Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа и способ перекачивания химически агрессивных жидкостей

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к насосостроению. Агрегат включает привод в виде электродвигателя, переходник с силовой муфтой и центробежный полупогружной насос. Корпус насоса выполнен сборным и включает размещенный над опорной плитой корпус ходовой части, а также прикрепленный к опорной плите снизу корпус подвески, сблокированный с корпусом проточной части. Вал насоса установлен в подшипниковых опорах и нижней консолью пропущен через корпус подвески с выходом в корпус проточной части, в котором жестко съемно соединен со ступицей рабочего колеса. Верхняя консоль вала заведена в силовую муфту переходника. Рабочее колесо включает основной диск с системой криволинейных лопаток. Активный объем динамического заполнения совокупности межлопаточных каналов выполнен обеспечивающим возможность выброса на проток за один оборот колеса (5,0÷1500)×10-5 м3/об перекачиваемой среды. Основной диск колеса защищен гидрозатвором в виде импеллера. Корпус проточной части снабжен кольцевой уступообразной стенкой с меньшим из внешних радиусов стенки, превышающим радиус лопаток импеллера. Изобретение направлено на повышение долговечности и надежности работы агрегата и эффективности перекачивания рабочих сред, защиту от протечек перекачиваемой среды, снижение загрязнения атмосферного воздуха ядовитыми испарениями. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к насосостроению, а именно, к конструкциям химических вертикальных электронасосных агрегатов с центробежным насосом с рабочим колесом открытого типа, предназначенных для перекачивания химически агрессивных жидкостей, а также к способам перекачивания указанных жидкостей.

Известен погружной центробежный насос, который содержит спиральный отвод, криволинейный диффузор и поворотное колено. В отводе на валу установлено рабочее колесо. Ось криволинейного диффузора изогнута к оси вращения рабочего колеса и переходит без изломов в среднюю линию поворотного колена, которая в проекциях продольного сечения поворотного колена на горизонтальную и вертикальную плоскости представляет собой клофоиды (RU 2175732 С2, опубл. 10.11.2001).

Известен центробежный насос с погруженной в перекачиваемую среду проточной частью, содержащий двигатель, валопровод, образованный одной или несколькими подвесками, проточную часть, образованную крыльчаткой, расположенной в корпусе насоса и отводом. Верхняя часть верхней подвески расположена выше уровня плиты (RU 71711 U1, опубл. 20.03.2008).

Известен вертикальный химический электронасосный агрегат, содержащий опорную плиту с вертикально закрепленными на ней электродвигателем и центробежным насосом, во всасывающем патрубке которого установлен подкачивающий шнек. Всасывающий патрубок выполнен удлиненным с возможностью монтажа электронасосного агрегата над уровнем перекачиваемой среды. Шнек расположен в нижней части всасывающего патрубка и закреплен с центробежным колесом на общем удлиненном валу (RU 83814 U1, опубл. 20.06.2009).

Известен погружной центробежный насос для перекачивания агрессивных жидкостей, содержащий установленное в корпусе рабочее колесо, закрепленное на приводном валу электродвигателя винтовым соединением с защитным колпачком. Проточная часть насоса, включая рабочее колесо, выполнена из материала, стойкого в агрессивных средах. Рабочее колесо выполнено в виде диска с радиальными отверстиями и пазами импеллеров на нижней и верхней поверхности диска (RU 98498 U1, опубл. 20.10.2010).

Недостатками известных технических решений являются негарантированная надежность защиты от протечек химически агрессивной перекачиваемой жидкости при длительной работе насоса в процессе эксплуатации, пониженный ресурс насоса и недостаточно высокая эффективность перекачивания рабочих сред с повышенной концентрацией агрессивных компонентов, что, в конечном счете, снижает отраслевую конкурентноспособность насоса и выполняемых на их основе электронасосных агрегатов.

Задача настоящего изобретения заключается в разработке химического вертикального электронасосного агрегата с центробежным насосом, наделенным повышенной защитой от протечек химически агрессивной перекачиваемой жидкости и загрязнения атмосферного воздуха ядовитыми испарениями и наделенным повышенными ресурсом, надежностью работы и эффективностью перекачивания указанных сред, а также в разработке способа перекачивания химически агрессивных сред.

Поставленная задача в части электронасосного агрегата решается тем, что химический вертикальный электронасосный агрегат с крыльчаткой открытого типа, согласно изобретению, включает насос с корпусом, опорной плитой, ротором с валом и рабочим колесом в виде многозаходной крыльчатки открытого типа, привод в виде электродвигателя с корпусом и валом ротора, а также переходник с силовой муфтой, упруго соединяющей валы упомянутых роторов с образованием валопровода для передачи крутящего момента на рабочее колесо, при этом переходник содержит силовой корпус, охватывающий по контуру упомянутую муфту и в качестве опоры соединяющий корпуса насоса и электродвигателя, причем насос выполнен центробежным, вертикального типа, полупогружным, предпочтительно, однокорпусным и, по меньшей мере, одноступенчатым с осевым подводом и тангенциальным или радиальным отводом перекачиваемой среды, для чего снабжен входным подводящим и выходным напорным патрубками, кроме того корпус насоса выполнен сборным и включает размещенный над опорной плитой корпус ходовой части, по меньшей мере, с двумя подшипниковыми опорами, а также содержит прикрепленный к опорной плите снизу корпус подвески, сблокированный с корпусом проточной части, причем вал ротора насоса выполнен двухконсольным, установлен в подшипниковых опорах корпуса ходовой части и нижней консолью пропущен через корпус подвески с выходом в корпус проточной части, в котором жестко съемно соединен со ступицей рабочего колеса, а верхняя консоль вала ротора заведена в силовую муфту переходника, при этом рабочее колесо содержит многозаходную крыльчатку, включающую основной диск со ступицей и с закрепленной на диске системой криволинейных лопаток, вариантно принимаемых в количестве (3÷24), предпочтительно, (5÷7) лопаток, равномерно разделенных межлопаточными каналами, оси которых во фронтальной проекции выполнены постоянной или переменной кривизны, со средним градиентом угла установки оси лопатки и идентичным градиентом угловой конфигурации медиальной оси межлопаточного канала, вариантно составляющем на длине лопатки (0÷7,0) рад/м с возможностью расширения диапазона в область отрицательных значений градиента, а активный объем динамического заполнения совокупности межлопаточных каналов выполнен обеспечивающем вариантную возможность выброса на проток за один оборот рабочего колеса (5,0÷500)×10-5 м3/об перекачиваемой среды, причем основной диск рабочего колеса защищен с тыльной стороны гидрозатвором в виде импеллера, образованного системой лучевидных лопаток, а корпус проточной части снабжен кольцевой съемной тыльной стенкой, уступообразной в поперечном сечении с меньшим из внешних радиусов Rmin,ст упомянутой стенки, превышающем радиус лопаток импеллера Rимп, который при этом выполнен достаточным для создания гидродинамического защитного противодавления напору перекачиваемой среды, проникающей в гидрозатвор в процессе работы насоса.

При этом кольцевая съемная тыльная стенка, уступообразная в поперечном сечении, может быть выполнена удовлетворяющей каждому из условий, в силу которых меньший из внешних радиусов Rmin,ст упомянутой стенки превышает радиус лопаток импеллера Rимп на величину ΔR

ΔR=Rmin,ст-Rимп; ΔR>0,5 hmin, л;

где 0,5h hmin, л - половина минимальной высоты лопатки на выходном контуре рабочего колеса.

Импеллер может содержать от 5 до 15, предпочтительно, 12 лучевидных лопаток.

Упомянутые радиусы кривизны осей лопаток и медиальных осей межлопаточных каналов во фронтальной проекции колеса могут быть закручены в сторону, противоположную вектору вращения рабочего колеса и выполнены исходящими из центров, рассредоточенных по условной окружности, радиус которой, в свою очередь, принят, предпочтительно, менее радиуса диска рабочего колеса, причем упомянутая съемная тыльная стенка корпуса проточной части вмонтирована в проем указанного корпуса, имеющий проходной радиус, обеспечивающий возможность ввода и вывода рабочего колеса при монтаже и демонтаже насоса.

Вал ротора насоса может быть оперт на корпус ходовой части через упомянутые подшипниковые опоры, одна из которых, предпочтительно, нижняя содержит радиальный подшипник, выполненный роликовым, а другая, предпочтительно, верхняя содержит, предпочтительно два радиально-упорных подшипника, и кроме того подшипниковые опоры снабжены системой смазки подшипников, для чего в корпусе ходовой части выполнены пресс-масленки.

Вал ротора насоса может быть выполнен состоящим из участков с различными диаметрами, при этом участок с наибольшим диаметром расположен в высотном диапазоне между упомянутыми подшипниковыми опорами, а остальные участки вала выполнены с диаметрами, ступенчато последовательно убывающими в направлении к оконечностям вала.

Узел сопряжения корпуса ходовой части и корпуса подвески в зоне опорной плиты может содержать торцевой, предпочтительно, съемный фланец с сальниковым уплотнением по валу насоса.

Корпус проточной части насоса может включать упомянутую тыльную уступообразную стенку, корпус спирального сборника, выполненный с соблюдением минимальной дифференциации скоростей на входе и выходе из сборника и снабженный выходным напорным тангециальным или радиальным патрубком, а также крышку с подводящим осевым патрубком, совместно образующие проточную полость с объемом, достаточным для размещения рабочего колеса и упомянутого спирального сборника, сообщенного с напорным патрубком, преимущественно, тангенциально, при этом упомянутый напорный патрубок корпуса проточной части выполнен диффузорным с разностью площадей входного и выходного поперечных сечений, обеспечивающей снижение скорости нагнетаемого потока на выходе из патрубка в 1,1÷4,2 раза.

Для устранения утечки перекачиваемой среды по валу и через разъемы упомянутых корпусов могут быть установлены резиновые уплотнительные кольца, манжеты и узлы уплотнения, при этом, по меньшей мере, один из узлов уплотнения выполнен с сальниковой набивкой и установлен в тыльную стенку корпуса проточной части насоса со стороны корпуса подвески, кроме того, по меньшей мере, один из указанных узлов вариантно выполняют с лабиринтным уплотнением, также в насосе вариантно применяют щелевое уплотнение по крыльчатке.

Силовая муфта, соединяющая консольный вал ротора электродвигателя и обращенную к нему верхнюю консоль вала ротора насоса, может быть выполнена с возможностью передачи крутящего момента от первого ко второму с демпфированием взаимных угловых колебаний указанных валов, для чего силовая муфта выполнена в виде двух полумуфт, жестко соединенных каждая с одним из упомянутых валов роторов и упруго соединенных между собой через амортизатор, преимущественно, в виде системы типа «палец-втулка-упругий кольцевой вкладыш» с количеством втулок по числу «пальцев», но не менее двух.

Проточная часть насоса вариантно может быть снабжена трубой входа для направленного подвода потока перекачиваемой среды в осевому входу рабочего колеса, а напорный патрубок насоса выполнен с фланцем для соединения с напорной магистралью, по меньшей мере, участок которой между напорным патрубком и предназначенным для пропуска указанной магистрали проемом в опорной плите насоса выполнен под углом α=~π/2, при этом напорная магистраль снабжена фланцами для присоединения одним из них к фланцу напорного патрубка, а другим, преимущественно, съемным фланцем для фиксации магистрали в опорной плите, при этом упомянутый съемный фланец снабжен кольцевым уплотнением, предотвращающим попадание воздуха в напорную магистраль.

Опорная плита может быть выполнена не менее чем с двумя несимметрично с эксцентриситетом относительно центра или осей симметрии плиты проемами, диаметр одного из который выполнен с возможностью заведения в проем, по меньшей мере, несъемного опорного фланца корпуса подвески, а диаметр другого вариантно выполнен превышающем внешний диаметр напорной магистрали, по меньшей мере, на технологически необходимую величину внешнего диаметра съемного фланца указанной магистрали, кроме того опорная плита снабжена строповочными петлями или отверстиями, а также технологическими отверстиями для фиксированного крепления электронасосного агрегата к конструкции внешней емкости, резервуара.

Корпус переходника может быть выполнен, предпочтительно, конической конфигурации и содержит, по меньшей мере, один технологический проем для обслуживания силовой муфты.

Корпус подвески может быть снабжен системой отверстий для сообщения с переменным объемом перекачиваемой среды.

Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа может быть предназначен для перекачивания химически агрессивных жидкостных сред типа кислот, щелочей, электролитов и других с температурой от 0÷98°С, с водородным показателем 0÷14 рН, плотностью до 1870 кг/м3, кинематической вязкостью до 30×10-6 м2/с и твердыми включениями до 1 мм с объемной концентрацией последних, не превышающей 5%, либо для перекачивания горячих и кристаллизующихся жидкостей с температурой от 0 до 250°С.

Насос и комплектующий электродвигатель вариантно могут быть выполнены с возможностью подачи от 12,5 до 315 м3/ч и напором от 20 до 90 м, при этом электродвигатель принимают с вариантной мощностью от 5 до 150 кВт, адекватной диапазонам напора и подачи и частотой вращения вала предпочтительно, до 1500 об/мин, а при частоте вращения вала, предпочтительно, до 2950 об/мин электронасосный агрегат вариантно выполнен с возможностью подачи от 7,5 до 50 м3/ч с напором от 20 до 90 м, мощностью от 5 до 350 кВт.

Поставленная задача в части способа перекачивания решается тем, что в способе перекачивания химически агрессивных жидкостей, согласно изобретению, перекачивание выполняют в процессе производства, транспорта, закачивания или выкачивания из цистерн, танков или резервуаров для краткосрочного или длительного хранения указанных жидкостей, используя для этого, по меньшей мере, один химический вертикальный электронасосный агрегат, конструктивно описанный выше.

При этом в качестве перекачиваемой среды могут использовать химически агрессивную жидкость типа растворов серной кислоты или сочетания двух, включая сочетания серной и уксусной кислоты, либо трех и более кислот, в том числе сочетания серной, соляной и азотной кислоты, с концентрацией от 0,1 до 98% и температурой от 30 до 100°C, применяя для этого химически стойкие покрытия типа тефлона, наносимого, по меньшей мере, на контактирующие с агрессивной средой детали проточной части насоса.

В качестве перекачиваемой среды могут использовать химически агрессивную жидкость типа азотной кислоты, ее растворов и/или компонентов.

В качестве перекачиваемой среды могут использовать химически агрессивную жидкость типа фосфорной кислоты, ее растворов и/или компонентов с концентрацией от 1 до 90% и температурой от 20 до 100°C.

В качестве перекачиваемой среды могут использовать химически агрессивную жидкость типа соляной кислоты, ее растворов и/или компонентов с концентрацией от 0,2 до 37% и температурой от 20 до 60°C.

В качестве перекачиваемой среды могут использовать химически агрессивную жидкость типа щелочей с концентрацией от 5 до 97% и температурой от 15 до 135°C.

Технический результат, достигаемый приведенной совокупностью признаков, состоит в разработке химического вертикального электронасосного агрегата с центробежным насосом, наделенным повышенной защитой от протечек химически агрессивной перекачиваемой жидкости и загрязнения атмосферного воздуха ядовитыми испарениями и наделенным повышенными ресурсом, надежностью работы и эффективностью перекачивания указанных сред, а также в разработке способа перекачивания химически агрессивных сред.

Это достигается совокупностью разработанных в изобретении конструктивных решений и технологических параметров основных узлов и элементов агрегата, в первую очередь конструктивного решения системы рабочего колеса открытого типа, конфигурации лопаток и межлопаточных каналов, спирального сборника и напорного патрубка, обеспечивающих в совокупности эффективное перекачивание указанных экологически опасных сред. Кроме того, технический результат достигается за счет разработанных в изобретении конструкции силового сопряжения валов роторов электродвигателя и насоса, передающей крутящий момент от электродвигателя к насосу с демпфированием вибрации, и усиленной гидродинамической защиты в процессе работы насоса, оптимально дополняемой гидростатической защитой в виде разработанной в изобретении системы сальниковых, щелевых и лабиринтных уплотнений, а также химически стойких кольцевых манжет и прокладок от протечек химически агрессивной среды и ядовитых испарений при перекачивании в процессе производства, транспорта, закачивания или выкачивания из цистерн, танков или резервуаров для краткосрочного или длительного хранения, в том числе в закрытых производственных помещениях, что исключает негативное воздействие на окружающую среду во всех эксплуатационных ситуациях.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен химический вертикальный электронасосный агрегат, продольный разрез;

на фиг.2 - проточная часть насоса, продольный разрез;

на фиг.3 - опорная плита, вид сверху (электродвигатель и силовая муфта не показаны);

на фиг.4 - конструктивная схема силовой муфты, продольный разрез.

Химический вертикальный электронасосный агрегат включает насос 1 с корпусом 2, опорной плитой 3, ротором с валом 4 и рабочим колесом 5 в виде многозаходной крыльчатки открытого типа, привод в виде электродвигателя 6 с корпусом 7 и валом 8 ротора, а также переходник 9 с силовой муфтой 10, упруго соединяющей валы 4 и 8 упомянутых роторов с образованием валопровода для передачи крутящего момента на рабочее колесо 5.

Переходник 9 содержит силовой корпус 11, охватывающий по контуру упомянутую муфту 10 и в качестве опоры соединяющий корпус 2 насоса 1 и корпус 7 электродвигателя 6.

Насос 1 выполнен центробежным, вертикального типа, полупогружным, предпочтительно, однокорпусным и, по меньшей мере, одноступенчатым с осевым подводом и тангенциальным или радиальным отводом перекачиваемой среды, для чего снабжен входным подводящим и выходным напорным патрубками 12 и 13 соответственно.

Корпус 2 насоса 1 выполнен сборным и включает размещенный над опорной плитой 3 корпус 14 ходовой части, по меньшей мере, с двумя подшипниковыми опорами 15, а также содержит прикрепленный к опорной плите 3 снизу корпус 16 подвески, сблокированный с корпусом 17 проточной части.

Вал 4 ротора насоса 1 выполнен двухконсольным, установлен в подшипниковых опорах 15 корпуса 14 ходовой части и нижней консолью 18 пропущен через корпус 16 подвески с выходом в корпус 17 проточной части, в котором жестко съемно соединен со ступицей 19 рабочего колеса 5. Верхняя консоль 20 вала 4 ротора заведена в силовую муфту 10 переходника 9.

Рабочее колесо 5 содержит многозаходную крыльчатку, включающую основной диск 21 со ступицей 19 и с закрепленной на диске системой криволинейных лопаток 22, вариантно принимаемых в количестве (3÷24), предпочтительно, (5÷7) лопаток. Лопатки 22 равномерно разделенных межлопаточными каналами, оси которых во фронтальной проекции выполнены постоянной или переменной кривизны, со средним градиентом угла установки оси лопатки 22 и идентичным градиентом угловой конфигурации медиальной оси межлопаточного канала, вариантно составляющем на длине лопатки (0÷7,0) рад/м с возможностью расширения диапазона в область отрицательных значений градиента. Активный объем динамического заполнения совокупности межлопаточных каналов выполнен обеспечивающем вариантную возможность выброса на проток за один оборот рабочего колеса (5,0÷1500)×10-5 м3/об перекачиваемой среды.

Основной диск 21 рабочего колеса 5 защищен с тыльной стороны гидрозатвором в виде импеллера 23, образованного системой лучевидных лопаток.

Корпус 17 проточной части снабжен кольцевой съемной тыльной стенкой 24, уступообразной в поперечном сечении, с меньшим из внешних радиусов Rmin,ст упомянутой стенки, превышающем радиус лопаток импеллера Rимп, который при этом выполнен достаточным для создания гидродинамического защитного противодавления напору перекачиваемой среды, проникающей в гидрозатвор в процессе работы насоса.

Кольцевая съемная тыльная стенка 24, уступообразная в поперечном сечении, выполнена удовлетворяющей каждому из условий, в силу которых меньший из внешних радиусов Rmin,ст упомянутой стенки 24 превышает радиус лопаток импеллера Rимп основного диска 21 рабочего колеса 5 на величину AR

ΔR=Rmin,ст-Rимп; ΔR>0,5hmin, л,

где 0,5 hmin, л - половина минимальной высоты лопатки 21 на выходном контуре рабочего колеса 5.

Импеллер 23 содержит от 5 до 15, предпочтительно, 12 лучевидных лопаток.

Упомянутые радиусы кривизны осей лопаток 22 и медиальных осей межлопаточных каналов во фронтальной проекции рабочего колеса 5 закручены в сторону, противоположную вектору вращения рабочего колеса 5, и выполнены исходящими из центров, рассредоточенных по условной окружности, радиус которой, в свою очередь, принят, предпочтительно, менее радиуса основного диска 21 рабочего колеса 5. Съемная тыльная стенка 24 корпуса 17 проточной части вмонтирована в проем указанного корпуса, имеющий проходной радиус, обеспечивающий возможность ввода и вывода рабочего колеса 5 при монтаже и демонтаже насоса 1.

Вал 4 ротора насоса 1 оперт на корпус 14 ходовой части через подшипниковые опоры 15. Предпочтительно, нижняя подшипниковая опора содержит радиальный подшипник 25, выполненный роликовым, а другая, предпочтительно, верхняя подшипниковая опора содержит, предпочтительно два радиально-упорных подшипника 26. Подшипниковые опоры 15 снабжены системой смазки подшипников 25, 26, для чего в корпусе 14 ходовой части выполнены пресс-масленки 27.

Вал 4 ротора насоса 1 выполнен состоящим из участков с различными диаметрами. Участок 28 с наибольшим диаметром расположен в высотном диапазоне между подшипниковыми опорами 15. Остальные участки вала 4 выполнены с диаметрами, ступенчато последовательно убывающими в направлении к оконечностям вала 4.

Узел сопряжения корпуса 14 ходовой части и корпуса 16 подвески в зоне опорной плиты 3 содержит торцевой, предпочтительно, съемный фланец 29 с сальниковым уплотнением 30 по валу 4 насоса 1.

Корпус 17 проточной части насоса 1 включает упомянутую тыльную уступообразную стенку 24, корпус 31 спирального сборника, выполненный с соблюдением минимальной дифференциации скоростей на входе и выходе из сборника и снабженный выходным напорным тангециальным или радиальным патрубком 13, а также крышку 32 с подводящим осевым патрубком 12, совместно образующие проточную полость 33 с объемом, достаточным для размещения рабочего колеса 5 и упомянутого спирального сборника, сообщенного с напорным патрубком 13, преимущественно, тангенциально. Напорный патрубок 13 корпуса 17 проточной части выполнен диффузорным с разностью площадей входного и выходного поперечных сечений, обеспечивающей снижение скорости нагнетаемого потока на выходе из патрубка в 1,1÷4,2 раза.

Для устранения утечки перекачиваемой среды по валу 4 насоса 1 и через разъемы упомянутых корпусов 14, 16, 17 насоса 1 устанавливают резиновые уплотнительные кольца 34, манжеты и узлы уплотнения с сальниковой набивкой. По меньшей мере, один узел 35 уплотнения выполнен с сальниковой набивкой 36 и установлен в тыльную стенку 24 корпуса 17 проточной части насоса со стороны корпуса 16 подвески. По меньшей мере, один из узлов уплотнения вариантно выполняют с лабиринтным уплотнением (на чертежах не показано). Также в насосе вариантно применяют щелевое уплотнение по крыльчатке (на чертежах не показано).

Силовая муфта 10, соединяющая консольный вал 8 ротора электродвигателя 6 и обращенную к нему верхнюю консоль 20 вала 4 ротора насоса 1, выполнена с возможностью передачи крутящего момента от первого ко второму с демпфированием взаимных угловых колебаний указанных валов. Для чего силовая муфта 10 выполнена в виде двух полумуфт 37, 38 соответственно электродвигателя 6 и насоса 1, жестко соединенных каждая с соответствующим валом ротора. Полумуфты 37, 38 упруго соединены между собой через амортизатор 39, преимущественно, в виде системы типа «палец-втулка-упругий кольцевой вкладыш» с количеством втулок по числу «пальцев», но не менее двух.

Проточная часть насоса 1 вариантно снабжена трубой 40 входа для направленного подвода потока перекачиваемой среды в осевому входу рабочего колеса 5.

Напорный патрубок 13 насоса выполнен с фланцем 41 для соединения с напорной магистралью 42. По меньшей мере, участок напорной магистрали 42 между напорным патрубком 13 и предназначенным для пропуска указанной магистрали проемом 43 в опорной плите 3 насоса выполнен под углом α=~π/2. Напорная магистраль 42 снабжена фланцами для присоединения одним из фланцев 44 к фланцу 41 напорного патрубка 13, а другим, преимущественно, съемным фланцем 45 для фиксации магистрали 42 в опорной плите 3. Съемный фланец 45 снабжен кольцевым уплотнением 46, предотвращающим попадание воздуха в напорную магистраль 42.

Опорная плита 3 выполнена не менее чем с двумя несимметрично с эксцентриситетом относительно центра или осей симметрии плиты проемами 43, 47. Диаметр проема 47 выполнен с возможностью заведения в него, по меньшей мере, несъемного опорного фланца 48 корпуса 16 подвески. Диаметр другого проема вариантно выполнен превышающем внешний диаметр напорной магистрали 42, по меньшей мере, на технологически необходимую величину внешнего диаметра съемного фланца 45 указанной магистрали 42. Опорная плита 3 снабжена строповочными петлями или отверстиями 49, а также технологическими отверстиями 50 для фиксированного крепления электронасосного агрегата к конструкции внешней емкости, резервуара.

Корпус 11 переходника 9 выполнен, предпочтительно, конической конфигурации и содержит, по меньшей мере, один технологический проем 51 для обслуживания силовой муфты 10.

Корпус 16 подвески снабжен системой отверстий 52 для сообщения с переменным объемом перекачиваемой среды.

Химический вертикальный электронасосный агрегат предназначен для перекачивания химически агрессивных жидкостных сред типа кислот, щелочей, электролитов и других с температурой от 0÷98°C, с водородным показателем 0÷14 pH, плотностью до 1870 кг/м3, кинематической вязкостью до 30×10-6 м2/с и твердыми включениями до 1 мм с объемной концентрацией последних, не превышающей 5%, либо для перекачивания горячих и кристаллизующихся жидкостей с температурой от 0 до 250°C.

Насос 1 и комплектующий электродвигатель 6 вариантно выполнены с возможностью подачи от 12,5 до 315 м3/ч и напором от 20 до 90 м, при этом электродвигатель принимают с вариантной мощностью от 5 до 150 кВт, адекватной диапазонам напора и подачи и частотой вращения вала предпочтительно, до 1500 об/мин, а при частоте вращения вала, предпочтительно, до 2950 об/мин электронасосный агрегат вариантно выполнен с возможностью подачи от 7,5 до 50 м3/ч с напором от 20 до 90 м, мощностью от 5 до 350 кВт.

В способе перекачивания химически агрессивных жидкостей перекачивание выполняют в процессе производства, транспорта, закачивания или выкачивания из цистерн, танков или резервуаров для краткосрочного или длительного хранения указанных жидкостей, используя для этого, по меньшей мере, один химический вертикальный электронасосный агрегат, описанный выше.

В качестве перекачиваемой среды используют химически агрессивную жидкость типа растворов серной кислоты или сочетания двух, включая сочетания серной и уксусной кислоты, либо трех и более кислот, в том числе сочетания серной, соляной и азотной кислоты, с концентрацией от 0,1 до 98% и температурой от 30 до 100°С, применяя для этого химически стойкие покрытия типа тефлона, наносимого, по меньшей мере, на контактирующие с агрессивной средой детали проточной части насоса.

В качестве перекачиваемой среды используют химически агрессивную жидкость типа азотной кислоты, ее растворов и/или компонентов.

В качестве перекачиваемой среды используют химически агрессивную жидкость типа фосфорной кислоты, ее растворов и/или компонентов с концентрацией от 1 до 90% и температурой от 20 до 100°C.

В качестве перекачиваемой среды используют химически агрессивную жидкость типа соляной кислоты, ее растворов и/или компонентов с концентрацией от 0,2 до 37% и температурой от 20 до 60°C.

В качестве перекачиваемой среды используют химически агрессивную жидкость типа щелочей с концентрацией от 5 до 97% и температурой от 15 до 135°C.

Перекачивание химически агрессивных жидкостей предлагаемым химическим вертикальным электронасосным агрегатом осуществляют следующим образом.

Опускают агрегат в емкость с перекачиваемой жидкостью и контролируют высоту уровня залитой части агрегата. Закрывают задвижку на напорном трубопроводе. Запускают электродвигатель. Открывают задвижку на напорной магистрали.

Перекачиваемая химически агрессивная жидкая среда через входной подводящий патрубок 12, попадая на вход во вращающееся центробежное рабочее колесо 5, перемещается от центра к периферии под действием центробежных сил и диффузного расширения в межлопаточных каналах рабочего колеса 5, приобретая при этом кинетическую энергию и получая закрутку в направлении вращения рабочего колеса 5.

После выхода из рабочего колеса 5 поток переходит в диффузорный спиральный сборник, расширяющийся к напорному патрубку 13 в режиме, приближенном к соблюдению равенства скоростей потока на протяжении сборника. Из сборника перекачиваемая среда попадает в напорный патрубок 13, выполненный диффузорным со снижением скорости при прохождении в патрубке в два раза с одновременным переходом части кинетической энергии потока в потенциальную и поступает в напорную магистраль 42.

При этом в процессе работы агрегата от утечки перекачиваемой среды по валу 4 насоса 1 защищает сальниковое уплотнение 35, а от утечки перекачиваемой среды в ходовую часть насоса и через нее в атмосферу защищает сальниковое уплотнение 29. Разъемы корпусов 14, 16, 17 герметизируют резиновыми уплотнительными кольцами 34.

Остановку агрегата производят в следующем порядке: плавно закрывают задвижку на напорном трубопроводе, отключают электродвигатель.

При этом перекачивание выполняют в процессе производства, транспорта, закачивания или выкачивания из цистерн, танков или резервуаров для краткосрочного или длительного хранения указанных жидкостей. В качестве перекачиваемой среды используют растворы серной кислоты или сочетания двух, включая сочетания серной и уксусной кислоты; либо азотную кислоту, ее растворов и/или компонентов; либо фосфорную кислоту, ее растворов и/или компонентов с концентрацией от 1 до 90% и температурой от 20 до 100°C; либо соляную кислоты, ее растворов и/или компонентов с концентрацией от 0,2 до 37% и температурой от 20 до 60°C; либо жидкость типа щелочей с концентрацией от 5 до 97% и температурой от 15 до 135°C.

Таким образом, за счет разработанных в изобретении конструктивных решений и технологических параметров основных узлов и элементов насоса в составе электронасосного агрегата, достигают повышение защиты от протечек химически агрессивной перекачиваемой жидкости и, как следствие, снижение загрязнения атмосферного воздуха ядовитыми испарениями, а также повышение долговечности, надежности работы агрегата и эффективности перекачивания химически агрессивных жидких сред.

1. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа, характеризующийся тем, что включает насос с корпусом, опорной плитой, ротором с валом и рабочим колесом в виде многозаходной крыльчатки открытого типа, привод в виде электродвигателя с корпусом и валом ротора, а также переходник с силовой муфтой, упруго соединяющей валы упомянутых роторов с образованием валопровода для передачи крутящего момента на рабочее колесо, при этом переходник содержит силовой корпус, охватывающий по контуру упомянутую муфту и в качестве опоры соединяющий корпуса насоса и электродвигателя, причем насос выполнен центробежным, вертикального типа, полупогружным, предпочтительно, однокорпусным и, по меньшей мере, одноступенчатым с осевым подводом и тангенциальным или радиальным отводом перекачиваемой среды, для чего снабжен входным подводящим и выходным напорным патрубками, кроме того, корпус насоса выполнен сборным и включает размещенный над опорной плитой корпус ходовой части, по меньшей мере, с двумя подшипниковыми опорами, а также содержит прикрепленный к опорной плите снизу корпус подвески, сблокированный с корпусом проточной части, причем вал ротора насоса выполнен двухконсольным, установлен в подшипниковых опорах корпуса ходовой части и нижней консолью пропущен через корпус подвески с выходом в корпус проточной части, в котором жестко съемно соединен со ступицей рабочего колеса, а верхняя консоль вала ротора заведена в силовую муфту переходника, при этом рабочее колесо содержит многозаходную крыльчатку, включающую основной диск со ступицей и с закрепленной на диске системой криволинейных лопаток, вариантно принимаемых в количестве (3÷24), предпочтительно (5÷7), лопаток, равномерно разделенных межлопаточными каналами, оси которых во фронтальной проекции выполнены постоянной или переменной кривизны, со средним градиентом угла установки оси лопатки и идентичным градиентом угловой конфигурации медиальной оси межлопаточного канала, вариантно составляющим на длине лопатки (0÷7,0) рад/м и с возможностью расширения диапазона в область отрицательных значений градиента, а активный объем динамического заполнения совокупности межлопаточных каналов выполнен обеспечивающим вариантную возможность выброса на проток за один оборот рабочего колеса (5,0÷1500)·10-5 м3/об перекачиваемой среды, причем основной диск рабочего колеса защищен с тыльной стороны гидрозатвором в виде импеллера, образованного системой лучевидных лопаток, а корпус проточной части снабжен кольцевой съемной тыльной стенкой, уступообразной в поперечном сечении с меньшим из внешних радиусов Rmin,ст упомянутой стенки, превышающим радиус лопаток импеллера Rимп, который при этом выполнен достаточным для создания гидродинамического защитного противодавления напору перекачиваемой среды, проникающей в гидрозатвор в процессе работы насоса.

2. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа по п.1, отличающийся тем, что кольцевая съемная тыльная стенка, уступообразная в поперечном сечении, выполнена удовлетворяющей каждому из условий, в силу которых меньший из внешних радиусов Rmin,ст упомянутой стенки превышает радиус лопаток импеллера Rимп на величину ΔRΔR= Rmin,ст-Rимп; ΔR>0,5hmin, л,где 0,5 hmin, л - половина минимальной высоты лопатки на выходном контуре рабочего колеса.

3. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа по п.1, отличающийся тем, что импеллер содержит от 5 до 15, предпочтительно 12, лучевидных лопаток.

4. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа по п.1, отличающийся тем, что упомянутые радиусы кривизны осей лопаток и медиальных осей межлопаточных каналов во фронтальной проекции колеса закручены в сторону, противоположную вектору вращения рабочего колеса, и выполнены исходящими из центров, рассредоточенных по условной окружности, радиус которой, в свою очередь, принят, предпочтительно, менее радиуса диска рабочего колеса, причем упомянутая съемная тыльная стенка корпуса проточной части вмонтирована в проем указанного корпуса, имеющий проходной радиус, обеспечивающий возможность ввода и вывода рабочего колеса при монтаже и демонтаже насоса.

5. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа по п.1, отличающийся тем, что вал ротора насоса оперт на корпус ходовой части через упомянутые подшипниковые опоры, одна из которых, предпочтительно нижняя, содержит радиальный подшипник, выполненный роликовым, а другая, предпочтительно верхняя, содержит, предпочтительно два радиально-упорных подшипника, и, кроме того, подшипниковые опоры снабжены системой смазки подшипников, для чего в корпусе ходовой части выполнены пресс-масленки.

6. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа по п.1, отличающийся тем, что вал ротора насоса выполнен состоящим из участков с различными диаметрами, при этом участок с наибольшим диаметром расположен в высотном диапазоне между упомянутыми подшипниковыми опорами, а остальные участки вала выполнены с диаметрами, ступенчато последовательно убывающими в направлении к оконечностям вала.

7. Химический вертикальный электронасосный агрегат с рабочим колесом открытого типа по п.1, отличающийся тем, что узел сопряжения корпуса ходовой ч