Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или смазочно-охлаждающего агента, характеризуется тем, что в комплект устройства, обеспечивающего подачу продуктов лубрикации в зону контакта колеса с рельсом включена система электромагнитов, размещенная на последнем подвижном объекте в составе поезда, с возможностью захвата их магнитным полем продуктов лубрикации с поверхности рельса и последующего возврата этих продуктов на расходный орган устройства. В результате смазка может использоваться многократно, предотвращается загрязнение окружающей среды.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта в части обеспечения экологической безопасности процесса перевозок.
Из практики эксплуатации железных дорог в наиболее развитых жедезнодорожных державах мира известно применение смазки в зоне контакта колеса транспортного средства с рельсом, дающее существенную экономию энергии на тягу поездов [1, 2]. Так, лубрикация на железных дорогах США, например, дает около 13 долларов прибыли на 1 доллар вложений, при том, что значительная часть этих вложений приходится на удовлетворение жестких требований со стороны экологов.
На отечественных железных дорогах этот процесс осуществляется зачастую с применением смазок, в основу которых входят компоненты нефтяных смесей (см., например, смазки [3, 4, 5]). Обладая текучестью, такие смазки необратимо попадают в окружающую среду, создавая опасность для экологической обстановки в транспортной зоне, т.к. присутствие в смазочной композиции токсичных составляющих не исключается. Возможность реализации альтернативного способа лубрикации [6], обращенной ко всем колесным парам в составе поезда одновременно, многократно увеличивает появление этой опасности, т.к. расход смазочно-охлаждающего агента по устройству, обеспечивающему реализацию этого способа, значительно превосходит расход смазки по устройствам (типа АГС), предназначенным для лубрикации, адресованной, по преимуществу, к колесным парам локомотива (для смазок [3, 4, 5]).
Предлагаемое изобретение решает задачу по удалению продуктов лубрикации с участка пути сразу после преодоления составом поезда этого участка, предотвращая необратимое попадание их в окружающую среду, с возможностью обеспечения многократного использования для осуществления технологического процесса. Прототипом предлагаемого изобретения является техническое решение [7], обеспечивающее удержание продуктов лубрикации на поверхности рельса применением ферромагнитной жидкости [8] в смазочной композиции.
Согласно предлагаемому способу задача по удалению продуктов лубрикации, содержащих ферромагнтную жидкость, с участка пути после прохождения поездом этого участка решается тем, что в комплект устройства, обеспечивающего подачу смазочной композиции или смазочно-охлаждающего агента в зону контакта колеса с рельсом, включена система электромагнитов, размещенных на последнем подвижном объекте в составе поезда, с возможностью захвата продуктов лубрикации с поверхности рельса их магнитным полем и последующего возврата этих продуктов на расходный орган устройства.
Технический результат реализации предлагаемого способа заключается в предотвращении необратимого попадания в окружающую среду токсичных компонентов смазочных композиций, применяемых при лубрикации, а также в обеспечении возможности их многократного применения по прямому назначению.
Источники информации
1. Железные дороги мира. №6.1996. С.55-60.
2. Железные дороги мира. №1.1990. С.51-53.
3. Композиция для лубрикации и упрочнения поверхности в зоне трения колесо-рельс. Патент РФ №2196807..
4. Смазочная композиция для лубрикации железнодорожных рельсов. Патент РФ №2161181.
5. Смазка для лубрикации рельсов. Патент РФ №2067110.
6. Способ энергосбережения на железнодорожном транспорте. Патент РФ №2407665.
7. Способ энергосбережения на железнодорожном транспорте, использующий ферромагнитную жидкость. Патент РФ №2429984.
8. Розенцвейг Р. Феррогидродинамика. - М.: Мир, 1986.
Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или смазочно-охлаждающего агента, отличающийся тем, что в комплект устройства, обеспечивающего подачу продуктов лубрикации в зону контакта колеса с рельсом включена система электромагнитов, размещенная на последнем подвижном объекте в составе поезда, с возможностью захвата их магнитным полем продуктов лубрикации с поверхности рельса и последующего возврата этих продуктов на расходный орган устройства.