Турель бурового судна
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области геологоразведки и судов для геологоразведки, а именно к разведочному морскому бурению, и касается вопроса обеспечения защиты буровой шахты при значительном волнении (100-летний шторм) и райзера при буровых работах в ледовых условиях. Для этого внутри корпуса турели бурового судна, имеющего цилиндрический корпус с буровой шахтой и систему якорного удержания судна, по изобретению в его нижней части установлена кольцевая цилиндрическая конструкция с балластными отсеками, выполненная с возможностью ее вертикального перемещения по направляющим ниже основной плоскости бурового судна. Внутри шахты размещены дефлекторы, расположенные по периметру шахты на ее стенках выше ватерлинии судна. Предлагаемое изобретение конструкции турели бурового судна позволяет обеспечить защиту райзера при буровых работах в ледовых условиях и защиту от заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту при штормовом дрейфе (100-летний шторм) или при переходе бурового судна в условиях значительного волнения особенно при отрицательной температуре воздуха, способствующей обледенению палубных конструкций бурового судна, что выгодно отличает его от прототипа. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области геологоразведки и судов для геологоразведки, а именно к разведочному морскому бурению, и касается вопроса обеспечения защиты водоотделяющей колонны (райзера) при буровых работах в ледовых условиях и защиты от заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту при штормовом дрейфе.
Известна турель бурового судна разведочного бурения и добывающих судов типа FPSO, раскрепленного на якорных связях, обеспечивающих разворот судна для снижения ветроволнового воздействия на его корпус-прототип ("Turret for drilling or production ships", №5359957 от 01.11.1994, Norsk Hydro a.s. Oslo, Norway и "Swivel device", № US 6302048 B1 от 16.10.2001, Hitec Systems AS, Forus).
Однако использовать известную турель для судов, работающих в арктических и дальневосточных морях, не представляется возможным из-за отсутствия защиты райзера от механического повреждения льдинами, проходящими под днищем судна при буровых работах в ледовых условиях и отсутствия защиты от заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту при штормовом дрейфе (100-летний шторм) или при переходе бурового судна в условиях значительного волнения, особенно при отрицательной температуре воздуха, способствующей обледенению палубных конструкций бурового судна.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение защиты райзера от механического повреждения льдинами, проходящими под днищем судна при буровых работах в ледовых условиях и защиты от заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту при штормовом дрейфе
Для этого внутри корпуса турели бурового судна, имеющего цилиндрический корпус с буровой шахтой и систему якорного удержания судна, по изобретению в его нижней части установлена кольцевая цилиндрическая конструкция с балластными отсеками, выполненная с возможностью ее вертикального перемещения по направляющим ниже основной плоскости бурового судна. Внутри шахты размещены дефлекторы, расположенные по периметру шахты на ее стенках выше ватерлинии судна.
Кольцевая цилиндрическая конструкция с балластными отсеками, выполненная с возможностью вертикального перемещения по направляющим, обеспечивает, набрав балласт в балластные отсеки из окружающего водного пространства и опускаясь ниже основной плоскости бурового судна, защиту райзера от внешнего механического воздействия льдин, проходящих под днищем судна.
Дефлекторы, расположенные по периметру внутри шахты выше ватерлинии, обеспечивают снижение скорости и напора водного потока, попадающего в шахту со стороны днища путем изменения направления его движения, и тем самым препятствуют попаданию воды на палубу.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на
Фиг.1 - общий вид предлагаемой турели бурового судна;
Фиг.2 - защита палубы бурового судна от заливаемости посредством дефлекторов.
Внутри корпуса турели 1 бурового судна 2, в его нижней части, установлена кольцевая цилиндрическая конструкция 3 с балластными отсеками 4, для защиты райзера 5 от повреждения льдами 6, имеющая возможность вертикального перемещения вниз ниже основной плоскости 7 бурового судна по направляющим 8, принимая водяной балласт (фиг.1).
В корпусе турели 1 имеется шахта 9, внутри которой при буровых работах формируется райзер 5.
По периметру на стенках 10 шахты 9 выше ватерлинии 11 судна 2 установлены дефлекторы 12 для снижения скорости и напора водяного потока 13 при значительном волнении и для исключения заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту 9, особенно при отрицательной температуре воздуха, способствующей обледенению палубных конструкций бурового судна (фиг.2).
Предлагаемая турель работает следующим образом.
При проведении буровых работ в ледовых условиях балластные отсеки 4 кольцевой цилиндрической конструкции 3 заполняются водой из окружающего водного пространства, и она опускается по направляющим 8 вниз ниже основной плоскости 7 бурового судна, тем самым обеспечивая защиту райзера 5 от внешнего механического воздействия льдин 6, проходящих под днищем судна 2.
При переходе бурового судна в условиях значительного волнения или при штормовом дрейфе (100-летний шторм), особенно при отрицательной температуре воздуха, способствующей обледенению палубных конструкций бурового судна, защиту верхней палубы бурового судна от заливаемости через буровую шахту 9 обеспечивают дефлекторы 12, расположенные внутри по периметру на стенках 10 шахты 9 выше ватерлинии 11, обеспечивая снижение скорости и напора водного потока 13, попадающего в шахту 9 со стороны днища путем изменения направления его движения.
Предлагаемое изобретение турели бурового судна обеспечивает защиту райзера от механического повреждения льдинами, проходящими под днищем судна при буровых работах в ледовых условиях и защиту от заливаемости верхней палубы бурового судна через буровую шахту при штормовом дрейфе (100-летний шторм) или при переходе бурового судна в условиях значительного волнения особенно при отрицательной температуре воздуха, способствующей обледенению палубных конструкций бурового судна, не только в навигационный период, но и в ледовых условиях и позволяет гарантировать безопасное проведение буровых работ на арктическом и дальневосточном шельфе, что является важным преимуществом по сравнению с существующими буровыми судами нефтегазовой отрасли, а также повышает производительность бурового оборудования при снижении трудоемкости буровых работ, что его выгодно отличает от прототипа.
Турель бурового судна, имеющая цилиндрический корпус с буровой шахтой и систему якорного удержания судна, отличающаяся тем, что внутри корпуса турели, в его нижней части, установлена кольцевая цилиндрическая конструкция с балластными отсеками, выполненная с возможностью ее вертикального перемещения по направляющим ниже основной плоскости бурового судна, а внутри шахты размещены дефлекторы, расположенные по периметру шахты на ее стенках выше ватерлинии судна.