Индивидуальная спортивная зубная шина
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для защиты преддверия полости рта и зубных рядов на период тренировок и состязаний. Индивидуальную спортивную зубную шину изготавливают из эластической пластмассы. Шиной покрывают на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков. На нижней челюсти до экватора шиной перекрывают только боковые группы зубов нижней челюсти. Фронтальную часть шины изготавливают с высотой на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента. Изобретение позволяет создать условия для ротового дыхания и беспрепятственного принятия жидкости за счет создания дыхательного просвета между фронтальной частью шины и режущим краем фронтальной группы зубов нижней челюсти. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии.
Спортивные травмы зубов, десен и челюстей не только чрезвычайно болезненны, но и требуют долгого сложного лечения. К сожалению, с развитием человечества и спорта, развиваются и виды поражений челюстно-лицевой области. Вопрос профилактики зубочелюстных травм с годами становится все более актуальным и занимает очень важное место в деле сохранения здоровья спортсменов, занимающихся различными видами спорта.
В настоящее время достаточно широкое применение получили спортивные шины (капы), осуществляющие защиту преддверия полости рта, зубных рядов, поддерживающие фиксированное положение нижней челюсти в период тренировок и состязаний.
Одно из основных требований к спортивным шинам это индивидуальность, функциональность, комфортность, прочность, биосовместимость, отсутствие негативного воздействия на микробиоценоз полости рта. Оптимальное соотношение этих параметров обеспечивают долговечность спортивной шины [Кузнецов В.В. Профилактика травмы зубочелюстного аппарата у спортсменов и лиц, выполняющих силовые упражнения: Автореф. дис.… канд. мед. наук. / В.В. Кузнецов / ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ». - М., 2008. - 23 с.].
Известны спортивные зубные шины, изготовленные из эластических пластмасс [Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. - СПб.: ИКФ «Фолиант», 1998, С.556.]. Они предназначены для предупреждения травмы зубов, слизистой оболочки верхней губы и височно-нижнечелюстного сустава у боксеров во время боя. Шина покрывает всю верхнюю челюсть до переходной складки (зубы, альвеолярный отросток, твердое небо). Для зубов нижней челюсти на свободной поверхности шины имеются отпечатки. Недостатоком данной конструкции шины является то, что отпечатки недостаточно выражены для того, чтобы препятствовать смещению нижней челюсти, а играют только позиционирующую роль; кроме того отсутствует возможность ротового дыхания.
Известны спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, покрывающие зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов; шины изготовлены из полимерного конструкционного материала, толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм; фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм [Пат №2424027 РФ. МПК А63 В71/00. Спортивные зубные шины. / Ибрагимов Т.И., Хан А.В. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 25.06.2010. - Опубл. 20.07.2011.].
Известны спортивные зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора; шины выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом [Пат. №2306163 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Спортивные зубные шины. / Арутюнов С.Д., Кузнецов В.В., Абовян Р.А. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.09.2007.]. Эта спортивная шина выбрана за прототип. Недостаток: не смотря на перекрытие зубов нижней челюсти до экватора в описании нет сведений о блокировке нежней челюсти и предотвращении травм биламинарной зоны, отсутствует дыхательный просвет, нет возможности беспрепятственного принятия жидкости.
Задачей изобретения является повышение эффективности эксплуатационных свойств спортивных зубных шин.
Технический результат заключается в создании условий для ротового дыхания с целью компенсации затрудненного носового дыхания и беспрепятственного принятия жидкости.
Это достигается за счет того, что до экватора перекрыты только боковые группы зубов нижней челюсти, что препятствует дистальному сдвигу нижней челюсти, а высота фронтальной части шины на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента.
Перекрытие всех зубов нижней челюсти до экватора приводит к невозможности ротового дыхания и беспрепятственного принятия жидкости. Дыхательный просвет между фронтальной частью шины и режущим краем фронтальной группы зубов нижней челюсти образуется благодаря тому, что высота шины во фронтальной части на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента, что обеспечивает возможность ротового дыхания для компенсации затрудненного носового дыхания и беспрепятственного принятия жидкости. Поскольку расстояние между режущими краями резцов верхней и нижней челюсти при определении взаиморасположения челюстей составляет от 4 до 6 мм, можно моделировать дыхательный просвет высотой 2-4 мм.
Предлагаемая спортивная шина поясняется следующими фигурами:
фиг.1 - перекрытие боковых групп зубов нижней челюсти до экватора;
фиг.2 - дыхательный просвет между фронтальной частью шины и режущим краем фронтальной группы зубов нижней челюсти, замоделированный на модели;
фиг.3 - дыхательный просвет в полости рта в готовой шине.
Предлагается индивидуальная спортивная зубная шина, покрывающая на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти до экватора перекрыты только боковые группы зубов 1 нижней челюсти (фиг.1), высота фронтальной части шины 2 (фиг.2 и фиг.3) на 2 мм - 4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента; просвет, между нижним краем фронтальной части шины и режущим краем фронтальных зубов нижней челюсти образует дыхательный просвет 3 (фиг.2 и фиг.3).
Индивидуальную спортивную зубную шину изготавливают следующим образом:
получают полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей, по оттискам отливают гипсовые модели, на них отмечают границы шин, модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии, производят разобщение модели на выбранную толщину шины (например, 2-3 мм). Осуществляют моделирование шины из воска: со стороны преддверия рта шина доходит до переходной складки, огибая уздечки и тяжи слизистой оболочки и покрывая верхнечелюстные бугры, на небной стороне кала захватывает зону поперечных складок, оставляя свободным небный шов. Таким образом, шина покрывает зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков. На нижней челюсти шина перекрывает жевательные поверхности боковых зубов до экватора. Гипсовую модель с восковой репродукцией шины гипсуют в кювету, выплавляют воск, покрывают изоляционным лаком гипсовую модель и контур-пресс-форму, осуществляют паковку эластической пластмассой (например, этиленвинилацетата), проводят прессовку кюветы, извлекают, формируют дыхательный просвет, корректируя высоту фронтальной части шины, уменьшая ее на 2 мм - 4 мм от расстояния физиологического покоя пациента; затем шину промывают и дезинфицируют.
Индивидуальная спортивная зубная шина из эластической пластмассы, покрывающая на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора, отличающаяся тем, что до экватора перекрыты только боковые группы зубов нижней челюсти, а высота фронтальной части шины на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента.