Способ увеличения ресурса цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания пд-10м
Изобретение относится к области восстановления деталей и может быть использовано при ремонте цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания ПД-10М. Восстановление ведут методом внутреннего шлифования в два этапа на внутришлифовальном станке с последующим хонингованием из условия получения дополнительного ремонтного размера D=74,25 мм. На первом этапе осуществляют черновое шлифование, а на втором - чистовое шлифование. Приведены режимы обработки на упомянутых операциях шлифования и хонингования. В результате обеспечивается правильная геометрия восстанавливаемого цилиндра и сохраняются прочностные свойства его стенок.
Реферат
Изобретение относится к цилиндру двухтактного двигателя внутреннего сгорания ПД-10М.
Известен способ увеличения срока службы цилиндра, в котором вокруг выходов из сквозных каналов со стороны выхлопных окон цилиндра выполнен кольцевой направляющий элемент для снижения теплонапряженности рабочего цилиндра и предотвращения повышенной степени износа [1].
Однако выполнение кольцевого направляющего элемента вокруг выходов из сквозных каналов со стороны выхлопных окон цилиндра приводит к снижению усталостной прочности внутренней поверхности цилиндра.
Задачей изобретения является увеличение ресурса цилиндра пускового двигателя ПД-10М за счет получения дополнительного ремонтного размера Dp.p3=74,25+0,030 мм способом внутреннего шлифования в два этапа и хонингования при сохранении прочностных свойств стенок цилиндра.
Для реализации способа рассматривается наибольший износ диаметра dизм, вышедшего за второй ремонтный размер, таким может быть dизм=73,8 мм. Номинальный диаметр нового цилиндра ПД-10М Dн=72+0,030 мм. Первый ремонтный размер Dp.p1=72,75+0,030 мм, второй размер Dp.p2=73,50+0,030 мм. При аналитическом способе определения ремонтного размера [2] возможны случаи, когда некоторые участки цилиндра останутся необработанными. Объясняется это неравномерным износом цилиндра. При одностороннем износе цилиндра, если Dрасч=Dp.p или отличается от него на 0,05-0,1 мм, следует проверить расчетный размер по формуле:
D р . р ≥ D р а с ч = d 1 + 2 ( d и з м − d 1 ) + 2 ( a + b ) , /1/
где Dp.p - ремонтный размер цилиндра, мм;
dизм - фактический (измеренный) диаметр, мм;
d1 - предыдущий ремонтный размер, мм;
a - припуск на невыход резца (0,02-0,03 мм);
b - припуск на последующую обработку (0,02-0,03 мм).
Dрасч=73,50+2(73,8-73,5)+2(0,025+0,025)=74,2 мм.
Исходя из условия Dp.p≥Dрасч принимаем Dр.р3=74,25+0,030 мм, где Dр.р3 - посчитанный дополнительный ремонтный размер.
При расчете ремонтных размеров учитывается глубина термообработки, если она присутствует, и прочность цилиндра.
Для проверки на прочность делаются вычисления по известной методике [3]. После нахождения дополнительного ремонтного размера проводится расчет толщины стенки, при которой будут выдерживаться все напряжения, возникающие в цилиндре.
Расчетная толщина стенки определяется по формуле:
δ p = 0,5 ⋅ D ⋅ ( σ z + 0,4 ⋅ p z σ z − 1,3 ⋅ p z − 1 ) , /2/
где D - диаметр цилиндра, мм;
σz - допускаемое напряжение на растяжение (для чугунных цилиндров σz=50-60 МПа);
pz - давление газов в конце сгорания, МПа (для пускового двигателя ПД-10М pz=4,71 МПа).
δ p = 0,5 ⋅ 25 ⋅ ( 60 + 0,4 ⋅ 4,71 60 − 1,3 ⋅ 4,71 − 1 ) = 2,662 мм .
Толщина стенки цилиндра выбирается с некоторым запасом прочности δ≥δр. Реальная толщина δ нового цилиндра с номинальным диаметром Dн=72+0,030 мм со стороны водяной рубашки составляет 7 мм в нижней части цилиндра с увеличением до 9 мм в верхней части (камера сгорания). Исходя из того что Dр.р3=74,25+0,030 мм, толщина стенки в данном случае будет равна 5,88 мм в нижней части цилиндра и 7,88 мм в верхней части, что удовлетворяет условию δ≥δр.
Далее рассчитываются напряжения, возникающие в цилиндре при работе пускового двигателя.
Напряжения растяжения от действия максимального давления газов:
σ p = p z max 2 ⋅ δ = 4,71 ⋅ 74,25 2 ⋅ 5,88 = 29,737 МПа /3/
Температурные напряжения в цилиндре:
σ t = E ⋅ α ц ⋅ Δ T 2 ⋅ ( 1 − μ ) , /4/
где Е - модуль упругости материала, МПа (для чугуна Е=1,0·105);
αц - коэффициент линейного расширения, 1/К (для чугуна αц=11·106);
ΔТ - перепад температур, К (по опытным данным для верхней части втулки ΔT=100…150);
µ - коэффициент Пуассона (для чугуна µ=0,23…0,27).
σ t = 1,0 ⋅ 10 5 ⋅ 11 ⋅ 10 − 6 ⋅ 125 2 ⋅ ( 1 − 0,25 ) = 91,667 МПа .
Суммарные напряжения в цилиндре от давления газов и перепада температур:
на наружной поверхности: σ ' Σ = σ p + σ t = 29,737 + 91,667 = 121,404 МПа; /5/
на внутренней поверхности: σ ' Σ = σ p − σ t = 29,737 − 91,667 = − 61,93 МПа . /6/
Суммарное напряжение для чугуна σ'∑=100…130 МПа. В нашем случае 121,404<130.
Расчеты, проведенные на прочность цилиндра при увеличении диаметра на дополнительный размер, показывают, что запаса толщины стенки достаточно.
Типовая технология ремонта цилиндра на ремонтные размеры включает в себя две операции: растачивание и хонингование [4].
Однако, предлагается иной способ получения дополнительного ремонтного размера, который позволит сохранить прочностные свойства цилиндра и получить правильную геометрию цилиндра, т.е. применить внутреннее шлифование на внутришлифовальных станках.
Шлифование проводится в два этапа: черновое и чистовое.
Черновое шлифование проводится до размера цилиндра - 74,19 мм, а чистовое - до 74,22 мм и припуск в 0,03 мм оставляется на последующее хонингование. Шлифование будет проводиться кругом 63×20×20 25А 25 CM КБ.
Режимы резания расчитаны по известной методике [5]. Для чернового шлифования установлены следующие режимы резания:
- частота вращения детали nд=100 об/мин;
- частота вращения круга nк=4500 об/мин;
- скорость перемещения стола VC=1 м/мин.
Для чистового шлифования установлены следующие режимы резания:
- частота вращения детали nд=600 об/мин;
- частота вращения круга nк=4500 об/мин;
- скорость перемещения стола VC=6 м/мин.
Финишной операцией является хонингование на станках моделей 3Б833, 3Г833 и др. Режимы хонингования: частота вращения хонинговальной головки - 220 об/мин, возвратно-поступательное движение - 9,4 м/мин.
Шероховатость поверхности зеркала цилиндра после хонингования составит Rz=0,63 мкм.
Опыт использования дополнительного ремонтного размера на ремонтных предприятиях Оренбургской области по предлагаемой технологии указывает на возможность применения этого способа.
Источники информации
1. Цилиндр двухтактного двигателя внутреннего сгорания / Гозен Йооп Хеллингман / АС СССР №884582, Кл. F02F 1/14, 1975.
2. Технология ремонта машин и оборудования. Изд. 2-ое перераб. и доп. Под ред. И.С.Левитского. Учебник для студентов с/х вузов. - М.: Колос, 1975.
3. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Высшая школа, 2003.
4. Черноиванов В.И. и др. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин. - М.: Колос, 1983.
5. Расчет режимов резания при механической обработке металлов и сплавов / Э.Г.Бабенко: Методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию. - Хабаровск: ДГАПС, 1997.
Способ ремонта цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания ПД-10М, включающий обработку внутренней поверхности цилиндра с получением установленного технологией ремонтного размера диаметра цилиндра, отличающийся тем, что обработку ведут методом внутреннего шлифования в два этапа на внутришлифовальном станке с последующим хонингованием из условия получения дополнительного ремонтного размера D=74,25 мм при сохранении прочностных свойств стенок цилиндра, при этом на первом этапе осуществляют черновое шлифование цилиндра с частотой его вращения nД=100 об/мин, частотой вращения шлифовального круга nК=4500 об/мин и скоростью перемещения стола станка VC=1 м/мин,на втором этапе - чистовое шлифование с частотой вращения цилиндра nД=600 об/мин, частотой вращения шлифовального круга nК=4500 об/мин и скоростью перемещения стола станка VC=6 м/мин, ахонингование ведут с частотой вращения хонинговальной головки - 220 об/мин и возвратно-поступательным движением - 9,4 м/мин.