии, большем ее ширины, делают наклонную прорезь во льду под углом более 45° в сторону трещины, по краям наклонной прорези делаются вертикальные прорези перпендикулярно распространению трещины, после чего производят заполнение образовавшейся впадины снегом или битым льдом.