Модульная атомная подводная лодка

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано преимущественно для атомных подводных лодок. Модульная атомная подводная лодка содержит три модуля, двигательный, установленный в средней части, и два боевых, прикрепленных к нему параллельно с обеих сторон. Боевой модуль содержит в свою очередь прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом и ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь электрическим кабелем с коммутатором. Корпус двигательного модуля имеет входное и выходное отверстия для забора и сброса воды, внутри него установлена двигательная установка, состоящая из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменником-охладителем. С двигательной установкой валом соединен электрогенератор, электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, который установлен в двигательном модуле и к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы и электрогенератор. Технический результат заключается в повышении живучести и эффективности эксплуатации подводной лодки. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Реферат

Изобретение относится к судостроению, преимущественно подводному флоту.

Известна подводная лодка (атомная подводная лодка - АПЛ), содержащая прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами и спасательную камеру, пристыкованную к АПЛ с возможностью отделения от нее (см. Павлов А.С. Военные корабли России 1997-1998 гг. Справочник. Якутск, Литограф, 1997 - 151 с. Стр. 17, 18, 23, 24; Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. Л., Судостроение, 1968, стр.72-83).

Существующее расчленение среды обитания в прочном корпусе путем применения "прочных" межотсечных переборок подводной лодки носит иллюзорный характер, сохраняя взаимосвязь отсеков по проходящим через переборки многочисленным трубопроводам газов и жидкостей, воздуховодам вентиляции и кабельным трассам (силовым, управления, связи и др.), что зачастую приводит к невозможности локализации повреждений и пожаров на борту, потере управления отсеками и распространением повреждений в соседние отсеки. Такие ситуации неминуемо оканчиваются катастрофами, см. Букань СП. По следам подводных катастроф. М.: Гильдия мастеров "Русь" - 1992.

Эти результаты (обеспечение безопасности экипажа) достигаются тем, что в атомной подводной лодке, содержащей прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами и спасательную камеру, пристыкованную к атомной подводной лодке, прочный корпус выполнен из отдельных жестко связанных между собой капсул с разделением их на капсулы для обитания экипажа и капсулы с энергетическими и другими потенциально опасными установками и системами, причем капсулы прикреплены к общей силовой килевой ферме, а спасательная камера выполнена в виде самоходной и управляемой подводной лодки, в которой размещен главный пункт управления атомной подводной лодкой и которая используется для спасения всего экипажа при аварии атомной подводной лодки, при этом капсулы сообщены между собой переходными люками с герметичными закрытиями и через соединительный блок и разъемный шлюз для прохода в спасательную камеру.

Кроме того, на атомной подводной лодке установлены реакторы, имеющие ответвления первого контура на термоэлектрические генераторы с естественной циркуляцией теплоносителя. Кроме того, каждая капсула снабжена автономными системами пожаротушения и живучести, а обитаемые капсулы имеют еще и автономные системы жизнеобеспечения и связи.

Помимо повышения безопасности экипажа в капсулах, дистанционированных от капсул с энергетическими и другими опасными установками и системами, значительный функциональный эффект предлагаемой атомной подводной лодки (АПЛ) обеспечивается применением дополнительных термоэлектрических генераторов (ТЭГ), работающих со штатными реакторами ядерной энергетической установки (ЯЭУ) АПЛ (см. описание к патенту RU 2151083 С1). Это позволяет отказаться от аварийных дизель-генераторов и сократить емкость аккумуляторной батареи (резервной). Мощность ТЭГ ориентировочно на два порядка ниже, чем штатного турбогенератора, и выбирается из условий обеспечения бесшумного плавания АПЛ на малых ходах (3-7 узлов) в подводном рейсе с одновременным экономным снабжением электроэнергией основных бортовых систем управления, жизнеобеспечения, живучести и связи АПЛ, в том числе при ремонтах и/или авариях на борту без ограничения по времени пребывания в подводном положении.

Реальность предложения подтверждается достигнутыми в настоящее время показателями надежности и возможностями дистанционного управления сложных технических систем из удаленного центра с перенесением функций активной безопасности, саморегуляции и автоматического дублирования на локальные необслуживаемые компьютерные устройства, уже давно успешно используемые, например, в наземной ядерной энергетике и в технике пилотируемых космических полетов, авиации (см., например, Отраслевой семинар Минатома "Современные методы и средства диагностики ЯЭУ. Обнинск, 2001, 98 с.), а также опытом создания и эксплуатации автоматизированной АПЛ проекта 705, разработанной СКБ-142(см. Ильин В.Е. Подводные лодки России. М.: Астраль, 2002 - 287 с., стр.62-71).

Предлагаемые капсулирование и дистанционное управление саморегулирующимися установками АПЛ из главного пункта управления (ГПУ), размещенного в спасательной камере, позволяют резко сократить численность экипажа АПЛ, оставляя за специалистами только контроль по основным служебным постам. При трехсменной вахте получается 15 человек на борту.

Ряд вспомогательных функций, таких как питание, уборка помещений, медицина, организация досуга и др., будет обеспечиваться подвахтенной сменой. Реальность такого расширения функций подтверждается практикой длительных (более 1 года!) космических пилотируемых полетов. С набором опыта плавания в подобных условиях можно ожидать дальнейшую интеграцию функций членов экипажа и снижение их численности.

Известна американская атомная подводная лодка "Тритон" (SSRN-586), имеющая кормовую оконечность (КО), содержащую прочный корпус, гребные валы с гребными винтами, а также главные упорные подшипники и дейдвуды в кормовом отсеке. (Быховский И.А. Атомные суда. Ленинград, 1961 г., стр.121-128, 144, табл. 13/3-я строка сверху). Недостатком этой АПЛ является то, что ее КО не приспособлена для размещения в ней дополнительного оборудования контроля и защиты кормовой полусферы как из-за отсутствия необходимой площади для размещения, так и невозможности обеспечить условия для работы аппаратуры обнаружения.

Известна атомная подводная лодка по патенту РФ на изобретение №2466056, МПК D63G 8/00, опубл. 10.11.2012 г., прототип.

Эта подводная лодка содержит прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом, со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь через коммутатор электрическим кабелем с аккумулятором, вал которого соединен с главным валом двигательной установки, соединенной валом с электрогенератором.

Недостатки: ограниченное время пребывания АПЛ в подводном положении из-за тепловыделения ядерного реактора и относительно низкий КПД двигательной установки.

Задачи создания группы изобретений - значительное увеличение глубины плавания и живучести АПЛ.

Решение указанных задач достигнуто в модульной атомной подводной лодке, содержащей соединенные между собой модули, в том числе боевой, содержащий, в свою очередь, прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтов и ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь электрическим кабелем с коммутатором, согласно изобретению выполнено три модуля, двигательный, установленный в средней части, и два боевых, прикрепленных к нему параллельно с обеих сторон, корпус двигательного модуля имеет входное и выходное отверстия для забора и сброса воды, внутри него установлена двигательная установка, состоящая из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменником-охладителем, с двигательной установкой валом соединен электрогенератор, электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, который установлен в двигательном модуле и к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы и электрогенератор. В двигательном модуле может быть установлен термоэлектрогенератор, содержащий блоки «горячих» и «холодных» спаев термопар.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1…8, где:

- на фиг.1 приведена схема модульной атомной подводной лодки,

- на фиг.2 приведен вид сверху,

- на фиг.3 приведена двигательная установка,

- на фиг.4 приведен двигатель внешнего нагрева,

- на фиг.5 приведена схема электрооборудования для первого варианта,

- на фиг.6 приведена схема электрооборудования для второго варианта,

- на фиг.7 приведен разрез А-А кормовой части подводной лодки,

- на фиг.8 приведена схема кормовой части подводной лодки.

Модульная атомная подводная лодка (фиг.1…8) содержит три модуля - два боевых 1 и один двигательный 2, установленный между ними. Продольные оси всех модулей 1 и 2 параллельны. Соединение модулей 1 и 2 выполнено соединительными элементами 3.

Боевые модули 1 содержат прочный корпус 4, охватывающий его легкий корпус 5, цистерны 6 между этими корпусами 4 и 5, прочную рубку 7, кормовую оконечность с гребным винтом 8 со ступицей 9, установленной на гребном валу 10, соединенном с электродвигателем 11.

Электродвигатель 11 электрическим кабелем 12 соединен с коммутатором 13, который установлен в двигательном модуле 2 и к которому также электрическим кабелем 12 присоединены аккумуляторы 14 и электрогенератор 15.

Внутри прочного корпуса 1 установлена двигательная установка 16, которая валом 17 соединена с электрогенератором 15.

Боевые модули 1 содержат палубы 18, переборки 19, разделяющие внутреннюю полость прочного корпуса 5 на отсеки 20.

Двигательный модуль 2 имеет входное и выходное отверстия, соответственно 21 и 22, (фиг.2). Внутри двигательного модуля 2 установлены, кроме двигательной установки 16, ядерный реактор 23, теплообменник-охладитель 24 и трубопроводы подачи и сброса воды 25 и 26.

Возможен второй вариант исполнения электрической схемы соединения агрегатов подводной лодки (фиг.6) с применение термоэлектронного блока, содержащего блоки «горячих» и «холодных» спаев 27 и 28. В этом случае на горячей поверхности двигательной установки 16 установлен блок горячих спаев 27, а на поверхности теплообменника-охладителя 24 - блок «холодных» спаев 28, которые электрическим кабелем 12 соединены с коммутатором 13, что позволяет получить дополнительную энергию.

Двигательная установка 15 подводной лодки (фиг.3) закреплена внутри двигательного модуля 2 к силовому шпангоуту 29 при помощи тяг 30 и содержит двигатель внешнего нагрева (Стирлинга) 31.

Двигатель внешнего нагрева 31 (фиг.3 и 4) содержит цилиндр 32, внутри которого расположены рабочий поршень 33 и вытеснительный поршень 34. Двигатель внешнего нагрева 31 имеет главный вал 35 и вал 17. В свою очередь цилиндр 32 выполнен их двух частей - нагревательной части 36 и охлаждающей части 37. Для этого цилиндр 32 выполнен пустотелым и содержит торцовую стенку 38 и боковую стенку 39. Боковая стенка 39 выполнена пустотелой и содержит внутреннюю стенку 40 и внешнюю стенку 41 с полостью нагрева 42 и полостью охлаждения 43 между ними. На торцовой стенке 38 цилиндра 32 также может быть выполнена дополнительная полость нагрева 42

Рабочий поршень 33 установлен на штоке 44, а вытеснительный поршень 34 - на штоке 45, выполненном в виде втулки коаксиально штоку 44. На главном валу 35 установлен маховик 46 и с ним связан механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное 47 и датчик частоты вращения 48. С главным валом 35 через шестерни 49 редуктора 50 и вал 16 связан электрогенератор 14 (точнее его ротор).

Далее приведено описание конструкции механизма преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное 47. К штоку 44 (фиг.4) шарниром 51 присоединен шатун 52, другой конец которого через шарнир 53 соединен с рычагом 54, жестко закрепленным на главном валу 35.

Вытеснительный поршень 34 установлен на штоке 45. К штоку 45 шарниром 55 присоединен шатун 56, другой конец которого через шарнир 57 соединен с рычагом 58, жестко закрепленным на главном валу 35.

Цилиндр 32 имеет открытый торец, 59 имеющий отверстия 60 для сообщения полости 61 с атмосферой. На нагревательной части 36 цилиндра 32 может быть выполнена тепловая изоляция 62. Кроме того, между торцовой стенкой 38 и рабочим поршнем 33 выполнена «горячая» полость 63, а между рабочим поршнем 33 и вытеснительным поршнем 34 - «холодная» полость 64.

Кроме того, двигатель имеет системы нагрева 65 и охлаждения 66.

Система нагрева 65 содержит (фиг.1), по меньшей мере, одну полость нагрева 42 корпусе цилиндра 32, к которой с одной стороны присоединен трубопровод подачи 67 с насосом 68, имеющим привод 69, трубопровод высокого давления 70, ядерный реактор 23, к выходу которого присоединен трубопровод отбора 71, который соединен с полостью нагрева 42 на другой стороне цилиндра 32.

Система охлаждения 66 содержит, по меньшей мере, одну полость охлаждения 43 внутри цилиндра 32, к которой присоединен трубопровод отбора 72, содержащий насос 73 с приводом 74 и трубопровод возврата 75. Кроме того, в систему охлаждения 66 входит трубопровод 76,соединенный с одной стороны с трубопроводом забора воды 25, с другой - с насосом 77, имеющим привод 78, к выходу которого присоединен теплообменник- охладитель 24, к выходу которого присоединен трубопровод отвода 79, выход которого присоединен к трубопроводу сброса 26 и отверстию сброса 22.

Насосы 68 и 73 выполнены с переменной регулируемой производительностью, что достигнуто соединением их с приводами 69 и 74, это позволяет настраивать наиболее оптимальный по экономичности режим работы двигательной установки 16.

Двигательная установка 16 оборудована системой управления с блоком управления 80, соединенным электрическими связями 81 с приводами 69 и 74 и 78 насосов 68 и 73 и 77.

Кроме того, система управления может быть оборудована четырьмя датчиками температуры;

- температуры нагревающей среды до теплообменника - 82,

- температуры нагревающей среды после теплообменника - 83,

- температуры охлаждающей среды до теплообменника - 84,

- температуры охлаждающей среды после теплообменника - 85.

При этом все датчики температуры 82…85 соединены электрическими связями 81 с блоком управления 80. В одном из отсеков 20 установлены торпеды 86.

На модульной атомной подводной лодке в качестве внешней охлаждающей среды для теплообменника-охладителя 24 (фиг.1 и 3) используется забортная вода, которая подается из входного отверстия 21 по заборному трубопроводу 25 и 78 и сбрасывается по трубопроводу сброса 79 и 26 в выходное отверстие 22. Это повысит КПД двигателя и позволит использовать бесплатный неограниченный по объему хладоресурс, например морскую воду.

Работа агрегатов двигательной установки и электрооборудования атомной подводной лодки

Одновременно включают системы нагрева 65 и охлаждения 66 (фиг.3 и 4). Работа системы нагрева 65 осуществляется следующим образом.

Циркулирующая нагревающая среда отбирается из полостей нагрева 42, по трубопроводу 70 подается в ядерный реактор 23, где нагревается, и далее по трубопроводу 67 насосом 68 подается в полости нагрева 42.

Работа системы охлаждения осуществляется следующим образом. Циркулирующая охлаждающая среда отбирается из полостей охлаждения 43 по трубопроводу 72, насосом 73 подается в теплообменник-охладитель 24, где охлаждается, и далее по трубопроводу 75 возвращается в полости охлаждения 43. За счет применения электронного блока управления 80 с использованием микропроцессора (на фиг 1....8 микропроцессоры не показаны) и датчиков температуры 82...85 можно автоматически выбрать оптимальные (по экономичности) варианты режима работы двигателя за счет воздействия через приводы 69, 74 и 77 на насосы 68, 7 и 76 при постоянном режиме работы ядерного реактора 23.

После запуска двигательной установки 16 через вал 17 приводится во вращение ротор электрогенератора 16. Электрогенератор 16 вырабатывает электрический ток, который по электрическому кабелю 13 через коммутатор 13 подается в аккумулятор 14 и в электродвигатель 11. Электродвигатель 11 через гребной вал 10 приводит во вращение ступицу 9 с гребными винтами 8. Подводная лодка движется в подводном положении. При необходимости подзарядки аккумуляторов 14 электродвигатель 11 отключается коммутатором 13.

В варианте 2 (фиг.6) термоэлектрический генератор с его блоками термопар 26 и 27 дополнительно вырабатывает электрическую энергию, например, при отказе двигательной установи 16 или в течение нескольких часов после выключения двигательной установки 14 за счет остаточного тепла. Это повышает надежность и боевую живучесть подводной лодки. Наличие теплообменника-охладителя 24 также повышает живучесть подводной лодки.

Регулирование режима работы двигательной установки 16 осуществляют регулированием режима работы ядерного реактора 23 и приводами 69 и 79. Регулирование режима работы гребных винтов 8 не показано.

Применение изобретения позволило:

1. Обеспечить значительное увеличение глубины плавания подводной лодки за счет уменьшения диаметра модулей по сравнению с подводной лодкой в виде единого модуля.

2. Повысить надежность двигательной установки и подводной лодки за счет применения надежного двигателя внешнего нагрева.

3. Значительно повысить надежность работы системы управления и КПД двигательной установки за счет применения блока управления и четырех датчиков температуры нагревающей и охлаждающей среды (забортной воды).

4. Улучшить компоновку отсеков подводной лодки и безопасность экипажа за счет выноса вне ее прочного корпуса ядерного реактора, двигательной установки, теплообменников-охладителей, имеющих большие габариты и повышенную опасность для экипажа.

1. Модульная атомная подводная лодка, содержащая соединенные между собой модули, в том числе боевой, содержащий в свою очередь прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом и ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь электрическим кабелем с коммутатором, отличающаяся тем, что выполнено три модуля, двигательный, установленный в средней части, и два боевых, прикрепленных к нему параллельно с обеих сторон, корпус двигательного модуля имеет входное и выходное отверстия для забора и сброса воды, внутри него установлена двигательная установка, состоящая из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменником-охладителем, с двигательной установкой валом соединен электрогенератор, электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, который установлен в двигательном модуле и к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы и электрогенератор.

2. Модульная атомная подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что в двигательном модуле установлен термоэлектрогенератор, содержащий блоки «горячих» и «холодных» спаев термопар.